Гиперактивность (буклет)
консультация по коррекционной педагогике

Бердникова Татьяна Михайловна

В буклете дано определение гиперактивности,  ее причины, признаки,  а также советы и рекомендации по взаимодействию с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnye.doc584.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детская гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.

Как определить и лечить гиперактивность, к каким специалистам нужно обращаться для постановки диагноза, как правильно строить общение с ребенком? Все это необходимо знать, чтобы вырастить здорового малыша. 

Итак, гиперактивность -это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом гиперактивного ребенка. Для него характерны следующие нарушения:

  • импульсивность поведения;
  • значительно повышенная речевая и двигательная активность;
  • дефицит внимания.

Гиперактивность может приводить к плохим отношениям с родителями, сверстниками, низкой успеваемости в школе. У мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.

Отличие гиперактивности от активности: синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого. 

Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, низкая успеваемость в школе. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.

Причинами гиперактивности могут быть:

  • преждевременные или осложненные роды;
  • внутриутробные инфекции;
  • влияние вредных факторов на работе во время беременности женщины;
  • плохая экология;
  • стресс и физические перегрузки женщины в период вынашивания плода;
  • наследственная предрасположенность;
  • несбалансированное питание в период беременности;
  • незрелость центральной нервной системы новорожденного;
  • нарушения обмена дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца;
  • завышенные требования к ребенку родителей и педагогов.

Такое состояние может быть спровоцировано поздним токсикозом, применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие алкоголя, наркотиков, курения в период вынашивания плода. Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей — еще один предрасполагающий фактор.

Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте:

  • беспокойство; 
  • неусидчивость;
  • задержка развития речи;
  • раздражительность и плаксивость;
  • плохой сон;
  • упрямство;
  • невнимательность;
  • импульсивность.

У новорожденных: на гиперактивность у детей до года указывает беспокойство и повышенная двигательная активность в кроватке; самые яркие игрушки вызывают у них непродолжительный интерес. При осмотре у таких детей часто выявляются аномальное строение ушных раковин и их низкое расположение, готическое небо, заячья губа, волчья пасть.

         2-3 года: проявления данного состояния чаще всего родители начинают замечать с 2 лет или с еще более раннего возраста. Ребенок отличается повышенной капризностью. Уже в 2-летнем возрасте мама и папа видят, что малыша трудно чем-то заинтересовать, он отвлекается от игры, вертится на стуле, находится в постоянном движении. Обычно такой ребенок очень непоседлив, шумит, но иногда 2-летний малыш удивляет своей молчаливостью, отсутствием желания вступать в контакт с родителями или сверстниками.

Детские психологи считают, что иногда такое поведение предшествует появлению двигательной и речевой расторможенности. В два года родители могут наблюдать у малыша признаки агрессии и нежелание подчиняться взрослым, игнорирование их просьб и требований.

С 3-летнего возраста становятся заметными проявления эгоистических черт. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в коллективных играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает.

У дошкольников: гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке. У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.

Игры для гиперактивных:

Игра "Подушечные бои". Попробуйте ответить на вопрос, часто ли вы даете своему ребенку пошалить, побаловаться и выплеснуть накопившееся за день напряжение? К большому сожалению, нет… Организуйте "подушечные бои" как спортивное соревнование, в котором двое играющих, становясь на две газеты, пытаются подушками выбить с них друг друга. В следующий раз можно по тому же сценарию провести, например, "Петушиные бои" и т.д.
Не расстраивайтесь по поводу беспорядков, которыми они будут сопровождаться: наградой вам будет последующее спокойствие вашего ребенка.

Игра "Расскажи стихи руками". Суть игры в следующем. Взрослый совместно с ребенком по очереди пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения, небольшой басни, рассказа.

Игра "Успевай-ка". Содержание игры сводится к тому, что взрослый договаривается с ребенком о том, что он будет, допустим, называть цифры, а ребенок должен следить и сказать "Стоп", если произнесена условленная цифра, например, "3". Можно усложнять правила: "Стоп" говорить только в том случае, если перед цифрой "3" называлась цифра "5". Поддержать интерес ребенка к данной игре можно, заменив слуховой материал на зрительный.

Игра «Кричалки—шепталки—молчалки».  Сделайте 3 силуэта ладони из картона красного, желтого, синего цветов. Это — сигналы. Если взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку”, значит можно бегать, кричать, шуметь. Когда показана желтая ладонь- «шепталка», значит можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» (синяя ладонь) дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

                         Дорогие взрослые!

 Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили:

* Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!

 * Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов.

* Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно и внимательными, и аккуратными, и усидчивыми. Это выше наших сил!

И запомните: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других.

                                Гиперактивные дети.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

_________________________________

НЕПОСЕДЛИВЫЙ РЕБЕНОК,

  ИЛИ

 ВСЕ О ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЯХ

Подготовила:

 педагог-психолог,  

                                                 Бердникова Т.М.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ваш ребенок невнимательный и гиперактивный? Буклет для родителей

Буклет для родителей - рекомендации по воспитанию  и развитию гиперактивных, невнимательных  детей....

Буклет для родителей "Как вести себя с гиперактивным ребёнком?"

Буклет в формате .pub для родителей на тему "Как вести себя с гиперактивным ребёнком?": даны практические рекомендации....

Буклет "Гиперактивный ребенок"

Не опускайте руки! Любите вашего норовистого ребенка. Помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности....

Буклет "Гиперактивный ребенок"

Буклет для родителей "Гиперактивный ребенок"...

Буклет: "Гиперактивный ребенок"

Буклет для родителей: "Гиперактивный ребенок"...

Буклет по теме: "Рекомендации педагогам по организации работы с гиперактивными детьми".

В данном буклете дана информация по особенностям взаимодействия с гиперактивными детьми. Информация будет полезна как педагогам, так и родителям....

буклет "Гиперактивный ребенок"

В буклеты раскрывается понятие гиперактивность, даются рекомендации родителям гиперактивных детей. а так же признаки гиперактивности....