Зрительная гимнастика и ее виды для детей с нарушением зрения в детском саду.
консультация по коррекционной педагогике

Зазуля Наталья Андреевна

То, что зрительная гимнастика это метод коррекции, развития и  профилактики зрительных функций, это правда. А вот насколько она важна? Регулярное применение зрительной гимнастики, имеет неоценимое значение в укреплении и сохранении зрения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зрительная гимнастика и ее виды для тетей с нарушением зрения в детском саду.

Зрение – одно из пяти чувств,

при помощи которых,

человек познает,

воспринимает и исследует

окружающий его мир.

 

То, что зрительная гимнастика это метод коррекции, развития и  профилактики зрительных функций, это правда. А вот насколько она важна? Чтобы в этом разобраться,  для начала обратимся к анатомии строения глаза. А именно рассмотрим  глазодвигательный аппарат – это сложный сенсомоторный механизм, физиологическое значение которого определяется двумя его главными функциями: двигательной (моторной) и сенсорной (чувствительной).

Двигательная функция глазодвигательного аппарата обеспечивает наведение обоих глаз на  объект фиксации, сенсорная - слияние двух монокулярных (правого и левого) изображений в единый зрительный образ.

Процесс движения глаз осуществляется мышечной системой. Глазодвигательная функция – первая задача мышц глазного яблока. Глазодвигательные мышцы расположены вокруг глазного яблока, насчитывается их шесть. К ним относятся две косые и четыре прямые глазные мышцы, а точнее: наружная (латеральная), внутренняя (медиальная) прямые; верхняя,  нижняя прямая; верхняя,  нижняя косая ( 3 пары мышц).

Работа глазных мышц находится под контролем трех черепно - мозговых нервов – отводящего, глазодвигательного и блокового. Мышечные волокна мышц глазного яблока человека снабжены нервными окончаниями, это обеспечивает выполнение всех движений с максимальной четкостью и точностью.

При согласованном сокращении мышцы осуществляют четкое, объемное зрение, двигают глаза вниз, вверх, в стороны, выполняют вращательные движения.

 Наружная прямая мышца

Латеральная прямая мышца - глаза выполняет поворот глаза к виску. При ее сокращении левый глаз смотрит влево, правый – вправо.

Внутренняя прямая мышца

Медиальная прямая мышца - выполняет поворот левого глаза вправо, правого – налево.

Верхняя прямая мышца

Отводит глаз кверху и немного заводит глазное яблоко внутрь, за край орбиты.

Нижняя прямая мышца

Мышца отводит яблоко книзу, слегка заводит его за нижний край глазной орбиты.

Косые мышцы осуществляют сложные движения глаза.

Верхняя косая мышца

Опускает глазное яблоко и поворачивает его наружу.

Нижняя косая мышца 

Поднимает глазное яблоко и также отводит кнаружи. 

Поворачивает глазное яблоко вверх.

Совместное сокращение обеих косых мышц сжимает и удлиняет глазное яблоко.

К внутренним мышцам глаза относятся:

  • циллиарная мышца;
  • мышца, суживающая зрачок;
  • мышца, расширяющая зрачок.

Мышечный аппарат настраивает зрительный орган для рассматривания предметов. С их помощью открываются и закрываются веки. Благодаря объемному и яркому зрению человек полноценно воспринимает окружающий мир. Слаженная работа этой системы возможна благодаря двум факторам:

  • правильное строение мышц;
  •    нормальная иннервация  (связь нервных волокон с каким-либо органом или частью тела; по этим волокнам передаются либо двигательные импульсы, идущие в направлении к ткани, либо сенсорные импульсы, которые идут от ткани к головному мозгу).
    Согласованная работа глазодвигательных мышц создает правильное, четкое зрение. Перенапряжение, парезы, воспаления, выпадение функции хотя бы одного мышечного звена ведет к дискомфорту, нарушению зрения и нефизиологической работе остальных мышц.

Суть всех движений заключается в том, чтобы все мышцы нашего глазного яблока работали слажено, что приводит к одинаковому попаданию видимого изображения на макулярную (Макула – центр сетчатки глаза, называемый также желтым пятном, это место, где происходит фокусировка световых лучей), макула обеспечивает четкое зрение и ощущение всей глубины пространства.

Делая вывод из всего вышесказанного, мы уже можем с уверенностью сказать, о важности  тренировки глазодвигательных мышц.

И регулярное применение зрительной гимнастики, имеет неоценимое значение,  решая следующие задачи: 

  • Снимает зрительную утомляемость;
  • Укрепляет глазодвигательные мышцы;
  • Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости;
  • Улучшает аккомодацию (способность зрительных органов фокусироваться на предметах, которые располагаются на разных расстояниях,  в первую очередь при нарушении аккомодации человек начинает плохо видеть всё то, что расположено недалеко от него). 

Систематическое, комплексное  выполнение зрительных гимнастик улучшает многие важнейшие зрительные функции (обеспечивает улучшение кровоснабжения, расширяется поле зрения, улучшается глазомер, острота зрения, уменьшается угол косоглазия и многое другое). 

Так же  зрительная гимнастика помогает:

  • включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка;
  •  формировать у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

  • фиксированное положение головы. Это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;
  • длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах.

Варианты зрительных гимнастик:

  • с использованием художественного слова:

«Весёлые фигурки»

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

  • с опорой на схему.  Офтальмотренажеры.

Этапы детей обучения работе на афтальмотренажер:

  1. Педагог медленно ведет указкой по линиям, обращает внимания на точность движения, не выходить за линии, следить глазами за указкой.
  2. Ребенок ведет указкой или указательным пальцем по офтальмотренажёру. Педагог следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать маршрут движения и изменения траектории.
  3. Ребенок сам , без указки, глазами прослеживает маршрут и обязательно называет пространственные направленияя.
  •  «Маршруты для глаз В.М. Базарного (окулист, доктор медицинских наук, профессор):

Важно, чтобы диаграмма была цветная, именно это позволяет развивать зрение и координацию.

Применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.

1. Слежение глазами по заданной траектории;

2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем траектории движений.

Это схема зрительно двигательных проекций. На плакате изображены линии - «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется по 15 раз.

1. - Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.

2. - Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.

3. - Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.

4. - Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.

5. - Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.

В первом случае дети по заданному направлению следят взглядом (следят одними глазами, не поворачивая головы). Во - втором варианте дети  по заданной траектории следят и глазками, и одновременно «обводят» её указательным пальцем.

Данный тренажёр используется, чтобы снять у детей напряжение и утомляемость,  способствовать развитию зрительно-ручной координации.

С сигнальными метками:

Упражнения с сигнальными метками: в различных участках групповой комнаты на потолке фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить красочные картинки, игрушки или геометрические фигуры. Располагать их следует в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах).

С индивидуальными офтальмотренажерами:

На индивидуальные офтальмотренажеры, «держалки» помещаются предметные картинки по лексическим темам, дети сами держат их на вытянутой руке перед собой и действуют по словесной инструкции, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц.

С настенными и потолочными офтальмотренажерами:

Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами; Упражнения выполняются коллективно и только стоя.

«Метка на стекле» по Э.С.Аветисову

Такая метка позволяет тренировать глазные мышцы,стимулировать сокращение мышц хрусталика, способствуетпрофилактике близорукости. Крупную цветную метку диаметром 3 - 5 сантиметров прикрепить к оконному стеклу на уровне глаз ребенка. Ребенкупредлагается смотреть на метку 1 - 2 секунды, затем перевести

взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что

он там видит.

Электронные зрительные гимнастики.

Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки для глаз проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов,

Комплекс упражнений

  1.  «Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, открыть глаза. Повторить 7 раз. Следует внимательно следить за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к усталости мышц и не несёт никакого положительного эффекта.
  1. «Далеко-близко». Рекомендовано выполнять перед окном. Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко. Для маленьких детей данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты определенного цвета или формы. На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить 7 раз.
  1. «Восьмёрочки». Пусть ребёнок мысленно представит цифру восемь, если малыш маленький, покажите, как она выглядит. Предложите взглядом нарисовать эту цифру. Внимательно следите за движением глаз. Для облегчения задания можно использовать рисунок со стрелочками. Поверните картинку так, чтобы получился знак «бесконечность» или восьмёрка на боку, предложите ребёнку нарисовать фигуру взглядом. Упражнение сделать 7 раз.
  1. «Крестики-нолики». С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верхнего – на правый нижний. Делаем круговое движение глазами. За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто выполняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс можно выполнять и с закрытыми глазами.
  1. «Часики». Представляем себе большой циферблат или используем изображение с нарисованными или, если нет возможности, пользуемся настоящими часами. Движение глаз совпадают с движением секундной стрелки. На каждой цифре останавливаемся на 1-2 секунды. Выполняем 5-6 раз.
  1. «Приближение». Исходное положение: рука максимально вытянута вперед, в руке ручка с ярким колпачком, к которому приковано наше внимание. Начинаем медленно передвигать предмет по направлению к кончику нашего носа, взгляд от кончика ни на что не переводим. Как только колпачок становится просто ярким пятном, движение прекращаем. Делаем 5 секунд перерыва, затем еще 5 таких приближений.
  1. «Лёгкий отдых». Прикрыть глаза, посчитать с закрытыми глазами до 15, открыть глаза. Повторить 6 раз.
  1. «Найди вещь». Лучше всего выполнять рядом с книжным шкафом или компьютерным столом. Родитель даёт задание найти взглядом какую-то вещь или книгу, и сказать, где она стоит.
  1. «Туда-сюда». Сделать 7 вертикальных движений глазами, чередуя с горизонтальными движениями. У маленьких деток с выполнением этого упражнения может помочь яркая игрушка или предмет, за которым следует следить, пока родитель его двигает.
  1. «Быстро-быстро». Интенсивно поморгать, считая до 5, сделать перерыв 1-2 секунды, затем выполнить ещё 5 раз.

Формируя комплекс зрительной гимнастики для ребёнка, следует помнить, что применение больше пяти упражнений утомительно, следовательно, качество выполнения будет хуже.

Задания с открытыми и закрытыми глазами чередуются. Дошкольникам рекомендовано проводить данные тренировки исключительно в игровой форме, используя легко запоминаемые стишки.

У лиц с близорукостью следует больше внимания уделять упражнениям, направленным на рассматривание предметов расположенных вдали, в то время как дальнозорким рекомендовано больше времени уделять работе на близком расстоянии.

У детей с астигматизмом основными являются задания, направленные на рисование объектов взглядом. У пациентов с косоглазием необходимо вызвать содружественную реакцию глаз с помощью приближения-удаления предметов.

Противопоказания

Зарядка для глаз имеет и противопоказания к проведению:

  1. Упражнения запрещено проводить после операций на мышечном аппарате глаза вследствие нарушения функции оперированной мышцы и повышения тонуса мышцы.
  2. В послеоперационном периоде у пациентов с отслойкой сетчатки гимнастика не проводится.
  3. При высоких степенях близорукости необходимо проконсультироваться с врачом-офтальмологом для подбора правильного комплекса заданий, не подвергающих угрозе осложнений.
  4. При угрозе перфорации роговицы упражнения проводить не следует.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зрительная гимнастика

Слайд 2

О коло 90 процентов информации об окружающем нас мире в мозг передают именно глаза. И чем надежнее работает наша зрительная система, тем полнее наша жизнь. К сожалению, при современном образе жизни количество людей, у которых каждый год возникают проблемы со зрением, увеличивается . Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. «Пока видят глаза — не понимаешь, что такое зрение». Народная мудрость

Слайд 3

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим нарушений зрения, относятся: — соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения; — использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам; — чередование занятий детей с отдыхом; — проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома; — контроль за правильной позой детей во время занятий; — организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе; — активное гармоничное физическое развитие детей; — организация рационального питания и витаминизации; — исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Слайд 4

Схематичное изображение движения глазных яблок при сокращении соответствующих мышц (вид сверху): Наружная прямая Внутренняя прямая

Слайд 5

Нижняя прямая Верхняя прямая

Слайд 6

Верхняя косая Нижняя косая

Слайд 9

С использованием художественного слова.

Слайд 10

С опорой на схему

Слайд 11

С сигнальными метками

Слайд 12

С индивидуальными офтальмотренажерами

Слайд 13

С настенными офтальмотренажерами

Слайд 14

«Метка на стекле» по Э.С.Аветисову


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие положения организации учебного процесса в детских садах компенсирующего вида(для детей с нарушениями зрения)

В работе представлены основные задачи, принципы для организации учебного процесса. Также огромную роль играет взаимосвязь работы всех специалистов коррекционного детского сада....

Требования к организации учебного процесса и использованию наглядных пособий для детей с нарушениями зрения в детском саду

Требования к организации учебного процесса и использованию  наглядных пособий для детей с нарушениями зрения в детском саду. В условиях зрительной депривации важно не только познавать мир всеми в...

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

"Советы родителям по адаптации детей с нарушением зрения к детскому саду"

Содержит некоторые полезные советы для родителей детей с нарушением зрения....

Комплексы пальчиковых и зрительных гимнастик по лексическим темам для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

Комплексы пальчиковых и зрительных гимнастик по лексическим темам для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста...

Зрительная гимнастика для профилактики нарушения зрения в детском саду и дома

Современные дети уже с раннего возраста много времени проводят за просмотром мультфильмов, старшие же дошкольники сегодня вовсю играют в компьютерные игры. В результате глаза, испытывающие большую наг...