Консультация для педагогов "Психодиагностика в детском саду"
консультация по коррекционной педагогике

Абарбанель Анастасия Владимировна

Психодиагностика – отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения инвидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающей еще медицинскую и педагогическую. Цели и задачи диагностики направлены на выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка-дошкольника.    Другими словами, психодиагностика является основой для построения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин нарушений и рекомендации.

   В соответствии с ФГОС ДО цель психологической диагностики: помочь педагогу и родителям понять внутреннее состояние конкретного ребенка и особенности его психических процессов, поэтому диагностика проводится:

  • только при необходимости (если без диагностики педагог не может понять психологическое состояние ребенка);
  • только квалифицированными специалистами;
  • только с согласия родителей.

Диагностика в детском саду направлена на разные сферы развития ребенка:

  • психофизиологическая сфера (исследуемые функции: тонкая моторика, асимметрия, особенности нервной системы);
  • познавательная сфера (исследуемые функции: память, внимание, воображение, восприятие);
  • интеллектуальная сфера (мышление);
  • эмоциональное состояние;
  • личностная сфера (самооценка);
  • коммуникативная сфера (взаимоотношения в семье, в группе и прочее).

Диагностика в детском саду — это комплекс заданий, тестов, вопросов и загадок, которые самостоятельно выполняет ребенок, а также анкеты, тесты и опросы, которые выполняют родители ребенка.

Конечно, есть очень понятные и простые тесты, которые можно сделать с ребенком дома, самостоятельно, но все же целостные и объективные выводы может дать только специалист. Диагностика, как в целом, так и в отдельных сферах, имеет множество методик ее прохождения.

Одна из известных диагностик – методика «Рисунок человека».

Методика «Рисунок человека»

Диагностическая методика «Рисунок человека» помогает оценить уровень умственного развития детей, определить побуждения ребёнка, его компенсации, тревоги и конфликты. Для этого понадобится только предложить испытуемому изобразить персонажа на листе.

Проведение исследования связано с соотнесением изображения человека с разными значениями:

  • представление о самом себе;
  • отношение ребёнка к окружающим;
  • проецирование на изображение своего идеала;
  • отражение привычных действий.

Лёгкость применения методики, которая подходит для работы даже с совсем маленькими детьми (от трёх лет), сделала эту диагностику одной из востребованных среди педагогов и психологов. Тестирование проводится с дошкольниками и младшими школьниками, но не запрещается использовать диагностику и для исследования особенностей детей старшего школьного возраста.

Анализ рисунка

Данный рисунок выполнен мальчиком  четырех лет и поэтому отсутствие каких-то деталей на рисунке является особенностью его возраста.

На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.

  • Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
  • Нет туловища или туловище в виде палочки.

Если у человека непропорционально большая голова – это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области: давление на психику, головные боли, ослабление интеллекта.

Черты лица, прорисованные слабо и без чётких линий, свидетельствуют о наличии конфликтов с окружающими, желании избежать этих проблем. Как правило, такие дети очень недоброжелательны по отношению к другим, постоянно ожидают подвоха со стороны. Враждебность и агрессия может быть буквально прорисована в лице персонажа — расширенные глаза.

Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). На рисунке шея не изображена, что говорит о том, что ребенок не стремится себя контролировать. Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.

Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Если руки человека разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению – это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром.

Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека. Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля, может нарисовать слабое, безвольное тело или вообще не изобразить его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu_psihodiagnostika.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Психодиагностика в детском саду»

Составлена педагогом-психологом:

Абарбанель А.В.

МДОУ «Детский сад №132»

г. Саратов 2021г.

Психодиагностика – отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения инвидуально-психологических особенностей личности.

Психодиагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающей еще медицинскую и педагогическую. Цели и задачи диагностики направлены на выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка-дошкольника.    Другими словами, психодиагностика является основой для построения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин нарушений и рекомендации.

   В соответствии с ФГОС ДО цель психологической диагностики: помочь педагогу и родителям понять внутреннее состояние конкретного ребенка и особенности его психических процессов, поэтому диагностика проводится:

  • только при необходимости (если без диагностики педагог не может понять психологическое состояние ребенка);
  • только квалифицированными специалистами;
  • только с согласия родителей.

Диагностика в детском саду направлена на разные сферы развития ребенка:

  • психофизиологическая сфера (исследуемые функции: тонкая моторика, асимметрия, особенности нервной системы);
  • познавательная сфера (исследуемые функции: память, внимание, воображение, восприятие);
  • интеллектуальная сфера (мышление);
  • эмоциональное состояние;
  • личностная сфера (самооценка);
  • коммуникативная сфера (взаимоотношения в семье, в группе и прочее).

Диагностика в детском саду — это комплекс заданий, тестов, вопросов и загадок, которые самостоятельно выполняет ребенок, а также анкеты, тесты и опросы, которые выполняют родители ребенка.

Конечно, есть очень понятные и простые тесты, которые можно сделать с ребенком дома, самостоятельно, но все же целостные и объективные выводы может дать только специалист. Диагностика, как в целом, так и в отдельных сферах, имеет множество методик ее прохождения.

Одна из известных диагностик – методика «Рисунок человека».

Методика «Рисунок человека»

Диагностическая методика «Рисунок человека» помогает оценить уровень умственного развития детей, определить побуждения ребёнка, его компенсации, тревоги и конфликты. Для этого понадобится только предложить испытуемому изобразить персонажа на листе.

Проведение исследования связано с соотнесением изображения человека с разными значениями:

  • представление о самом себе;
  • отношение ребёнка к окружающим;
  • проецирование на изображение своего идеала;
  • отражение привычных действий.

Лёгкость применения методики, которая подходит для работы даже с совсем маленькими детьми (от трёх лет), сделала эту диагностику одной из востребованных среди педагогов и психологов. Тестирование проводится с дошкольниками и младшими школьниками, но не запрещается использовать диагностику и для исследования особенностей детей старшего школьного возраста.

Анализ рисунка

Данный рисунок выполнен мальчиком  четырех лет и поэтому отсутствие каких-то деталей на рисунке является особенностью его возраста.

На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.

  • Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.
  • Нет туловища или туловище в виде палочки.

Если у человека непропорционально большая голова – это может быть знаком того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области: давление на психику, головные боли, ослабление интеллекта.

Черты лица, прорисованные слабо и без чётких линий, свидетельствуют о наличии конфликтов с окружающими, желании избежать этих проблем. Как правило, такие дети очень недоброжелательны по отношению к другим, постоянно ожидают подвоха со стороны. Враждебность и агрессия может быть буквально прорисована в лице персонажа — расширенные глаза.

Шея является связующим звеном между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). На рисунке шея не изображена, что говорит о том, что ребенок не стремится себя контролировать. Области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля.

Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Если руки человека разведены в стороны, как бы для объятия, протянуты по направлению к окружению – это признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром.

Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека. Ребенок, стремящийся потакать своим желаниям и игнорирующий любые проявления самоконтроля, может нарисовать слабое, безвольное тело или вообще не изобразить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей в детском саду по ПДД: «Безопасность детей — забота взрослых» Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и

Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и семьи. О том, что и к...

Консультация родителей младших групп детского сада. Детские капризы и истерики, как быть и что делать взрослым?

Довольно часто можно услышать от родителей, что их чадо ведет себя очень агрессивно и неуправляемо. Капризничает по поводу и без, ставя в неловкое положение, и даже вгоняя в ступор родителей. На улице...

Консультация для родителей в детском саду «Детское экспериментирование»

- Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни.- Укреплять сотрудничество между родителями и детьми.- Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.- Формировать п...

Консультация для родителей в детском саду «Предупреждение детских неврозов».

Консультация для родителей в детском саду«Предупреждение детских неврозов»....

Консультация для родителей в детском саду. Детские манипуляции

Что делать, если ребенок манипулятор?Детские манипуляции — это фактор, который довольно распространен среди подрастающего поколения. Маленькие бунтари и провокаторы часто пытаются сыграть на чув...