Основы олигофренопедагогика
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Осийчук Вероника Андреевна

Основы олигофренопедагогика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Основы олигофренопедагогика39.43 КБ

Предварительный просмотр:

          1. Причины нарушений интеллектуального развития детей

Интеллектуальные нарушения у детей – различные по происхождению, направленности и проявлениям отклонения умственного развития.

Симптомы включают недостаточную способность к решению жизненных, учебных задач, трудности ориентировки в новой ситуации, недостаток знаний, умений, навыков, ограниченный словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления.

Интеллектуальная неполноценность развивается в результате негативного влияния эндогенных и экзогенных факторов. Чем более интенсивным и ранним было воздействие, тем более серьезные нарушения определяются у ребенка. Классифицируя нарушения по причинам, которые их вызывают выделяют несколько групп [4]:

- по источнику происхождения нарушения:

1. Эндогенные (внутренние) - возникающие по причинам, лежащим во внутренней среде организма. Среди внутренних причин, обусловливающих возникновение умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности, который проявляется, в частности, в хромосомных заболеваниях. В норме при делении половой клетки в каждую дочернюю клетку попадает 23 хромосомы; при оплодотворении яйцеклетки возникает стабильное число хромосом — 46. В некоторых случаях отмечается нерасхождение хромосом. Так, при болезни Дауна нерасхождение двадцать первой пары приводит к тому, что у этих больных во всех клетках имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом [3].

К числу внутренних причин относятся также нарушения белкового и углеводного обмена в организме. Так, например, наиболее распространенным нарушением такого рода является фенилкетонурия, в основе которой лежит нарушение белкового обмена в виде изменения синтеза фенилаланингидроксилазы — фермента, превращающего фенилаланил в тирозин. Нередко встречаются также галактосемия и другие нарушения.

В последние годы все больше случаев, когда умственная отсталость оказывается обусловленной резко повышенной радиацией той местности, где живет семья, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери. Определенную роль играют также тяжелые материальные условия, в которых находятся семьи. В таких случаях ребенок с первых дней жизни не получает полноценного питания, необходимого для его физического и умственного развития.

2. Экзогенные (внешние) - возникающие по причинам, лежащим вне организма (тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, — вирусный грипп, краснуха и другие; различные интоксикации; тяжелые дистрофии во время беременности; токсоплазмоз; сифилис; травматические поражения плода, возникающие при ударе или ушибе; длительная асфиксия во время родов). Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни.

- по структуре дефекта:

3. Органические - поражения коры головного мозга, правого и левого полушарий, центральной нервной системы (ЦНС), то есть вследствие органических нарушений в организме.

4. Функциональные - расстройство функции различных систем в организме, нарушение процессов возбуждения и торможения в ЦНС.

- по времени возникновения отклонения:

Врождённые - вследствие заболевания матери в перинотальный период, а также наследственных генетических поражений.

6. Приобретённые - вследствие природовых (натальных) и послеродовых (постнатальных) поражений организма ребёнка.

- по способу возникновения:

7. Социальные - неблагоприятное влияние окружающей среды, внешних условий.

8. Стихийные - несчастные случаи.

9. Наследственные.

Рассмотрим более подробно каждую из перечисленных выше группу причин нарушений развития.

1. Причины эндогенных нарушений:

Инфекционные болезни НС (менингит, воспаление мозговых оболочек, энцефалит - воспаление головного мозга), как следствие: ЗПР, задержка моторного развития, двигательной активности.

Инфекционные заболевания: корь, свинка, скарлатина, пневмония, отит - нарушение слуха, выраженные физиологические патологии, отсутствие органов, изменение строения отдельных органов.

2.Причины экзогенных нарушений: Черепно-мозговые травмы (сотрясение, ушиб, сдавление мозга, повреждения мозговой оболочки) - патологии движений, психики, интеллекта.

3. Нарушения вследствие органических расстройств: Умственная отсталость, глухота, ДЦП, логоневроз, расстройство голоса, брадилалия (медленная речь), дислалия (расстройство речи), алалия (утрата речи), афазия, дисграфия, дислексия, аутизм.

4. Нарушения вследствие функциональных расстройств: ЗПР, логоневроз, ринолалия, близорукость, дальнозоркость, неврозы, невротические реакции, минимальная мозговая дисфункция.

5. Причины врождённых нарушений:

1) последствия заболеваний матери:

- токсоплазмоз (паразитарное заболевание)- поражения НС, органов слуха, зрения, физическое и психическое недоразвитие - олигофрения, гидро- микро- цефалия;

- врождённая краснуха - поражение зрения, двигательные нарушения;

- внутриутробные инфекции НС - гидро/микроцефалия, параличи, парезы;

- несовместимость резус-фактора крови матери и плода - мозговые поражения, нарушения слуха;

- химические вещества и радиоактивные излучения влияют на общее развитие плода.

2) наследственные генетические поражения:

- нарушение хромосомных наборов родителей - формы олигофрении (синдром Дауна), формы глухоты, слепоты;

- трисомии (синдром Дауна), делеции хромосом, однородительские дисомии;

- алкоголизм, наркомания - врожденные аномалии, уродства.

6. Причины приобретённых нарушений:

1) Природовые нарушения:

- асфиксия (кислородная недостаточность) - общее недоразвитие;

- внутричерепная родовая травма - ДЦП, нарушение моторного развития ребёнка.

Хотя мозг ребенка может повредить любое состояние необычного стресса, преждевременные роды и низкий вес при рождении предсказывают серьезные проблемы чаще, чем любое другое состояние.

2) Послеродовые нарушения:

- инфекционные болезни НС: менингит - гидроцефалия, глухота, ЗПР; энцефалит - задержка моторного развития; полиомиелит - ограничение двигательной способности, параличи, парезы; грипп, корь - поражения НС;

- черепно- мозговые травмы - патология движений и психики, параличи, глухота, слепота, нарушение памяти, речи, интеллекта.

7. Нарушения социального характера: ЗПР, неврозы, социальная запущенность, невропатия, недостатки характера.

По данным многих исследователей, имеется определенная связь отклонений в развитии потомства, в том числе и интеллектуального, с хроническим алкоголизмом, токсическим воздействием алкоголя при зачатии или во время беременности («воскресные дети», «синдром алкогольного плода»), с дисфункцией в эндокринной системе, в частности при сахарном диабете беременных, с недостаточностью функции щитовидной железы и другими эндокринными нарушениями.

Значительную роль в происхождении олигофрении играют этио-патогенетические факторы экзогенного характера, такие как последствия нейроинфекций в виде менингитов, энцефалитов, менингоэнцефалитов. В то же время патология познавательной деятельности может быть обусловлена и другими инфекционными заболеваниями, сопровождаемыми выраженными токсикозами и дистрофией, например, токсической дизентерией, дифтерией и т. п.

Таким образом, основными причинами интеллектуальных нарушений в развитии детей выступают внутренние и внешние факторы, степень и сочетание которых будут оказывать влияние на их тяжесть.


2. Олигофрения как форма психического недоразвития

Олигофрения, согласно исследованиям И.М. Бгажноковой, представляет собой стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет).

Для данного заболевания ВОЗ использует термин «умственная отсталость», и патология имеет код по МКБ 10 F70-F79.

Термин «олигофрения» также включает несколько групп очень стойких интеллектуальных нарушений, обусловленные, прежде всего. внутриутробным недоразвитием головного мозга или стойким нарушением его формирования раннем постнатальном онтогенезе (на первом году жизни) [2].

Следовательно, олигофрения представляет собой проявления ранней дизонтогении головного мозга с преимущественным недоразвитием более поздно формирующихся мозговых структур, и прежде сего лобных долей головного мозга.

Одним из первых описал врождённое слабоумие с выделением его разновидностей по степени глубины (идиотия и имбецильность) Дюфур (Dufour) в 1770 г.

В начале 19 век Ж. Эскиролъ отделил врождённое слабоумие (идиотию) от приобретённого (деменции), а также ввёл в практику разделение врождённого слабоумия на три варианта по степени выраженности нарушений речи.

Во 2-й половине 19 век В. Маньян описал лёгкую степень врождённого слабоумия – дебильность. Термин «олигофрении» для обозначения всей группы врождённого и приобретённого в раннем детстве слабоумия предложил Э. Крепелин [4].

Физиологические особенности при олигофрении:

- деформации размеров черепа, аномалии строения ушей, зубов, фаланг пальцев;

- реже – расщелины неба, губы, сращение пальцев;

- пороки развития внутренних органов – сердца, легких, мочеполовых органов, желудочно-кишечного тракта;

- недоразвитие костной системы.

Структура дефекта при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических функций. Иерархичность — в преимущественном недоразвитии познавательных функций, и прежде всего абстрактного мышления. Мышление при олигофрении имеет конкретный, ситуационный характер: дети испытывают наибольшие затруднения в процессах обобщения, в понимании причинно-следственных отношений [7].

Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно- психических функций.

Иерархичность - в преимущественном недоразвитии познавательных функций, и прежде всего абстрактного мышления. Как правило, течение заболевания носит непрогредиентный (непрогрессивный)характер.

Ключевые причины олигофрении можно разделить на пренатальные (эмбриональные), перинатальные (с 28 до 40 недели беременности) и постнатальные (послеродовые).

Пренатальные нарушения могут быть вызваны полученными от матери инфекциями (вирус краснухи, трепонема, токсоплазма, герпевирус, цитомегаловирус, листерии); тератогенными воздействиями на эмбрион алкоголя, наркотиков, некоторых лекарственных препаратов; интоксикациями (фенолами, пестицидами, свинцом) или повышенным уровнем радиации. Так, рубеолярная олигофрения является следствием того, что беременная в первой половине гестации переболела коревой краснухой, и эмбрион заразился от матери через кровь.

В большинстве случаев наследственная олигофрения также обусловлена генетически, и одной из наиболее распространенных эндогенных причин умственной отсталости является дефект 21-й Х-хромосомы - синдром Дауна. Из-за повреждения некоторых генов может происходить дегенерация ядер гипоталамуса, и тогда проявляется синдром Лоуренса-Муна-Барде-Бидля – разновидность наследственной олигофрении, часто наблюдающейся у близких родственников [8].

Послеродовая олигофрения у детей может быть следствием внутриутробного хронического недостатка кислорода и асфиксии в ходе родов, травмы головы в процессе родов, а также разрушения эритроцитов крови - гемолитической болезни новорожденных, возникающей из-за резус-конфликта во время беременности и приводящей к серьезным нарушениям функций коры и подкорковых нейронных узлов головного мозга.

Основными клиническими признаками являются следующие [8]:

1) ранние сроки поражения центральной нервной системы, при этом отсутствует прогредиентный характер данного состояния;

2) преобладание тотальной интеллектуальной недостаточности со своеобразной иерархией интеллектуального дефекта, т.е. при недоразвитии всех нервно-психических функций имеет место преимущественная стойкая недостаточность абстрактных форм мышления;

3) интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Во всех этих сферах имеет место типичная для олигофрении иерархия дефекта», т. е. более поздно формирующиеся компоненты произвольности и регуляции всех этих функций остаются недостаточно сформированными;

4) недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется прежде всего в недостаточности логического мышления, нарушении подвижности психических процессов, инертности обобщения, сравнении предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам, в затруднении, а в некоторых случаях невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор;

5) замедленный темп мышления и инертность психических процессов определяет отсутствие возможности переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия;

6) недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов: восприятии, памяти, внимания. Страдают, прежде всего, все функции отвлечения и обобщения, нарушаются все компоненты психической активности, связанные с аналитико-синтетической деятельностью мозга. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недоразвитии сложных эмоций и произвольных форм поведения;

7) интеллектуальный дефект отличается стойкостью и при тяжелых формах диагностируется уже на первом году жизни.

Г.Е. Сухарева предлагает классификацию, в основу которой положены критерии времени поражения и качества патогенного воздействия. К группе олигофрении Г.Е. Сухарева относит только те формы психического недоразвития, которые характеризуются двумя основными признаками: 1) наличием стойкого дефекта познавательной деятельности; 2) отсутствием прогредиентности.

Все клинические формы олигофрении Г.Е. Сухарева делит на три группы в зависимости от времени воздействия этиологического фактора.

I. Олигофрения эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей):

а) болезнь Дауна;

б) истинная микроцефалия;

в) энзимопатические формы олигофрении с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другие энзимопатические формы олигофрений;

г) клинические формы олигофрении, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения).

II. Эмбрио- и фетопатии:

а) олигофрения, обусловленная коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия);

б) олигофрения, обусловленная другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия);

в) олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и листериозом;

г) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса;

д) клинические формы олигофрении, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами (экзо- и эндотоксическими агентами);

е) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных.

Ш. Олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве:

а) олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией;

б) олигофрения, вызванная черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде (в раннем детстве);

в) олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детстве энцефалитами, менингоэнцефалитами и менингитами.

Наряду с этими группами Г.Е. Сухарева выделяет атипичные формы олигофрении (связанные с гидроцефалией, локальными дефектами развития головного мозга, эндокринными нарушениями и др.). Внутри каждой из названных форм проводится дальнейшая дифференциация по качеству дополнительных этиологических факторов и по особенностям клинической картины, включая степень глубины интеллектуального дефекта.

В отечественной психиатрии различают в зависимости от глубины психического дефекта три формы олигофрении: дебильность (дебилизм), имбецильность и идиотизм. А в зависимости от объема отсутствующих когнитивных способностей выделяют три степени олигофрении, которые применяются независимо от этиологии заболевания. По мнению ведущих ученых-дефектологов, на степень умственной отсталости влияют: место поражения, время поражения, глубина поражения.

Легкая степень (МКБ 10 - F70) – дебильность. Характерными признаками легкой олигофрении у детей считаются: уровень интеллектуального развития (IQ по шкале Векслера) 50-69 баллов; отставание в физическом развитии; плохая память и неустойчивость внимания; проблемы с абстрактным и логическим мышлением; трудности в осуществлении целенаправленных действий; эмоциональная нестабильность и легкие расстройства поведения; очень большая внушаемость, зачастую приводящая к полной зависимости от влияния посторонних лиц.

Средняя степень (F71-F72) – имбецильность: присутствует способность понимать чужую речь и в возрасте 5-6 лет формулировать короткие фразы, внимание и память существенно ограничены, мышление примитивное, но научить чтению, письму, счету и навыкам самообслуживания можно.

Тяжелая степень (F73) – идиотизм: мышление при олигофрении данной формы практически полностью заблокировано (IQ ниже 20), все действия ограничиваются рефлекторными актами. Такие дети заторможены и необучаемы (за исключением некоторого развития моторики), требуется постоянный уход.

Все признаки олигофрении становятся более отчетливые к концу дошкольного – началу школьного возраста. В раннем детстве – умственная отсталость проявляется в недоразвитии нервно-психических функций и тех видов деятельности, которые относятся к начальным этапам развития абстрактного познания.

Признаки олигофрении на разных возрастных этапах представлены в таблице (см. Табл. 1).

Таблица 1 - Признаки олигофрении на разных возрастных этапах

Возраст

Признаки проявления олигофрении

1

Ранний возраст

- отстает развитие психомоторики (замедленное становление зрительных и слуховых условных рефлексов);

- неполноценный «комплекс оживления», запаздывание появления эмоциональных реакций на окружающее (лицо, игрушки, …);

- преобладание вялости, сонливости.

2

Дошкольный возраст

- особенности поведения, игровой деятельности;

- отставание развития речи;

- затруднены навыки самообслуживания;

- слабый интерес к окружающему;

- игра бессодержательна (манипулирование игрушками);

- контакт с другими детьми нестойкий;

- нет вопросов: «Кто это? почему? что это?» и др.;

- слабо развиты эмоции (сострадания, дифференциация привязанности);

- недостаточный запас сведений и умений.

3

Школьный возраст

- недостаточность абстрактного мышления (мышление конкретно- ситуационное со слабостью обобщения, неспособностью выделения существенных признаков предметов и явлений);

- трудности в счете, механическое (неосмысленное) заучивание, непонимание идеи текста;

- усвоение отвлеченных знаний и школьное обучение может быть вообще невозможно (при идиотии, имбецильности);

- незрелость личности (некритичность, внушаемость).

Остановимся более подробно на детях дошкольного возраста с олигофренией.

В старшем дошкольном возрасте они не справляются с заданиями на дифференциацию предметов по существенным признакам, в связи с чем особые затруднения испытывают в заданиях на классификацию, выделение четвертой «лишней» картинки, при понимании скрытого смысла рассказа.

Недостаточность абстрактного мышления обусловливает трудность в усвоении детьми счета и особенно в решении задач. Не понимая смысла задач, они решают их часто механически, с трудом воспринимают помощь взрослого. Особенно затруднен при олигофрении перенос усвоенного в конкретном задании способа действия в новые аналогичные условия.

Для детей с олигофренией характерна склонность к стереотипности в мышлении и действиях. Все мыслительные процессы при олигофрении характеризуются выраженной тугоподвижностью [5].

Все виды деятельности и поведения детей однообразны, стереотипны, с преобладанием элементов подражания и копирования. Недоразвитие мыслительной деятельности и инертность мыслительных процессов при олигофрении неблагоприятно сказываются на формировании всех познавательных процессов, и прежде всего восприятия.

Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности при олигофрении обусловливает специфическую особенность восприятия: дети способны выделить в предметах лишь отдельные конкретные их свойства и качества (цвет, форму, размер), но не могут установить связи между ними и составить самостоятельно целостное представление о предмете. Не умея выделить основное в предметах и явлениях, дети испытывают основные трудности в операциях сравнения по существенным признакам.

Они не могут устанавливать различия в сходных предметах и общее — в различных. При олигофрении отмечается недостаточная сформированность как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи. Кроме того, при олигофрении значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отмечаются стойкие нарушения звукопроизношения. Это связано как с недоразвитием аналитико-синтетических процессов, функции самоконтроля, недоразвитием фонематического восприятия и анализа, нарушениями артикуляционной моторики различного генеза, так и с инертностью психических процессов [5].

Особенностью эмоциональной сферы детей с олигофренией является недоразвитие более сложных и дифференцированных эмоций, наиболее поздно развивающихся в постнатальном онтогенезе. В своих эмоциональных переживаниях, также, как и в мыслительной деятельности, дети не могут отделить главное от второстепенного, в связи с чем они могут давать бурные эмоциональные реакции по ничтожным поводам и слабо реагировать на серьезные жизненные события. Актуальными для них являются лишь непосредственные переживания, они не могут оценить возможные последствия тех или иных поступков, событий, как и в мышлении характерна тугоподвижность, слабая переключаемость, инертность и стереотипность эмоций. Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы при основной, «ядерной», неосложненной форме олигофрении находятся в соответствии со степенью снижения интеллекта.

Неспособность к абстрактному мышлению проявляется во всех сферах нервно-психической деятельности. В процессах восприятия отмечается недостаточность аналитико-синтетической деятельности, поэтому восприятия детей бедные, они неполно отражают окружающую действительность, отсутствует активный творческий характер восприятия.

При олигофрении также имеют место недостаточность произвольного целенаправленного внимания, нарушение его распределения в процессе мыслительной деятельности, слабость логической памяти. В запоминаемом материале ребенок не может выделить существенное и установить логические связи в сюжете.

Характерным для олигофрении проявлением преимущественного недоразвития наиболее молодых и специфически человеческих функций является тесная взаимосвязь недоразвития познавательной деятельности, и прежде всего абстрактного мышления, и произвольной регуляции всей психической деятельности, функций самоконтроля, высших эмоций, речи, тонкой дифференцированной моторики. Это определяет основную специфику дефекта при олигофрении — тотальность и иерархичность.

Таким образом, олигофрения представляет собой стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Она может проявляться в трех степенях (легкой, средней, тяжелой) и характеризоваться тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности.


Список использованной литературы

  1. Ермакова, И. Е. Клинические проявления у детей форм олигофрении, обусловленных перинатальной патологией / И. Е. Ермакова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2012. – Т. 258. – С. 313-318.
  2. Колмогорова, В. В. Умственная отсталость (олигофрения) : учебное пособие / В. В. Колмогорова, В. А. Буйков. – Челябинск : Полиграф-Мастер, 2013. – 99 с.
  3. Куташов, В. А. Неврология и психиатрия детского возраста / В. А. Куташов, И. Е. Сахаров. – Воронеж : Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко, 2015. – 703 с.
  4. Неретина, Т. Г. Теоретические основы олигофренопедагогики : учебное пособие / Т. Г. Неретина. – Магнитогорск : Магнитогорск. гос. техн. ун- т им Г. И. Носова, 2015. – 80 с.
  5. Психология лиц с умственной отсталостью : учебно-методическое пособие / под ред.  Е. А. Калмыкова. – Курск : Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.
  6. Специальная психология : учебное пособие / под ред. В. И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — Москва : Академия, 2005. — 464 с.
  7. Харламова, Е. А. Понятие о нарушениях интеллекта / Е. А. Харламова, В. В. Пугачев // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2016. – № 4. – С. 162-163.
  8. Шустов, Е. А. Основы клиники интеллектуальных нарушений : монография / Е. А. Шустов. – Шадринск: Исеть, 2005. – 122 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями воспитанников на основе компетентностной основе.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников – интегральная личностная характеристика педагога, определяющая способ...

Об основых ошибках, допускаемых при обучении детей основам безопасного поведения на дороге.

Обучение детей навыкам безопасного поведения на дороге - важнейшая задача, и главная причина тому - слишком большое количество дорожных трагедий, участниками которых, что самое ужасное становятся самы...

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Основы олигофренопедагогики. Понятийный аппарат.

- «ведущая деятельность»- «зона актуального развития»- «зона ближайшего развития»- «возрастные новообразования»- «социальная ситуация развития&raq...

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика....