Использование инновационных технологии в группах компенсирующего вида при работе с детьми ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

В статье освещены вопросы использования инновационных технологий в группах компенсирующего вида при работе с детьми ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kryukovoy_tatyany_nikolaevny.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Крюкова Татьяна Николаевна

учитель-логопед

МАДОУ д/с «Улыбка»

ХМАО-Югра, Советский район, п. Малиновский

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ»

Аннотация. В статье освещены вопросы использования инновационных технологий в группах компенсирующего вида при работе с детьми ОВЗ.

Особую группу среди детей, которым нужна логопедическая помощь, составляют дети с ОВЗ. Развитие ребёнка ОВЗ дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей предметно-пространственной среде, которая обеспечивает, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.

Ключевые слова: дети ОВЗ, инновационные технологии, предметно пространственная среда, работа учителя-логопеда.

     Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Большинство дошкольников с ОВЗ, имеют проблемы в развитии внимания, памяти, восприятия, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Учитель-логопед в своей практике использует проверенные временем приемы и методы проведения мониторинга, постановки звуков, а инновационные технологии являются дополнением в его коррекционной деятельности.[1]
Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии. В последнее время активно развивается инновационная деятельность в педагогической практике, увеличивается степень свободы, расширяются возможности для проявления инициативы свободного выбора оптимальных технологий. [2] Развитие ребёнка ОВЗ дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей предметно-пространственной среде, которая обеспечивает, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей. Содержание работы зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определяется целями и задачами программы.

      Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия, только так можно заинтересовать ребенка. В этих изменяющихся условиях нам логопедам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять. Известно, что использование в логопедической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность коррекционной деятельности. [3] Использование инноваций в работе с детьми ОВЗ открывает учителю-логопеду новые возможности в работе. (слайд1)

С целью повышения эффективности коррекционно-образовательной работы поддерживается тесная взаимосвязь с воспитателями компенсирующей группы. Вместе мы создаем в группе развивающую предметно-пространственную среду.

 Представляю вашему вниманию многофункциональный «Домик на колесах», с кухней, гостиной, спальней и лоджией. На боковой стороне дома, можно закреплять пройденный звук и букву, подобрав картинки в которых слышится этот звук, определить место звука в слове и дать характеристику звуку. Со стороны фасада имеются артикуляционные часы с зеркалом, с ребенком можно выполнить артикуляционную гимнастику для постановки звуков. Можно так же закрепить словарь по темам: мебель, одежда, посуда, семья, домашние животные, животные жарких стран. (слайд 2) К домику прилагается макет домашние животные и домашние птицы, животные жарких стран. (слайд 3) 

В группе для развития артикуляционного аппарата и мимики есть уголок для логопеда. (слайд 4) В котором находятся: зеркало, лампа, игрушка «Язычок» для проведения артикуляционной гимнастики, настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

Игра «Артикуляционная ходилка»

 Цель игры: укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи, развивать внимание и зрительную память.

Игра «Артикуляционные часы»

Цель игры: развитие артикуляционного аппарата, речевых навыков, подвижности мышц языка и его укрепление для дальнейшей постановки звуков, автоматизация поставленных звуков. Для каждого звука подобрана артикуляционная гимнастика и картинки для автоматизации этого звука. (слайд 7)

Уголок развития лексико–грамматической стороны речи, обучения грамоте. Включает оборудование: стол, магнитная доска, «Замки согласных и гласных букв». Паровозик с вагончиками для определения слогов в словах и место звука в слове, подбор слов с заданным звуком в разных позициях. Ладошки для звукового анализа слов, сигнальные флажки, буквари, лото с буквами, фишки для звукового анализа, схемы предложений. На боковой стороне шкафа разместились картинки для правильной формулировки предлогов. (слайд 8)

Игровые технологии помогают решать проблемы повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности и социализации. [4] В игре и через игровое общение у ребенка проявляется и формируется мировоззрение. [5] В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. В образовательную деятельность включаются различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки. В группе есть «Город юных мастеров» и театрализация для развития мелкой моторики, памяти, мышления. (слайд 9,10) Настольный макет «Правила дорожного движения» (слайд 11)

В своей работе с детьми ЗПР использую тактильно-кинестетическую доску.

Задачи тактильно-кинестетической доски:

1. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, учить детей словесно выражать свои ощущения.

2. Формировать ассоциативные связи между тактильно- кинестетическими ощущениями и различными материалами.

Игра «Менялка», научить детей согласовать прилагательное с существительным, развитие связной речи. Можно предложить ребенку игру «Веселый язычок», развитие подвижности языка и правильной артикуляции. (слайд 12)

Одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, является – песочная терапия. [6]  Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ОВЗ форма деятельности. (слайд 13)

Песочная терапия решает следующие задачи:

1.Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

2.Формирование у ребёнка представления об окружающем мире;

3.Развитие общей и мелкой моторики.

4.Тренировка органов дыхания, увеличение объема легких, фильтрация кислорода в них.

Можно детям предложить игры:

-рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля, 

-посыпание, пересыпание песка из руки на руку.

-поиск картинок, спрятанных в песке.

-на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, постановка или автоматизация определённого звука, классификация предметов на заданный звук и т. д.

Очень детям нравятся сказки, придуманные самими детьми для этого есть игра «Живые буквы» или «Расскажи сказку», где дети используют мелкие картинку на липучках по лексическим темам.

Главным принципом достижения эффективности обучения и воспитания при использовании инновационных технологий является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей, также с учетом быстрой психической и физической истощаемости детей с ОВЗ. (слайд 14,15)

Инновационные подходы, перечисленные выше, являются эффективными средствами в работе с дошкольниками с ОВЗ, при помощи которых можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов воспитанников, преодолении речевых трудностей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе. [7]

Список литературы:

Электронные источники:

1. https://www.art-talant.org/publikacii/31

2. https://portalpedagoga.ru/servisy/publik

3. https://nauchkor.ru/uploads/documents/5a

4. https://znanio.ru/media/programma-zanyat

5. https://multiurok.ru/index.php/files/kur

6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2

7. https://www.maam.ru/detskijsad/-povyshen


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ компенсирующего вида

Данная презентация подготовлена для выступления на городском семинаре....

Методические рекомендации для воспитателей по использованию инновационных технологий проведения утренней гимнастики на основе игры с детьми разных возрастных групп

Утренняя гимнастика как одна из форм двигательной активности является важнейшей составляющей в развитии дви­гательной сферы ребенка-дошкольника, а также в формировании у него основ здо­рового образа ж...

Инновационная технология. Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Инновационная технология.  Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с нарушением зренияЦель:  формирование творческой личности.   Нетрадиционные техники ...

Мастер-класс «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Мастер-класс«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»...

Мастер-класс «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном  воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказы...

Семинар для воспитателей "Использование инновационных технологий "Утренний круг", "Клубный час" в работе с детьми в соответствии с ФГОС ДО"

Педагогическая технология  «Клубный час» - это технология успешной социализации дошкольников, которую наш детский сад использует в своей работе первый год. Данную технологию...