Сообщение по теме "Почему ребёнок молчит"
консультация по коррекционной педагогике

Щурова Клавдия Михайловна

Как помочь ребёнку заговорить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

                               Почему ребёнок молчит

Довольно часто наблюдается задержка в развитии речи малышей, хотя они абсолютно здоровы, в чем  же причина задержки речи.

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, — это степень речевого общения детей c окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он начинает артикулировать слоги. Для того чтобы проверить значение речевого общения для развития речи детей, были проведены специальные наблюдения. В доме ребенка выбрали 20 здоровых и физически правильно развивающихся детей в возрасте от 1 года 1 месяца до 1 года 4 месяцев. Развитие речи у них было сильно задержано. Все эти дети оборачивались и смотрели на говорящего человека (т. е. давали ориентировочную реакцию на голос); трое из них понимали несколько фраз, но лишь в соответствующей ситуации (например, на слова «возьми ложку» давали правильную реакцию —- брали ложку только за столом при кормлении; на эти же слова в манеже или в кроватке реакции не давали); у двоих детей отмечалось редкое произнесение слогов, и ни один из них не повторял слов. С этими детьми ежедневно проводились двухминутные занятия по развитию речи, которые заключались в том, что ребенку показывали игрушку и называли ее. Например, педагог ставил перед малышом игрушечную собачку и говорил: «ав - ав», показывал корову и произносил: «му - му» и т. д., пытаясь добиться звукоподражания от ребенка. Кроме того, с каждым ребенком персонал группы и сотрудники лаборатории стали разговаривать при умывании, одевании, кормлении, специально играли с ним. Общая продолжительность речевого общения с каждым ребенком составляла около часа за день — это очень много. Однако достигнутые результаты были незначительны: проверка, проведенная через месяц, а затем через 3 месяца, выявила лишь небольшие сдвиги — появились редкие голосовые реакции («а - ах!», «у - у - у» и т. п.) во время занятий по развитию речи. Оказывается, степень речевого общения со взрослыми не играет такой уж большой роли, как предполагалось. Конечно, это необходимое условие для того, чтобы ребенок заговорил, но, очевидно, нужно учесть и еще какие-то условия.

Говоря о развитии речи ребенка, мы привычно связываем его со степенью речевого общения со взрослыми — это тоже подсказывается самой постановкой вопроса. Но может быть, мы забываем о чем-то.

  Догадки

Великие русские физиологи И.М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями». Павлов также говорил, что речь — это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

Поэтому в поисках того, что может помочь в развитии речи ребенка, прежде всего, возникала мысль об использовании мышечных ощущений с речевого аппарата. Но как их вызывать? Мы уже знаем, что у маленьких детей звукоподражание возникает только в том случае, если ребенок видит мимику взрослого и воспроизводит ее. Но мы знаем и другое: к семимесячному возрасту, имитация мимики ослабевает. У годовалых, и более старших детей, запущенных в педагогическом отношении, получить нервные импульсы с органов артикуляции очень трудно.

Если внимательно посмотреть на карту головного мозга, то бросается в глаза, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, она является, собственно, ее частью. Может быть, развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребёнка в целом?

Исходя из этого предположения, были проведены следующие наблюдения. В том же доме ребенка было отобрано 19 здоровых, но не говорящих детей в возрасте 1 года 1 месяца — 1 года 3 месяцев. Девяти из этих детей (будем называть их 1-й группой) была дана возможность ежедневно в течение 20 минут свободно передвигаться по полу. Остальные 10 детей (2-я группа) находились в обычных условиях, т. е. период бодрствования проводили в манеже, где их движения были ограничены: куда бы ребенок ни пополз (или пошел), он натыкался на барьер или на других детей. В обеих группах ежедневно с каждым ребенком проводились двухминутные занятия по развитию речи, как это описывалось выше.

Оказалось, что дети 1-й группы стали делать попытки к звукоподражанию на занятиях в среднем на 7-й день, но эти звукоподражания были слабыми и стереотипными — например, взрослый говорил: «ав-ав», «му-му», «га - га» и т. д., а ребенок на все отвечал одним и тем же тихим звуком«а-а-а» или «у-у-у». К 20-му дню занятий стали появляться попытки более точного звукоподражания.

Во 2-й группе голосовые реакции возникли в среднем на 13-й день, т. е. вдвое позже, тоже были слабы и непостоянны, носили стереотипный характер; после 30 дней занятий существенных изменений отметить не удалось.

Сравнение результатов, полученных в обеих группах, показывает, что возможность свободного передвижения, которую имели дети 1-й группы, несколько облегчила возникновение звукоподражания. Однако успех был меньше, чем ожидалось.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Ежедневные занятия по развитию речи — 2,5 минуты

Никаких

Ежедневно 20 минут

Ежедневно 20 минут

дополнительных

свободного

тренировки пальцев

занятий

передвижения по полу

в играх: нанизывание

полу

пуговиц на проволоку,

складывание пирамид и т.д.

Возвращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики. Для изучения этого вопроса большую работу провела Л. В. Фомина. В доме ребенка были взяты три группы детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев, в каждой группе занятия велись по своему плану.

Вероятно, вы уже догадались, какие результаты были получены в 1-й и 2-й группах? В 1-й группе голосовые реакции стали появляться в среднем на 20-й день, но они были слабы и стереотипны. Во 2-й группе попытки звукоподражания появились на 6-й день, а после 15-го дня в 10% случаев было отмечено довольно точное воспроизведение звуков. Результаты, полученные в 3-й группе, были неожиданны и для исследователей: голосовые реакции возникли уже на 3-й день; с 7-го дня — 41%, а с 15-го дня — в 67,3% случаев это было уже более правильное звукоподражание.

Таким образом, звукоподражание при тренировке тонких движений пальцев рук не только удалось получить много раньше (в 7 раз быстрее, чем в 1-й группе), но оно оказалось еще и более совершенным.

Интересно; что через несколько дней у детей 3-й группы стали наблюдаться тонкие движения пальцев рук и вне занятий: например, ребенок брал куклу и трогал ее нос, глаза, поднимал со стола крошку хлеба, вертел ее и т. п. Дети же 1-й и 2-й групп мелких деталей в предметах не различали, взяв игрушку, просто ею стучали или тянули в рот.

Далее Л. В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики он совпадал не всегда).

Степень развития

Степень

Степень развития

движении пальцев

развития речи

общей моторики

Норма

Норма

Норма

Норма

Норма

Ниже нормы

Ниже нормы

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

Выше нормы

Норма

Ниже нормы

Ниже нормы

Выше нормы

Итак, вы видите: если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает — отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше' Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.

Сейчас для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такой опыт: просят ребенка показать один пальчик, два пальчика и три («сделай вот так» — и показывают, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые («ватные») и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. Когда мы сопоставляем все эти факты, то, естественно, приходим к заключению: говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук. Приведенные здесь факты, как нам кажется, позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

В чем заключается связь движений пальцев рук и речи

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки — она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь дает себя знать и у нас).

Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития».

Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, само захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. На 7-м — появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба и т. д. В 8—9 месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т. д. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше!) начинается произнесение первых слов.

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость — по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

Л. А. Панащенко в доме ребенка наблюдались дети первых недель жизни. У шестинедельных младенцев записывались биотоки мозга, затем у одних из этих детей тренировали правую руку, у других — левую. Тренировка заключалась в массаже кисти руки и пассивных (т. е. производимых не самим ребенком, а взрослым) сгибаниях и разгибаниях пальчиков. Через месяц и через два месяца после начала такой тренировки повторно записывали биотоки мозга и математическими методами вычислялась степень устойчивости в появлениях волн высокой частоты (что является показателем созревания коры мозга). Выяснилось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца — и в будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руке.

Пальцы помогают говорить

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6—7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук — поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка — взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо 2—3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Проводимые нами на протяжении ряда лет наблюдения показали, что многие приемы из наиболее простых оказались очень эффективными. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы, и требуется значительное усилие), рвать на мелкие куски газету (любую бумагу) — малыши делают это с удовольствием по нескольку минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны. Нужно, конечно, следить, чтобы ребенок не ел пластилин или обрывки бумаги.        

Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы (они продаются в магазинах игрушек), складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши (вкладыши — полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой). Нанизывание колец пирамидок - также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя-тремя пальцами. Подойдут любые аналогичные игры.

Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками. Естественно, всё это следует использовать в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.

Литература: 

1.Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.

2.Кроха. «Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет» Москва   «Просвещение»2006г.

3.Кроха «Методические рекомендации к программе воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений» Г.Г.Григорьева.,Н.П.Кочетова ,Д.В.Сергеева Москва   «Просвещение»2007г.

4.«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Е.А.Янушко Издательство «Мозаика-Синтез»2007г.

5.Кольцова М. М. Ребенок учится говорить -- М.: «Сов. Россия», 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "ПОЧЕМУ РЕБЁНОК МОЛЧИТ?"

Ваш малыш растёт. С каждым днём он всё больше и больше включается в жизнь. Вот он стал останавливать глаза на вашем лице и внимательно, не мигая, рассматривать его. Вот он смотрит на яркие игрушки, ве...

Почему ребёнок молчит?

В последнее время часто  появляются молчаливые дети. Почему же они молчат?...

Если ребёнок молчит.

Когда обращаться к логопеду. Советы по запуску речи....

"Почему ребёнок молчит?"

Консультация для родителей "Почему ребенок молчит?"   «Почему мой малыш молчит? Почему он говорит, но очень мало, плохо? В чем причина задержки речи?» - эти вопросы нер...

Ребёнку два, а он молчит.

Консультирование по запросам родителей детей раннего возраста на тему: «Ребёнку два, а он молчит»....

Памятка для родителей «Почему ребёнок молчит?»

laquo;Почему ребенок молчит?»Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи.Иногда ребенок произн...

Сообщение из опыта работы на тему «Наставничество в разновозрастной группе детского сада в формате «ребёнок -ребёнок»»

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной установить бесконфликтное общение. Именно поэтому в Федеральном Государственном  Образовательном стандарте вы...