Консультация для родителей "ПОЧЕМУ РЕБЁНОК МОЛЧИТ?"
консультация по логопедии на тему

Шевердина Ирина Владимировна

Ваш малыш растёт. С каждым днём он всё больше и больше включается в жизнь. Вот он стал останавливать глаза на вашем лице и внимательно, не мигая, рассматривать его. Вот он смотрит на яркие игрушки, вещи в комнате, поворачивает голову на звук, улыбается вам … И вот на 2-3-м месяце появляется гуление, а затем лепет. И хотя в звуках и сочетаниях звуков, которое издаёт ребёнок, нет смысла, это не просто звуки, а звуки речи. Без них невозможен дальнейший путь, который приведёт к возможности общения.

Дети гениальны в освоении языка – этой сложнейшей системы абстрактных знаков, изобретённых человечеством в процессе эволюции его духовных способностей. Но, к сожалению, бывает и такое: ребёнку пора говорить, а он молчит или начинает говорить плохо, неразборчиво. Его с трудом понимают даже родители.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

На 9-10-м месяце жизни начинает формироваться понимание речи взрослых и первые простые слова, которые сосуществуют до 18-20-го месяца с лепетом. В 1,5-2 года наступает период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Это происходит стремительно. В более позднем возрасте человек не может так легко овладеть языком. Дело в том, что мозг ребёнка в этом возрасте приспособлен к усвоению языка. Его мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы. Очень важно в этот период обеспечить ребёнку необходимый объём словаря и образцы правильной речи взрослых.

Дети гениальны в освоении языка – этой сложнейшей системы абстрактных знаков, изобретённых человечеством в процессе эволюции его духовных способностей. Но, к сожалению, бывает и такое: ребёнку пора говорить, а он молчит или начинает говорить плохо, неразборчиво. Его с трудом понимают даже родители. Дети начинают дразнить его или не общаются с ним.

Визит к логопеду может закончиться диагнозами:

  • Алалия – неспособность овладеть средствами языка;
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) – стойкое недостаточное владение различными средствами языка (словами, грамматикой);
  • Задержка речевого развития – временное недостаточное владение различными средствами языка;
  • Анартрия – полная неспособность членораздельно артикулировать, или дизартрия – частичная неспособность членораздельно артикулировать.

Анартрия и алалия – тяжёлые формы речевых расстройств, при которых ребёнок не может общаться с окружающими, а без речи он не может полноценно развиваться умственно.

Алалия – диагноз, который принято ставить детям до 3,5-4-х лет. В более позднем возрасте безречия, как правило, не бывает. Какие-то речевые навыки появляются. В связи с этим у детей с выраженными нарушениями речевого развития после 4,5-5 лет речевой дефект чаще всего обозначается как общее недоразвитие речи (ОНР). Слово «общее» означает, что у ребёнка не формируется не только устная речь, но отстаёт и способность понимать речь и, особенно, улавливать значение грамматически элементов языка.

Детей с ОНР делят на группы соответственно степени тяжести речевого дефекта:

I – негрубое нарушение речевого развития;

II – более грубое;

III – резкое ограничение словаря и отсутствие фразовой речи;

IV – зачатки слов, присутствие лепетных фрагментов и пр.

Как это ни прискорбно, бывают и более сложные случаи, когда даже самые бдительные родители и самые умелые специалисты не в силах спасти положение. Дело в том, что тяжёлые расстройства речи, как правило, не выступают изолированно. Они являются частью заболеваний, связанных с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). Наиболее частое из них (хотя далеко не единственное_ - синдром церебрального паралича (ДЦП).

Каковы же причины органического поражения ЦНС, приводящего к аномалиям развития ребёнка и, прежде всего, его речевой функции?

Во-первых, это отрицательная наследственность, разнообразные генетически обусловленные изъяны психики. Алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей, неудачный брачный подбор и многие другие факторы могут привести к тому, что на свет появляется человек, заранее обреченный на ту или иную патологию.

Во-вторых, причиной аномального развития ребёнка могут служить неблагоприятные условия внутриутробного развития плода: токсикозы, травмы (ушибы, падения), психотравмы (нервные стрессы), тяжёлые заболевания, пребывание во вредных экологических условиях (в том числе связанных с профессией).

В-третьих, чрезвычайно важную роль играет то, как протекал процесс родов. К великому сожалению, в наши дни случаи неблагополучных родов нередки. Особенно часты различные родовые травмы. Среди них на первом месте, пожалуй, асфиксия, - удушение. Асфиксия наступает из-за ранней отслойки плаценты («детского места»), при обвитии шейки ребёнка пуповиной и т.д. Далее по степени распространённости следуют ушибы черепа, травмы мозга при наложении щипцов, неправильное поведение роженицы во время родов, например, вставание на ноги после начала родовой деятельности и пр.

В-четвёртых, органическое поражение ЦНС может быть следствием тяжёлых заболеваний головного мозга в доречевом периоде жизни ребёнка. К ним относятся менингиты, энцефалиты, абсцессы мозга, травмы черепа.

Если аномалии речевого развития ребёнка избежать не удалось, следует приложить все силы, чтобы максимально использовать здоровые системы организма и помочь ребёнку занять своё место в жизни.

Источник:

Т. Г. Визель «Аномалии речевого развития ребёнка», М.: В.Секачёв, 2010.

Интернет источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...