Рекомендации на лето
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Гриненко Анна Александровна

Для родителей воспитанников средней, старшей, подготовительной к школе групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации на лето

(средняя группа)

Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наступила долгожданная и всеми любимая пора, время каникул и отпусков. Для наших деток лето-это возможность отдохнуть от обычной годовой нагрузки. Но как провести каникулы с пользой - чтобы ребенок как следует отдохнул, набрался сил, но в тоже время и не забыл все, что с такими усилиями удалось добиться за год? Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки … Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

При выполнении рекомендаций следует соблюдать ряд условий:

1.Приступать к выполнению рекомендаций следует лишь в том случае, когда ваш ребенок  здоров, сыт, спокоен.

2.Большинство заданий выполняйте в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

3.Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

4.Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент  ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

5.Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите,  выполните  предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

6.Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

7. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!

8.Находясь рядом с ребёнком, развивайте у него волевые качества, умение ограничивать свои желания, доводить начатое до конца, выполнять нормы поведения.

9.Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

Уважаемые родители!

Обратите внимание на лексические темы, которые мы проходили в течение года, повторите их вместе с ребёнком!

Лексический строй речи

Повторить обобщающие понятия:

- назови фрукты…(ребёнок должен быстро называть 3-5 слов)

- яблоко, груша, апельсин, что это, назови одним словом.

- яблоко, груша, апельсин, назови ещё … банан, лимон…

Повторить названия детёнышей домашних и диких животных:

- у кошки котенок или у кошки котята    - у лошади жеребёнок или у лошади жеребята.

Повторить названия  птенцов домашних птиц:

- у курицы цыплёнок или у курицы цыплята.

Проговаривать всю семью:

- бык – корова – телёнок                                    

- селезень – утка- утёнок

Называть признаки окружающих предметов:

- небо (какое?) – голубое небо                        

 - тропинка (какая?) – узкая тропинка

Называть действия людей и животных:

- повар что делает?

- кто как передвигается: воробей летает, а лягушка, змея? И т.д.

- кто как голос подает? (петух кукарекает, а ворона, воробей, сорока?)

 Подбирать слова, противоположные по значению

(большой-маленький) холодный, чистый, твердый, мокрый. Сравнивать предметы и проговаривать.

Грамматический строй речи

Задаём вопрос КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?

Ед.число + мн.число

Нет чего? Нет кого?

Назови ласково. (если возможно)

Много чего? (много яблок, много карандашей)

Счет с проговариванием (по возможности)

Один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов.

Связная речь

  Беседовать с ребёнком на разные темы; задавать ему вопросы; отвечать на все его вопросы; просить его рассказать, что он делал, где  был, что видел …

  Чтение сказок, рассказов, стихотворений, беседа по прочитанному, пересказ короткого рассказа, ответы на вопросы по тексту.

Звукопроизношение

Выполнять артикуляционную гимнастику;

Рекомендации к проведению упражнений:

-  Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

-  Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

-  Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите, чтобы ребенок усвоил основные движения.

-  К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными.

ПОМНИТЕ!

Артикуляционная гимнастика подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению

Мелкая моторика

Разукрашивание  цветными карандашами

(с соблюдением всех правил).

Желаю деткам хороших каникул, радостных событий и отличного настроения!!!!



Предварительный просмотр:

Рекомендации на летний период

(старшая группа)

Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Наступила долгожданная и всеми любимая пора, время каникул и отпусков. Для наших деток лето-это возможность отдохнуть от обычной годовой нагрузки. Но как провести каникулы с пользой - чтобы ребенок как следует отдохнул, набрался сил, но в тоже время и не забыл все, что с такими усилиями удалось добиться за год?

  Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, походы….

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

При выполнении рекомендаций следует соблюдать ряд условий:

  1. Приступать к выполнению рекомендаций следует лишь в том случае, когда ваш ребенок  здоров, сыт, спокоен;
  2. Большинство заданий выполняйте в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание;
  3. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют;
  4. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент  ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже;
  5. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите,  выполните  предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки;
  6. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха;

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

  1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
  2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова: "баРеЛина" вместо "балерина", "аквария" вместо "аквариум", "велик" вместо велосипед. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно.

Главное, обратить внимание на неверное произношение!

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.

1. «Я знаю пять…»- предложите ребенку вспомнить и назвать пять названий игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели, овощей, фруктов, животных… и т.д.

2. «Назови части» - вспоминаем и называем части тела (голова, руки, ноги, живот, спина, грудь), части лица (лоб, нос, рот, глаза, щеки, подбородок; для детей 6 лет - ноздри, брови, ресницы), части мебели, например шкафа (ножки, дверцы, ручки).

3. «Назови одним словом»- игра позволяющая развивать и закреплять способность обобщать. Детям 5-6 лет можно давать словесные инструкции: «Как назвать одним словом- кровать, диван, стол? Комар, пчела, стрекоза - это..? , если возникают затруднения, используйте картинки

4. «Скажи наоборот» - учим ребенка подбирать слова-антонимы и образовывать пары: друг-враг, тишина-шум, легкий-тяжелый, длинный-короткий, далеко-близко, весело-грустно.

5. «Кто что делает?» - развиваем глагольный словарь. Для детей 5-6 лет предлагаются инструкции без зрительной опоры, но чтобы облегчить задание предлагайте ребенку образец: «Заяц скачет, прячется, грызет. А что делает рыба?» ( «Как подают голоса животные?»). Так же предложите ребенку вспомнить, какие трудовые действия совершают представители разных профессий.

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

1. «Один-много»- развиваем и закрепляем у ребенка способность образовывать форму множественного числа имен существительных: один стол, а если их много, то это столы; кот-коты, дом-дома, окно-окна, лист-листья…

2. «Сколько?» - развиваем способность согласовывать имена числительные с именами существительными. Гуляя с ребенком на улице предложите ему сосчитать любые предметы, например, дома: один дом, два дома, пять домов; окна, машины, мячи, птиц, листья.

3. «Назови ласково» - развиваем способность ребенка пользоваться суффиксальным способом словообразования. Взрослый называет большой предмет, а ребенок маленький, причем маленький предмет нужно назвать «ласково»: большой мяч-маленький мячик; дом-домик, яблоко-яблочко, елка-елочка…

4. «Какой, какая?» - развиваем способность ребенка согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа. «Апельсин какой?» (оранжевый, круглый, сладкий).

«Ведерко какое?» (желтое, пластмассовое)

5. «Назови детеныша» - развиваем умение образовывать название детенышей животных. Предложите ребенку выполнить задание без зрительной опоры по образцу: «У кошки котенок, а у козы? У лисы, у утки, у зайца. Дети  5-6 лет, аналогично  выполняют задание, продолжая фразы: «У медведицы- медвежонок, а у коровы, у свиньи, у лошади?»

6. «Чья, чье?» - у детей 5-6 лет развиваем способность образовывать притяжательные прилагательные: «Очки бабушки - бабушкины. А как сказать про сумку мамы? А про хвост лисы? Про берлогу медведя?»

Так же необходимо развивать умение ребенка пользоваться предлогами: «Где сидит птичка?» (на дереве), где летает бабочка?

(над цветком), куда положили покупки? (в сумку)…  

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

1. «Повторюшка»- развиваем способность отраженно повторять слоги. Для детей 5-6 лет цепочки слогов и слов: ба-па-ба, да-та-да, га-ка-ка, тя-та-тя; кот-год-кот, бочка-почка-бочка, мишка-мышка-мишка.

2. «Назови первый (последний) звук в слове» - взрослый акцентировано произносит начальный звук слове (начинать лучше с гласных) – Оля, аист, удочка, и предлагает ребенку определить какой звук первый в слове. Аналогично выполняется задание на выделение конечного согласного звука: суп, кот, лимон, сок.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка.

Чтобы речь ребенка была понятна вам и окружающим необходимо вызывать у него желание о чем-то рассказывать, учить ребёнка давать полный ответ на вопрос. Расспрашивайте ребенка о важных для него событиях, внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию, подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

Упражнения для формирования связной речи: описание предметов по картинке и по памяти;  пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок и т.д.

Так же рекомендую подключить игры с песком, водой, с мячом - это отличная база для развития мелкой и крупной моторики. Не забывайте об общении детей на улице, на игровых площадках, в коллективных подвижных играх.

Желаю деткам хороших каникул, радостных событий и отличного настроения!!!!



Предварительный просмотр:

Рекомендации на летний период

(для детей подготовительной к школе группе)

       Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам. Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Упражнения для автоматизации звуков

  1.        Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения. Иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
  2.        Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.
  3. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно.
  4.  Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

- Определение количества звуков в слове и их последовательность (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4 звук?);

  1. - Придумывание слов с определённым количеством звуков;
  2. - Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков.
  3.  (Какое слово получится из этих звуков? «к-о-ш-к-а»).
  4. - Образование новых слов с помощью «наращивания звуков» (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Рот-крот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля и т. д.);
  5. - Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук (Дом-сом, лом-ком);
  6. - Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков;
  7. - Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на  3-ем месте (Шуба, уши, кошка);
  8. - Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк.  и т.д.

Упражнения для развития слоговой структуры слова

 (слогового анализа и синтеза)

  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?);
  2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов;
  3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум…);
  4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва);
  5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия, которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).
  6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных);
  8. Тренироваться выговаривать: помидоры, свисток, аквариум, лекарство, подснежник, аккумулятор, пятиэтажный, шестнадцатиэтажный, напоминали, сковорода, милиционер, перекрёсток, остановка, велосипедист, тракторист, мотоциклист.

Повтори предложения без ошибок: Мальчики слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер ездит на мотоцикле.

Регулировщик стоит на перекрёстке.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял, где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть …);
  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы): стол – столик, кукла – куколка, дом - …, яблоко-…. и т.д.
  3. Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …,
  4. Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …

Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у   коровы - …, у слонихи - …, у овцы - ….

  1. Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т. д.
  2. У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки.
  3. Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
  4. Словесная игра: намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова.
  5. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  6. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.

- Закончи предложения: Стол – мебель, а вилка - … Шуба – одежда, а сапоги - …. Комар – насекомое, а верблюд – … Белка – зверёк, а воробей - … Чашка – посуда, машина - …..

  1. - Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова;
  2. - Сочиняйте стихи, рифмы;
  3. - Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово;
  4. - Игра в слова:  «Назови все свои игрушки»,
  5. «Придумай слова, которые обозначают транспорт»,
  6. «Какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «Вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»;
  7. - Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

Составь предложения из слов:

Кире, мама, бублики, дала, булки, и.

Саша, санки, новые, несёт.

Мама, валенки, Вике, купила.

Кисель, пила, сладкий, Оля.

Коробки, нитки, в, иголки, и.

Яблоки, любит, Лена, кислые.

Вставь в предложение нужный предлог: Книга лежит ….. полке.

Пёс сидит ….. будки. Мяч лежит … диваном. Кот залез … коробку. Мама достала продукты ….. сумки. Я иду …. магазин. Братишка выглядывает ………. двери;

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос;
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать;
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях;
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию;
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться;
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам.
  7. Придумай рассказ «Интересный случай летом».

Нарисуй иллюстрацию к своему рассказу.

Желаю деткам хороших каникул, радостных событий и отличного настроения!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации на лето.

Закончился учебный год, наступила долгожданная летняя пора: можно спать сколько хочется, никаких домашних заданий, никакой школы – свобода, одним словом! Но у родителей встаёт теперь вопрос...

Рекомендации на лето для родителей дошколят.

Лето – это подходящее время для развития и воспитания детей,  и важно  не упустить те возможности, которое оно предоставляет. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут ребёнка и в ...

Рекомендации на лето для родителей дошколят.

Этот материал поможет родителям разнообразить отдых детей летом....

Рекомендации на лето

В презентациях (3 части) представлены игровые упражнения на закрепление пройденного материала. Речевой материал может быть любым....

РЕКОМЕНДАЦИИ НА ЛЕТО.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в пр...

Рекомендации на лето

Впереди лето - пора отпусков, детского отдыха. А родителям и летом не следует забывать о речевых проблемах своих детей........

Рекомендации "Занятия летом"

Рекомендации для родитей....