ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ нормативная база, ключевые особенности и механизмы реализации
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Гриненко Анна Александровна

Предварительный просмотр:

ОДОБРЕНА

решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

(протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15)

 

Примерная

адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования
 

слабослышащих и позднооглохших обучающихся


ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………………5
  2. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВАРИАНТ 2.1)……………………………………….19
  1. Целевой раздел……………………………………………………………….19

2.1.1. Пояснительная записка……………………………………………….19

2.1.2. Планируемые результаты освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования…..27

2.1.3. Система оценки достижения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования…………………………………………….40

2.2. Содержательный раздел…………………………………………………43

2.2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы..43

2.3. Организационный раздел………………………………………………..52

2.3.1. Учебный план…………………………………………………………...52

2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся………………………..52

3. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВАРИАНТ 2.2.)……………………………………….80

3.1. Целевой раздел……………………………………………………………80

3.1.1. Пояснительная записка………………………………………………..80

3.1.2. Планируемые результаты освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования…..91

3.1.3. Система оценки достижения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования…………………………………………104

3.2. Содержательный раздел……………………………………………..…113

3.2.1. Программа формирования универсальных учебных действий...113

3.2.2. Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области……………………………………………………….130

3.2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания…….185

3.2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни…………………………………………………..187

3.2.5. Программа коррекционной работы……………………………......189

3.2.6. Программа внеурочной деятельности……………………………..197

3.3. Организационный раздел……………………………………………..199

3.3.1. Учебный план…………………………………………………………199

3.2.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования…216

4. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВАРИАНТ 2.3.)………………………………………245

4.1. Целевой раздел……………………………………………………….….245

4.1.1. Пояснительная записка………………………………………………245

4.1.2. Планируемые результаты освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования…257


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Законодательная база 1.Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2.Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19.12.2014 № 1599 3.Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ» от 19.12.2014 № 1598 4.Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. И эти требования разработаны для каждой категории детей с ОВЗ. 5.Сан ПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07.2015 г. № 26; 6.Письмо Минобрнауки России «О сохранении системы специализированного коррекционного образования» от 28.10.2014 г. № ВК-2270/07. 7.Письмо Минобрнауки России «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов РФ в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи») от 10.02.2015 N ВК-268/07 8. ФЗ «Об образовании в РФ» 1

Слайд 2

Дети с ограниченными возможностями - категория лиц, характеризующихся какими-либо нарушениями (психическими или физическими), и требующие специально организованного подхода к процессу обучения. 2

Слайд 3

Классификация категории детей с ОВЗ (по А. Р. Маллеру ) глухими; слабослышащими; позднооглохшими; незрячими; слабовидящими; с нарушением функций опорно-двигательного аппарата; с нарушением эмоционально-волевой сферы; аутичные дети ( или с РДА (ранний детский аутизм)); с нарушением интеллекта; с задержкой психического развития; с тяжелой степенью нарушения речи; со сложными комплексными недостатками развития. 3

Слайд 4

Диапазон различий детей с ОВЗ 4

Слайд 5

СФГОС - инструмент дифференциации уровней образования детей с ОВЗ, обучающихся в специальных (коррекционных) школах и гарантий специальной помощи детям, интегрированным в общеобразовательную среду Неоднородность состава детей с ОВЗ требует дифференциации уровней образования 5

Слайд 6

Предмет стандартизации – требования к: ФГОС НОО: СФГОС: (цензовый, нецензовый, индивидуальный) 6

Слайд 7

Области ОБРАЗОВАНИЯ: Математика – знания о математике и практика применения математических знаний Язык – знание о языке и речевая практика Естествознание (Окружающий мир) – знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром Знания о человеке – знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми Обществознание – знания о человеке в социуме и практика жизни в социуме Искусство - знание об искусствах и практика их применения в быту и творчестве Физическая культура - знания о здоровье, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования Технология – основы трудовой деятельности, доступные и необходимые в жизни технологии и практика их применения 7

Слайд 8

Компоненты областей образования « Академический » - рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом мы полагается, что ребенок в последствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного и социального развития. « Жизненной компетенции » - рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. 8

Слайд 9

Результаты анализа: адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни; осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации; осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. 9

Слайд 10

Предмет стандартизации – требования к: ФГОС НОО: СФГОС: (цензовый, нецензовый, индивидуальный) 10

Слайд 11

Варианты сфгос Цензовый уровень. В среде здоровых сверстников, в те же сроки. Цензовый уровень . В среде сверстников со схожими проблемами, сроки- пролонгированы. Не цензовый уровень . Главное – социализация. Не способен усвоить цензовый уровень. Индивидуальный уровень конечного результата . 11

Слайд 12

Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде , и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательна систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка для реализации особых образовательных потребностей, целенаправленного формирования полноценной жизненной компетенции. Устанавливаются направления коррекционной помощи и соответствующие им специальные требования к результатам обучающихся всех категорий с ОВЗ, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. СФГОС: вариант I вариант I - Ребенок с ОВЗ обучается в обычной школе 12

Слайд 13

Ребенок получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные , чем в норме, календарные сроки. Обязательна организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В структуре образования расширяется компонент жизненной компетенции. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ученику. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально приспособленной к особому ребенку и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта. СФГОС: вариант II 13

Слайд 14

Специальный дифференцированный стандарт А А А I II III IV А Ж Ж Ж Ж 14

Слайд 15

Ребенок получает нецензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития, в более пролонгированные , чем в норме, календарные сроки. Обязательно специальное обучение и воспитание для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. В структуре образования «академический» компонент редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции». В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по расширению жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах . СФГОС: вариант III 15

Слайд 16

Специальный дифференцированный стандарт А А А I II III IV А Ж Ж Ж Ж 16

Слайд 17

Уровень образования определяется индивидуальными возможностями ребенка При значительной редукции «академического» компонента максимально расширяется компонент «жизненной компетенции». Обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы. Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов. СФГОС: вариант IV 17

Слайд 18

Специальный дифференцированный стандарт А А А I II III IV А Ж Ж Ж Ж 18

Слайд 19

1. Глухие Вариант 1.1 Вариант 1.2 Вариант 1.3 Вариант 1.4 2. Слабослышащие Вариант 2.1 Вариант 2.2 Вариант 2.3 (при наличии других нарушений) - 3. Слепые Вариант 3.1 Вариант 3.2 Вариант 3.3 Вариант 3.4 4. Слабовидящие Вариант 4.1 Вариант 4.2 Вариант 4.3 (при наличии других нарушений) - 5. С НР Вариант 5.1 Вариант 5.2 - - 6. С НОДА Вариант 6.1 Вариант 6.2 Вариант 6.3 Вариант 6.4 7. С ЗПР Вариант 7.1 Вариант 7.2 - - 8. С РАС Вариант 8.1 Вариант 8.2 Вариант 8.3 Вариант 8.4 9. С УО и МНР - - ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 Вариант 2 Дифференциация специального стандарта образования детей с ОВЗ 19

Слайд 20

Понятия «АООП» и «ПАООП» Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) ― это образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ОВЗ (в том числе с инвалидностью) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. 20 Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы (ПАООП) http://fgosreestr.ru/

Слайд 21

21

Слайд 23

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ФГОС НОО ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ООП НОО - основная образовательная программа начального общего образования ОО - общеобразовательная организация АООП - адаптированная основная общеобразовательная программа ПАООП НОО - примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования ПАООП - примерная адаптированная основная общеобразовательная программа СИПР- специальная индивидуальная программа развития ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия ПМПк - психолого-медико-педагогический консилиум ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида 23



Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЫ

Алгоритм действия при поступлении ребенка с ОВЗ

  1. Убедиться в наличии справки ПМПК
  2. Организовать собеседование с родителями по выявлению их мнения относительно предполагаемых условий
  3. Определить дальнейший образовательный маршрут

Ребенок с ОВЗ в общеобразовательном классе (обучается по АОП)

  1. Заявление от родителей о переводе на АОП
  2. Приказ  по школе о переводе на АОП
  3. Договор с родителями (законными представителями) об образовании
  4. Составление индивидуального образовательного маршрута (адаптирование рабочих программ, КИМ, критерий оценивания)
  5. Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, ПМПк, ИПРИ (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств обучения и пр.)
  6. Отслеживание сроков справки ПМПК
  7. Обращение в консилиум школы (или в ПМПК) при необходимости изменения образовательного маршрута.

Обучается по общеобразовательной программе,

но нуждается в специальном сопровождении

  • Те, кто посещает логопункт
  • Те, кто нуждается в психолого-педагогической помощи и поддержке
  • Те, кто нуждается в тьюторе
  1. Зачисляются на занятия к специалистам
  2. Собираются письменные согласия на диагностику и дальнейшую работу
  3. Заключаются договора с родителями (законными представителями) об образовании
  4. Корректируется расписание

Ребенок с ОВЗ в специальном классе

Специальный класс для любой категории детей, кроме умственной отсталости

  1. Заявление от родителей о переводе на АОП и в специальный класс
  2. Приказ  по школе о переводе на АОП и зачислении в специальный класс
  3. Договор с родителями (законными представителями) об образовании
  4. Составление и утверждение учебного плана
  5. Составление  и утверждение АОП, рабочих программ  на класс
  6. Составление расписания для класса и маршрута сопровождения на каждого ребенка с учетом рекомендаций ПМПК, ПМПк
  7. Организация учебной деятельности в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПРИ (использование специальных приемов обучения, специальных технических средств обучения и пр.)
  8. Отслеживание сроков справки ПМПК
  9. Обращение в консилиум школы (или в ПМПК) при необходимости изменения образовательного маршрута.



Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

  • ФГОС НОО ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • ООП НОО - основная образовательная программа начального общего образования ОО - общеобразовательная организация
  • АООП - адаптированная основная общеобразовательная программа
  • ПАООП НОО - примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
  • ПАООП - примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
  • СИПР - специальная индивидуальная программа развития
  • ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия
  • ПМПк - психолого-медико-педагогический консилиум
  • ИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида

Под реабилитаций понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

 

Абилитация инвалидов – это процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.



Предварительный просмотр:

<Письмо> Минобрнауки России от 28.10.2014 N ВК-2270/07
"О сохранении системы специализированного коррекционного образова...

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 13.05.2015

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 октября 2014 г. N ВК-2270/07

О СОХРАНЕНИИ

СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Минобрнауки России с участием Минтруда России и Минздрава России рассмотрело в части своей компетенции обращение по вопросу о необходимости сохранения системы специализированного коррекционного образования и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с частью 5 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон) отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Закона создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

В соответствии со статьей 22 Закона принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

Согласно части 14 статьи 22 Закона порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Минобрнауки России неоднократно указывало на то, что развитие инклюзивного образования не противоречит существующей системе специальных (коррекционных) образовательных организаций и не означает отказа от нее и данную позицию рекомендует к реализации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (письмо от 7 июня 2013 г. N ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"). Кроме того, в рамках исполнения пункта 4 "а" раздела 1 протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации от 24 июля 2014 г. N 7 в настоящее время совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Рособрнадзором прорабатывается вопрос о принятии дополнительных мер по прекращению практики закрытия указанных образовательных организаций.

Согласно Закону общее образование обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов может быть организовано в организациях, осуществляющих образовательную деятельность:

- для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов по основной образовательной программе;

- для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов по адаптированной образовательной программе - образовательной программе, адаптированной для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц в общеобразовательной организации согласно статье 2 Закона, а для инвалидов - также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

- для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов по адаптированной основной общеобразовательной программе в отдельной образовательной организации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ согласно рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

- для обучающихся детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Согласно части 1 статьи 92 Закона государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.

В соответствии со статьей 28 Закона разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательной организации. Согласно части 5 статьи 12 Закона образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Адаптированная основная общеобразовательная программа разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся. Для детей с умственной отсталостью она не предполагает освоение уровня основного общего образования, установленного федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования.

В настоящее время заканчивается работа по разработке проектов ФГОС и механизмов их внедрения, разработчиками которых являются ФГБОУ ВПО "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена" и ГБОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет".

ФГОС является единым для каждой категории обучающихся с ОВЗ и вместе с тем предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Концепция ФГОС предполагает разработку четырех вариантов образовательных программ, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации образовательной программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии.

Проекты ФГОС прошли широкое общественное обсуждение, в котором приняли участие специалисты-практики высокой квалификации в области образования разных групп детей с ООП из 77 регионов России, эксперты из Комитета Государственной Думы по образованию, региональных органов управления образованием, Уполномоченные по правам человека и по правам ребенка различных субъектов Российской Федерации. Апробация ФГОС для обучающихся с ОВЗ началась с 1 сентября 2014 г. в 124 образовательных организациях из 24 субъектов Российской Федерации.

Проекты ФГОС предусматривают требования к структуре и объему образовательных программ общего образования, адаптированных для обучающихся с ОВЗ (далее - Программы), условиям реализации Программ, результатам освоения Программ обучающимися с ОВЗ для каждого уровня образования, итоговым достижениям обучающихся с ОВЗ к моменту завершения школьного образования.

Для обучающихся с умственной отсталостью предусмотрены варианты ФГОС, согласно которым обучающийся получает образование по адаптированной основной общеобразовательной программе, созданной на основе индивидуального учебного плана.

С момента вступления в силу ФГОС для лиц с ОВЗ адаптированные основные общеобразовательные программы будут подлежать аккредитации.

Следует отметить, что согласно части 6 статьи 92 Закона при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.

Таким образом, образовательная организация при положительном решении аккредитационного органа получает государственную аккредитацию в отношении всех основных общеобразовательных программ, относящихся к тому или иному уровню общего образования (начальное общее, основное общее, среднее общее образование).

Вместе с тем считаем нужным сообщить, что Минобрнауки России качество образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов напрямую связывает с созданием образовательной среды, обеспечивающей реализацию особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. В целях развития системы оценки качества обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках реализации государственного задания ФГБОУ ВПО "Российский университет дружбы народов" выполняет научно-исследовательскую работу по мониторингу деятельности общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ и отдельных классов для детей с ОВЗ во всех субъектах Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что Минобрнауки России готово рассмотреть вопрос об участии в общественных слушаниях по проблеме получения качественного образования детьми с ОВЗ, инвалидами.

Заместитель министра

В.Ш.КАГАНОВ

КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 2 из 3



Предварительный просмотр:

ОДОБРЕНА

решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

(протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15)

 

Примерная

адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования
 

слабослышащих и позднооглохших обучающихся


ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………………5
  2. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВАРИАНТ 2.1)……………………………………….19
  1. Целевой раздел……………………………………………………………….19

2.1.1. Пояснительная записка……………………………………………….19

2.1.2. Планируемые результаты освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования…..27

2.1.3. Система оценки достижения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования…………………………………………….40

2.2. Содержательный раздел…………………………………………………43

2.2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы..43

2.3. Организационный раздел………………………………………………..52

2.3.1. Учебный план…………………………………………………………...52

2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся………………………..52

3. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВАРИАНТ 2.2.)……………………………………….80

3.1. Целевой раздел……………………………………………………………80

3.1.1. Пояснительная записка………………………………………………..80

3.1.2. Планируемые результаты освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования…..91

3.1.3. Система оценки достижения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования…………………………………………104

3.2. Содержательный раздел……………………………………………..…113

3.2.1. Программа формирования универсальных учебных действий...113

3.2.2. Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области……………………………………………………….130

3.2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания…….185

3.2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни…………………………………………………..187

3.2.5. Программа коррекционной работы……………………………......189

3.2.6. Программа внеурочной деятельности……………………………..197

3.3. Организационный раздел……………………………………………..199

3.3.1. Учебный план…………………………………………………………199

3.2.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования…216

4. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВАРИАНТ 2.3.)………………………………………245

4.1. Целевой раздел……………………………………………………….….245

4.1.1. Пояснительная записка………………………………………………245

4.1.2. Планируемые результаты освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования…257


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативная база музыкального руководителя

Моя работа, как и всё руководство, дошкольным образовательным учреждением регламентируется нормативно – правовыми и локальными документами:...

ПЛАН "Ключевые особенности ФГОС"

"Ключевые особенности ФГОС"...

Федеральные нормативно-правовые документы, регламентирующие введение и реализацию ФГОС ДО

Федеральные нормативно-правовые документы, регламентирующие введение и реализацию ФГОС ДО...

Сообщение по теме «Нормативно - методические основы, ключевые особенности структуры и содержания ФГОС ДО»

Разработкой стандарта дошкольного образования занималась специально созданная рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Григорьевичем Асмоловым....

Проект организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО - основного механизма реализации ФГОС ДО

    Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государст...