Консультация для родителей
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Пальчиковые игры - эффективное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад № 17 «Василек»

Консультация для родителей

Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Подготовила: учитель – логопед

Поздеева О.А.

г.о. Мытищи, 2021г.

 Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга, т. е. на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В специальной литературе (Ткаченко Т. А., Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, М. В. Ипполитова, О. С. Бот) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения.

Можно использовать следующие игровые приемы:

1. Повернуть руку на ребро, согнуть пальцы в кулак, выпрямить, положить руку на ладонь;

2. Изображение «зайчика» поднятием вверх указательного и среднего пальцев;

3. Изображение «козы» поднятием вверх указательного пальца и мизинца;

4. Разминка пальцев рук: сжимание и разжимание на счет «раз-два» с использованием резиновых игрушек, повторить 5 раз;

5. «Веселый оркестр» - имитация игры на пианино, дудочке и других музыкальных инструментах;

6. «Колечки» - поочередно соединять с большим пальцем все пальцы руки.

Больший интерес у детей вызывают упражнения, сопровождающиеся забавными стихотворными текстами, нежели выполнение упражнений по подражанию без речевого сопровождения или следование инструкциям. Помимо пальчиковой моторики, игры стимулируют пространственное мышление ребенка, его воображение, внимание, память, речь и творческие способности.

Примеры упражнений заимствованные из пособия Т.А. Ткаченко. Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Если ребенку не доступно четкое, нормативное произнесение стихотворного текста, тогда текст читает логопед, а ребенок только повторяет движения.

Упражнения Т.А. Ткаченко:

Дружба

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.          

(Пальцы рук соединяются ритмично в «замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.          

(Ритмичное касание одноименных пальцев)

Раз, два, три, четыре, пять,                    

(Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)

Начинай считать опять.                                                      

Раз, два, три, четыре, пять.        

(Еще раз касание одноименных пальцев)

Мы закончили считать.                                  

(Руки вниз, встряхнуть кистями)

В гости

В гости к пальчику большому    

(Выставляются вверх большие пальцы рук)

Приходили прямо к дому:                        

(Ладошки сложить домиком)

Указательный и средний,        

(Поочередно называемые пальцы соединяются с большим на обеих руках одновременно)

Безымянный и последний,          

Сам мизинчик-малышок  

(Пальцы сжаты в кулак, выставляются мизинцы)

Постучался на порог.                                          

(Кулаки стучат друг о друга)

Вместе пальчики — друзья,              

(Ритмичное сжимание пальцев в кулаки)

Друг без друга им нельзя.

Домик

Раз, два, три, четыре, пять            

(Разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять.      

(Ритмичное разжимание всех пальцев одновременно)

Раз, два, три, четыре, пять,    

(Сжимание по очереди расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.    

(Ритмичное сжимание всех пальцев одновременно)

Прогулка

Пошли пальчики гулять,                

(Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые - догонять,

(Ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики - бегом,    

(Движение средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые - пешком.        

(Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхности стола мизинцами.

И в конце пути упал.                          

(Стук кулаками по поверхности стола)

Заботливый друг

Очищаем апельсин,

(изобразить)

На тарелке он один.

(ладошками показать «тарелку)

Апельсин я разломлю,

(изобразить)

Всех знакомых наделю:

(движения кистями от груди вперед)

Эту дольку Ване,

(движения правой кистью, как при раздаче долек)

Эту дольку Тане,

Эту дольку Толе,

Эту дольку Коле,

Ну а что останется,

(движения кистями вперед, к груди)

Только мне достанется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...