АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Байдикова Ольга Владимировна

В статье рассматривается актуальность проблемы инклюзивного образования в России. Освещается ряд проблем, с которыми сталкивается современное общество в новых условиях. Обозначается необходимость и целесообразность инклюзии в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnye_problemy_sovremennogo_obrazovaniya_detey_s_ovz.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376                                                                        

Байдикова О.В.
учитель – логопед
МДОУ "Детский сад общеразвивающего
вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района
Белгородской области", РФ

Наумова Н.П.

воспитатель

МДОУ "Детский сад общеразвивающего
вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района
Белгородской области", РФ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация

В статье рассматривается актуальность проблемы инклюзивного образования в России. Освещается ряд проблем, с которыми сталкивается современное общество в новых условиях. Обозначается необходимость и целесообразность инклюзии в целом.

Ключевые слова

 ОВЗ, инклюзивное образование.

В последние наиболее отчетливо проявляется тенденция к росту численности детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это понятие впервые появилось в 2012 году в законе «Об образовании в Российской Федерации». На его основании дети с ОВЗ определяются как лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания социальных условий. [1, 87-88]

Выделяют несколько категорий детей с особыми потребностями. Среди них дети:

1. имеющие нарушения слуха;

2. имеющие нарушения зрения;

3. имеющие нарушения речи;

4. имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата;

5. страдающие умственной отсталостью;

6. страдающие задержкой психического развития;

7. имеющие нарушения поведения и общения;

8. имеющие комплексные нарушения психофизического развития

Для обеспечения полноценной жизни таких детей, на первый план выходит необходимость обеспечения оптимально равных условий для их обучения в среде здоровых сверстников. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса.

 Создание оптимальных условий для образования детей с особыми возможностями является одной из основных задач для нашей страны. Мы испытываем потребность в создании инклюзивного общества, в котором бы каждый смог почувствовать свою необходимость, востребованность и возможность реализовать свой потенциал. 

Именно этот вид образования признан во всем мире одним из самых гуманных и эффективных.

Инклюзивное образование сегодня можно по праву считать одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики Российской Федерации. По статистическим данным в России насчитывается более 2 млн. детей, имеющих особые потребности. Возможность обучаться и развиваться среди детей без особенностей им дает инклюзивное образование.

В его основе лежит идея о том, что каждый ребенок без исключения имеет право получить качественное образование независимо от состояния здоровья. Именно в тандеме со здоровыми сверстниками дети с ОВЗ смогут успешно социализироваться. Эти проблемы в современных образовательных учреждениях решает инклюзивное образование. На основании закона «Об образовании» инклюзивное образование является обеспечением равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых  образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 ФЗ  №273 «Об образовании»). [2, 48]

Такой вид обучения предполагает как организацию совместных образовательных занятий, так и досуговой деятельности детей с особыми потребностями и детьми без особенностей развития.

Долгие годы российская система образования разделяла детей на здоровых и инвалидов. Дети, имеющие особенности в развитии, не имели право получать образование наравне с нормально развивающимися детьми. Для них были предусмотрены специализированные образовательные учреждения. Такая система неминуемо вела к дискриминации и отчуждению особенных детей.

Инклюзия являет собой совместное обучение детей с ограниченными возможностями с детьми без особенностей развития.

Введение инклюзии в образовательные учреждения – это эффективный шаг к удовлетворению потребностей детей с ОВЗ в образовании. [1, 67-69]  

Инклюзивное образование преследует своей целью обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми без исключения. 

Однако на пути к достижению этой цели имеется ряд проблем:

  • трудности социально-психологической адаптации детей с особыми потребностями.
  • сложности в представлении и осуществлении подходов к обучению детей с особыми потребностями;
  • неприятие детей с ограниченными возможностями;
  • отрицательное отношение обычных детей к детям с ограниченными возможностями;
  • протест родителей детей без особенностей развития обучать их совместно с детьми с особенностями;
  • отрицание идеи инклюзивного образования в целом.

Только решение этих проблем позволит детям с ОВЗ добиться более высокого уровня социального взаимодействия со сверстниками без особенностей в сравнении с теми детьми, которые обучаются в специализированных учреждениях. [3, 40]

Следует учесть, что инклюзивное образование предполагает не только создание технических условий для обучения детей с ОВЗ, но и учет психофизических возможностей такого ребенка. То есть образовательных учреждениях необходимо организовать качественное психолого-педагогическое сопровождение, создать особый морально-психологический климат в педагогическом и детском коллективах.

Подводя итоги вышеизложенному, мы приходим к тому, что инклюзивное образование предполагает:

- освоение образовательной программы детьми с ОВЗ не в коррекционном, а в общем учебном заведении; при этом таким детям предусмотрено оказание специализированной помощи;

-  вовлечение в воспитательно - образовательный процесс каждого ребенка при помощи образовательной программы, соответствующей его способностям;

- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

Целесообразность внедрения инклюзивного образования не вызывает сомнений. Именно этот вид обучения в дошкольном образовательном учреждении предоставляет возможность оказать необходимую коррекционно-педагогическую и медико-социальную помощь огромному количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту проживания ребенка, обеспечивает родителей консультативной поддержкой, а также подготавливает общество к принятию человека с особыми потребностями. [2, 35-36]

Список использованной литературы:

  1. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / сост. Л.В. Голубева, Волгоград: Учитель, 2011 
  2. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19-20 июня 2008 года. – СПб: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2008.
  3. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная   педагогика». – 2010. – №4 – с. 40.

©Байдикова О.В., Наумова Н.П., 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываю...

Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.

Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок,  с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

        В первую очередь    мест в дошкольных образовательных учреждениях не хватает.          В настоящее время...

статья "Актуальные проблемы современного образования"

В статье обсуждаются проблемя современного дошкольного образования, согласно ФГОС...

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В настоящее время есть проблемы современного образования.  Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные ...

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

В сегодняшние дни есть и проблемы современного образования. ...

Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ

В статье рассматривается актуальность проблемы инклюзивного образования в России. Освещается ряд проблем, с которыми сталкивается современное общество в новых условиях. Обозначается необходимость и це...