Особенности психофизического развития у детей с ТНР
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Егорова Ольга Александровна

Особенности психофизического развития у детей с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности психофизического развития у детей с ТНР.

младенческий от рождения до 1 года

К концу первого года жизни ребенок начинает делать первые шаги, понимает, хотя и ограниченно, некоторые обращенные к нему слова. У детей с ТНР время появления первых слов обычно задерживается до 3-4 лет, но в то же время происходит накопление пассивного словаря.

  преддошкольный-от 1 до 3 лет;

   Первичная патология речи  отражается на развитии мышления, тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта.  В физическом развитии

отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.  Заметны отставания в двигательной сфере.

 дошкольный-от 3 до 7 лет;

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

   Появление речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает.
   Присуще  некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

   младший школьный-от 7 до I2 лет

  Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей происходит нарушение вербальной памяти, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Данные нарушения способствуют снижению обучаемости и познавания.

 

 подростковый - от I2 лет 

 

   У детей данной категории без специального коррекционно-педагогического воздействия полноценное спонтанное овладение речью невозможно. Речь детей малопонятна для окружающих, происходит нарушение коммуникативной функции речи и постепенное нарушение связи с социумом, поскольку условия жизни в коллективе расцениваются исследователями как неблагоприятные для детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Все эти негативные факторы ведут к своеобразному развитию личности ребенка. У детей отмечается пониженная работоспособность, лабильность настроения и т. д., часто возникают различные отклонения в поведении: замкнутость, застенчивость, раздражительность, что приводит к отсутствию веры в успех, нежеланию вступать в активный контакт со взрослыми и сверстниками.

Список литературы:

1.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.

2.  Волосовец Т.В.  Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.

3.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада_ В 2 частях. Часть I

4.  С. Н. Сазонова Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи

5.  Н.С. Жукова Е.М. Мастюкова Т.Б. Филичева Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психофизического развития детей 5-го года жизни

Особенности психофизического развития детей 5-го года жизниЗначительное развитие получает изобразительная деятельность.Конструирование.Двигательная сфера ребенка.В среднем дошкольном возрасте улучшает...

Особенности психофизического развития детей с ОВЗ

В работе описаны психофизические особенности детей с 0 до подросткового возраста в норме и детей в ОВЗ-ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или)...

ДОКЛАД на тему: "Особенности психофизического развития детей четвертого года жизни".

Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организует...

«Возрастные особенности психофизического развития детей 2-3 х лет»

Исследование возрастных особенностей психофизического развития детей 2-3 х лет, обусловлено необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях разн...

Возрастные особенности психофизического развития детей Характеристики особенностей развития детей от 4 до 5 лет

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а такж...

1. «Особенности психофизического развития у детей 5-ого года жизни. Задачи воспитания и обучения.». 2. «О здоровье всерьез.»

1. «Особенности психофизического развития у детей 5-ого года жизни. Задачи воспитания и обучения.»Основные психофизические особенности детей 4-5 лет;•Цели и задачи обучения и воспитан...

Конспект родительского собрания "Особенности психофизического развития у детей 5 года жизни", "О здоровье всерьез"

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение«Гимназия им. Н.В.Пушкова» (дошкольное отделение №2)   Родительское собрание:«Особенности психофизического разви...