Применение интеллект-карт для развития речи дошкольников с нарушением слуха на занятиях учителя-дефектолога
статья по коррекционной педагогике

Ожгибесова Елена Ивановна

Речь дошкольников с нарушением слуха характеризуется низким словарным запасом, нарушением звукопроизношения, аграмматизмами, неумением последовательно и связно построить фразу. Одной из главных задач учителя-дефектолога является формирование речи. Перед педагогами возникает необходимость в поиске новых технологий речевого развития детей, которые бы способствовали накоплению словаря, развитию планирования связного высказывания.

В качестве такой технологии предлагается интеллект-карта, которая позволяет эффективно развивать творческие и речевые способности дошкольников с нарушением слуха.

Данная статья адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение интеллект-картдля развития речидошкольников с нарушением слуха

на занятиях учителя-дефектолога

Ожгибесова Е.И.,

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории,

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья №1»

Аннотация:

Речь дошкольников с нарушением слуха характеризуется низким словарным запасом, нарушением звукопроизношения, аграмматизмами, неумением последовательно и связно построить фразу. Одной из главных задач учителя-дефектолога является формирование речи. Перед педагогами возникает необходимость в поиске новых технологий речевого развития детей, которые бы способствовали накоплению словаря, развитию планирования связного высказывания.

В качестве такой технологии предлагается интеллект-карта, которая позволяет эффективно развивать творческие и речевые способности дошкольников с нарушением слуха.

Данная статья адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста с проблемами слуха.

Ключевые слова: дошкольники с нарушением слуха, слабослышащие, кохлеарноимплантированные, глухие воспитанники, ителлект-карта, ментальная карта, последовательность высказывания, пересказ, развитие слухового восприятия.

Состояние речи дошкольников с нарушением слуха разнообразно и зависит от ряда факторов:

- степени и срока снижения слуха. Чем раньше наступило снижение слуха, тем больше его потеря и сильнее страдает речь;

- уровня психофизического развития ребенка;

- наличия медико-педагогической помощи ребенку и семье. Чем раньше ребенок слухопротезирован, организована с ним коррекционная работа, включен в речевую среду, тем более успешно он будет развиваться.

Самостоятельная речь неслышащих дошкольников формируется не в полном объеме и характеризуется нарушением звукопроизношения, грамматических отношений между словами в предложении, пропуском слов, неумением последовательно и связно построить высказывания, бедным словарным запасом. От уровня развития коммуникативных умений воспитанников со слуховой депривацией зависит их успешное обучение в школе, их интеграция в общество, поэтому одной из главных задач, которая стоит перед педагогами, работающими с детьми данной категории, является формирование слуха и речи.

Реализуя ФГОС дошкольного образования, где важным является решение речевых задач через детскую деятельность, не подменяя ее учебной, появляется необходимость в поиске и применении новых технологий речевого развития, которые бы способствовали накоплению словаря, развитию планирования высказывания.

Для решения этой проблемы мноюбыл изучен и апробирован метод создания интеллект-карт. Автор метода - британский учёный Тони Бьюзен. В дошкольное образование технология интеллект–карты пришла благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко. Данный метод основан на наглядно-образном мышлении ребенка (основном, в дошкольном возрасте).

Неслышащие воспитанники воспринимают информацию с опорой на зрительный анализатор, поэтому ребенку будет легче запомнить речевой материал, если он будет представлен графически: в виде картинок, схем, моделей.

Метод интеллект-карт – это простой способ запоминания информации, с помощью которого развиваются речевые и творческие способности детей.

Интеллект-карту можно применять со слабослышащими, кохлеарноимплантированными, глухими дошкольниками старшего возраста для накопления словаря, развития связной речи.

Суть метода в том, что вся информация по определенной тематике представляется в виде рисунков, символов, слов, которые располагаются на листе. Информация на интеллект-карте максимально визуализирована, ее можно охватить взглядом. План рассказывания соответствует порядку картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке.

Плюсы метода в том, что при получении новой информации карту можно расширять, легко и быстро повторять, что способствует закреплению материала. Работа по составлению карт организуется по-разному: может составить как сам педагог, так и совместно с детьми на занятии. В ходе такого взаимодействия создаются благоприятные условия для речевой активности детей.

Для составления ментальных карт нужны картинки/символы, цветные карандаши или фломастеры, клей. Так же необходимо соблюдать определённые правила при составлении ментальной карты:

- лист бумаги должен располагаться горизонтально;

- в центре листа выделяется главная идея, которую обозначаем рисунком и словом(например, название темы «Семья»);

- от центра идут ответвления (ветки) в разные стороны (подтемы);

- каждое ответвление обозначается ключевым словом (в соответствии с темой), фразой или картинкой. Каждая мысль (подтема) обводится своим цветом;

- слова и фразы пишутся разборчиво печатными, заглавными буквами.

Последовательность работы с интеллект-картой очень проста:

- выделение главной темы;

- выделение микротем (детализируется) (с помощью вопросов), подбор картинок-ответов;

- составление предложений по микротеме (по каждой ветке);

- воспроизведение рассказа (с помощью педагога, самостоятельно).

В своей практике использую ментальные карты для закрепления лексического материала по темам, для развития связной речи и слухового восприятия.

Для того чтобы закрепить и обобщить материал по определенной лексической теме, совместно с детьми создаем интеллектуальную карту в определенной последовательности. Например, тема карты «Фрукты». Детям предлагается назвать слова-предметы, приклеить картинки с изображением фруктов (можно предложить лишние картинки). Затем подобрать слова-признаки и слова-действия с опорой на картинки-символы (вклеиваем в карту).

Используя данную карту, можно обучать детей составлению загадок. Например, это фрукт, круглый, жёлтый, красный, сладкий, твердый и гладкий. Что это? (яблоко). Ребенок составляет загадку, глядя на картинки-символы.

Образцы интеллект-карт

C:\Users\admin\Desktop\26-08-2021_11-29-53\IMG_20210826_131843.jpg          C:\Users\admin\Desktop\26-08-2021_11-29-53\IMG_20210826_132003.jpg

Для развития связной речи при составлении рассказа, при пересказе предлагаю воспитанникам готовую интеллект-карту. Например, составление рассказа о своей семье. В центре рисунок семьи. От центра ветки: надпись «Сколько человек в семье?», от нее картинки с изображением взрослых и детей (Сколько взрослых? Детей?). Следующая ветка: надпись «Как зовут?», от нее картинки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, мальчика, девочки. Еще одна ветка с надписью «Кем работает?», от нее картинки папы, мамы и тд. Последняя ветка с надписью «Что делает дома?» и картинка с изображением всех членов семьи. Имея перед глазами такую зрительную опору, ребенок последовательно и самостоятельно (на первых порах с помощью учителя-дефектолога) излагает мысли, отвечает на вопросы, совершенствует навык аналитического чтения.

Образцы интеллект-карт

           C:\Users\admin\Desktop\26-08-2021_11-29-53\IMG_20210826_131745.jpg

При обучении пересказу последовательность работы такая: читаю рассказ, инсценирую, разбираю непонятные слова, задаю вопросы. Затем дети пересказывают рассказ по ментальной карте.

C:\Users\admin\Desktop\26-08-2021_11-29-53\IMG_20210826_131806.jpg

Если у ребенка речевое развитие на низком уровне, то он может подбирать таблички-ответы на каждую ветку карты или записывать их печатными буквами.

Ментальную карту использую для развития слухового восприятия. Очень часто дети с нарушением слуха затрудняются повторить фразу, предъявленнуюна слух. Они могут пропускать слова, переставлять их местами. Но имея перед глазами карту (рассказа, предложения), ребенок не допускает таких ошибок, потому что последовательность слов в предложении представлена на ветке в картинках.

Проведение мониторинга по развитию речи, ежедневные наблюдения за речевой практикой детей старшей группы показали повышение уровня речевого развития. Ребята стали более активными в общении со сверстниками и взрослыми, принимают активное участие в интернет-конкурсах, в городских конкурсах в номинации «Выразительное чтение».

Список литературы

  1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников// Начальная школа плюс до и после, № 7, 2012.
  2. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. М., 1985.
  3. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха

Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха...

Конспект занятия по развитию речи дошкольников с нарушением слуха по теме: Части лица.

Конспект по развитию речи в средней группе дошкольников с нарушением слуха. Тема: "Части лица"....

Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Анализ современных психолингвистических теорий

Развитие психолингвистики сделало актуальным рассмотрение основных современных психолингвистических теорий и учет наиболее важных положений в методике развития речи не слышащих и слабослышащих дошколь...

Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Анализ современных психолингвистических теорий.

Развитие психолингвистики сделало актуальным рассмотрение основных современных психолингвистических теорий и учет наиболее важных положений в методике развития речи не слышащих и слабослышащих дошколь...

Консультация для воспитателей «Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха»

Материал с описанием задач воспитателя по обучению речи детей дошкольного возраста в течение всего дня. Описана слухо-речевая среда, условия ее создания....

Особенности организации и содержание работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха

Развитие речи детей с нарушениями слуха — многоплановый процесс, который включает несколько составляющих.Развитие речи у детей с нарушениями слуха происходит спонтанно в течение всего дня во вре...