Альтернативная коммуникация для детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Кулинич Ольга Анатольевна

Актуальность использования альтернативных средств коммуникации обусловлена большим количеством детей, имеющих нарушения развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

От рождения, генетически человек обладает возможностью овладеть языком. Эта возможность реализуется, прежде всего, благодаря общению ребенка с матерью, и далее – через его включенность в общение с постепенно расширяющимся кругом других людей.

Язык и речь, играя основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии, являются основой социального взаимодействия, организатором обучения, регулятором поведения.

Процесс овладения языком — это закономерный процесс развития человека. Главным в рассмотрении закономерностей овладения языком в дошкольном детстве является понимание особенностей становления и взаимосвязи всех языковых уровней - фонетического (произнесение звуков речи, дикция, интонация), лексического (словарный запас), грамматического (владение морфологией, словообразованием, синтаксисом) в тесной связи с развитием метаязыковой способности (осознанием явлений языка и речи). Именно на этой основе происходит развитие связной монологической речи, а также формируются коммуникативные способности ребёнка.

Актуальность использования альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, большим количеством детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутствует, либо представлена отдельными звуками. В таких случаях работа с данной категорией детей затруднена, так как возникают сложности взаимопонимания ребенка и взрослого. Безречевые дети– это группа  детей разного возраста с многоплановыми и многовариантными нарушениями разной степени выраженности.

Психологические особенности безречевых детей

Определенный процент детей рождается с такими психофизическими нарушениями, которые лишают ребенка нормальной возможности овладения речью.

В эту группу детей попадают дети со следующими нарушениями развития:

  • Глухие от рождения и рано оглохшие дети
  • Слабослышащие дети
  • Дети с охранным физиологическим слухом и зрением, но с органическим поражением головного мозга, затрудняющим естественный для здоровых детей процесс формирования речи, а значит и интеллекта (алалия, ЗПР, умственная отсталость, дети со сложным дефектом)
  • Дети с РАС – дети с врожденным нарушением потребности в коммуникации
  • Дети с тяжелыми двигательными нарушениями (ДЦП, генетические заболевания)
  • Дети с хромосомными аберрациями (синдром Дауна)

Такие дети очень часто малообщительны, не владеют навыками подражательной деятельности, самостоятельной деятельности. У них отмечается  нарушение психической и познавательной деятельности: памяти всех видов, неустойчивостью внимания, повышенной психической истощаемостью, утомляемостью. Дети не могут самостоятельно использовать даже имеющиеся у них знания и умения. Познавательное развитие таких детей также характеризуется значительной недостаточностью: наблюдается низкий уровень познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности, нарушения сенсорного развития, малый объем сведений об окружающем. Отмечается недоразвитие предметно-практической, в том числе игровой деятельности.

В настоящее время мы можем говорить о том, что необучаемых детей нет, но у них есть разные возможности для обучения.

Если по отношению ко всем подобным детям не предпринимать меры, позволяющие обеспечить им доступ к овладению речью или иной знаковой системой, так или иначе, функционально замещающей речь, то эти дети будут лишены перспективы сколько-нибудь адекватного интеллектуального, социально-коммуникативного развития. Кроме того, само общение ребенка с окружающими его людьми является главным видом деятельности человека и непременным условием для развития навыков общения и взаимодействия с социальным окружением.

Поэтому возникла необходимость для контакта с «неговорящим» ребенком искать особую знаковую систему, выполняющую функции, сходные с функциями речи, языка.

Выбор средств общения зависит только от возможностей «неговорящего» ребенка.

Виды коммуникации

Вербальная коммуникация – коммуникация с помощью слов (активной речи).

Невербальная коммуникации – общение с помощью других средств (жест, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т. п.).

Коммуникация это передача информации от человека к человеку.

 Общение может осуществляться в 

процессе любой деятельности: в данном случае игрововой, познавательной процесс.

Коммуникация — это не только слова и речь. Об этом всегда нужно помнить, когда мы имеем дело с людьми с функциональными проблемами. Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (в процессе слух, зрение, кинестетическое чувство).

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная. Альтернативная коммуникация может:

• быть необходима постоянно;

• применяться как временная помощь;

• рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.

Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.

Цели использования альтернативной коммуникации:

  • создание благоприятного климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения
  • построение функционирующей системы коммуникации;
  • развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию;
  • развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.

Невербальные средства альтернативной коммуникации можно разделить на несколько групп, но для коррекционного обучения мы используем

  • естественные экспрессивные (мимика, жесты, пантомима, вокализация). Они выполняют функции передачи эмоций, пояснения, комментария, замещения отдельных слов или фраз
  • специальные или альтернативные.

Специальные или альтернативные средства коммуникации

        К специальным или альтернативным средствам относятся средства общения людей, не способных к обычной устной или письменной речи:

  • дактилирование
  • жесты языка глухих
  • язык слепоглухих
  • азбука Брайля
  • Блисс – язык
  • Коммуникативные доски

Детям с поражением ЦНС и ГМ (ДЦП, ЗПР, УО, СМА и др.), генетическими заболеваниями наиболее подходящей для освоения коммуникативных навыков подходит система пиктограмм.

Пиктограммы, как черно-белые, так и цветные разработаны в нашей стране профессором Л.Б. Баряевой. В систему включены слова, обозначающие различные предметы, часто встречающиеся в окружении природы, слова-действия (человека). С помощью этих пиктограмм ребенок также может выразить свои желания, составить предложения или словосочетания по заданной теме, вступить в невербальный контакт с другими детьми или взрослыми.

К выбору альтернативной коммуникации необходимо подходить, учитывая многие аспекты. Система должна облегчать повседневную жизнь, позволять человеку в меньшей степени чувствовать себя инвалидом и больше управлять собственной жизнью.

Благодаря использованию различных систем альтернативной коммуникации у безречевых детей становится возможным включать данную группу детей в повседневную жизнь, научить проявлять инициативу, спонтанно произносить слова. Кроме того, использование данных систем стимулирует развитие у ребенка психических процессов, таких как память, внимание и мышление, значительно расширяет пассивный словарный запас, способствует освоению глобального чтения. И конечно, благодаря возможности общения у детей появляется возможность жить в обществе, социализироваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»

Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной  речью,  обусловлена  в  первую  очередь  важным ...

Альтернативная коммуникация для детей с нарушением речи.

Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не о...

Использование альтернативной коммуникации для детей со сложным дефектом

Язык и коммуникация являются основой любого социального взаимодействия, но часть людей не могут использовать речь для полноценного общения. Одни люди совсем не могут говорить, речь других недостаточно...

Опыт использования и подбор средств альтернативной коммуникации для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Учебно-методический материал об опыте использования средств альтернативной коммуникации для детей с ТМНР...

Альтернативная коммуникация для детей с ОВЗ

Коммуникация – обмен сообщениями между двумя и более собеседниками.  Но коммуникация – это не только слова и речь. Многоканальная коммуникация – процесс общения, когда вербальна...

Карточки PECS – система альтернативной коммуникации для детей аутистов.

Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять, чего хочет их ребенок, то при общении с нез...