ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике на тему

Большакова Наталья Валерьевна

Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной  речью,  обусловлена  в  первую  очередь  важным  социальным  фактором: ребенок  социализируется  доступными  для  него  средствами.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы Коммуникативная доска283.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 110»

МБДОУ «Детский сад № 110»

ОПЫТ РАБОТЫ
«Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»

                                        Подготовила:

                                             учитель-логопед

                                     Большакова  

                               Наталья

                                        Валерьевна

Законодательные
и нормативно-правовые акты (извлечения)

  • Конвенция ООН о правах ребенка (статья 23)

       Ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

  • Конвенция ООН о правах инвалидов (ратифицирована РФ  3 мая 2012 г.)

       Обеспечить, чтобы обучение детей осуществлялось с помощью наиболее подходящих для индивида языков, методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию.

  •  Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (статья 79)

       Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в настоящем ФЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития , включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования…..

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

       Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Актуальность:

      Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной  речью,  обусловлена  в  первую  очередь  важным  социальным  фактором: ребенок  социализируется  доступными  для  него  средствами.  

Использование  любых  подходов  в работе  с  неговорящим  ребенком  оправданно,  если  при  этом  учитываются индивидуальные потребности и особенности этого ребенка, а также обеспечивается доступность выбранных средств. При организации обучения необходимо подходить к каждому ребенку с учетом структуры нарушения. Выбор неречевого общения в качестве основного средства взаимодействия осуществляется на основе тщательной оценки возможностей ребенка.

Развитие способности к коммуникации является одним из ведущих средств повышения активности, самостоятельности и социальной мобильности ребенка. Программа обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий на повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с  окружающим миром, формирование процесса адаптации ребенка в обществе, и максимально индивидуализирована.  Приобретает особую важность развитие навыков общения у данной категории детей.

Средства альтернативной коммуникации

Альтернативная коммуникация - это любая форма зыка поимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Критерии при выборе средств альтернативной коммуникации включают когнитивные и моторные навыки ребенка, его стиль обучения, коммуникативные потребности и способность к чтению.

Применение средств альтернативной коммуникации может быть чрезвычайно эффективным для  детей с расстройствами аутистического спектра.     У всех детей с РАС отмечаются нарушения в коммуникации и социальном взаимодействии, а также ограниченные повторяющиеся стереотипные формы поведения.

     Вместе с тем, популяция таких детей чрезвычайно неоднородна. Ребенок может совсем не пользоваться речью, пользоваться простыми речевыми штампами, но также иметь  развернутую, не по возрасту сложную фразовую речь. Как правило, дети редко используют речь для общения.

     У многих детей диагностируется  умственная отсталость различной степени, но также  есть дети интеллектуальное развитие которых, оценивается, как нормальное или даже высокое.

     Все дети испытывают огромные трудности во взаимодействии  с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки.

Коммуникативные доски -это визуальные символы, которые организованы по темам. Эти доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Они состоят из твердого ламинированного картона, на котором наклеены фотографии, картинные символы. Эти доски легкие, портативные, их можно разместить на столе,  можно брать с собой, располагать в доступной близости к пользователю или класть, например, в карман рюкзака. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию.

Таким образом, учитывая индивидуальные особенности детей с расстройствами аутистического спектра, а в частности отсутствие у них вербальной речи вызвало необходимость  внедрения коммуникативной доски в коррекционно-развивающий процесс МБДОУ "Детский сад № 110".

Цель:

Построение функционирующей системы коммуникации и развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра

На основе данной цели определены следующие задачи:

  •  Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме.
  •  Оценить уровень коммуникации детей.
  •  Выбрать формы и виды коммуникации для каждого ребенка с  учетом его индивидуальных особенностей.
  •  Апробировать данную технологию в работе с детьми.
  •  Проанализировать эффективность использования альтернативной коммуникации.

Мы все такие разные

 У всех детей с РАС отмечаются нарушения в коммуникации и социальном взаимодействии, а также ограниченные повторяющиеся стереотипные формы поведения.

     Вместе с тем, популяция таких детей чрезвычайно неоднородна. Ребенок может совсем не пользоваться речью, пользоваться простыми речевыми штампами, но также иметь  развернутую, не по возрасту сложную фразовую речь. Как правило, дети редко используют речь для общения.

     У многих детей диагностируется  умственная отсталость различной степени, но также  есть дети интеллектуальное развитие которых, оценивается, как нормальное или даже высокое.

     Все дети испытывают огромные трудности во взаимодействии  с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки.

Трудности социального взаимодействия и коммуникации у детей с РАС

  • Привлекать внимание
  • Инициировать общение
  • Просить желаемое
  • Выражать свои намерения
  • Давать ответы на вопросы
  • Корректно выразить отказ или благодарность

ЭТАПЫ РАБОТЫ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

  • Оценка зрения – сканирование 
  • Отработка указательного жеста
  • Оценка мотивации – ребенок инициирует контакт.  Имеет желание и намерение что-то попросить.
  •  Оценка предпочтений – нужен сильный мотиватор, особенно в начале обучения.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

  • Начинаем с нескольких слов
  •  Мотивация (предпочтения ребенка)
  •  Стимулирование использования с подсказкой (моделирование)
  •  Слова подбираем индивидуально для каждого ребенка
  •  Добавляем слова, когда ребенок показывает понимание задачи.

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\Фото для Большаковой\ДОСКА 003.jpg C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\Фото для Большаковой\ДОСКА 009.jpg

Добавляем дополнительные слова

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\Фото для Большаковой\ДОСКА.jpg C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\Фото для Большаковой\ДОСКА 005.jpg

  • Коммуникативное устройство всегда должно быть с ребенком.
  • Используется в различных ситуациях, с различными собеседниками.
  • Все значимые взрослые в жизни ребенка должны пользоваться этой коммуникацией.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОФОРМЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДОСКИ

  • В левом верхнем углу располагаем слова, с которых предложение начинается
  • В центре располагаем слова, которые ребенок чаще всего  употребляет в речи
  • В правой нижней части располагаем слова вежливости, помощи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование альтернативной коммуникации:

  • повышает активность, самостоятельность и социальную мобильность детей с РАС.
  • повышает уровень социализации и адаптации детей и улучшает  качество их жизни.
  • позволяет достичь более  высокого уровня развития навыков общения у детей с РАС.
  • способствует переходу от невербальных к вербальным способам общения.

   

 «Всякая ценность имеет цену. Единственное, что бесценно - это человеческое общение.»

Антуан-де-Сент-Экзюпери.

ЛИТЕРАТУРА

1.Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. Сборник статей международной научно-практической конференции 18-20 сентября 2014 г. — СПб, 2014. — 240 с.

2.Течнер Стивен фон, Мартинсен Харальд
Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. — М. : Теревинф, 2014 — 432 с.

3. Л. Фрост, Э. Бонди Система альтернативной коммуникации  с помощью карточек  PECS Руководство для педагогов М :Теревинф, 2011г

4.Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом. С.Дж. Роджерс, Дж Доусон,Л.А.Висмара. Издательство Рама Паблишинг, 2016г.

5. Обучение и сопровождение людей с аутизмом по программе TEACCH. Р.Зюмалла. Издательство ОО «БелАДПИиМИ», 2005г.

6. С.С. Морозова «Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах» - М.: «Владос», 2007

7. Н.В. Нищева «Программа коррекционо – развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада» - Спб.: «Детство- Пресс» 2006

8. Л.Г. Нуриева «Развитие речи у аутичных детей» - М.: «Теревинд», 2007

9. Интерактивная матрица общения Орегонский университет здоровья и науки, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS

В материале представлен опыт работы по теме "Развития коммуникативных умений у детей с расстройствами аутистического спектра с использованием системы альтернативной коммуникации с помощью карточе...

Развитие мелкой моторики для детей с расстройствами аутистического спектра

Кратко представлены задания, которые способствуют развитию мелкой моторики ребёнка....

Презентация "Формирование навыков общения у детей с нарушениями аутистического спектра"

Краткое пособие об особенностях  формирования навыков общения у детей дошкольного возраста с нарушениями аутистического спектра....

Коррекция эмоциональных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра средствами арт-терапии( пластилинография)

У детей с аутизмом вместо развития эмоциональных контактов с окружающими,  выстраивается система защиты от активного вмешательства в его жизнь. Снизить эмоциональное напряжение, наладить контакт,...

Развитие имитации действий у детей с расстройством аутистического спектра

Основа имитации – это способность имитировать новые движения и новое поведение в принципе. Имитация буквально означает «делать то же самое».Дети с РАС часто самостоятельно не овладев...

Развитие мелкой моторики у детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

В индивидуальной работе с детьми с расстройством аутистического спектра, рекомендуется использовать один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы — развитие мелкой моторики рук, ...