Парциальная программа. Сюжетно - ролевая игра как средство развития социально коммуникативных навыков у дошкольников в группах комбинированной направленности с ТНР.
рабочая программа по коррекционной педагогике

Григорьева Светлана Михайловна

Материал будет интерес воспитателям и специалистам ДОУ, работающие в группах с детьми с ОВЗ. Центральными задачами программы являются:  спосбствовать общему развитию детей с ТНР, укреплению их физического и психического здоровья, а так же повысить компетенции родителей о значении сюжетно - ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_igra_na_attestatsiyu.docx77.99 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников»

Принята                                                                                     Утверждаю:

 на педагогическом совете № 1                                                заведующий МКДОУ д/с № 346

 от «30» августа 2019 г                                                             _____________Н.Н.Бибанаева                                                                                                                                                                                                              

Парциальная программа

Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников в группах комбинированной направленности с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ

                        Составители:

 старший воспитатель С.М. Григорьева

                                                         педагог-психолог Е.В. Максина

                 

                                       Новосибирск, 2019 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1.Целевой раздел

1.1Паспорт парциальной программы…………………………………………5

1.2Пояснительная записка …………………………………………….............9

1.3 Актуальность………………………………………………………………10

1.4 Цель и задачи парциальной программы…………………………………10

2.  Реализация парциальной Программы

2.1 Принципы и подходы к формированию и реализации программы…….11

2.2 Особенности реализации Программы……………………………………12

2.3 Возрастные особенности контингента воспитанников ………………....14

2.4 Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения программы……………………………………………………………………...15

2.5 Содержание образовательной деятельности по реализации программы……………………………………………………………………...17

2.6 Основные компоненты, применяемые в образовательной деятельности

с детьми в программе…………………………………………………………..18

2.7 Регламентирование образовательной деятельности по программе……..19

2.8. Основные формы взаимодействия участников программы…………….19

3.Организационный раздел

3.1 Мониторинг…………………………………………………………………25

3.2 Анализ диагностических материалов……………………………………..26

3.3Материальн-техническое и методическое обеспечение программы….....27

3.4.Список литературы………………………………………………………....28

Введение

 

«Игра-это добровольное, спонтанное, свободное, эмоционально насыщенное действо, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь»

 Йохан Хейзинга

      Педагоги, работающие в сфере дошкольного образования, знают о том, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Однако эти знания по разным причина чаще всего остаются на уровне теоретических рассуждений, а на практике получается, что игра не занимает ведущие позиции среди различных занятий и других видов детской деятельности.

     Но по мнению ученых, игра является своеобразной формой размышления ребенка о мире, отображение интересных событий в ней и приводит к тому, что происходит их осмысление, расширяется кругозор детей. Человек, обладающий креативностью, хорошими волевыми ресурсами, коммуникативностью и рефлексивными способностями имеет достаточно много шансов самореализоваться в жизни. Именно в дошкольном детстве закладываются все эти базовые качества.  Следовательно, в конце дошкольного детства у ребенка уже должны быть сформированы предпосылки креативности, воли, коммуникативности и рефлексии. Как четыре семечки, посаженные в землю на границе дошкольного и младшего школьного возраста. У психологов все четыре эти новообразования звучат как: воображение, произвольность, общение, самооценка.

               БАЗОВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

          Все эти новообразования дошкольного возраста наиболее эффективно формируются в игре. Поэтому именно игра и является ведущей деятельностью на дошкольном этапе развития.

           Игра по своей природе социальна, в ее основе – явления окружающей действительности, поэтому как ученые, так и практики в качестве составной         части руководства выделяют ознакомление детей с окружающим миром или по другому – приобретают социальный опыт.

          В результате усвоения социального опыта дети начинают играть, тем самым они в увлекательной форме знакомятся с широким кругом явлений окружающей действительности. Оказавшись в игре, дети словно входят в «иное бытие», тем самым погружаясь в неизведанный мир, но опорой для них становится накопленный ранее тот самый социальный опыт. 

          Откуда же берется тот самый социальный опыт? С самого рождения ребенка окружают его мама, папа, домашнее окружение, прогулки во дворе, поездки в гости и т.д. Подрастая, ребенок входит в дошкольное учреждение, где учиться контактировать, умению договариваться, устанавливаются некие правила внутри детского коллектива и т.д.. Какие действия и отношения ребенок видит в реальной жизни, такие он и отображает в игре.

          Однако нет гарантии, что полученные детьми знания об окружающем мире будут отображаться в играх. Поэтому необходимо позаботиться такой организации работы по ознакомлению с ним, чтобы в дальнейшем полученные впечатления нашли воплощения в играх.

         Именно на этом этапе в помощь детям приходит воспитатель. Он помогает организовать игру (на начальных этапах), сделать ее увлекательной, насыщенной действиями, помогает ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.

1.Целевой раздел

1.1.Паспорт Программы

Наименование учреждения

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников»

Наименование Программы

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников в группах комбинированной направленности с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ»

Авторы программы

Светлана Михайловна Григорьева, старший воспитатель;

Екатерина Владимировна Максина, педагог-психолог.

Нормативно – правовые основы разработки программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26).
  • «Конвенция о правах ребенка» (Статья

№ 31 «Каждый ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни»).

  • Устав МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска

Цель Программы

Создание благоприятных условий для формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру в ДОУ, развитие детской инициативы  на основе сотрудничества с родителями и педагогами

Задачи программы

  • Способствовать общему развитию детей с ТНР, укреплению их физического и психического здоровья;
  • Способствовать обеспечению равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в группах комбинированной направленности с ТНР;
  • Создать современную развивающую предметно-игровую среду, соответствующую возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС ДО;
  • Повысить компетенции родителей и воспитателей о значении сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста.

Участники Программы

Педагоги, дети, родители.

Срок реализации Программы

2019-2020 уч.год;

2020-2021уч.год;

Программа рассчитана на два года

Возрастная категория детей от 5 до 7 лет

Направленность Программы

  • Социально –коммуникативное
  • Речевое
  • Познание

Принципы Программы

  • Принцип творческого обучения и воспитания;
  • Принцип доступности;
  • Принцип индивидуального подхода к детям;
  • Принцип интеграции;
  • Принцип учета детских игровых; интересов, детской субкультуры;
  • Принцип педагогической поддержки.

Актуальность

    Актуальность данной темы состоит в том, что в сфере детской психологии и развития на первый план сегодня выходит проблема развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром. В настоящее время развитие социально-коммуникативных навыков является важным для взаимоотношений детей со сверстниками, взрослыми и окружающим миром, они важны для обеспечения готовности адаптироваться к обучению в школе.

   В последнее время встала такая проблема и внутри семьи – острая зависимость родителей и детей от смартфонов и гаджетов. Из этого следует, что, то время, которое дети тратят на гаджеты, вычитается из того, что нужно детям для «освоения» мира вокруг себя, других людей, отношений. Так же дети не могут полноценно воспринимать информацию, если родители постоянно прерывают беседу ради комментария в соцсети.

  Следовательно, главная задача государства и общества по отношению к детям дошкольного возраста –обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения

к окружающим, умения общаться

и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Новизна Программы

  • Создание условий для развития игровой воображаемой ситуации;

  • Изготовление детьми игрушек-заместителей;
  • Создание условий по обогащение опыта социального

  • Разработка плана мероприятий с родителями, который позволил определить преемственность в семье и в детском саду;
  • Вовлечение родителей в совместную игру родители – дети (взрослый – ребенок).

Результаты Программы

  • Усвоение цепочки действий в игре;
  • Выполнение определенной роли в сюжетно-ролевой игре;
  • Проявление собственной инициативы в использовании предметов-заместителей;
  • Участие родителей в обогащении предметно-игровой среды;
  • Повышение компетентности педагогов и родителей о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • Активное обогащение и развитие словаря детей с ТНР;
  • Формирование правильного отношения к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира;
  • Развитие воображения, мышления, логики у детей с ТНР;
  • Повышение познавательной активности у детей с ТНР.

1.2.Пояснительная записка

            Парциальная Программа «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников в группах комбинированной направленности с тяжелыми нарушениями речи», реализуется в ДОУ, осуществляющей образование детей с ОВЗ в рамках дополнительного образования.  Использование данной Программы удовлетворяет потребности и запросы всех участников коррекционно-образовательного процесса:

  • потребности детей в дополнительных занятиях;
  • потребность педагогов в расширении рамок основной образовательной программы и усиление ее за счет дополнительного курса;
  • запрос родителей (законных представителей) на качественную подготовку детей к школе и развитие у них социально-коммуникативных навыков, всестороннее развитие личности ребенка.

В Программе представлены подходы и принципы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников по формированию дружеских, социальных способов, форм и средств построения взаимоотношений с окружающей ребенка действительностью.

Комплексное руководство игрой включает четыре взаимосвязанных общим содержанием компонента:

  • ознакомление детей с окружающим миром в активной деятельности;
  • обогащение игрового опыта;
  • организацию предметно—игровой среды;
  • активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры.

Внедрение этой методики позволит к концу дошкольного возраста сформировать полноценную творческую игру, что является важным условием подготовки детей к школе и переходу их к следующей ведущей деятельности – учебной.

            Для полноценного развития игровой деятельности и определению уровня сформированности игры у детей, Программа содержит диагностический материал, который рассчитан на каждый возраст воспитанников. Материалы, полученные в ходе диагностики, дают возможность педагогам своевременно и поэтапно формировать игровую деятельность от ее зарождения до наивысшего этапа.

1.3.Цель и задачи реализации программы:

Цель: создание благоприятных условий для формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру в ДОУ, развитие детской инициативы на основе сотрудничества с родителями и педагогами.

Задачи:

  • Способствовать общему развитию детей с ТНР, укреплению их физического и психического здоровья;
  • Создать условия для ознакомления с окружающим миром, воспитанников в активной деятельности;
  • Способствовать обеспечению равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в группах комбинированной направленности с ТНР;
  • Создать современную развивающую предметно-игровую среду, соответствующую возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС ДО;
  • Повысить компетенции родителей и воспитателей о значении сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста.

1.4.Актуальность

«Лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно

и всесторонне развиваться»

Н. К. Крупская

           Актуальность данной темы состоит в том, что в сфере детской психологии и развития на первый план сегодня выходит проблема развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром. Данная проблема активно анализируется педагогами и психологами, происходит постоянное совершенствование методов работы с детьми по развитию и формированию социально-коммуникативных навыков. Развитие данных навыков является важным для взаимоотношений детей со сверстниками, взрослыми и окружающим миром, они важны для обеспечения готовности адаптироваться к обучению в школе.

             Сегодня в соответствии ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область под названием «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка неслучайно –оно является актуальным и закономерным. Социальная среда личности сегодня является решающим фактором ее развития. Она обеспечивает полноценную практику взаимодействия речевого общения.

            В последнее время встала такая проблема и внутри семьи – острая зависимость родителей и детей от смартфонов и гаджетов. Анализируя риски, специалисты сходятся на том, что время, которое дети тратят на гаджеты, вычитается из того, что нужно детям для «освоения» мира вокруг себя, других людей, отношений. Так же специалисты по раннему развитию утверждают, что ежедневное использование смартфонов серьезно влияет на эмоциональное взаимодействие между родителями и их ребенком из-за фактора «длительного прерванного внимания» - вместо эмпатии и принятия ребенка родители общаются с ними в отрывистой интерактивной манере. В развитии ребенка заметно снижается эмоционально- отзывчивый стиль общения с ним родителей: интонации, последовательности, целостность разговора и т.д.. Смартфоны ломают именно эту модель. Дети не могут полноценно воспринимать информацию, если родители постоянно прерывают беседу ради комментария в соцсети. Все вышеперечисленное неизбежно влечет к снижению у ребенка социально-коммуникативных навыков и нарушению речевого развития.

          Следовательно, главная задача государства и общества по отношению к детям дошкольного возраста –обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умения общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.

         На развитие социально-коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры в ДОУ было акцентировано внимание таких исследователей как: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская.

         Эти исследователи занимались изучением вопросов развития социально-коммуникативных навыков в ДОУ. Следовательно, дошкольная образовательная организация играет важную роль в развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, она является одним из первых ступенек социализации ребенка в обществе.

2.Реализация парциальной Программы

2.1.Принципы и подходы к формированию и реализации Программы.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»:

  • обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
  • гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия;
  • защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
  • светский характер образования;
  • свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, данных системой образования, а также обеспечения педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
  • адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
  • автономия образовательных организаций, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций.

В соответствии с ФГОС ДО:

  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация программы дополнительного образования в формах, специфических для детей данных возрастных групп, прежде всего в форме игры, двигательной активности;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество с семьей.

2.2.Особенности реализации программы

Программа рассчитана на два возраста:

-5-6 лет (старший возраст);

-6-7 лет (подготовительный возраст).

 На каждый возраст запанировано по 9 тем (одна полноценная сюжетно-ролевая игра, один раз в месяц).  Тематическое планирование составлено в соответствии ФГОС ДО и интеграции образовательных областей, с учетом возрастных физиологических, психологических и познавательных особенностей детей. В выборе темы игры допустима вариативность (последнее решение в выборе темы остается за воспитателем и детьми).

Каждая сюжетно – ролевая игра содержит в себе предварительную подготовку, которая делится на четыре блока:

  • Обогащение жизненного опыта; (воспитанники знакомятся с событиями окружающей действительности, наблюдают за объектами, проходят экскурсии, просмотр презентаций, дидактические игры и т.д.);
  • Приобщение к художественной литературе; (совместное чтение стихов и рассказов, содержательные беседы, отгадывание и составление загадок, изучение демонстрационного материала, домашняя работа с родителями и т.д.);
  • Обогащение игрового опыта; (совместно с воспитателем разыгрывание мини сюжетов (обучающие игры), проблемных ситуаций по заданной тематике, изготовление атрибутики и игрушек -заместителей к игре и т.д.);
  • Совместная игровая деятельность (распределение ролей

проигрывание сюжетно-ролевой игры)

Сюжетно-ролевая игра проводится со всей группой одновременно, включая детей с ОВЗ в условиях одновозрастной группы. Продолжительность игры длится согласно нормам СанПин на каждый возраст. На каждом блоке ставятся воспитательно-образовательные задачи, что позволяет всесторонне развить личность ребенка. Воспитанники получают новые знания, у них формируются такие умения как общаться и договариваться, они учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем. В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. 

           Несформированность игры негативно отражается на психическом развитии дошкольника.  Поэтому данная программа содержит диагностические материалы, которые приложены к программе. Материалы, полученные в ходе диагностики, дают возможность педагогам своевременно и поэтапно формировать игровую деятельность от ее зарождения до наивысшего этапа.  

    По результатам диагностике в каждой возрастной группе дети могут быть на разном уровне игры. Главной задачей педагога является подтянуть воспитанника с помощью игры, до необходимого уровня, который соответствует его возрасту (от «Образной игры», до «Режиссёрской игры»).

2.3.Возрастные особенности контингента воспитанников

Старшая комбинированная группа логопедической направленности с ТНР

На этом этапе повышаются игровые возможности. Дошкольники хорошо владеют речью, формируется умение выстраивать развернутый сюжет, подбирать подходящие атрибуты, придумывать роли. Произвольность процессов уже достаточна для того, чтобы удерживать игровой замысел и полностью его обыгрывать.

Поскольку сюжетно ролевая игра представляет собой структурированную деятельность, к шестилетнему возрасту наблюдается развитие каждого компонента.

Сюжет изменяется от бытового к социальному, становится развернутым и охватывает больше сюжетных линий. Все чаще они планируются, а не возникают спонтанно. Акцент в содержании смещается на отношения между людьми, причем переплетаются как ролевые, так и реальные взаимоотношения. Поэтому старшие дошкольники нуждаются в равных партнерах, у которых были бы примерно те же интересы.

Сюжетно-ролевая игра усложняется, но в коллективе играющих сверстников дети с ТНР держатся в стороне или, играя вместе с другими детьми, выполняют только подчиненные роли, не вступают в словесные взаимоотношения.

Подготовительная комбинированная группа логопедической направленности с ТНР

В отличие от младших дошкольников, игровые замыслы у детей 6-7 лет устойчивы. Они стремятся довести игру до конца – завершить события или разрешить конфликт. Развитие игры происходит под влиянием замысла, а не на основе того, какие игрушки или предметы выбраны. Количество необходимых предметов для игры сокращается, а один и тот же атрибут может использоваться в нескольких назначениях. 

Действия согласованны и соответствуют выбранным ролям. Участники ревностно следят, насколько сверстник правдив и убедителен в своей роли. Старшие дошкольники очень внимательны к правилам. Участники пристрастно следят за партнерами, не нарушают ли они условия и договоренности.

В игровой деятельности детей дошкольного возраста с ТНР отмечается заметное отставание и несформированность компонентов сюжетно-ролевой игры.

Нарушение общей и речевой моторики, вызывает быстрое утомление ребенка в игре. У детей с речевыми нарушениями нередко возникают трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могут сразу переключаться с одного вида деятельности на другой.

Дети проявляют в игре робость, вялость, их движения скованны, они быстро утомляются. Детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, внимания и настойчивости в доведении игры до конца. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в групповую игру.

В результате правильно организованного обучения игре, дети с ТНР начинают играть самостоятельно: сами формулируют замысел игры, планируют ее последовательность, подбирают атрибуты, соблюдают правила. Дети начинают переносить в игру знания, полученные на других занятиях, свои впечатления от каких-либо мероприятий, действуют с воображаемыми объектами, используют предметы-заместители. Таким образом, компенсируется ряд отклонений в развитии, и дети с ОВЗ могут полноценно познавать окружающий мир, учиться строить взаимоотношения в социуме.

2.4.Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения парциальной Программы

Ожидаемый результат

К концу учебного года дети 5-6 лет:

  • Расширится познание с предметами ближайшего окружения;
  • Узнают действия с предметами, которые выполняют взрослые в процессе деятельности;
  • Воспитанники смогут вступать в ролевые беседы по инициативе взрослого и ребенка;
  • Активно обогатиться словарь детей, включая воспитанников с ТНР;
  •  Появится умение контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми;
  • Под руководством воспитателя смогут отображать полученные впечатления об окружающем мире в своих играх;
  • Появится понимание о том, что игрушки подразделяются на реалистические, условно-образные, символические (1);
  • Научаться подбирать и применять игрушки –заместители;
  • Под руководством воспитателя, воспитанники научатся ставить игровые задачи и выбирать различные предметные способы для их решения;
  • Благодаря активному взаимодействию с родителями, у детей  расширятся интересы и замыслы сюжетно-ролевой игры оригинального происхождения;
  • Выйдут на уровень «Сюжетно-ролевой игры» и «Игры с правилами»;
  • Научатся договариваться между собой, разрешать возникающие споры;
  • Освоят новые виды игр: игра-драматизация, сюжетно-отобразительная игра; квест-игра.

К концу учебного года дети 6-7 лет:

  • Расширится познание с предметами ближайшего окружения;
  • Узнают действия с предметами, которые выполняют взрослые в процессе деятельности;
  •  Воспитанники смогут вступать в ролевые беседы по инициативе сверстника;
  • Активно обогатиться словарь детей, включая воспитанников с ТНР;
  •  Появится умение контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми;
  • Развития воображения переходит на новый уровень, ребенок уже способен не только осмыслить сделанное им самим, но и придать смысл тому, что сделали другие люди;
  • Самостоятельно смогут отображать полученные впечатления об окружающем мире в своих играх;
  • Появится понимание о том, что игрушки подразделяются на реалистические, условно-образные, символические (1);
  • Научаться подбирать и применять игрушки –заместители;
  •  Воспитанники научатся самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать различные предметные способы для их решения;
  • Благодаря активному взаимодействию с родителями, у детей  расширятся интересы и замыслы сюжетно-ролевой игры оригинального происхождения;
  • Выйдут на уровень «Игры по правилам» и «Режиссерской игры»;
  • Дети освоят новые виды игр: обучающие, досуговые, традиционные (народные), соревновательные игры-развлечения;
  • Игра становится самостоятельной деятельностью ребенка.

2.5.Содержание образовательной деятельности по реализации парциальной программы

       Сюжетно-ролевая игра у детей является отражением взрослой жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего.

  Подражание взрослым в игре прежде всего, связано с работой воображения. Ребенок комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

 Игра  - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстником. Их объединяет: единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому сюжетно-ролевая игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

      Игра является важным средством умственного и интеллектуального воспитания ребенка. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда. О роли различных профессий. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного. Из этого следует, что в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры. В игре все стороны детской личности формируются в единице и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность. Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников — рисованием, лепкой, конструированием и т. п. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

     Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности.

2.6.Основные компоненты, применяемые в образовательной деятельности с детьми в парциальной программе

I-ый компонент: Ознакомление с окружающим миром содержит в себе: (наблюдения, экскурсии; встречи с людьми разных профессий, просмотр видео презентаций; чтение художественной литературы; знакомство и разучивание поговорок, разгадывание и составление загадок; этические беседы; просмотр видео слайдов дома, с родителями по заданным темам; составление мини-презентаций по темам: «Экскурсия с семьей», «Важная профессия»; просмотр мультпрезентаций по темам уточняющие знания об общественной жизни, о моральных категориях).

II-ый компонент: Обогащение игрового опыта содержит в себе:

(мини-игры инсценировки из жизненного опыта, создание проблемной ситуации; дидактические игры, инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; коворкинги с непосредственным участием воспитателя и педагога-психолога- оказание детям помощи у которых возникают трудности в выборе роли или атрибутики, обсуждение плюсов и минусов в игре, выбор темы предстоящей игры).

III- ий компонент: Организация предметно-игровой среды:

(совместное выполнение и обыгрывание построек; показ приемов конструирования; изучение и использование схем построек; рисование на тему «Мои любимые игрушки»; изготовление с детьми предметов – заместителей;  подбор атрибутов к игре; и т.д.)

IV- ый компонент: Активизирующее общение воспитателя с детьми:

(Оказывать влияние на содержание игры; формировать положительные взаимоотношения детей в игре; показ игровых действий с игрушками, предметами, предметами-заместителями; употребление условной игровой терминологии; показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой; обсуждение игрового сюжета; проводить обучающие игры с детьми; распределение ролей; воспитатель вступает с детьми в игровое сотрудничество.

(Планирование основных компонентов, применяемых в образовательной деятельности с детьми старшего и подготовительного возраста, смотри в приложении № 1)

2.7.Регламентирование образовательной деятельности

по парциальной Программе

Структурный компонент

календарно-учебного графика ДОУ

Возрастные группы комбинированной направленности с ТНР

(средние, старшие, подготовительные)

Начало организации дополнительной деятельности

1.09.2019г

Окончание организации дополнительной деятельности

31.05.2020 г.

Время начала проведения дополнительной деятельности

1-я половина дня

-

2-я половина дня

          16.00 (старшая группа)

15.30 (подготовительная группа)

Время окончания проведения дополнительной деятельности

1-я половина дня

-

2-я половина дня

          16.30(старшая группа)

          16.30 (подготовительная группа)

Продолжительность дополнительной деятельности

                      25-30 минут

Общая продолжительность дополнительной деятельности в месяц

1-я половина дня

-

2-я половина дня

120 минут (1 раз в неделю)

2.8.Основные формы взаимодействия участников Программы.

    Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только совместными усилиями они создадут оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Эффективно организованное взаимодействие с родителями и специалистами в ДОУ, как один из методов развития игровой деятельности даёт возможность значительно повысить самостоятельную игровую деятельность детей, развить игровые умения и навыки, воображение. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Приобретая опыт игрового общения родители и специалисты освобождаются от эмоциональной напряжённости в общении с детьми, уважительно относятся к ребёнку, его – Я -, темпераменту, знакомятся с играми и правилами, развивают свои творческие способности, умение организовывать свою деятельность.

Совместная игра дошкольников со взрослыми – это не только основное средство развития ребёнка, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений.

Цель: сформировать активную позицию педагогов и родителей в развитии игровой деятельности детей, вовлечение родителей в игру.

Задачи:

  • Объективно оценить уровень развития и способности детей к игре.
  • Понять причину мало популярности сюжетно-ролевой игры в группах детского сада.
  • Обеспечить педагога необходимым методическим и психологическим сопровождением для организации сюжетно-ролевой игры.
  • Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями;
  • Расширять знания родителей о видах игр и их роли в развитии ребёнка;
  • Заинтересовать проблемой приобщения ребёнка к игре в условиях семьи и детского сада;
  • Обогатить детско-родительские отношения опытом диалогического эмоционально – насыщенного общения.

Сроки реализации

Форма взаимодействия

Характеристика

Ответственный

Сентябрь

  1. Изучение мнения родительской общественности

  1. Мониторинг сюжетно-ролевой игры по группам.

  1. Изучить интересы детей, их любимые игрушки

  1. Коворкинг «Вместе мы играем»

Анкетирование (анкеты, опросы) «Создание условий игровой деятельности в семье»

Наблюдение за игровыми объединениями детей

С целью поддержания детской инициативы, совместное обсуждение темы бедующей игры

Педагог-психолог;

Старший воспитатель;

Воспитатели

Воспитатель, дети

Октябрь

  1. Семинар-практикум для родителей: «Роль игры в развитии и воспитании ребёнка дошкольного возраста»

2.Консультация для воспитателей: «Сюжетно-ролевая игра, возрастные особенности»

3.Анкетирование педагогов «Трудности свободной детской игры/деятельности в группе»

4.Коворкинг «Вместе мы играем»

Повысить уровень педагогической культуры родителей; Дать родителям знания о значении игры в развитии и воспитании ребёнка; Заинтересовать проблемой приобщения ребёнка к игре в условиях семьи и детского сада.

Систематизировать знания педагогов о сюжетно-ролевых играх в соответствии с возрастными особенностями.

Выявление трудных ситуаций, с которыми сталкиваются педагоги во время свободной детской игры/деятельности в группе, для дальнейшего анализа.

Стимулировать детскую познавательную активность; совместное обсуждение проигранной игры; помочь детям увидеть несовпадение точек зрения.  

Старший воспитатель

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Воспитатели;

дети

Ноябрь

  1. Семинар-практикум «Сопровождение детской игры. Сложные ситуации в игре. «Плохие» игры, «негативные» эмоции и способы управления ими.

2.Видео-обратная связь по организации детской игры в группе «Способы организации и стимуляции игры как самостоятельной развивающей деятельности»

3.Организация и проведение сюжетно-ролевых игр в группах

4.Информирование родителей о ходе и результатах сюжетно-ролевой игры; взаимоинформирование родительской общественности и педагогов

Обсуждение проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются воспитатели в сопровождении детской игры; способы урегулирования конфликтов в игре; научить педагогов способам управлять «негативными» эмоциями в игре.

Анализ работы со стороны, оценка действий всех членов игры, отслеживание динамики группы.

Подведение итогов по работе за месяц, проведение итоговой игры в группе на тему месяца.

Индивидуальные и групповые консультации;

Информирование родителей посредством социальной сети Instagram

Педагог-психолог

Воспитатели;

Педагог-психолог;

Воспитатели, педагог-психолог

Старший воспитатель

Декабрь - январь

  1. Изготовление памяток для родителей:
  • «Памятка для родителей по проведению игр»;
  • «Как приучить малыша к новой игрушке»;
  • «Как привлечь ребёнка к уборке игрушек»
  • «Роль игры в жизни дошкольников»

  1. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр в группах

3.Коворкинг «Вместе мы играем»

Раскрыть значение игр в развитии ребёнка; Учить играть в условиях семьи; как использовать игры в домашних условиях; расширять знания родителей о видах игр.

Подведение итогов по работе за месяц, проведение итоговой игры в группе на тему месяца.

С целью поддержания детской инициативы, совместное обсуждение темы бедующей игры;

помочь детям определиться с выбором роли в игре и понять ее значимость

Педагог-психолог

Воспитатели, педагог-психолог

Воспитатель;

дети

Февраль

1.Консультация для педагогов: «Создание и обогащение предметно –игровой среды в группах»

 

2.Видео-обратная связь по организации детской игры в группе «Способы организации и стимуляции игры как самостоятельной развивающей деятельности»

3.Коворкинг «Вместе мы играем»

Повысить компетенции педагогов в области предметно-игровой среды:

  • оснащение игровых уголков разными по тематике игрушками с учетом уровня развития игры;
  • наполнение игровых уголков и изготовление игрушек –заместителей, игрушек-самоделок

Анализ работы со стороны, оценка действий всех членов игры, отслеживание динамики группы.

Стимулировать детскую познавательную активность;

создать проблемно-противоречивые ситуации.

Старший воспитатель

Воспитатели;

Педагог-психолог

Воспитатели;

дети

Март

  1. Консультация для педагогов «Развивающее и обучающее значение свободной детской игры. Способы стимуляции обучения детей в игре»

  1. Видео-обратная связь по организации детской игры в группе «Способы организации и стимуляции игры как самостоятельной развивающей деятельности»

  1. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр в группах

Повысить компетенции педагогов и познакомить с технологиями организации обучающих игр с детьми

Анализ работы со стороны, оценка действий всех членов игры, отслеживание динамики группы.

Подведение итогов по работе за месяц, проведение итоговой игры в группе на тему месяца.

Старший-воспитатель

Воспитатели;

Педагог-психолог;

Воспитатели, педагог-психолог

Апрель

1.Организация и проведение сюжетно-ролевых игр с делением по подгруппам (дети ОВЗ и дети норма).

2.Детско-родительский проект: составление мини- презентации: «Экскурсия с мамой и папой»

Проведение сюжетно-ролевых игр на одну тематику отдельно с детьми ОВЗ и остальными детьми группы, для сравнения и дальнейшего анализа. Чем отличается игра детей с ОВЗ, с какими трудностями дети сталкиваются и сравнить уровень детей на конец года.

Повысить интерес и усилить желание детей переносить полученные впечатления в игру. Стимулировать детскую познавательную активность.

Воспитатели, педагог-психолог

Родители,

дети;

воспитатели

Май

1.Подведение итогов.

2.Мониторинг

3.Информирование родителей о ходе и результатах сюжетно-ролевой игры; взаимоинформирование родительской общественности и педагогов

Анкетирование

Информирование родителей посредством социальной сети Instagram

Воспитатели, педагог-психолог,

старший воспитатель

  1. Организационный раздел

3.1.Мониторинг

   Проведение мониторинга позволяет контролировать своевременность развития игровой деятельности у каждого ребенка. Так - же, дает возможность педагогу своевременно поставить задачи руководства игрой с учетом уровня развития игры у каждого ребенка. Таким образом, она способствует поэтапному формированию игры у каждого ребенка, повышению качества работы воспитателя по руководству игрой.

  Мониторинг обязателен на границах перехода от одного этапа развития игры к другому.

  Сроки проведения мониторинга запланированы в два этапа: начало учебного года и конец учебного года.

Этапы проведения диагностических исследований:

  1. Сбор информации.
  2. Обработка и интерпретация полученных данных.
  3. Принятия решения об уровне сформированности деятельности, постановка задач, направленных на коррекцию выявленных недостатков.

Основным методом мониторинга игры является наблюдение. Достоинство данного метода – возможность осуществлять мониторинг игры в привычных для детей условиях: в групповой комнате, на участке. Наблюдение проводит воспитатель группы и фиксирует данные в протоколы наблюдения за играми детей.

Кроме наблюдения, используются вспомогательные опросные методы с родителями. Наряду с беседой так – же используется анкетирование родителей.

         Мониторинг основан по методике Н. Ф. Комаровой «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду» М.2012г.

(Диагностические листы обследования игры детей, методика мониторинга игры и способы оценки смотри в приложении № 2)

3.2.Анализ диагностических материалов

Заполненный диагностический лист дает возможность определить уровень развития игровой деятельности у каждого ребенка. Имеющиеся в диагностическом листе данные подвергаются качественному анализу основанному по методике Н.Ф. Комаровой «Комплексное руководство сюжетно – ролевыми играми в детском саду». (Смотри приложение № 3)

 На каждом этапе развития игры (начальный этап сюжетно – ролевой игры, развитая сюжетно – ролевая) фиксируется три уровня ее сформированности – высокий, средний и низкий. Таким образом определяется уровень развития игры у каждого ребенка.

Обнаружив несформированность того или иного показателя, педагог своевременно ставит конкретную задачу руководства игрой данного ребенка, и целенаправленно ее решая, повышается уровень развития игры.  

3.3.Материально – техническое и методическое обеспечение парциальной Программы

   Одним из важных условий реализации сюжетно –ролевой игры в ДОУ служит организация предметно –развивающей среды. В каждой возрастной группе созданы условия для сюжетно-ролевой игры - игровые центры: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Ателье», «Дом», центр для игры в шоферов, центр конструирования, уголок ряженья и т.д. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры, всевозможные коробки с предметами – заместителями. В группах организовано пространство для свободного перемещения детей и одновременно играть несколькими группами.  В случаи необходимости любой ребенок может уединиться для индивидуальной игры. Используются технические средства обучения.

     Для реализации поставленных задач в ДОУ, кроме игровых комнат, имеются помещения для проведения сюжетно-ролевой игры: «Русская изба», «Комната космоса». Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует развитию социально-коммуникативных навыков и развитию речи у дошкольников.

Технические средства обучения: компьютер, телевизор, аудио проигрыватель.

Список литературы

  1. «От рождения до школы» инновационная программа дошкольного образования под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой
  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001
  3. Сажина С.Д. Составление рабочих программ для ДОО. Методические рекомендации. 2017 г.
  4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991
  5. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. 2012 г.
  6. Харчевникова А.Н. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей. М. 2015г
  7. Сидоренко В.Ф. Развивающая предметно – пространственная среда М.,  2006г.
  8. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду.  М., «Издательство ГНОМ и Д» 2000. 13-19с.
  9. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности». Смирнова Е.И.  Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2002.  70 – 74с.
  10. Новоселова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений – М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
  11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- 4-е изд.- М.: изд-во Моск. ун-та, 1981

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум: «Сюжетно-ролевые игры как основа развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум:«Сюжетно-ролевые игры как основа развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»...

Тема по самообразованию: «"Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста"

Изучить способы, методы и приёмы формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. создание  условий, позволяющих развертывать ...

Опыт работы по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»

Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В дошкольный период детства ребенок приобретает первоначальные знания о...

Опыт работы по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»

Одним из эффективных средств формирования коммуникативных навыков дошкольников является игра.Среди всех игр особое, ведущее место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети берут на себя роли вз...