Рекомендации для родителей по формированию трудовых навыков детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике
Трудовое воспитание детей с ОВЗ заключается в развитии трудолюбия и работоспособности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендация для родителей по формированию трудовых навыков детей с ОВЗ
Учитель-дефектолог:
Шепелева Елена Евгеньевна
Трудовое воспитание детей с ОВЗ на начальных этапах предполагает формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослых.
Воспитание таких детей происходит в так называемой “бытовой” деятельности: в сменяющихся процессах умывания, кормления, одевания и раздевания.
Для организации создаются условия, которые позволяют успешно формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Вся обстановка для выполнения бытовых процессов должна быть приспособлена к росту детей и индивидуальным особенностям их физического развития.
Все предметы для формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметов гигиены, одежда, посуда и т.д.), оборудование для элементарных трудовых действий располагаются в определённых для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождения. Участие ребёнка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков и привычек.
Процессу формирования данных навыков могут предшествовать игры с бытовыми предметами-орудиями. Для формирования этих навыков используются также предметные игрушки. При формировании навыков самообслуживания используются естественные бытовые ситуации.
На начальных этапах работы, пока ребёнок ещё не имеет определённого опыта, например, в одевании верхней одежды на прогулку, действуем совместно с ним, стимулируя и подкрепляя его активность, по принципу «рука в руке». По мере, того, как ребёнок овладевает отдельными действиями, появляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделённую с взрослым.
Далее постепенно включаем в элементы культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания элементы трудового воспитания, хозяйственно-бытового труда, которые связаны между собой самым тесным образом. Формируем у них тот уровень трудолюбия и работоспособности, который находиться в пределах их возможностей – это одна из важных задач работы.
Практическая часть.
1.Формирование навыков еды
Алгоритм деятельности взрослого. Подходим сзади ребенка, берем его руку в свою, правильно расставляя его пальцы, и направляем его движения. Вы оказали физическую помощь для выработки мышечной памяти, используя прием «рука в руке». То же самое с умением правильно держать карандаш. Мы, используя прием «рука в руке», оказываем физическую помощь ребенку для выработки мышечной памяти.
2.Формирование навыков одевания.
Навыки одевания более сложны для ребенка, так как здесь необходима согласованность движений двух рук и координация.
Рекомендации.
1.Перед тем как начать работать над процессом одевания, необходимо убедиться, что ребенок находится в правильном, устойчивом положении. Очень важно, чтобы он не тратил лишних сил на удерживание равновесия.
2. Необходимо продумать, какие формы захвата доступны ребенку и как их можно использовать.
3. Каждое действие необходимо разбить на шаги. Можно применить как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок - завершает процесс.
4. Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить ребенка; одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать.
5. Закреплять навыки одевания на другом материале (игровой материал: застегивание/расстегивание пуговиц, молний – без него нельзя).
6. Прежде чем начать формировать тот или иной навык, необходимо помочь ребенку проделать целиком всю процедуру. Если окажется, что он не может выполнить некоторые действия даже с помощью взрослого (не держит равновесия, плохая мелкая моторика), то выполнить их самостоятельно ему тем более будет не под силу. В этом случае целесообразно облегчить ребенку задачу. Распишите, в каком порядке обычно мы выполняем ту или иную процедуру и в каком порядке это легче делать ребенку.
Таким образом, само собой напрашивается вывод: для воспитания и формирования у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания необходимо возлагать на них в повседневной жизни обязанности, элементы самообслуживания, с которыми они в состоянии справиться.
Формировать у них тот уровень работоспособности, который находится в пределах их возможностей, то есть не нужно ограждать ребенка от элементарных обязанностей, в том числе обслуживанию себя самого, и тогда к моменту выхода из школы, ребенок сможет достигнуть определенной степени самостоятельности и независимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-349513-1384896601.jpg)
"Использование нетрадиционных форм работы в формировании трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста".
Значение трудового воспитания.Виды трудовой деятельности.Задачи трудового воспитания.Формы организации труда.Создание условий труда.Виды труда в старшем дошкольном возрасте.Методы трудового воспитания...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-349513-1384896601.jpg)
"Использование нетрадиционных форм работы в формировании трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста".
Значение трудового воспитания.Виды трудовой деятельности.Задачи трудового воспитания.Формы организации труда.Создание условий труда.Виды труда в старшем дошкольном возрасте.Методы трудового воспитания...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/25/picture-1074390-1540495495.jpg)
Рекомендации для родителей по формированию грамматических навыков детей
Формирование грамматического строя языка является частью общего речевого развития....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/24/picture-1292787-1606249900.jpg)
Рекомендации для родителей по формированию социальных навыков (навыков самообслуживания) у детей.
Самообслуживание - это первая ступень трудового воспитания детей дошкольного возраста. Формирование навыков самообслуживания имеет огромное значение для социального развития ребенка. Дети, умеющие сам...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/09/picture-1352911-1633765523.png)
Рекомендации для родителей по формированию социальных навыков (навыков самообслуживания) у детей младшего возраста.
Как воспитать в детях самостоятельность?Как сделать так, чтобы ребенок научился убирать за собой вещи?Что нужно, чтобы по возвращению с работы, видеть, что все игрушки стоят на своих местах?Что уже ум...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/15/picture-895023-1487184023.jpg)
Рекомендации для родителей по формированию социальных навыков (навыков самообслуживания) у детей младшего возраста
• Как воспитать в детях самостоятельность? • Как сделать так, чтобы ребенок научился убирать за собой вещи? • Что нужно, чтобы по возвращению с работы, видеть, что все игрушки стоят на...
Консультация для родителей "Формирование трудовых навыков детей"
Труд — целенаправленная деятельность, выполняемая в соответствии с определенными правилами и завершающаяся достижением намеченной цели,— является уже в дошкольном возрасте основным средств...