Методика диагностики игры и способы ее оценки
тест по коррекционной педагогике (старшая группа)

Григорьева Светлана Михайловна

 Данный материал содержит критерии оценки сюжетно - ролевой игры детей 5-7 лет, а также подробное опсиание методику проведения диагностики и способы ее оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_igry_5-7_let.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический лист обследования игры детей 5-7 лет.

Сентябрь 2019г

Имена детей

Показатели уровня развития игры

  1. Замысел игры появляется по инициативе :

А) взрослого

Б)самого ребенка

В)сверстника

  1. Разнообразие игровых замыслов.

  1. Игровые задачи ставит:

А)взрослый

б)с помощью взрослого

В)самостоятельно

  1. Разнообразие игровых задач

  1. Взаимосвязь игровых задач:

А)разрозненные

Б)взаимосвязанные

  1. Количество игровых задач

7 разнообразие игровых действий с игрушками

8.Игровые действия с предметами-заместителями включает в игру:

А)по инициативе взрослого

Б)самостоятельно

9.Разнообразие игровых действий с предметами-заместителями.

10.Принимает в игре роль:

А)с помощью взрослого

Б)самостоятельно

11Разнообразие выполняемых ролей

  1. Ролевые высказывания появляются по инициативе:

А)взрослого

Б)ребенка

В)сверстника

  1. Ролевые высказывания обращены:

А)к игрушке-партнеру

Б)воображаемому собеседнику

В)взрослому

Г) сверстнику

  1. Наличие взаимодействия в игре

А) со взрослым

Б) со сверстником

15.Принимает игровые задачи:

А)от взрослого

Б)сверстников

16.Тактично отказывается от поставленной игровой задачи.

17. Договаривается о продолжении игры.

18.Длительность взаимодействия:

А)кратковременное

Б) длительное

Уровень развития игры:

                                                                         

                                                       

                                                                             Методика диагностики игры и способы её оценки

Цифрами указан порядковый номер строки диагностического листа, затем дается описание методики получения информации. Далее предложены способы оценки материалов наблюдении: знак «+» свидетельствует о том, что данный показатель развит, знаком «-» обозначается несформированность показателя.

  1. По чьей инициативе ставится замысел игры?

Во время наблюдений обращается внимание на то, как начинается игра, кто предлагает идею (замысел). Это может взрослый, сам ребенок или кто-то из сверстников.

На этапе сюжетно-отоброзительной игры ребенок, за игрой которого планируется наблюдение, может не начать самостоятельно играть.  Если это продолжается в течение нескольких дней, когда ведутся наблюдения, а воспитатель подтверждает, что ребенок не начинает игру, то ему оказывают помощь в определении замысла. Дошкольнику предлагается сначала более сложная проблемная ситуация, если он ее не принимает, то она упрощается.

 Последовательность предъявления задания в ходе диагностики: от сложного к простому – для того, чтобы выявить возможности ребенка. Например, воспитатель советует поставить любую игровую задачу, используя при этом косвенные приемы. Если ребенок не начинает игру, то используются прямые советы. Воспитатель говорит ребенку, что надо сделать в игре, например, накормить куклу, потому что она проголодалась, погулять с собачкой, так как она хочет на улицу и т.п.

В среднем и старшем дошкольном возрасте игровые замыслы дети обычно придумывают сами. Вполне вероятно, что игровые замыслы будут предлагать одни и те же дети, заглушая тем самым инициативу других. Надо сделать так, чтобы каждый ребенок продемонстрировал свои возможности в определении замысла игры.

Способ оценки:

1а (+) замысел игры появляется с помощью взрослого.

1а (-) В появлении замысла взрослый не принимал участия.

1б(+) Замысел игры появляется по инициативе ребенка, то есть он сам придумывает, как будет играть, помощь взрослого  ему не требуется.

1б (-) Ребенок затрудняется самостоятельно начать игру, ему требуется помощь в появлении замысла игры.

1в (+) Замысел игры появляется по инициативе сверстника.

1в(-) Либо сверстники не предлагают замысел игры, либо ребенок не изъявляет желание принимать его от сверстников.

  1. Разнообразие игровых замыслов.

Только в результате длительных наблюдений за играми каждого ребенка можно сделать вывод о разнообразии замыслов. Если наблюдение проводить эпизодически, то довольно трудно определить, насколько разнообразны детские замыслы.

Способы оценки:

2 (+) Игровые замыслы разнообразны, на протяжении нескольких наблюдений выясняется, что ребенок играет в разные по тематике игры.

2(-) Игровые замыслы однообразные, ребенок почти всегда играет в одни и те же по тематике игры, например, только в семью или с транспортными игрушками.

  1. Степень самостоятельности при постановке игровых задач

Об отсутствии самостоятельности у детей свидетельствует их неумение ставить игровые задачи. Это обычное явление, встречающиеся на этапе сюжетно-изобразительной игры, когда ребенок по собственной инициативе не включается в игру. Если малыш в течение длительного времени (несколько дней) не ставит игровые задачи, не включается в игру, а воспитатель не оказывает ему своевременную помощь, то в этом случае требуется активизирующее общение с ребенком. Внимание ребенка можно обратить на какую-то игрушку: «Смотри, какая грустная собачка, ей скучно». Если ребенок не откликается на это предложение поставить любую игровую задачу, то можно уточнить: «Может быть, собачка проголодалась или захотела погулять?». Допустим, что ребенок опять не принял совет взрослого, тогда ему предлагается поставить конкретную игровую задачу: «Накорми собачку, она проголодалась». Если ребенок откликается на предложение и решает поставленную игровую задачу, то это является основанием для вывода: у него не развита самостоятельность в постановке игровых задач, то есть игровую задачу ему ставит взрослый.

 О низком уровне развития самостоятельности можно судить, если ребенку постоянно требуется помощь взрослого в постановке игровых задач. Однако обычно вполне достаточно незначительной косвенной помощи взрослого в постановке игровой задачи, например: «Куклы грустные, чего же они хотят?». Воспитатель  лишь привлекает внимание к игрушкам, ребенок может поставить любую игровую задачу- в этом случае ребенок ставит ее с помощью взрослого.

 С обогащением игрового опыта дети учатся самостоятельно ставить игровые задачи.

Способы оценки:

3а (+) Ребенок не проявляет в играх самостоятельность, требуется, чтобы взрослый поставил ему игровую задачу. Только тогда он включается в игру.

3а (-) Ребенку не требуется помощь взрослого в постановке игровых задач, он самостоятельно их ставит, или ему нужна незначительная помощь взрослого.

3б (+) Взрослый оказывает незначительную помощь в постановке игровых задач, предлагается она в косвенной формулировке.

3б(-) Ребенку либо не требуется помощь взрослого в постановке игровых задач, он справляется

с этим самостоятельно, либо он не в состоянии принять незначительную помощь, так как ему требуется прямая  формулировка игровой задачи, чтобы взрослый поставил ему игровую задачу. 3в (+) Ребенок ставит игровые задачи самостоятельно.

3в (-) Ребенок не может самостоятельно ставить в играх игровые задачи.

4  Разнообразие игровых задач.

При анализе поставленных каждым ребенком игровых задач в разных играх определяется, разнообразные они или однообразные. Если выясняется, что в игре ребенок ставит 1-2 игровые задачи, а затем многократно их повторяет: кормит куклу и укладывает ее спать, катает машину и т.п.-такие задачи считаются однообразными. В этом случае ребенку ставится игровая проблемная ситуация. Например, девочке можно сказать: «Кукла уже выспалась, вкусно поела, ей теперь хочется куда-нибудь сходить».  Подобное предложение может вызвать желание поставить новую игровую задачу, например, пойти на прогулку в парк или поехать в гости к подружке.

 Способы оценки:

4(+) Игровые задачи разнообразные.

  1. (-) Игровые задачи однообразные.
  2. Взаимосвязь игровых задач.

Анализ содержания игр позволяет выяснить, насколько взаимосвязаны между собой поставленные игровые задачи.

В сюжетно-отобразительной игре вполне допустимо, если дети ставят разрозненные игровые задачи. Для сюжетно-ролевой игры уже характерно, чтобы игровые задачи были связаны между собой единым сюжетным содержанием.

Способы оценки:

5а (+) Ребенок в игре ставит разрозненные игровые задачи.

5а (-) Не характерна постановка разрозненных игровых задач.

5б (+) Ребенок ставит взаимосвязанные игровые задачи.

5б (-) В играх не наблюдается взаимосвязанных игровых задач.

На этапе сюжетно-отобразительной игры можно зафиксировать разрозненные и взаимосвязанные игровые задачи, в этом случае в строках 5а и 5б ставится знак «+». В сюжетно-ролевой игре дети ставят только взаимосвязанные игровые задачи.

6.Количество игровых задач.

Во время анализа протоколов подсчитывается, сколько игровых задач ребенок ставит в каждой игре. Таким образом определяется минимальное и максимальное их количество.

Например, девочка играет в семью, она ставит три игровые задачи: кормит куклу, укладывает ее спать, идет с ней на прогулку. Во всех последующих играх она также ставит три игровые задачи, по содержанию они могут быть другие. При заполнении диагностического листа указывается, что девочка ставит три игровые задачи.

 Или другой пример: мальчик ремонтирует машину, увидев поблизости игрушечную собачку, кормит ее косточкой, потом звонит маме по телефону. В этой игре мальчик также поставил три игровые задачи. В других играх он ставит только одну игровую задачу. Указывается, что ребенок ставит от одной до трех игровых задач. Если одна и та же игровая задача в игре несколько раз повторяется, ее считают за одну.

Способы оценки:

В строке 6 цифрами проставляются приблизительное количество игровых задач. Поскольку количество игровых задач ставится разное, то указывается как минимум, так и максимум, например, от 3 до 5.

7Разнообразие игровых действий с игрушками.

Выполняемые игровые действия с игрушками могут быть разнообразными и однообразными. Учитывая  возрастные и индивидуальные особенности детей  в ходе качественного анализа , необходимо сделать правильный вывод о том, насколько разнообразные игровые действия с игрушками присутствуют в играх каждого ребенка. Их разнообразие зависит от впечатлений об окружающем мире.

Способы оценки:

7.(+) Игровые действия с игрушками разнообразные.

7(-) Игровые действия с игрушками однообразные.

8Игровые действия с предметами-заместителями.

Игровые действия с предметами-заместителями могут появляться в играх по инициативе взрослого, именно так и происходит на этапе сюжетно-отобразительной игры. Воспитатель предлагает использовать вместо отсутствующей игрушки предмет, которым ее можно заменить. На этапе сюжетно-ролевой игры взрослый включается в игру, предлагая предметы-заместители, только если требуется усложнение освоенного игрового действия с ними или нужно выбрать конструктивно более сложный заместитель. Обычно дети самостоятельно используют необходимые для решения поставленной игровой задачи предметы-заместители.

Способы оценки:

8а (+) Игровые действия с предметами –заместителями включает в игру только по инициативе взрослого, самостоятельность при этом не проявляет.

8а (-) Предметы-заместители использует в играх самостоятельно, без помощи взрослого.

8б (+) Игровые действия с предметами-заместителями включает в игру по собственной инициативе.

8б (-) Игровые действия с предметами-заместителями самостоятельно не использует в игре, нуждается в помощи взрослого.

На любом этапе развития игры допустимо, если в строках будут обозначения: 8а (+) и 8б (+).

9.Разнообразие игровых действий с предметами-заместителями.

Если ребенок постоянно использует в игре один и тот же заместитель вместо одного и того же отсутствующего предмета (палочку вместо градусника или ложки), следовательно, у него однообразные игровые действия с предметами-заместителями. О разнообразии игровых действий с предметами-заместителями можно сделать вывод, если наблюдается следующее игровое поведение:

- ребенок использует разнообразные предметы для замещения отсутствующих;

-один и тот же предмет-заместитель он может использовать для замещения различных предметов;

- разными предметами-заместителями способен замещать один и тот же отсутствующий предмет.

Способы оценки:

9(+) Игровые действия с предметами-заместителями разнообразные, то есть один и тот же предмет ребенок использовал в играх в разных значениях, а также разные предметы использовал в одном значении. При этом он самостоятельно выбирал необходимый для игры заместитель, чтобы впоследствии заменить им отсутствующий предмет или игрушку.

9(-) Игровые действия с предметами-заместителями однообразные.

10Принимает ли ребенок в игре роль?

Важно своевременно зафиксировать принятие ребенком роли, что будет свидетельствовать о переходе к сюжетно-ролевой игре. Если непонятно, принимает ребенок роль или еще нет, ему задают вопрос: «Ты кто?». Если ребенок еще не принимает роль, но в игре выполняет ролевые действия, для осознания роли можно прокоментировать; «Ты-заботливая мама, а это – твоя маленькая дочка».

Способы оценки:

10а (+) В игре ребенок принимает роль с помощью взрослого.

10а (-) Ребенок не откликается на предложение взрослого принять роль.

10б (+) Ребенок принимает роль в игре по собственной инициативе.

10б (-) Ребенок самостоятельно роль не принимает.

Если в процессе диагностики выяснится, что ребенок в игре не принимает роль, то по всем параметрам, характеризующим ролевые способы отображения окружающего мира, ставится знак «-». Это будет свидетельствовать о том, что дошкольник находится на этапе сюжетно – отобразительной игры.

11Разнообразие исполняемых ролей.

Дети могут отдавать предпочтение исполнению в разных играх одних и тех же ролей, например, предпочитают роль мамы или водителя, и в разные игры включаются именно в этой роли. Уровень развития игры считается выше, если ребенок способен принимать и использовать разнообразные роли.

Способы оценки:

         11(+) Ребенок исполняет разнообразные роли.

11(-) Ребенок принимает одну и ту же роль в разных играх, то есть его роли однообразные.

12 Ролевые высказывания появляются по инициативе:

Ролевые высказывания могут появляться по инициативе взрослого, самого ребенка или сверстника, с которым он играет.

Способы оценки:

12а(+) Ролевые высказывания в игре появляются по инициативе взрослого.

12а (-) В появлении ролевых высказываний ребенку либо не требуется помощь взрослого, так как он самостоятельно сопровождает ими свои ролевые действия, либо играющий ребенок не откликается на предложение взрослого и молча продолжает игру, так как у него ролевые высказывания еще не сформированы.

12б (+) Игра сопровождается ролевыми высказываниями, которые появляются по инициативе самого ребенка.

12б (-) По собственной инициативе ролевые высказывания не появляются в игре, ребенку требуется помощь взрослого.

12в (+) Ролевые высказывания появляются, если к ребенку обращается сверстник и ребенок ему отвечает.

12в (-) На ролевые обращения сверстника ребенок либо не откликается, либо дети вообще не общаются друг с другом в игре.

        13Ролевые высказывания обращены..

Ролевые высказывания могут быть обращены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, взрослому, сверстнику.

О сформированности ролевых высказываний, обращенных к игрушке-партнеру, можно судить, если предложить ребенку о чем-то спросить игрушку, например, посоветовать девочке спросить куклу: «Вы с дочкой собираетесь на прогулку. А спроси у нее, хочет ли она пойти в парк».

Для выявления возможностей использования в игре ролевых высказываний, обращенных к воображаемому собеседнику, можно посоветовать ребенку кому-нибудь позвонить и о чем-то поговорить.

Узнать, обращается ли ребенок с ролевыми высказываниями ко взрослому можно, если принять участие в его игре.

Чтобы ребенок обратился к сверстнику, ему также ставится игровая проблема, например можно спросить: «Спроси, может быть, инструменты для ремонта есть у Саши?».

Способы оценки:

13а (+) В играх присутствуют ролевые высказывания, обращенные к игрушке-партнеру.

13а (-) Ролевые высказывания, обращенные к игрушке-партнеру, отсутствуют.

13б (+) В играх появляются ролевые высказывания, обращенные к воображаемому собеседнику.

13б(-) Ролевых высказываний, обращенных к воображаемому собеседнику, нет.

13в (+) С ролевыми высказываниями ребенок обращается ко взрослому.

13в (-) Ролевые высказывания, обращенные ко взрослому, отсутствуют.

13г (+) Ребенок обращается с ролевыми высказываниями к сверстнику.

13г (-) Ролевые высказывания, обращенные к сверстнику, отсутствуют.

14 Вступает во взаимодействие…

Ребенок может вступить во взаимодействие со взрослыми или сверстниками и поставить им игровые задачи.

Способы оценки:

14а (+) Ребенок вступает во взаимодействие со взрослым.

14б (-) Ребенок не вступает во взаимодействие со взрослым.

14а (+) Ребенок вступает во взаимодействие со сверстниками.

14б (-) Ребенок не вступает во взаимодействие со сверстниками.

15.Принимает игровые задачи…

Умение принимать игровые задачи от взрослого или сверстников дает возможность включиться в совместную игру. Ребенку легче поставить игровую задачу, чем принять ее от кого-то.

Способы оценки:

15а (+) Ребенок принимает игровые задачи, поставленные взрослым.

15а (-) Ребенок не принимает игровые задачи, поставленные взрослым.

15б (+) Принимает игровые задачи от сверстников.

15б (-) Не принимает игровые задачи от сверстников.

16 Тактично отказывается от поставленной игровой задачи.

Это умение свидетельствует о возможности бесконфликтного общения детей во время совместных игр.

Способы оценки:

16 (+) Ребенок умеет тактично отказываться от поставленной ему игровой задачи.

16 (-) Не может тактично отказаться от поставленной игровой задачи, он либо принимает каждую поставленную ему игровую задачу, либо прекращает игру или вступает в конфликт со сверстниками.

17. Договаривается о продолжении игры.

Отказ от поставленной игровой задачи не приведет к прекращению игры, если ребенок умеет договариваться со сверстниками во время игры, предлагая при этом интересные идеи, оригинальные способы их решения. Он также может согласиться с предложениями других детей. Дошкольникам овладеть этим умением не просто.

Способы оценки:

17 (+) Умеет договариваться о дальнейшем продолжении игры.

17 (-) Не умеет договариваться о дальнейшем продолжении игры.

18 Длительность взаимодействия.

Взаимодействие в игре может быть кратковременным или длительным.

Способы оценки:

18а (+) Игровое взаимодействие кратковременное.

18а (-) Не обнаруживается кратковременного взаимодействия, так как ребенок постоянно участвует в длительных играх.

18б (+) Игровое взаимодействие длительное.

18б (-) Ребенок не вступает в длительное взаимодействие.

Вполне допустимо, если в играх дети вступают в кратковременное и в длительное взаимодействие, такое игровое поведение характерно для сюжетно-ролевой игры.

 В сюжетно-отобразительной игре дети либо играют индивидуально, либо в редких случаях могут вступить в кратковременное взаимодействие.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников»

Диагностика сюжетно-ролевой игры в ДОУ.

Методика диагностики игры и способы её оценки

(5-7лет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 ПредставленияЗадание 1.1Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.Используется метод индивидуальной беседы, ...

Методика диагностики игровых умений у детей старшего дошкольного возраста

Проведение маниторинга выявлений игровых умений у детей старшего дошкольного возраста...

Диагностическая карта (лист развития) развития музыкально – художественной деятельности детей старшей группы. Диагностика проведена по журналу « Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы»

Методическая разработка Совместная работа музыкальных руководителей Гагаевой Ольги Викторовны и Кастулиной Лады АлександровныОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» РАЗДЕЛ «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ...

Методика диагностики детских страхов (Методика Захарова А.И., модификация Панфиловой М.А.)

Методика диагностики детских страхов (Методика Захарова А.И., модификация Панфиловой М.А.)...

Диагностика: упражнения и задания для оценки психомоторики старших дошкольников перед обучением в школе.

Вопросы развития моторики детей старшего дошкольного возраста привлекают внимание психологов и педагогов при разработке оптимальных способов организации начального этапа обучения....

Диагностика и инструментарий по проведению оценки качества знаний детей в Средней группе по программе "Детский сад 2100"

Диагностика и инструментарий  по проведению оценки качества знаний детей в Средней группе по программе "Детский сад 2100"...

Методика диагностики: игра, как средство развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста осуществляется по следующим параметрам:1.Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустны...