МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1 Представления

Задание 1.1

Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.

Используется метод индивидуальной беседы, включающий 3 части:

1-я часть- выявляются представления ребенка о сущест­венных признаках живого и целостности как важнейшем усло­вии жизни организма.

Ребенку предъявляется 10 картинок с изображениями объек­тов живой природы (животные, растения, человек), неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком (ма­шина, самолет). Предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы:

• Как ты узнал, что все это живое?

• Почему ты считаешь, что (называется конкретное живот­ное, растение) живой?

• Расскажи, что есть у (называется конкретное животное, растение, человек),

• Зачем нужны (называются части и органы)?

• Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему?

2-я часть- делается акцент на изучение представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в ус­ловиях среды, состоянии.

Задаются вопросы:

• Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, челове­ку), чтобы жить и хорошо себя чувствовать?

• Как нужно ухаживать за животными (растениями)? Что де­лает человек, чтобы быть здоровым?

• Как себя чувствует это растение (животное, человек)? Как ты это узнал? Как ему помочь?

3-я часть- выявляются представления ребенка о приспо­соблении живых существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потребностей.

 

Ребенку предъявляются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, надземной), силуэт­ные картинки животных и предлагается проблемно-игровая си­туация: «Кто-то (любой игровой персонаж) перепутал животных и места их обитания». Задаются вопросы:

• Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так ду­маешь?

• Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жи­лось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания)?

• Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему?

В беседе можно использовать рассказы из книги Н. Сладкова «Не долго думая, или Дела и заботы Жалейкина». Ребенку пред­лагается оценить поведение Жалейкина и мотивировать ответ. Беседа может проводиться полностью или по частям в разное время.

 

Задание 1.2

Цель: изучить особенности понимания ребенком ценности природных объектов.

Метод - индивидуальная беседа.

Вопросы:

• Любишь ли ты животных и растения?

:    • С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с какими не нравится? Почему?

• Зачем нужны животные и растения?

• Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?

• Может ли человек прожить без других людей? Почему?

 

Задание 1.3

Цель: выявить с помощью картинок и в ситуации выбора представления ребенка о нормах отношения к живому.

Метод - индивидуальная беседа.

Ребенку предлагается ситуация, в которой герой предпочи­тает помощи живому существу развлечения.

Задаются вопросы:

• Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

• Как бы ты поступил на его (ее) месте?

• Какие добрые дела ты делал для животных, растений, лю­дей? Через некоторое время создается аналогичная практическая

ситуация, в которой ребенку нужно сделать реальный выбор

между игрой и помощью живому (см. зад. 2.3).

2 Отношение детей к природе

Задание 2.1

Цель: выявить характер отношения ребенка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях.

Используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий.

 

Задание 2.2

Цель: изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях.

Используются наблюдения за отношением детей к живым существам в комнате природы. Созданные условия заключаютсяв том, что некоторые из живых существ нуждаются в помощи (растения - в поливе, удалении пыли; животные - в кормлении, чистке клетки и др.), для чего приготовлены необходимые сред­ства. В комнате размещаются материалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной, игровой и т. п.). Для осуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться в ней тем, чем они хотят. Если ребенок не догадывается о необходимости оказания помощи живому, его внимание привлекается к состоянию объектов с по­мощью наводящих вопросов:

• Как себя чувствует живой объект?

• Как ты это узнал?

• Как ему можно помочь?

• Хотел бы ты помочь животному или растению?

• Почему ты хочешь ему помочь?

Задание 2.3

Цель: выяснить особенности отношения ребенка к живым объектам в ситуации выбора.

Моделируется реальная ситуация выбора между оказанием помощи живому существу и другим, более привлекательным занятием.

Воспитатель предлагает ребенку обеспечить уход за нуж­дающимися в помощи животными или растениями. После при­нятия дошкольником задания его зовут принять участие в игре. За поведением ребенка ведется наблюдение и выясняется, поче­му он сделал тот или иной выбор.

 

3 Практическая деятельность детей в природе

Задание 3.1

Цель: выявить умение ребенка осуществлять уход за рас­тениями.

Ребенку предлагается полить растение, удалить с него пыль, разрыхлить почву (каждый вид ухода выполняется отдельно).

Сначала у ребенка выясняется, хотел бы он поухаживать за растениями и для чего нужно это делать. Затем предлагается:

• выбрать из уголка природы растение, нуждающееся в по­ливе (удалении пыли, рыхлении) и объяснить свой выбор;

• ответить, каким станет растение после ухода за ним;

• рассказать, как он будет осуществлять каждый вид ухода;

• подобрать необходимое оборудование для предстоящего вида труда;

• объяснить, как узнать, что уход достаточен.

Ребенку предлагается полить растение (удалить пыль, рых­лить землю). Воспитатель фиксирует практические действия и качество результата труда.

 

Уровни экологической воспитанности детей дошкольного возраста

Iуровень — для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной «+» направленности. Отношение ситуативно. Дети могут проявлять к объектам не­брежность и агрессивность, действуя неосознанно, механически, подражательно; негативно относиться к внешне непривлека­тельным живым существам; по собственной инициативе не про­являют желание общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними; представления о природных объектах и их свойствах поверхностны; живыми считают неживые объекты, не относят к живому растения, име­ют недифференцированные представления о нормах отношения к животным и растениям. Дети понимают, но не осознают, по­чему нельзя наносить природным объектам вред. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания, или не могут объяснить, что «так надо»; не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой, не умеют ухаживать за живыми существами.

IIуровень — дети проявляют к природе «+» отношение из­бирательной направленности; они заботятся о живых объектах, которые имеют непосредственное отношение к ним; по собст­венной инициативе общаются со знакомыми, приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни и состоянием. У детей сложились некоторые существенные  представления о живом (к нему относят животных), у конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого,у животных - движение, питание; у растений- рост. Представления о нормах отношения к животным и растениям более дифференцированы; дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют уходе за знакомыми живыми объектами; замечают нарушения правил  поведения в природе. У детей сформированы некоторые умения ухода за живыми существами; направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного  результата.

IIIуровень - для детей характерна «+» направленность отношения к природе; в поведении не наблюдается негативных, проявлений; предпочитают деятельность с природными объектами  по собственной инициативе общаются с животными существами, наблюдают за проявлениями их жизни; охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому, видят необхо­димость ухода и качественно его выполняют, испытывают удовольствие от помощи живому. У них сформирован широкий круг круг представлений о природе. Самостоятельно выделяют ряд, существенных признаков живого у отдельных объектов и группы; уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивами бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

IVуровень - ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения. Проявляет любознательность, владеет пер­воначальными обобщенными представлениями о живом; умеет доказать принадлежность к живому людей, животных,  растений; называет всю совокупность признаков. Знания ребенка систем­ны; видит многообразное значение природы, признаёт ценность

жизни; имеет полное представление о правилах поведения в при­роде, применяет их в жизненных ситуациях.

Ребенок охотно и доброжелательно общается с живыми су­ществами; стремится предупредить негативные поступки, свои и сверстников; вступает в активную защиту живого, с помощью взрослого пытается поправить последствие неправильных дей­ствий.

Качественно выполняет трудовые процессы ухода, достигает хорошего результата. Проявляет заинтересованность, получает удовольствие от созидательной деятельности; понимает само­ценность живого; проявляет гуманное отношение в любых об­стоятельствах к любому живому существу, понимает нравствен­ный смысл своих действий и поступков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ssylka_na_moy_sayt.docx649.41 КБ

Предварительный просмотр:

Ссылка на мой сайт:
Мой воспитателя ясельной группы на nsportal.ru

Портфолио воспитателя 1 младшей группы ГБОУ детский сад 2492

 

Агеева Вера Владимировна

Родилась 19 сентября1973  года. Закончила в 2005 году Московский государственный педагогический колледж №13им.С.Я. Маршака по специальности  воспитатель д\с.  В июне 2012года закончила столичную финансово-гуманитарную академию факультет психологии, педагогики и права специальность «логопедя» .

 

 

«Немного о себе»

Я, Агеева Вера Владимровна родилась 19 сентября 1973 года в п.Шарнут Сарпинского р-на респ. Калмыкия. В 1990 году окончила Шарнутовскую среднюю общеобразовательную школу. В 2005году окончила Московский пед. Колледж № 13 им. С.Я. Маршека. А в 2012 году закончила СФГА факультет психологии, педагогики и права по специальности «логопедия».

 

С января 2005 года работала в ГОУ детский сад 2492 города Москвы воспитателем. С декабря  2009 по 2011 год  работала педагогом дополнительного образования по экологии. В  марте 2011года мне предложили работать с детьми 1 младшей группы, где я с большим удовольствием сейчас работаю.

 

Во время учебы в университете прошла дополнительную профессиональную подготовку по программе Intel «Обучение для будущего», поэтому в своей практике использую мультимедийные презентации, проектную деятельность, создание творческих работ в программах Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, рекламные и информационные буклеты, компьютерные рисунки.

 

Увлекаюсь рисованием, вышиванием, вязанием. Люблю быть организатором детских и взрослых праздников. Люблю свой город и свой детский сад , очень люблю свою группу  где каждый день не похож на другой, а в окружении столько умных и интеллектуальных людей.

 

 

        «Почему я работаю в детском саду?»

«… Быть может, труд наш с виду неприметен,

но лишь одно я знаю – малыши,

спешат к нам в сад, с утра торопят маму -

давай быстрее, мама, побежим!

Наверное – это вот и есть ответ –

ценнее нашего труда на свете нет!» 

Закончив педагогический колледж я по воле судьбы стала воспитателем. И ни минуты не пожалела об этом. Я часто думаю о том, что бы я делала без этих маленьких шалунишек, без их горящих глаз, без ста вопросов «Почему». Наверное, не случайно так распорядилась судьба и привела меня в детский сад. Теперь это мой дом, в котором меня ждут, любят, ценят; в который я спешу с интересными идеями, хорошим настроением. 

Я думаю, что только профессия педагога даёт волю буре чувств и эмоций, почву для размышления и творчества.

Я творческий и очень эмоциональная личность. Мне хочется стать для своих малышей самым близким другом, хочется отдать им все свои знания и умения, показать им как красив и приветлив окружающий мир. Как он хрупок и беззащитен, как нуждается в нашем участии.

Основанием своей профессии я считаю именно Любовь и Доброту, так как нашим детям это необходимо. Лицо России для меня - это лицо ребенка. И в таком случае в моей работе на первый план выходит простое человеческое: помочь, увидеть прекрасное, приласкать и пожалеть. Потому что самая большая ценность на земле это дети. То, во имя чего мы живем. Ведь если мы посадим дерево, построим дом, но не воспитаем сына, то для кого этот дом и дерево? Давно принято считать, что моя профессия призывает «сеять разумное, доброе, вечное». Но что и как из посеянного порастет? Ответ на этот вопрос остается в тени. А это важно, как взрастить посеянное. Я считаю своим призванием найти и развить в каждом ребенке способности, которые обязательно есть в каждом маленьком человечке, ввести его в окружающий мир, дав знания о мире, о его природе, о человеке как главной составляющей этого мира. Я думаю, что смогу сделать все, чтобы в двадцать первом веке оценили не только меня, но и моих воспитанников.

И я думаю, что когда мои дети подрастут и станут взрослыми людьми, они оценят мои старания. Самой лучшей наградой за мой труд станет умение моих воспитанников жить в гармонии с окружающим миром, умение воспитывать эти качества в своих детях.

 

«Мой девиз по работе»

«… как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (Сухомлинский В.А)

 

Основной целью своей педагогической деятельности я считаю создание единого пространства «семья - детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучною.

 

Приоритетом педагогической деятельности на данном этапе является создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями, установления с ними доверительных и партнерских отношений, вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Воспитатель должен активно искать новые формы и методы в работе с родителями, так как невозможно выбрать какую-то систему раз и навсегда, ведь особенность педагогики в постоянном движении, развитии и изменении.

 

Мои принципы работы:

  1. не быть назойливой: у каждого свой мир интересов и увлечений;
  2. детям больше самостоятельности и права выбора;
  3. не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона занятия;
  4. «скрытая» дифференциация воспитанников по учебным возможностям, интересам, особенностям и склонностям;
  5. уметь вставать на позицию ребенка, видеть в нем личность, индивидуальность;
  6. помочь ребенку быть социально значимым и успешным;
  7. предоставляешь требования к воспитанникам, проверь, соответствуешь ли им сам;
  8. все новое – это интересно!

 

 

 

                              «Мои достижения»

Мои открытые занятия

Вид мероприятия

Тема

Место проведения

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в   1 мл .группе

 

«Весёлый поезд»

ГБОУ детский сад

2492

 

Моя научно-методическая работа

Вид мероприятия

Тема

Место проведения

1. Консультация  для родителей

«Адаптация  ребенка. Что делать?»

ГБОУ детский сад 2492

2. Семинар- практикум для родителей

 

«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Их роль в развитии детской речи»

 ГБОУ детский сад 2492

3. Консультация  для воспитателей

"Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре"

 ГБОУ детский сад 2492

4.  Работа по самообразованию

«Формирование сенсорных эталонов у детей и их значение для дальнейшего развития в   1 мл. группе»

 ГБОУ детский сад 2492

5.  Являлась руководителем кружка

«Юный эколог»

ГБОУ детский сад 2492

 

 

Мои общественные поручения

Название материала

Описание

Место проведения

1.Выпуск газеты «Буратино»

1 раз в 3 месяца в ДОУ осуществляется  выпуск газеты для родителей и педагогов. Каждый выпуск посвящен теме разностороннего развития детей дошкольного возраста.

ГБОУ детский сад 2492

2. Выпуск газеты «Устами младенца»

Газета выпускается на праздники. В ней публикуются выдержки из поздравлений детьми своих родителей.

ГБОУ детский сад 2492

3. Ответственная за фотосъемку мероприятий, проходящих в детском саду

 

ГБОУ детский сад 2492

4. Работа в редколлегии

 

ГБОУ детский сад 2492

 

 

 

«Мой девиз по жизни»

 

«Жизнь - это песня – спой ее!

Жизнь – это игра – сыграй в нее!

Жизнь – это вызов – ответь на него!

Жизнь – это мечта – осуществи ее!

Жизнь – это жертва – принеси ее!

Жизнь – это любовь – насладись ею!!!»

 

«Мои увлечения»

Люблю быть организатором детских и взрослых праздников

Осенний бал (Вера Владимировна в роли Осени)

Новогодний утренник «Письмо Деду Морозу» (Вера Владимировна в роли разбойници)

 

Люблю рисовать и лепить  со своими воспитанниками

 

 

Приложение

 

«Отзыв и пожелание коллег»

В 2005 году в наш коллектив пришел молодой специалист – Агеева Вера Владимировна. Молодым специалистам всегда рады, так как они умны, талантливы, энергичны и жизнерадостны. Этими всеми качествами обладает наша Вера Владимировна. Но самое главное она любит детей, любит просто так не за что. Она их любит, красивых и не красивых, здоровых и не очень, молчаливых и болтушек. Любит просто за то, что они есть. И дети это чувствуют и стараются быть поближе к Вере Владимировне: прижаться, обнять, иногда пожаловаться, поделиться «страшной» тайной, быть обласканными, добрыми нежными руками и ласковыми словами. Это человек, от которого исходит добро, искренность, свежие идеи.

Ее профессиональный путь только начинается, и мы желаем ей, чтобы этот путь был интересным, творческим и чтобы ее воспитанники чувствовали себя как дома – комфортно, тепло и уютно.

Сотрудники ГБОУ

детского сада №2492

 

«Отзыв родителей»

С марта2012 года воспитателем нашей группы стала Вера Владимировна. По истечению учебного года можно отметить, что у наших детей значительно расширился кругозор, обогатилась речь, появилось желание учиться еще чему-то. Они стали гораздо собранней, любознательней, гораздо уверенней в себе научились самостоятельно кушать ,одеваться и раздеваться. Участие Веры Владимировны в воспитании наших детей, мы считаем одно из самых больших удач и очень рады, что воспитателем наших детей стал именно этот педагог. Очень важно, что с ранних лет наши дети встретились с доброжелательным, уважительным и мудрым отношением к себе в детском саду. Воспитатель смогла создать в группе дружный детский коллектив. Хотя она и требовательна к детям – учит относиться с уважением к себе и к другим, прививает правила поведения в коллективе – этот педагог умеет дружить с детьми.

Родители детей 1 мл. группы

ГБОУ детского сада №2492
    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методики диагностики речевого развития детей

Современные методики диагностики речевого развития детей...

Ответы на экзаменационные вопросы по методике экологического образования детей дошкольного возраста

Ответы на экзаменационные вопросы по методике экологического образования детей дошкольного возраста...

Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта

Методики диагностики умственного развития детей с нарушением интеллекта...

Методики диагностики социального развития детей дошкольного возраста.

         Для изучения особенностей развития у детей дошкольного возраста представлений о себе, самооценки, самопринятия, самостоятельности, активности, инициативности, ...

Методы и методики диагностики развития речи детей дошкольного возраста

Методы и методики педагогической диагностики развития речи детей дошкольного возраста по возрастам....

Методика диагностики музыкального развития детей

Методика диагностики музыкального развития детей на практическом примере МБДОУ «Сказка». Технология работы с таблицами....

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 Данный материал позволить  выявить уровень знаний детей о представителях  животного и растительного мира мира.Ответственного отношения к природе, овладения системой нравств...