Диагностика уровня экологического образования детей подготовительной группы
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Пилюгина Марина Владимировна

Экологическое воспитание - одно из главных направлений в современном дошкольном образовании 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx135.83 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика уровня экологического образования детей подготовительной группы

Задание№1 Представления уровня знаний у детей о особенностях растительного мира

Проводится индивидуально с каждым ребёнком.

Цель: выявить у ребёнка уровень представлений особенностей растительного мира.

Оборудование: комнатные растения герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидастр и бальзамин султанский, лейка для полива; распылитель воды, палочка для рыхления; тряпочка, поддон.

Методика проведения

Воспитатель, называет ребёнку пять комнатных растений, предлагают показать их.

Вопросы:

  1. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
  2. Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
  3. Покажи, как правильно это нужно делать? (на примере одного растения)
  4. Для чего нужны людям комнатные растения?
  5. Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) Сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) Лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) Ягоды и грибы (Земляника, волнушка, подберезовик, клубника)

г) Цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результативности.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

20-18 баллов

17-10 баллов

9-0 баллов

Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений; деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой ответ. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно (забывает некоторые компоненты труда). Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Ребенок затрудняется называть виды растений; деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает своего отношения к растениям.

Задание№2. Представления уровня знаний у детей о свойствах объектов неживого мира

Цель: определить уровень знаний характерных особенностей некоторых объектов неживой природы.

Оборудование: Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция к проведению:

Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

  1. Какие свойства песка ты знаешь?
  2. Где и для чего человек использует камни?
  3. Какие свойства воды ты знаешь?
  4. Где и для чего человек использует воду?

Оценка результативности.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

10-9 баллов

8-5 баллов

4-0 баллов

Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание№3 Представления уровня знаний у детей о сезонных изменениях природы

Цель. Определить уровень знания ребёнка о временах года.

Оборудование: Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Инструкция к проведению:

Воспитатель задаёт вопросы:

1. Какое время года тебе нравится больше и почему?

2. Нарисуй картинку, где будет изображено это время года.

3. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т. д.

4. Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»

1) Светит яркое солнце, дети купаются в реке.

2) Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

3) С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.

4)На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Оценка результативности.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

14-13 баллов

12-7 баллов

6-0 баллов

Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос: «Какое время года нравится больше и почему?». По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе.

Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но допускают незначительные ошибки. На вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.

Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечает на вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание№4 Представления уровня знаний у детей об особенностях животного мира

(проводится индивидуально с каждым ребёнком).

Цель: определить уровень знания детей характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование: Картинки домашних и диких животных; картинки насекомых: бабочки, пчёлы, божьи коровки, стрекозы, муравьи, кузнечики, мухи, комары, пауки; картинки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы.

Инструкция к проведению.

Воспитатель предлагает взять картинки животных и разместить отдельно диких и домашних животных и объяснить, почему он так сделал. Затем выбрать картинки с насекомыми и назвать их. После того, как ребёнок справился с заданием, воспитатель предлагает ему выбрать картинки птиц и рассказать о них (зимующие, не зимующие птицы, среда обитания).

Вопросы по всем картинкам:

1. как называется животное (птица, насекомое)?

2. что ты можешь рассказать о нём?

3. отношение ребёнка к ним.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

10-9 баллов

8-5 баллов

4-0 баллов

Ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания. Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы. Стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к животным, птицам и насекомым.

Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Свой выбор не всегда аргументирует. В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам, насекомым.

Ребёнок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы. Не проявляет и не выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание№4 Уровень отношений к миру природы

Цель. Определить уровень отношений к миру природы у ребёнка.

Инструкция к проведению:

Педагог предлагает ответить на следующие вопросы

  1. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными? (если они есть) (Если у ребенка нет домашних животных, спрашивает: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?».)
  2. Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду (если они есть)? (Если в детском саду их нет, спрашивает: «Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики, как бы ты стал ухаживать за ними?.»)
  3. Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
  4.  Как мы можем помочь зимующим птицам?

Оценка результативности.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

8-7 баллов

6-4 баллов

3-0 баллов

Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Имеет ограниченные представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

Полученные результаты представлены в сводном протоколе, в исследовании принимали 28 детей старшей группы, проверка осуществлялась в индивидуальной форме:

Имя ребёнка

Данные по каждому показателю (в баллах/ уровень)

Сумма

баллов

Уровень

Растительный мир

Неживой мир

Сезонные изменения

Животный мир

Отношение к природе

Динур

12 баллов/ средний

9 баллов/

высокий

13 баллов/ высокий

 10 баллов/ высокий

7 баллов/ высокий

51

средний

Андрей

11 баллов/ средний

8 баллов/ средний

14 баллов/ высокий

4 балла/ низкий

6 баллов/ средний

43

средний

Яна

5 баллов/ низкий

2 балла/ низкий

7 баллов/ средний

5 баллов/ средний

2 балла/ низкий

21

низкий

Маша

11 баллов/ средний

2 балла/ низкий

13 баллов/ высокий

8 баллов/ низкий

6 баллов/ средний

40

средний

Артём

13 баллов/ средний

4 балла/ низкий

8 баллов/ средний

5 баллов/ средний

6 баллов/ средний

36

средний

Кирилл

1 балл/ низкий

3 балла/ низкий

2 балла/ низкий

1 балл/ низкий

2 балла/ низкий

9

низкий

Флорид

17 баллов/ средний

7 баллов/ средний

13 баллов/ высокий

6 баллов/ средний

8 баллов/ высокий

51

средний

Милана

13 баллов/ средний

3 балла/ низкий

14 баллов/ высокий

5 баллов/ средний

8 баллов/ высокий

40

средний

Филипп

12 баллов/ средний

3 балла/ низкий

11 баллов/ средний

5 баллов/ средний

8 баллов/ высокий

39

средний

Настя

5 баллов/ низкий

2 балла/ низкий

7 баллов/ средний

1 балл/ низкий

1 балл/ низкий

16

низкий

Артемий

14 баллов/ средний

10 баллов/ высокий

13 баллов/ высокий

8 баллов/ средний

5 баллов/ средний

50

средний

Эрнест

10 баллов/ средний

6 баллов/ средний

13 баллов/ средний

5 баллов/ средний

5 баллов/ средний

39

средний

Матвей

9 баллов/ низкий

5 баллов/ средний

3 балла/ низкий

5 баллов/ средний

8 баллов/ высокий

30

средний

Святослав

3 балла/ низкий

2 балла/ низкий

5 баллов/ низкий

1 балл/ низкий

1 балл/ низкий

12

низкий

Даниэль

2 балла/ низкий

5 баллов/ средний

5 баллов/ средний

3 балла/ низкий

7 баллов/ средний

22

низкий

Степан

14 баллов/ средний

2 балла/ низкий

7 баллов/ средний

9 баллов/ высокий

2 балла/ низкий

34

средний

Поля

11 баллов/ средний

1 балл/ низкий

3 балла/ низкий

4 балла/ низкий

5 балла/ средний

24

низкий

Илья

9 баллов/ низкий

7 баллов/ средний

12 баллов/ средний

5 баллов/ средний

6 баллов/ средний

39

средний

Ангелина

16 баллов/ средний

4 балла/ низкий

14 баллов/ высокий

9 баллов/ высокий

2 балла/ низкий

45

средний

Ваня

5 баллов/ низкий

6 баллов/ средний

7 баллов/ средний

6 баллов/ средний

2 балла/ низкий

26

низкий

Федя

17 баллов/ средний

4 балла/ низкий

13 баллов/ высокий

9 баллов/ высокий

3 балла/ низкий

46

средний

Ирина

7 баллов/ низкий

3 балла/ низкий

13 баллов/ высокий

4 балла/ низкий

0 баллов/ низкий

27

низкий

Софья

10 баллов/ средний

3 балла/ низкий

8 баллов/ средний

6 баллов/ средний

2 балла/ низкий

29

низкий

Поля

17 баллов/ средний

10 баллов/ высокий

14 баллов/ высокий

8 баллов/ средний

7 баллов/ высокий

49

средний

Даша

18 баллов/ высокий

9 баллов/ высокий

14 баллов/ высокий

10 баллов/ высокий

8 баллов/ высокий

59

высокий

Варя

12 баллов/ средний

4 баллов/ низкий

8 баллов/ средний

3 балла/ низкий

4 балла/ низкий

31

средний

Ефрем

15 баллов/ средний

2 балла/ низкий

12 баллов/ средний

10 баллов/ высокий

2 балла/ низкий

41

средний

Мирон

14 баллов/ средний

2 балла/ низкий

7 баллов/ средний

5 баллов/ средний

0 баллов/ низкий

28

низкий

Определение уровня экологического образования детей старшей группы осуществляется по следующим показателям.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

62-56 баллов

55-31 баллов

30-0 баллов

Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям; Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию; Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос: «Какое время года нравится больше и почему?». По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года. Комментирует свой рисунок. Выражает эстетическое отношение к природе; Ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания. Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы. Стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к животным, птицам и насекомым; Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений; деревьев, кустарников и цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой ответ. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно (забывает некоторые компоненты труда). Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям; Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы; Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности. В основном знает характерные признаки каждого времени года, но допускают незначительные ошибки. На вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно. В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе; Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Свой выбор не всегда аргументирует. В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам, насекомым; Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.

Ребенок затрудняется называть виды растений; деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает своего отношения к растениям; Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются; Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности. Не знает характерных признаков разных времен года. Отвечает на вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не выражает эстетического отношения к природе; Ребёнок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы. Не проявляет и не выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым;

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

Вывод: По полученным результатам диагностики можно увидеть, что уровень экологического образования детей данной группы достаточно низкий, что свидетельствует о недостаточной работе в данном направлении. На наш взгляд наиболее эффективной в данном случае формой работы может быть индивидуальная, поскольку она больше чем коллективная позволяет выстраивать индивидуальный маршрут экологического образования для каждого ребёнка, но также для закрепления имеющихся составных компонентов экологического образования необходимо привлекать на познавательных занятиях к ведущей деятельности ребёнка, с самым высоким результатом.

Также для всех детей необходимо продумать и реализовать серию игр, чередующихся с занятиями, на каждой неделе в разных видах деятельности (включая прогулки, самостоятельную игровую деятельность детей, чтение художественной литературы и т.д.). Необходимо помнить о работе с родителями в направлении экологического образования детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня речевого развития детей средней группы

Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи....

Диагностика уровня речевого развития детей старшей группы

Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи....

Диагностика уровня речевого развития детей подготовительной группы

Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи....

Конспект занятия по методике экологического образования в подготовительной группе на тему "Друзья природы"

Конспект занятия по методике экологического образования в подготовительной группе на тему "Друзья природы"Цель: дать элементарные знания устройства природы.Задачи:1.Образовательная:1. закреп...

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ)

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ)...