Диагностика уровня речевого развития детей старшей группы
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи
СТАРШАЯ ГРУППА
1.Составление и называние целого предмета из его частей.
Назови по картинкам части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, живот, шея и др.
Назови по картинкам части одежды: рукав, воротник, пуговица.
Назови по картинкам части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье.
Назови по картинкам части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина.
Цель: Развитие высших психических функции мышления – внимания, анализ и синтез частей и целого.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно называет и показывает части целого – 3 балла
допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла
допускает 3 и более ошибки – 1 балл
2. Назови, какой формы предметы: круглый, овальный, треугольный, квадратный, прямоугольный и т.д.
Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно формы предметов – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
3. Много чего? Шар – шаров, стол - …, дом - …, береза - …, чашка - …, книга - …, дерево - …, лист - …, стул - …, мяч - …, ключ - …, карандаш…
Цель: Выявить умение употреблять существительные в форме родительного падежа
множественного числа.
Материал: картинки с изображением названных предметов
Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
4. Как назвать маленький предмет? Стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска.
Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными
суффиксами.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно назвал все предметы – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
5. Назови, чьи это предметы. Хвост зайца – …
Лапа медведя - …
Шерсть волка - …
Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.
/Чей? Чья? /
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно называет – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
6.Закончи предложение:
Мы поехали в зоопарк /на чем?/ (метро)
Моя сестра учится играть /на чем?/ (на пианино)
Цель: Умение пользоваться несклоняемыми существительными.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно заканчивает предложение – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
7.Найди, покажи и расскажи. Где мама – белка и ее бельчата.
Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
8.Посмотри внимательно на картинки. Назови профессии тех, кто на ней изображен.
Цель: выявить знания детей о труде взрослых.
Материал: картинки с изображением строителя, продавца, учителя.
Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
9.Расскажи, где находится котенок.
Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.
Материал: картинки
Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов : В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
10. Закончи предложение: Один дом, два …
Одна кукла, две …
Один шар, два …
Один жук, два …
Цель: умение детьми согласовывать существительные с числительными.
Материал: предметные картинки
Критерии: ребенок правильно – 3 балла
допускает одну ошибку – 2 балла
допускает 2 ошибки – 1 балл
Инструкция к проведению:
Перед каждым заданием на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу.
1. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать части к целому.
2. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают назвать части из которых состоит .
3. Перед ребенком кладут поочередно карточки с изображением различных предметов и предлагают ответить на вопрос.
4. Ребенку предлагается рассмотреть карточки и назвать изображенные на них предметы ласково.
5.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и частей тела , и предлагают назвать чьи это части .
6.Предложить ребенку закончить предложение.
7.Перед ребенком кладут карточки с изображением белки и бельчат, просят ребенка сказать, куда спрятались бельчата от мамы белки.
8.Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»
9.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, где находится котенок.
10.Предложить ребенку закончить предложение по картинке.
Итоговая оценка:
24 – 30 баллов – высокий уровень
14 – 23 баллов - средний уровень
13 и менее баллов – низкий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/06/picture-650784-1438890921.jpg)
Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/24/picture-772333-1458788540.jpg)
Диагностика уровней артистического развития детей средней группы
Диагностика артистического развития...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/21/picture-106699-1479721497.jpg)
диагностика уровня речевого развития детей II мл. группы
Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики, грамматического строя речи....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/21/picture-106699-1479721497.jpg)
Диагностика уровня речевого развития детей средней группы
Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/21/picture-106699-1479721497.jpg)
Диагностика уровня речевого развития детей подготовительной группы
Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи....
Использование приемов мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Описан опыт работы с мнемотаблицами по развитию связной речи у детей с ТНР...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/21/picture-938685-1550748391.jpg)
Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста...