Диагностика уровня речевого развития детей старшей группы
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Гриценко Елена Валерьевна

Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagn_4_office_word_2.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ

ТЕМА: Исследование лексики и грамматического строя речи

СТАРШАЯ ГРУППА

1.Составление и называние  целого предмета из его частей.

   Назови по картинкам части тела: голова, ноги, руки, нос, грудь, живот, шея и др.

   Назови по картинкам части одежды: рукав, воротник, пуговица.

   Назови по картинкам части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье.

   Назови по картинкам части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина.

Цель: Развитие высших психических функции мышления – внимания, анализ и синтез частей и целого.

Материал:  предметные картинки

Критерии: ребенок правильно называет и показывает части целого – 3 балла

                  допускает 1 – 2 ошибки – 2 балла

                  допускает 3 и более ошибки – 1 балл

2.  Назови, какой формы предметы: круглый, овальный, треугольный, квадратный, прямоугольный и т.д.

Цель: умение согласовывать прилагательные с существительными в единственном числе.

Материал:  предметные картинки

Критерии: ребенок правильно формы предметов  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

3. Много чего? Шар – шаров, стол - …, дом - …, береза - …, чашка - …, книга - …, дерево - …, лист - …, стул - …, мяч - …, ключ - …, карандаш…

Цель:  Выявить умение употреблять существительные в форме родительного падежа

         множественного  числа.

Материал: картинки с изображением  названных предметов

Критерии: ребенок правильно называет и показывает предметы – 3 балла

                   допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

4. Как назвать маленький предмет? Стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска.

      Цель: Знание и умение употреблять существительные с уменьшительно – ласкательными

                 суффиксами.

Материал:  предметные картинки

Критерии: ребенок правильно назвал все предметы  – 3 балла

                 допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

5. Назови,  чьи это предметы. Хвост зайца –  …

                                                   Лапа медведя  - …

                                                   Шерсть волка - …

  Цель: Умение образовывать притяжательных прилагательных от существительных.

           /Чей? Чья? /

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно называет  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

6.Закончи предложение:

                Мы поехали в зоопарк /на чем?/ (метро)

                Моя сестра учится играть /на чем?/ (на пианино)

Цель: Умение пользоваться несклоняемыми существительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно заканчивает предложение  – 3 балла

                допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

7.Найди, покажи и расскажи. Где мама – белка и ее бельчата.

Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

8.Посмотри внимательно на картинки. Назови профессии тех, кто на ней изображен.

Цель: выявить знания детей о труде взрослых.

Материал: картинки с изображением строителя, продавца, учителя.

Критерии: ребенок правильно образовывает существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

 9.Расскажи, где находится котенок.

Цель: Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами: В, НА, ЗА, ПОД.

Материал: картинки

Критерии: ребенок правильно понимает значение предлогов : В, НА, ЗА, ПОД – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

10. Закончи предложение: Один дом, два …

                                              Одна кукла, две …

                                              Один шар, два …

                                              Один жук, два …

Цель: умение детьми согласовывать существительные с числительными.

Материал: предметные картинки

Критерии: ребенок правильно  – 3 балла

                  допускает одну ошибку – 2 балла

                  допускает 2 ошибки – 1 балл

Инструкция к проведению:

 Перед каждым заданием  на стол выкладывается набор картинок подобранный к данному вопросу. 

1. Перед ребенком кладут карточки с изображением целого предмета и отдельных фрагментов, ребенку предлагается подобрать и назвать  части к целому.

2. Перед ребенком кладут поочередно карточки с  изображением различных предметов и предлагают  назвать части из которых состоит .

3. Перед ребенком кладут поочередно карточки с  изображением различных предметов и предлагают  ответить на вопрос.

4. Ребенку предлагается рассмотреть карточки и назвать изображенные на них предметы ласково.

5.Перед ребенком кладут карточки с изображением животных и частей тела , и предлагают назвать чьи это части .

6.Предложить ребенку закончить предложение.

7.Перед ребенком кладут карточки с изображением белки и бельчат, просят ребенка сказать, куда спрятались бельчата от мамы белки.

8.Попросить ребенка перечислить профессии на карточках и ответить на вопрос «Кто чем, занимается?»

9.Перед ребенком кладут карточки, просят ребенка рассказать, где находится котенок.

10.Предложить ребенку закончить предложение по картинке.

Итоговая оценка:

                             24 – 30 баллов – высокий уровень

                             14 – 23 баллов  - средний уровень

                             13 и менее баллов – низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...

диагностика уровня речевого развития детей II мл. группы

Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики, грамматического строя речи....

Диагностика уровня речевого развития детей средней группы

Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи....

Диагностика уровня речевого развития детей подготовительной группы

Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи....

Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста...