Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

Баранчикова Юлия Владимировна

Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_zhurnalistika.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №52   ОАО « РЖД»

Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Баранчикова  Ю. В.

первая квалификационная категория

г. Рыбное

2016 г.


Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

Теоретическим фундаментом исследований в области развития речи дошкольников являются представления о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развития речевой деятельности можно передать в следующих положениях:

  • речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
  • язык и речь представляют собой своеобразный “узел”, в который “сплетаются” различные линии психического развития – развития мышления, воображения, памяти, эмоции;
  • ориентировкой ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

Таким образом, в дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Такое специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению диалогической речью.

Анализ проведенных диагностических результатов показал, что 34% старших дошкольников овладели лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет навыков рассуждения, диалог не получается, каждый ребенок говорит о своём, не слышит партнера.

В условиях реализации программы используем новую педагогическую технологию:

Определим цель и задачи.

Цель – формирование культурной, творческой, социально-активной личности.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач выделим следующие:

  • развитие связной диалогической речи;
  • развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;
  • расширение и активизация словарного запаса;
  • закрепление навыков ведения диалога;
  • способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.
  • развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
  • формировать начальные представления о профессиональных журналистских качеств и навыков.

Основополагающим направлением является - помочь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему коммуникации общения.

Основными принципами являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации (СМИ), взаимосвязь с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, логикой, математичкой, свободной, игровой деятельностью детей и др., сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Таким образом, инновационный образовательный процесс стал неотъемлемой частью нашей педагогической деятельности, он не только повышает профессиональный уровень, но и меняет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает творческий потенциал.

Занятия построены в соответствии с личностно – ориентированным подходом к воспитанию детей.

Поставленные задачи решаются в форме занятий с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматриванием рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из опыта и т.д.), беседы, обсуждения.

Система занятий, позволят не только развивать диалогическую речь дошкольников, но и одновременно работать над уровнем ориентировки в окружающем мире, над повышением уровня звуковой культуры речи.

Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

На каждом этапе занятия ставятся конкретные задачи. Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому на занятиях большое внимание уделяется развитию этих процессов. Ребятам предлагаются игры “Узнай по описанию”, “Что лишнее?”, “Звукооператор”, “Журналист – профессия творческая” и т.д.

Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог. Они учатся планировать вести интервью и выделять смысловые звенья диалога.

На занятиях используются наглядные, практические и словесные методы обучения. Занятия построены на коммуникативно – познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.

Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями.

Занятия представляют собой развивающие и ролевые игры (“Выборы президента”; “Интервью литературного героя”, “Митинг сказочных героев”, “Опиши портрет журналиста”, “Звукооператор” и др.), работу с газетами и журналами и строятся мною индивидуально с помощью имеющейся литературы, накопленного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями.

Занятия помогают детям узнавать и различать виды и жанры журналистики, видеть ее особенности, высказывать свое мнение о журналистике, понимать ее назначение в жизни людей. Дети знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, звукооператора, художника, дизайнера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда.

Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном.

У детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Через ознакомление с журналистикой дети подводятся к пониманию того, что журналистика – это целая наука!

Дети учатся вычленять понятия “интервью”, “речь”, “репортаж”, “диалог”, “корреспонденция”, “диктор”, “пресс-центр”. Ожидаемый результат от занятий - подготовка грамотных потребителей СМИ, умеющих в случае необходимости использовать СМИ в качестве корреспондентов.

Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии (того же врача), проводим беседы с детьми на эту тему, предлагаем дидактические игры “Что лишнее?”, “Играем в профессии”, “У кого микрофон?”, “Кем быть?”, “Что за профессия”, “Не ошибись” и т.д. В ходе предварительной речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по данной т геме, но и в области смежных с ней лексических тем, таких, как “Больница”, “Спорт” и т.д. И только после того как дети получают достаточное количество сведений о профессии врача, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю.

В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи мы используем моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение.

Детям предлагаются карточки с изображенными на них картинками -символами. Вместе с педагогом ребята оговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов.

Игра требует достаточно большой по объему работы со стороны педагогов и родителей поэтому мы выстраиваем их взаимодействие по определенной схеме. Из которой понятно, что значительная часть работы ложится на плечи воспитателя.

Но в процессе развития диалога важен не только речевой, но и психический аспект. Полноценный диалог не мыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активно ответной позиции, партнерские отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками. Кроме того, овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации. Поэтому в рамках подготовки и проведения игры мы опираемся на работу психолога по развитию эмоционально-волевой сферы детей. Прибегаем к помощи родителей (изготовление атрибутов к игре)

Таким образом, в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игровая деятельность.

Благодаря игре “в журналистов” личность ребенка приобретает очень важное новообразование:

  • в игре развивается мотивационно-потребностная сфера;
  • преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм;
  • развивается произвольность поведения;
  • развиваются умственные действия.

В результате работы уровень речевой и коммуникативной компетентности у детей повышается. Если раньше у большинства детей (40%) был низкий и средний уровень речевой и коммуникативной компетентности, то  теперь в ответах детей стали звучать такие фразы, как “Беру интервью”, “Внимание! Идет запись!”, “Мы в эфире…” и т.д.

В результате реализуемого процесса работы дети не только приобретают знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и используют эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее. Кроме того, значительно обогащается их лексический запас, он пополняется словами и выражениями из словаря речевого этикета.