Методики диагностики социального развития детей дошкольного возраста.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Букина Валентина Николаевна

           Для изучения особенностей развития у детей дошкольного возраста представлений о себе, самооценки, самопринятия, самостоятельности, активности, инициативности, степени осознания ребенком своих физических, полоролевых, деятельностных и личностных характеристик предлагается комплекс методик. Целый ряд предлагаемых методик разработан авторами в процессе опытно-экспериментальной работы по теме "Социальное развитие ребенка", которая осуществлялась в разных ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методики диагностики социального развития детей дошкольного возраста.

          Социальное развитие ребенка - это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме, а с другой - процесс развития сущностного Я ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.

           Для изучения особенностей развития у детей дошкольного возраста представлений о себе, самооценки, самопринятия, самостоятельности, активности, инициативности, степени осознания ребенком своих физических, полоролевых, деятельностных и личностных характеристик предлагается комплекс методик. Целый ряд предлагаемых методик разработан авторами в процессе опытно-экспериментальной работы по теме "Социальное развитие ребенка", которая осуществлялась в разных ДОУ.

Показатели благополучного социального развития ребенка:

 - эмоционально откликается на переживания другого;

- воспринимает и адекватно понимает основные эмоциональные состояния (гнев, страх, печаль, радость, удивление-интерес);

- проявляет эмпатию; - обнаруживает (хотя бы иногда) способность к децентрации;

 - эмоционально благополучен;

 - обнаруживает положительное самопринятие, самоотношение;

- проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен (адекватно индивидуально-типологическим особенностям);

 - считает себя любимым родителями, принятым ими;

 - владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;

 - главным образом положительно оценивает и принимает других;

 - принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;

 - владеет способами социокультурного поведения и общения;

 - достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);

 - имеет достаточно развитый (средне - высокий уровень) социальный интеллект;

 - социально готов к школе.

1. Методика "Два дома"

Авторы: И. Вандвик, П. Экблад

Источник: М.В. Корепанова , Е.В. Харламова «Диагностика развития и воспитания дошкольников»

 Цель: изучение межличностных отношений, определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Материал: два домика, плоских, объемных или нарисованных, один из которых - яркий, нарядный, очень привлекательный, другой - малопривлекательный. Фотографии всех детей группы (можно и взрослых группы) или какие-то символы, их обозначающие.

Ход эксперимента.

Эксперимент проводится индивидуально. Воспитатель, экспериментатор (психолог) говорит ребенку: "Мы сейчас с тобой очень интересно поиграем. Перед тобой два домика (рассмотреть их). В одном, красивом, домике будут жить такие дети, которые часто поступают хорошо и нравятся тебе, а в другом, некрасивом, - такие, которые часто, по-твоему, поступают нехорошо. Себя ты тоже можешь поселить в один из домиков". Ребенок берет фотографию или символ (по одной), раскладывает по домикам, а экспериментатор спрашивает ребенка, почему он поместил его (ее) в этот домик. Все действия и ответы ребенка подробно фиксируются, а затем анализируются: - с кем поместил себя, - почему одних поместил в красивый домик, других - в малопривлека- тельный, - характер, особенности мотиваций.

Интерпретация. Если ребенок помещает себя и многих детей в красивый домик, то можно говорить о его целостном положительном отношении к себе и другим; если в красивый домик он поместил только себя или еще 1-3 детей или взрослых, то это указывает на положительное принятие себя и весьма избирательное отношение к другим. Как правило, это закрытые, необщительные дети либо конфликтные и их рекомендуется еще протестировать методом "Маски", чтобы определить степень их удовлетворенности своим положением в группе и выявить стремление к доминированию. В случае же помещения ребенком себя в некрасивый домик можно предположить непринятие им себя. Возможно, это было ситуативное непринятие, связанное с недавней негативной оценкой ребенка взрослыми (но последнее возможно лишь в старшем дошкольном возрасте). Выявляя причины размещения ребенком себя и других по домикам, можно определить степень осознанности его отношений, а также особенности нравственного сознания дошкольника.

2. Методика «Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей группы»

Автор: Г. А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина

Источник: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. - Практикум по детской психологии // 1995,

Цель: Изучение представлений о себе, самооценки и соотношения « Я –реального» и « Я –идеального»

Подготовка исследования. Приготовить по одной фотографии каждого

ребенка группы, 3 игрушечных домика.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста и состоит из 3-4 серий, в каждой из которых ребенок оценивает новое качество сверстников и себя.

Первая серия. Оцениваются качества, непосредственно воспринимающиеся детьми: внешняя привлекательность, жизнерадостность, физическая сила.

Вторая серия. Оцениваются нравственные качества: умение дружно играть, не драться, не ябедничать, доброта, отзывчивость.

Третья серия. Оцениваются волевые качества: умение довести дело до конца, прийти на помощь товарищу.

Четвертая серия. Оцениваются качества, обеспечивающие ребенку успех в той или иной деятельности" навыки и умения, от которых зависит успешность учебной, игровой деятельности, изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.п.

Ход исследования:

Перед испытуемым раскладывают на столе фотографии всех детей группы, в том числе и его собственную, и ставят 3 игрушечных домика.

Ребенку предлагают отобрать в одну стопку, например, фотографии "самых добрых" (говорят, что они "делятся гостинцами с другими ребятами, дают поиграть своими игрушками, которые приносят из дома, не обижают друзей, уступают место в игре"), а в другую стопку - фотографии детей "не очень добрых" ("не любят делиться гостинцами, не дают поиграть своими игрушками" и т.д.). Фотографии детей, которые "только иногда бывают добрыми", складываются в третью стопку. Свою собственную фотографию

ребенок должен положить в одну из стопок, в зависимости от самооценки,  данной по тому или иному качеству. Каждый ребенок раскладывает фотографии три раза.

Каждая стопка фотографий помешается в соответствующем игрушечном домике. После того как экспериментатор зафиксирует результаты, все фотографии снова раскладываются на столе.

Обработка данных

Результаты оценки каждым ребенком всех детей группы и самого себя по выделенным качествам заносят в таблицу.

Таблица

Сравнительная оценка нравственных качеств у себя и сверстников

Фамилия, имя

 ребенка

Оценка сверстников

Самооценка

Нравствен-ные

качества

внешняя привлека- тельность

волевые качества

нравст-

венные

качества

внешняя

привлека-

тельность

волевые

качества

Примечание: детям, имеющим, по мнению испытуемого, ярко выраженные те или иные положительные качества, ставится оценка +1, а детям, которых он наделял отрицательными качествами, - -1.

Сумма положительных и отрицательных оценок, которые дает ребенок остальным членам группы, является личностной характеристикой его самого: в ней выражается степень его доброжелательности в отношении к сверстникам. Вычисляют коэффициент доброжелательности по сумме положительных баллов, приходящихся на одного ребенка.

Сопоставляя количество положительных и отрицательных оценок отдельных детей, получают общую картину оценочных отношений в группе: 27

а) выявляют детей с благоприятным и неблагоприятным положением, детей "контрастных", имеющих много и положительных, и отрицательных оценок;

б) выясняют существование половой дифференциации во взаимооценках детей, пристрастности в оценках в зависимости от избирательности симпатий;

в) устанавливают уровень самоооценки.

3. Методика определения социальных качеств

«Цветовой тест отношений»

Автор: Эткинд А.М. и  Е.Ф. Бажин

Источник: Эткинд А.М. Цветовой тест отношений. //Общая психодиагностика. М., 1987. с. 221-227.

Цель:  изучение субъективных коррелятов цветового портрета, под которыми подразумевается специфическое отношение, вкладываемое в определенный цвет.

Инструкция: Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш  и ластики предлагается нарисовать:

1.Мама;   2. Папа;  3.Брат; 4. Сестра;  5.Воспитатель;  6. Друзья

(Цветовые психодиагностические методики относят к экспресс — методам)

«Личностные» характеристики цветов, входящих в ЦТО:
1.Синий: честный, справедливей, невозмутимый, добросовестный.
2.Зеленый: черствый, самостоятельный, невозмутимый.
3.Красный: отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, чувствительный, сильный, обаятельный, деятельный.
4.Желтый: разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряженный.
5.Фиолетовый: несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.
6.Коричневый: уступчивый, завистливый, спокойный, добросовестный, расслабленный.
7.Черный: непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый.
8.Серый: нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный.

4. «Кинетический рисунок семьи»

 Автор: Кауфман

Источник: Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 2000. С. 20 – 21.

Цель:  выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи. Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш  и ластик.

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».

После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

  1. кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи,
  2. где работают или учатся члены семьи;
  3. как в семье распределяются домашние обязанности,
  4. каковы взаимоотношения с остальными членами семьи.

Симтомокомплексы Кинетического рисунка семьи

Симптомокомплекс

Симптом

Балл

1. Благоприятная семейная ситуация

1. Общая деятельность всех членов семьи

0,2

2. Преобладание людей на рисунке

0,1

3. Преобладание всех членов семьи

0,2

4. Отсутствие изолированных членов семьи

0,2

5. Отсутствие штриховки

0,1

6. Хорошее качество линии

0,1

7. Отсутствие показателей враждебности

0,2

8. Адекватное распределение людей на листе

0,1

9. Другие возможные признаки

0,1

2. Тревожность

1. Штриховка

0,1,2

2. Линия основания – пол

3

3. Линия над рисунком

0,1

4. Линия с сильным нажимом

0,1

5. Стирание

0,1

6. Преувеличенное внимание к деталям

0,1,2

7. Преобладание вещей

0,1

8. Двойные или прерывистые линии

0,1

9. Подчеркивание отдельных деталей

0,1

10. Другие возможные признаки

0,1

3. Конфликтность в семье

1. Барьеры между фигурами

0,2

2. Стирание отдельных фигур

0,1

3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур

2

4. Выделение отдельных фигур

0,2

5. Изоляция отдельных фигур

0,2

6. Неадекватная величина отдельных фигур

0,2

7. Несоответствие вербального описания и рисунка

0,2

8. Преобладание вещей

0,1

9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи

0,1

10. Член семьи, стоящий за спиной

0,2

11. Другие возможные признаки

0,1

4. Чувство неполноценности в семейной ситуации

1. Автор рисунка непропорционально маленький

0,2

2. Расположение фигур на нижней части листа

0,2

3. Линия слабая, прерывистая

0,1

4. Изоляция автора от других

0,2

5. Маленькие фигуры

0,1

6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора

0,1

7. Отсутствие автора

0,2

8. Автор стоит спиной

0,1

9. Другие возможные признаки

0,1

5. Враждебность в семейной ситуации

1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа

0,2

2. Агрессивная позиция фигуры

0,1

3. Зачеркнутая фигура

0,2

4. Деформированная фигура

0,2

5. Обратный профиль

0,1

6. Руки раскинуты в стороны

0,1

7. Пальцы длинные, подчеркнутые

0,1

8. Другие возможные признаки

0,1

  1. Диагностическая методика «Секрет» («Подарок»)

Автор: разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой.

Источник: О.В.Слодянкина «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста»

Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

Примечание. Эксперимент проводится педагогом-психологом и (или) старшим воспитателем индивидуально с каждым ребенком, желательно в первой половине дня. Дети с воспитателем находятся в групповой комнате. Педагог-психолог приглашает одного из детей группы в спальную комнату (или раздевалку), предлагает сесть за стол, на котором заранее разложены картинки или игрушки в количестве трех предметов.

Инструкция: Перед началом мероприятия ребенку дают инструкцию: «Сегодня все дети нашей группы будут играть в новую игру, которая называется «Секрет», — по секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки. Ты тоже будешь дарить их ребятам, а они, наверное, подарят тебе. Сейчас я дам тебе три открытки, и ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можешь положить картинки и тем ребятам, которые болеют». Последнее произносится скороговоркой, чтобы дети не воспринимали это предложение как обязательное. Далее экспериментатор дает ребенку три открытки (картинки) и спрашивает: «Какая из открыток тебе нравится больше всех?», «А из оставшихся двух какая тебе больше нравится?» Далее взрослый просит «на минутку» вернуть открытки, для того, чтобы условно обозначить выбор ребенка: А (первый выбор), Б (второй выбор), В (третий выбор). Затем ребенку предлагают подумать, кому из ребят он хочет подарить открытки, и потом положить их детям в шкафчики. Если ребенок долго не может принять решение, взрослый разъясняет: «Можешь сделать подарки тем детям, которые тебе больше всех нравятся. Или с которыми ты любишь играть, с которыми ты хотел бы играть». После того как ребенок положил все подарки в шкафчики, взрослый спрашивает: «Скажи, пожалуйста, почему ты самую красивую открытку решил подарить … (имя ребенка)». В заключение экспериментатор задает вопрос: «А как ты думаешь, кто из детей группы может подарить тебе открытки? Почему?».

Ответы фиксируются в протоколе.

По окончании эксперимента взрослый благодарит ребенка и просит его хранить секрет. Чтобы исключить возможность сговора, ребенка провожают в другое помещение. Когда все дети группы сделают свой выбор, педагог-психолог выявляет детей, которые ничего не получили, и кладет им 1 или 2 картинки (игрушки), а затем приглашает всех в спальную (или раздевальную) комнату, чтобы получить подарки от сверстников. При этом желательно регистрировать поведение и высказывания детей.

Обработка и интерпретация результатов:

В групповом списке детей напротив фамилии каждого фиксируются суммарные данные по ряду параметров социометрического статуса.

1. Показатели, характеризующие статус ребенка в группе, а именно: общее количество выборов, степень (А, Б, В) и суммарное количество баллов, при начислении которых учитывается как степень выборов, так и их взаимность.

При отсутствии взаимности выбор первой степени (А) оценивается в 5 баллов, второй (Б) в 4, третий (В) — в 3.

При взаимности цена выборов удваивается.

2. Кроме того, фиксируется индекс социометрического статуса ребенка в группе — маргинальное значение полученного количества баллов.

Маргинальное значение высчитывается по формуле:

где т — суммарная оценка полученных выборов, а N — число детей в группе.

Маргинальное значение показывает, какую часть от возможного максимального количества баллов получил ребенок. Максимальное же количество баллов у него могло быть в том случае, если бы все дети группы, за вычетом его самого (N—1), отдали ему свой первый выбор, а трое детей — первый взаимный выбор.

По величине индекса социометрического статуса — маргинальному значению — все дети делятся на 4 группы. Детей, индекс которых выше 0.22, относят к первой группе — особенно авторитетных, «звезд». Те, у кого индекс социометрического статуса находится в пределах 0.22-0.10, составляют вторую группу предпочитаемых детей. С индексом ниже 0.10 попадают в третью группу — малоавторитетных детей, и, наконец, не получившие выборов зачисляются в четвертую группу — непопулярных (непринятых) детей.

При обработке полученных данных целесообразно проанализировать и общегрупповые показатели: средний коэффициент взаимности по группе и средний показатель удовлетворенности в общении.

Коэффициент взаимности определяется в процентах как частное от деления числа взаимных выборов к общему числу выборов. Показатель удовлетворенности в общении выражается отношением числа детей, ответивших на выбор взаимностью, к общему числу детей, которые осуществляли выборы.

Для наглядного отображения межличностных отношений и структуры группы можно графически расположить всех детей в зависимости от их статуса на социограмме-мишени. Для этого используются условные обозначения: мальчики обозначаются треугольниками (внутрь вписывается имя), девочки — кружочками, соединенными между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы. Односторонние выборы обозначаются однонаправленной стрелкой( -»); взаимные — взаимонаправленной («-»). Испытуемые, получившие достоверно большее, чем у других, количество выборов, располагаются в центре социограммы — это «звезды».

Дети, относящиеся к категории предпочитаемых, находятся во второй окружности; в третьей окружности — малоавторитетные; непопулярные дети располагаются в пределах самой большой окружности.

6.  Методика "Страхи в  домиках"

Автор: модификация  М.А.Панфиловой

Источник: Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: СОЮЗ, 2000.

Цель:  выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет.

Инструкция: Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.    Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься …».

Описание: Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» — «нет» или «боюсь» — «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.    После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.  

  Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов.

 Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии.

Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15.

 У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.   Инструкция для ребенка: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».  

Ты боишься:  1. когда остаешься один;  2. нападения;  3. заболеть, заразиться;  4. умереть;  5. того, что умрут твои родители;  6. каких-то детей;  7. каких-то людей;  8. мамы или папы;  9. того, что они тебя накажут; 10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы — вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей); 11. перед тем как заснуть;  12. страшных снов (каких именно);  13. темноты;  14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);  15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);  16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);  17. когда очень высоко (страх высоты);  18. когда очень глубоко (страх глубины);  19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);  20. воды;  21. огня;  22. пожара;  23. войны;  24. больших улиц, площадей;  25. врачей (кроме зубных);  26. крови (когда идет кровь);  27. уколов;  28. боли (когда больно);  29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);  30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо — у дошкольников);  31. опоздать в сад (школу);

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:  медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни;  

страхи, связанные с причинением физического ущерба — транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;

страх смерти (своей);

боязнь животных;

страхи сказочных персонажей; 

страх темноты и кошмарных снов;

социально-опосредованные страхи — людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;

пространственные страхи — высоты, глубины, замкнутых пространств;    Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка — это показатель невротического состояния.

Самостоятельно полученные данные можно сравнивать со средними значениями, приведенными в таблице. Так, если у 5-летней девочки количество страхов — 13, а в таблице — 11, то это означает, что у ребенка страхов больше, чем у сверстников. Слишком большое количество страхов (свыше 14 у мальчиков и 16 у девочек) может указывать на развитие невроза или тревожности в характере ребенка.   Еще один важный момент. Результаты диагностики будут намного точнее, если ее проведет, например, детский психолог или воспитатель в детском саду, а не родители.  

Среднее количество страхов у детей дошкольного возраста:

Возраст (лет)

Мальчики

(кол-во страхов)

Девочки

(кол-во страхов)

5 лет

8

11

6 лет

9

11

7 лет

9

12

7. Методика «Закончи историю»

Автор: (модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калининой).

 Источник: Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б

Цель: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость — лживость, внимание к людям — равнодушие), определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку.

Инструкция: В индивидуальной беседе ребенку предлагают продолжить каждую из   предлагаемых историй («Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи»), ответить на вопросы. После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

Проведение экперемента:

История первая. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил...

 Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

 Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?  

История третья. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как

играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...

 Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил...

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка по возможности дословно фиксируются в протоколе. Анализ результатов 

0 баллов — ребенок не может продолжить историю или дает односложный

ответ, не может оценить поступки детей.

1 балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное или

отрицательное (правильное или вильное, хорошее или плохое), но оценку не

мотивирует и нравственную не формулирует.

2 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает

поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла — ребенок называет нравственную норму, понимает ее значение для

взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно

оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Результаты данной методики позволяют выявить, какие нравственные

нормы освоены детьми, как они понимают особенности чувств других людей, и предполагают выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 ПредставленияЗадание 1.1Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.Используется метод индивидуальной беседы, ...

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Пособие содержит краткое описание речи детей дошкольного возраста, а также диагностические методики по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные Ушаковой О.С., Струни...

Протоколы диагностики познавательного развития детей дошкольного возраста

Для планирования и проведения развивающих занятий с дошколятами, для консультирования их родителей и воспитателей, 2 раза в год (15 сентября - 15 октября и 15 марта - 15 апреля) я провожу диагностику ...

Диагностика полоролевого развития детей дошкольного возраста

lПолоролевое воспитание – система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребенка и направленных на формирование у него таких знаний, отношений, свойств лич...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 Данный материал позволить  выявить уровень знаний детей о представителях  животного и растительного мира мира.Ответственного отношения к природе, овладения системой нравств...

Социальное развитие детей дошкольного возраста и возрастные особенности социального развития дошкольников.

Социальное развитие детей дошкольного возраста занимает немаловажную роль в воспитании детей. В статье пишется о  роли  социального развития и возрастных  особенностях социального разви...

Методики диагностики мышления( для детей дошкольного возраста)

Методика диагностики направлена на изучение особенностей развития познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания у детей дошкольного возраста. Ее использование даёт воз...