Протоколы диагностики познавательного развития детей дошкольного возраста
материал по теме

Мезенцева Надежда Владимировна

Для планирования и проведения развивающих занятий с дошколятами, для консультирования их родителей и воспитателей, 2 раза в год (15 сентября - 15 октября и 15 марта - 15 апреля) я провожу диагностику познавательного развития детей 2 младшей, средней, старшей групп (1 младшая - это ранний возраст, там я использую диагностику НПР Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, подготовительная группа - диагностика психологической готовности к школе). Методики для каждой возрастной группы мне и моим коллегам рекомендовала наш методист Желудова Александра Михайловна. Вашему вниманию я предлагаю разработанные мною протоколы к этим методикам, которые значительно облегчают работу психолога при проведении диагностики и позволяют быстро и точно фиксировать полученные результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

2 младшая группа НАЧАЛО ГОДА

Дата  

Дата рождения

Шифр ребёнка

Возраст

Вопросы для беседы:

  1. Как тебя зовут? ________
  2. С кем ты вместе живёшь?_____________________________________________________________________________
  3. Сколько тебе лет?______
  4. Как зовут маму?_____________
  5. Как зовут папу?______________
  • УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 

«Предметные картинки»: «Назови то, что ты видишь на картинке»

Серия

Картинка

Активный словарь

Пассивный словарь

А

МАТРЁШКА

БАРАБАН

МАШИНКА

САНКИ

ДУДОЧКА

КОЛОКОЛЬЧИК

Б

БАБОЧКА

МЫШКА

ЁЖИК

РЫБА

ЛЯГУШКА

КУРИЦА

В

КОРОВА

ЛОШАДЬ

ВОЛК

ЛИСА

СВИНЬЯ

КОТЁНОК

ЩЕНОК

Г

ЯБЛОКО

ГРУША

БАНАН

МОРКОВЬ

КАПУСТА

АРБУЗ

Д

УТЮГ

ЧАСЫ

РАСЧЁСКА

ЗОНТ

ИГОЛКА

Е

ШАПКА

БРЮКИ

ПЛАТЬЕ

ВАРЕЖКИ

ТАПОЧКИ

ТУФЛИ

Ж

ВАЗА

ЛЕЙКА

ЧАЙНИК

СТАКАН

ТАРЕЛКА

ВИЛКА

ЛОЖКА

  • УРОВЕНЬ  РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО – ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

«Рамка Монтессори с вкладышами»

умение соотносить предметы по форме:

- методом проб и ошибок ____________;

- ориентируясь на форму отверстия ____.

  • ЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ

 «Рамка Монтессори с вкладышами»

знает ___ вкладывает__ называет

знает ___ вкладывает__ называет

знает ___ вкладывает__ называет

  • ЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ

Методика «Основные цвета»  Н.Л.Белопольская

1 «Посмотри, здесь нарисованы шарики разного цвета»

«Покажи, где нарисован такой же шарик»

2 «Покажи, где нарисован красный шарик? Жёлтый? Синий? Зелёный?»

3 «Скажи, какого цвета этот шарик? А этот?» и т.д.

цвет

сличает

показ.  по

названию

называет

выводы

К

Ж

С

З

Комментарии:



Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА

Дата______________ Фамилия, имя ребёнка ____________ Дата рождения________________

Вопросы для беседы

1 Как тебя зовут?__________________________________________________________________

2 С кем вместе ты живёшь?_________________________________________________________

3 Как зовут маму?_________________________________________________________________

4 Как зовут папу? _________________________________________________________________

СУБТЕСТЫ

ПРОТОКОЛ

ОЦЕНКА

ПРИМЕЧАНИЯ

М-ка «Волшебный мешочек» (зрительная память)

1

2

3

4

5

6

7

Задание «Найди такую же картинку» (внимание)

1. чашка

2. елочная игрушка

3. цветок

4. гриб

М-ка «АНАЛОГИИ подбери пару»

(верб. – логическое мышление)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

М-ка «Найди фигуру»

(нагл. – образное мышление)

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА

Дата______________ Фамилия, имя ребёнка ____________ Дата рождения________________

Вопросы для беседы

1 Как тебя зовут?__________________________________________________________________

2 С кем вместе ты живёшь?_________________________________________________________

3 Как зовут маму?_________________________________________________________________

4 Как зовут папу? _________________________________________________________________

СУБТЕСТЫ

ПРОТОКОЛ

ОЦЕНКА

ПРИМЕЧАНИЯ

М-ка «Волшебный мешочек» (зрительная память)

1

2

3

4

5

6

7

М-ка «АНАЛОГИИ подбери пару»

(верб. – логическое мышление)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

М-ка «Найди фигуру»

(нагл. – образное мышление)

Задание «Найди такую же картинку» (внимание)

1. чашка

2. елочная игрушка

3. цветок

4. гриб



Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА  начало года Старшая группа

Дата  

Дата рождения

Шифр ребёнка

Возраст

Вопросы для беседы:

  1. Как тебя зовут? Назови своё имя, отчество, фамилию______  Сколько тебе лет?___________
  2. С кем вместе ты живёшь? Назови членов твоей семьи____________________________________________________
  3. Как зовут маму?_____ Кем и где она работает?__________________________________________________________
  4. Как зовут папу?_____ Кем и где он работает?___________________________________________________________
  5. Назови свой домашний адрес. Где ты живёшь?__________________________________________________________
  6. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?________________________________________________________________
  7. Какие сказки ты знаешь?_____________________________________________________________________________
  8. Какие части суток ты знаешь?_________________________________________________________________________

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ:  ________________

  • «10 картинок»  «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные на ней  предметы и постарайся их запомнить. Как только ребёнок начинает называть и показывать предметы, засечь время для запоминания – 1 минуту. Через минуту, лист с предметами убирается. «Вспомни, пожалуйста, какие предметы ты видел и назови их в любом порядке».

  • «10 слов»  «Имя ребенка, сейчас я 2 раза прочитаю тебе слова, тебе надо их внимательно послушать, запомнить, а потом повторить мне эти слова в любом порядке. Слушай внимательно, я читаю слова 2 раза.» После первого прочтения взрослый говорит ребенку: «Читаю второй раз» и  повторно зачитывает эти же слова. После этого просим ребенка повторить те слова, которые он запомнил в любом порядке, как он их запомнил.

ДОМ

НОГА

МАЛЬЧИК

ПТИЦА

СОЛНЦЕ

ШКАФ

КОТ

ЮБКА

БЕРЁЗА

СИЛА

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ:_____________

  • «ПЕТЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ»

«Имя ребенка, художник нарисовал волшебные линии. Здесь каждая линия  начинается – первая, вторая… восьмая (педагог-психолог одновременно показывает начало каждой линии), а на другой стороне они заканчиваются (показ). Только линии у нас все перепутались и мы не знаем, где какая заканчивается. Давай распутаем линии? (ответ ребенка). Для этого мы возьмем цветные карандаши, обведем каждую линию и узнаем, где она заканчивается». 

Ребенок выбирает первый карандаш и обводит линию, показывает взрослому, где она заканчивается. Затем дошкольник выбирает другой карандаш и обводит следующую линию и т.д. Педагог-психолог, независимо от правильности ответа ребенка ставит соответствующий номер линии в том месте, где показал ребенок. (Иногда у детей 2-е или даже 3 линии заканчиваются в одном месте, тогда номера ставятся через запятую).

1 -                         6 -

2 -                         7 -

3 -                          8 -

4 -                          9 -

5 -                         10 -

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНО -  ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:___________

  • «4 ЛИШНИЙ»

Ребенку по порядку предъявляются карточки, на каждой из которых изображено 4 предмета (3 относятся к одной группе, один к другой). Дошкольнику предлагается выбрать лишний предмет: «Имя ребенка, на картинке нарисовано 4 предмета. Что (кто) это? (ребенок называет предметы). 3 предмета друг к другу подходят, а один лишний. Как ты думаешь, что здесь лишнее? (выбор ребенка) Как остальные предметы можно назвать одним словом? (ответ ребенка)» Затем предъявляется следующая картинка.

№ карточки

Ответ испытуемого

Словесное объяснение ответа

Примечания

Лишний предмет

Правильно (+)

Неправильно (-)

Есть (+)

Нет (-)

Обобщающее слово

1

2

3

4

5

6

7

8

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО – ОБРАЗНОГО  МЫШЛЕНИЯ:___________

  • «РЫБКА»  

Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). «Имя ребенка, как ты думаешь, что нарисовано на этой картинки? (ответ ребенка). Правильно, это рыбка. А из каких фигур она состоит? Какого цвета… (называется фигура)?» С помощью вопросов психолог обращает внимание ребенка на все детали и их цвета. Далее дошкольнику предлагается набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Рыбка плавает одна и ей скучно, давай соберем ей подружку, точно такую же рыбку».

ПРИМЕЧАНИЯ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ  ВООБРАЖЕНИЯ:

«Оживи кружочки, дорисуй и назови,  что у тебя получилось»

__________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ  ВООБРАЖЕНИЯ:

«Оживи кружочки, дорисуй и назови,  что у тебя получилось»

__________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        



Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

Дата______________ Фамилия, имя ребёнка ____________ Дата рождения________________

Вопросы для беседы

1 Как тебя зовут?__________________________________________________________________

2 С кем вместе ты живёшь?_________________________________________________________

3 Как зовут маму?_________________________________________________________________

4 Как зовут папу? _________________________________________________________________

СУБТЕСТЫ

ПРОТОКОЛ

ОЦЕНКА

ПРИМЕЧАНИЯ

Методика «Предметные картинки» (зрительная память)

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание «Лабиринт» (внимание)

Методика «Найди домик для картинки»

(вербально – логическое мышление)

ПОСУДА

ОВОЩИ

ФРУКТЫ

ОДЕЖДА

Методика «Разрезная картинка 4 части»

___________________________________________________________________________________

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

Дата______________ Фамилия, имя ребёнка ____________ Дата рождения________________

Вопросы для беседы

1 Как тебя зовут?__________________________________________________________________

2 С кем вместе ты живёшь?_________________________________________________________

3 Как зовут маму?_________________________________________________________________

4 Как зовут папу? _________________________________________________________________

СУБТЕСТЫ

ПРОТОКОЛ

ОЦЕНКА

ПРИМЕЧАНИЯ

Методика «Предметные картинки» (зрительная память)

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание «Лабиринт» (внимание)

Методика «Найди домик для картинки»

(вербально – логическое мышление)

ПОСУДА

ОВОЩИ

ФРУКТЫ

ОДЕЖДА

Методика «Разрезная картинка 4 части»



Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА  конец года Старшая группа

Дата  

Дата рождения

Шифр ребёнка

Возраст

Вопросы для беседы:

  1. Как тебя зовут? Назови своё имя, отчество, фамилию ______  Сколько тебе лет?___________
  2. С кем вместе ты живёшь? Назови членов твоей семьи____________________________________________________
  3. Как зовут маму?_____ Кем и где она работает?__________________________________________________________
  4. Как зовут папу?_____ Кем и где он работает?___________________________________________________________
  5. Назови свой домашний адрес. Где ты живёшь?__________________________________________________________
  6. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?________________________________________________________________
  7. Какие сказки ты знаешь?_____________________________________________________________________________
  8. Какие части суток ты знаешь?_________________________________________________________________________

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ:  

  • «10 картинок»  «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные на ней  предметы и постарайся их запомнить. Как только ребёнок начинает называть и показывать предметы, засечь время для запоминания – 1 минуту. Через минуту, лист с предметами убирается. «Вспомни, пожалуйста, какие предметы ты видел и назови их в любом порядке».

  • «10 слов»  «Имя ребенка, сейчас я 2 раза прочитаю тебе слова, тебе надо их внимательно послушать, запомнить, а потом повторить мне эти слова в любом порядке. Слушай внимательно, я читаю слова 2 раза.» После первого прочтения взрослый говорит ребенку: «Читаю второй раз» и  повторно зачитывает эти же слова. «Повтори, пожалуйста, слова, которые ты запомнил (а) в любом порядке».

ОКНО

ДЕВОЧКА

НОЧЬ

УХО

ВОРОНА

ШАРФ

РЫБА

ТРАВА

МОЛОКО

СТУЛ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ:

  • «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА - ФИГУРЫ»

«Имя ребенка, что здесь нарисовано? (ответ ребенка), правильно. Сейчас ты будешь просматривать строчки с фигурами, закончил смотреть фигуры в первой строчке, перешёл к началу следующей (свои объяснения педагог-психолог сопровождает показом), потом к следующей строке и так до конца листка. Фигуры ты будешь рассматривать не просто так, некоторые нужно будет отметить». 

    После этого педагог-психолог обращает внимание ребенка ни 4 фигуры, нарисованные в отдельной строке наверху, и продолжает. « Если тебе встретиться круг (взрослый показывает круг в дополнит. строке), то ты его зачеркиваешь (взрослый карандашом выполняет соответств. действие). Все остальные фигуры ты не отмечаешь, ты их пропускаешь. Все понятно? (ответ ребенка)»

    Далее следуют контрольные вопросы:

  • «Какие фигуры ты будешь отмечать?» (ответ ребенка, в случае затруднения – повторное объяснение)».
  • «Как ты будешь отмечать круг?» (ответ ребенка, в случае затруднения взрослый просит дошкольника посмотреть на образец в дополнительной строке)»
  • Психолог просит ребенка ещё раз показать, как он будет смотреть фигуры строчку за строчкой.

Время выполнения задания – 5 минут.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНО -  ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:

  • «НАЙДИ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ»

 Ты видел когда-нибудь кошку?_____________________________________________________________________________

 А собаку?________________________________________________________________________________________________ 

Скажи, пожалуйста, чем кошка похожа на собаку? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 А чем они отличаются друг от друга? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО – ОБРАЗНОГО  МЫШЛЕНИЯ:

  • «НЕДОСТАЮЩАЯ ДЕТАЛЬ»  

Если ребенок не видит недостающую деталь в первых 2-х заданиях можно задать наводящий вопрос «Может чего-то не хватает?» Далее помощь ребенку не оказывается.

Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке?

Посмотри внимательно, всё ли правильно нарисовал художник?

1

2

3

4

5

6

7

8

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ  ВООБРАЖЕНИЯ: «НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ?»__________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Пособие содержит краткое описание речи детей дошкольного возраста, а также диагностические методики по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные Ушаковой О.С., Струни...

Диагностика полоролевого развития детей дошкольного возраста

lПолоролевое воспитание – система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребенка и направленных на формирование у него таких знаний, отношений, свойств лич...

Методики диагностики социального развития детей дошкольного возраста.

         Для изучения особенностей развития у детей дошкольного возраста представлений о себе, самооценки, самопринятия, самостоятельности, активности, инициативности, ...

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста.

Диагностика по ФЭМП в подготовительной группе на конец года....

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“                             ...

ПРОТОКОЛ от 15.02.2022 Тема:«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

ПРОТОКОЛпроведения заседания педагогического совещания работников...