Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста.
материал по математике (подготовительная группа) на тему

Баянова Елена Павловна

Диагностика по ФЭМП в подготовительной группе на конец года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_konets_goda.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

             ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  

                           ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

          Авторы составители: М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева и др.

     Формирование элементарных математических представлений.

                    Подготовительная группа (на конец года)

                                        Количество.

Цель: Обследовать умение детей считать в пределах 10 в обратном порядке, знать состав числа первого десятка из отдельных единиц и состав чисел первого пятка из двух меньших: выявить умение самостоятельно составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).

Задание 1: Количественный счет. Обратный счет.

Упражнение проводится без наглядной опоры,

Педагог. Посчитай от 10 до 1, а теперь от 8 до 3  и т. д.

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет предложенное задание, не допуская ошибок.

2 балла – ребенок правильно считает в обратном порядке от 10 до 1, но затрудняется в счете от заданного числа, справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.

1 балл – ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 2: Состав числа в пределах 10.

Материал: Геометрические фигуры, (круги разного цвета)

Педагог предъявляет ребенку набор кругов разного цвета и предлагает составить из них число 8.

- Как ты составил число 8? (Я взял один красный, один синий кружок и т. д)

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание по составу числа, не допуская ошибок.

2 балла – ребенок справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.

1 балл - ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 3: Состав числа из двух меньших.

Игровое упражнение «Математический домик».

Материал: Карточка в виде домика с парными окошками, набор карточек с цифрами.

В верхнем окошке (на крыше) педагог выставляет заданное число (например, число5)

- Разбей число 5 на части разными способами. Из каких двух меньших чисел можно составить число 5?

- Поставь цифры парами в окошки домика.

Оценка: 3 балла - ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание, не допуская ошибок.

2 балла – ребенок справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, при составе числа не использует все возможные варианты, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.

1 балл - ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 4: Решение задач.

Материал: Карточки с готовым нарисованным условием задачи, набор карточек с цифрами и арифметическими знаками.

Педагог предлагает ребенку составить по карточке задачу, решить ее и «записать», т. е выложить из карточек действия с цифрами и арифметическими знаками.

Вначале педагог предлагает карточку, из которой составляется задача на сложение, а затем на вычитание.

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно справился со всеми предложенными заданиями, правильно ставит вопрос в задаче и объясняет решение.

2 балла – ребенок при решении задачи затрудняется в правильной постановке вопроса пи словесном объяснении решения.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

                                   Величина

Цель: выявить умение детей делить предмет на 2, 4 равные части, сравнивать, целый предмет с его частями; сравнивать, измерять длину предметов с помощью условной  меры.

Задание 1: Деление предметов на части.

Материал: Квадрат и круг.

Ребенку предлагается выполнить задание: - Раздели круг на 2 равные части.

- Что ты сделал? Как ты разделил круг на 2 равные части? (Я сложил круг пополам)

- Как называется каждая часть? (Половина)

- Сколько половинок в целом круге? (В круге 2 половинки)

- Что больше: целое или половина? (Целое больше, чем половина)

- Раздели квадрат на 4 равные части.

- Как ты это сделал? (Я сложил квадрат пополам и еще раз пополам)

- Как называется каждая часть? (четвертина)

- Сколько четвертин в целом квадрате? (4)

- Что больше: целое или четвертина? (целое больше, чем четвертина)

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задания по делению предметов на части.

2 балла – ребенок делит предметы на части, но затрудняется в назывании частей.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 2. Сравнение и измерение длины предметов с помощью условной мерки.

Материал: сюжетная картинка (две дорожки разной длины и сказочные персонажи)

Ребенку предлагается карточка и условная мерка.

- Измерь дорожки и ты узнаешь, кто быстрее придет к домику бабушки: Волк или Красная шапочка.

- Сколько условных мерок уместилось на дорожке волка?

- А сколько условных мерок уместилось на дорожке Красной шапочки?

- Кто из них придет быстрее? (Волк)

- Почему ты так решил? (Потому что дорожка волка короче, чем дорожка Красной шапочки)

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание по измерению и сравнению предметов по длине с помощью условной меры.

2 балла – ребенок проводит сравнение длины предметов (с помощью условной меры) с помощью педагога.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

               Ориентировка в окружающем пространстве и на листе бумаги.

Цель: выявить навыки детей передвигаться в пространстве, используя схему маршрута, и умения детей располагать предметы или их изображение на листе бумаги (левее, правее, левый верхний угол, в центре и т. д)

Задание 1. Ориентировка на листе бумаги.

Упражнение: «Расставь мебель в комнате»

Материал: лист картона (комната), мелкие предметы, картинки с изображением мебели.

Педагог дает ребенку карточку и набор картинок.

Педагог. Обставим комнату мебелью.

- В центр комнаты поставь стол.

- В правый верхний угол поставь диван и т. д

- Что находится в левом верхнем углу?

- Что находится в правом верхнем углу? и т. д.

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно ориентируется на листе бумаги и обозначает словами пространственное местоположение предметов.

2 балла – ребенок ориентируется в пространстве, но путает местоположение геометрических фигур на листе бумаги: после словесного уточнения правильно выполняет задание.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 2. Движение в заданном направлении по схеме.

Педагог предлагает ребенку план групповой комнаты.

Педагог. Давай поиграем в игру «Секрет». Посмотри, крестиком обозначенно место, где спрятан секрет. Ты должен, пользуясь схемой нашей комнаты, найти его.

Ребенок выполняет задание.

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно ориентируется с помощью схемы в пространстве.

2 балла – ориентируется в пространстве, но требуется стимулирующая помощь педагога («Посмотри, это на схеме – вот этот шкаф…»), после словесного уточнения правильно выполняет задание.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

                                        Ориентировка во времени.

Цель: выявить знания детей о последовательности месяцев года, умение определять время по часам с точностью до 1 часа.

Задание 1. Месяцы.

- Сколько месяцев в году? (12)

- Назови первый месяц. (Январь)

- Назови последний месяц (Декабрь)

- Вспомни и назови все месяцы, начиная с первого месяца.

- Назови все месяцы года, начиная с весеннего и т. д.

Задание 2. Часы.

Материал: макет часов.

Игровое упражнение «Поставь правильно часы»

- Медвежонок ест мед в 2 часа – поставь на часах это время.

- Заяц поливает огород в 10 часов и т. д

Оценка: 3 года – ребенок правильно и самостоятельно называет месяцы года, начиная с первого месяца, называет все месяцы, начиная с первого весеннего месяца и т. д, определяет время по часам с точностью до часа.

2 балла – ребенок называет все месяцы года, начиная с первого месяца, но затрудняется в названии месяцев, начиная с весеннего и т. д месяца.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

                                           Логическое мышление.

Задание 1. «Что сначала, что потом?»

Цель: выявить умение детей устанавливать связи между предметами и явлениями, основанные на действии определенных закономерностей.

Педагог предлагает ребенку набор картинок (например, хлебные изделия: мука – колосья, стриженная шерсть – шерстяные носки, клубки шерсти и т. д.)

- Подумай и скажи, что было сначала, а что потом. Объясни свое решение.

Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно устанавливает логические связи между предметами, аргументирует свой ответ.

2 балла – ребенок выполняет задание с помощью педагога, испытывает затруднение при объяснении.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 2. Сравни пары предметов.

Цель: обследовать умение детей устанавливать сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Ребенку предлагаются пары картинок, имеющих сходные и различные признаки. Например: заяц – кот, самолет – птица и т. д.

Сравни пары предметов и назови их признаки, сходства и различия.

Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно и правильно выполняет задания, называет все возможные признаки сходства и различия.

2 балла – ребенок выполняет задания с помощью педагога. При выделении признаков сходства пи различия называет один наиболее характерный признак.

1 – ребенок затрудняется при выполнении задания, не может выделить признаки различия.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 3. Логические задачи.

Цель: выявить умение детей делать логические умозаключения на основе нескольких суждений.

а) Росли три дерева: береза, тополь, и сосна. Береза ниже тополя, а тополь ниже сосны.

- Какое дерево самое высокое, а какое – самое низкое?

б) Жили три поросенка: Фунтик, Хрюша и Пятачок. Фунтик толще, чем Хрюша, а Хрюша толще, чем Пятачок.

- Кто из поросят самый толстый, а кто самый худой?

Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно делает логические умозаключения на основе нескольких суждений. Правильно строит свой ответ, доказывая объективность суждений.

2 балла – ребенок пользуется незначительной помощью педагога (наводящие, стимулирующие вопросы), может справиться с заданием, имея наглядную основу.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий, выполняет только с помощью взрослого, с подробным объяснением (рассуждениями) педагога и только с наглядной опорой.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Пособие содержит краткое описание речи детей дошкольного возраста, а также диагностические методики по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные Ушаковой О.С., Струни...

Протоколы диагностики познавательного развития детей дошкольного возраста

Для планирования и проведения развивающих занятий с дошколятами, для консультирования их родителей и воспитателей, 2 раза в год (15 сентября - 15 октября и 15 марта - 15 апреля) я провожу диагностику ...

Консультация для воспитателей "Диагностика уровня подготовки детей дошкольного возраста к безопасному поведению на дорогах "

Спецификой овладения нормами и правилами поведения человека на дороге является то, что они впитываются, усваиваются и реализуются в процессе всей его жизнедеятельности с момента первого выхода на улиц...

Диагностика полоролевого развития детей дошкольного возраста

lПолоролевое воспитание – система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребенка и направленных на формирование у него таких знаний, отношений, свойств лич...

Система стандартизированного педагогического мониторинга, отражающего соответствие уровня развития детей дошкольного возраста

Оценка промежуточных результатов на протяжении всего периода освоения образовательной программы ДОУ....

Статья_Диагностика уровня подготовки детей дошкольного возраста

Статья_Диагностика уровня подготовки детей дошкольного возраста...

Диагностика уровня развития детей раннего возраста

Карта нервно-психологического развития ребенка 2 года жизни...