Диагностика полоролевого развития детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа) на тему

lПолоролевое воспитание – система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребенка и направленных на формирование у него таких знаний, отношений, свойств личности и способов поведения, которые обеспечат ему эмоционально-ценностное отношение к себе, позитивное взаимодействие между полами, принятое в обществе полоролевое поведение и адаптацию к различным социальным условиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_polorolevogo_vospitaniya_zaporozhtseva_z.a.rar2.91 МБ

Подписи к слайдам:

Воспитатель: Запорожцева З.А.
МБДОУ ЦРР д/сад «8 Марта»
Полоролевое воспитание – система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребенка и направленных на формирование у него таких знаний, отношений, свойств личности и способов поведения, которые обеспечат ему эмоционально-ценностное отношение к себе, позитивное взаимодействие между полами, принятое в обществе полоролевое поведение и адаптацию к различным социальным условиям. Полоролевое развитие – непрерывный процесс количественных изменений и качественных преобразований феминных (специфических женских) и маскулинных (специфических мужских) свойств личности ребенка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола.
Позитивная полоролевая идентичность – результат полового воспитания и развития. Это такая совокупность знаний и представлений ребенка о себе как о мальчике или девочке, способов поведения и эмоционально-ценностного отношения к себе как к представителю определенного пола, которая обеспечивает ребенку адекватное социально-нравственным ценностям и нормам выполнение полоролевых функций и положительные взаимоотношения с людьми своего и противоположного пола.Компоненты ППИ:Когнитивный – отражает знания и представления ребенка о себе как о представителе определенного пола («образ Я»).Эмоциональный – представляет собой оценку и отношение ребенка к себе как к мальчику или девочке (самооценка).Поведенческий – описывает вероятную поведенческую реакцию, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.
Этапы полоролевого развития человека
I этап – формирование полового самосознания – от рождения до 6 лет.II этап – усвоение половой роли – от 5-6 до 13 лет.III этап – формирование психосексуальных ориентаций – от 13 до 18 лет.
Педагогические условия полоролевого развития детей
Полоразвивающее взаимодействие
Родители
Педагоги
Ребенок
Полоразвивающая предметная среда
Основная цель процесса гендерного воспитания состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Исходя из цели, в начале необходимо:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме гендерного воспитания детей;выделить гендерные аспекты воспитания мальчиков и девочек в семье и определить содержание работы с родителями;разработать и внедрить программу по работе с родителями в вопросах гендерного воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста;провести диагностику гендерной компетентности родителей и гендерной идентификации мальчиков и девочек.
Затем:
создать развивающую среду, благоприятную для становления личности, определенного пола, на всех возрастных этапах;разработать проект и внедрить его в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ);использовать инновационные программы и технологии;создать условия для воспитания ребенка в ДОУ и семье;повышать компетентность родителей в вопросе гендерного воспитания дошкольника;вести просветительскую работу среди педагогов ДОУ и родителей
Цель всех усилий — помочь и девочкам, и мальчикам, стать счастливыми людьми, наиболее полно реализующими свои индивидуальные особенности и способности, уверенных в себе и своем будущем
Принципы организации педагогической работы по полоролевому воспитанию детей
Социокультурный подход – учет социально-нравственных ценностей, установок, норм, традиций, обычаев и стереотипов социальных функций мужчин и женщин, сложившихся в обществе на данном историческом этапе. Комплексный подход – включение всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей; решение задач полоролевого воспитания посредством различных видов деятельности ребенка и разнообразных форм его активности; целостное воздействие на его интеллектуально-когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу. Дифференцированный подход – учет социально-психологических особенностей детей, что позволяет определить специфику содержания и форм работы с ними.
Принципы педагогического сопровождения полоролевого развития дошкольников
Принцип природосообразности – использование закономер-ностей полоролевой идентичности и естественных механизмов становления психологического пола ребенка с целью выявления и предупреждения возможных проблем в полоролевом развитии. Принцип косвенного педагогического вмешательства –применение таких методов и приемов с каждым ребенком и детской группой в целом, которые не задевают чувства гордости, собственного достоинства и самоуважения. Принцип культуросообразности – воспитание в мальчиках и девочках таких маскулинных и феминных качеств, которые адекватны культуре данного общества, его традициям и ценностям. Принцип интеграции – использование полоспецифических форм и методов в сочетании с общепедагогическими способами взаимодействия с детьми при организации различных видов детской деятельности. Принцип учета психологических особенностей – выбор адекватных форм и способов взаимодействия с ребенком того или иного пола при оказании ему помощи и поддержки в процессе полоролевого развития.
Методы педагогического взаимодействия в процессе формирования позитивной полоролевой идентичности
Метод позитивного зрения – акцентирование внимания детей на положительных стереотипах мужского и женского типов поведения близких и известных людей. Метод позитивной позиции – «погружение» ребенка в положительный опыт маскулинного и феминного поведения. Метод диалога – проведение занятий-тренингов в форме диалога, в котором принимают участие как дети, так и воспитатель. Метод игры – сюжетно-ролевые игры, помогающие закрепить позитивные стереотипы маскулинного и феминного поведения у детей. Метод «привязанности» - работа по воспитанию любви к маме и другим членам семьи; знакомство с родословным древом. Метод упражнения – использование стремления детей подражать взрослым в повседневной жизни группы.
Тест полоролевой социализацииБендас Т. В. Б46 Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.:  Питер, 2006. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»). (Каган, 2000). Сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины по разным проявлениям психики и поведения. Опрос проводится индивидуально у детей 3-7 лет. После установления контакта с ребенком ему задают следующие вопросы:1. Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать эхолалических ответов, когда ребенок повторяет последнее слово, здесь и в остальных вопросах первым называется то слово, которое соответствует полу испытуемого, — например, для мальчиков «дядя», «муж», «папа» и т. п.);2. Когда ты вырастешь, кем ты будешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой?3. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь: а) дядей или тетей; б) мужем или женой; в) папой или мамой?4. А может быть так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?5. А если бы это было возможно, ты хотел(а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?6. Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? Если вопрос непонятен, можно задать уточняющие вопросы: мальчики и девочки — это одно и то же? Они одинаковые? Как ты узнаёшь — кто мальчик, а кто девочка? Регистрируются ответы и материалы свободного обсуждения 
Литература
Бендас Т.В. Гендерная психология — СПб.: Питер, 2006-431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. /Под ред. И.С. Клециной. — СПб.: Питер, 2009. — 496 с.Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. / Глебова С.В. — Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. — 111 с.Дресвягина А.В. Гендерный подход в современном образовании//Педагогика и психология: проблемы теории и практики-Вып.1. — Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т,2008. — С. 40—45.Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. — СПб.: Тускарора, 2000. — 180 с.Коломинский Я.Л., Мелтсас М.X. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 165—171.Кон И.С. Ребенок и общество. — М.: Изд.- во Центр «Академия», 2003. —336 с.Костикова И., Митрофанова А., Пулина Н., Градская Ю. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога. // Высшее образование в России, 2001, № 2. С 68—75.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осущ...

Диагностика детей раннего возраста

Представлена диагностика детей раннего возраста  по Печоре....

диагностика детей раннего возраста

Психологическая диагностика детей - это ключевой и необходимый этап, позволяющий адекватно и всесторонне оценить личность ребенка, его индивидуальные особенности, характер, темперамент и своевременно ...

Диагностика детей дошкольного возраста по ознакомлению с природой

1. Знания детей о комнатных растениях растениях ( в младшей, средней, старшей и подготовительной группах), проблемные ситуации2. Знания детей о домашних и диких животных (в младшей, средней, старшей и...

Методические рекомендации по диагностике детей младшего возраста.

Мои разработки по проведению диагностики с детьми младшего дошкольного возраста....

Методы диагностики полоролевого поведения

Методы диагностики полоролевого поведения...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...