диагностика детей раннего возраста
материал (младшая группа) по теме

Козлова Наталья Владимировна

Психологическая диагностика детей - это ключевой и необходимый этап, позволяющий адекватно и всесторонне оценить личность ребенка, его индивидуальные особенности, характер, темперамент и своевременно выявить отклонения в психическом развитии. Диагностика детей подразделяется на несколько больших групп, а именно по назначению и возрастной категории.

Существует 3 возрастные группы

Диагностика детей:

  • дошкольного возраста,
  • раннего возраста,

  • старшего школьного возраста.

С помощью диагностических исследований психолог находит контакт с ребенком, получая возможность составить полную картину относительно его личности. Каждый родитель должен уделять должное внимание психологическому здоровью своего ребенка, но, к сожалению, многим это кажется необязательным. Однако практика показывает, что именно в раннем возрасте (3-7 лет) закладываются основные поведенческие аспекты. Это фундамент для дальнейшего восприятия, поэтому необходимо контролировать и корректировать процесс адаптации.

Вполне логично, что перед родителями встает множество вопросов и неясностей. Ниже вы можете ознакомиться с ответами на самые частые из них.

Какие принципы лежат в основе психодиагностических исследований?

 

Основной принцип - определение наиболее эффективного метода общения психолога с ребенком. Выбранная тактика должна быть доступной для восприятия, но в то же время не быть слишком упрощенной, ведь тогда невозможно будет объективно оценить уровень развития ребенка.

Нужно ли как-то готовить ребенка к проведению исследований?

Какой-либо специализированной подготовки не требуется. Главное, постараться объяснить ребенку важность и необходимость отвечать на вопросы психолога по существу, заинтересовать его предстоящим процессом (в зависимости от возраста ребенка). Чем точнее будут его ответы, тем выше результативность диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx84.87 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Ф. И. ребенка

Уровень познавательной активности

Уровень развития произвольного слухового запоминания

Уровень развития произвольного внимания, работоспособности

Умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого

Рекомендации

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

,12

13

14

15

                                                                                                              ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Умственное развитие

Воспитатели:.

Дата проведения диагностики: начало года


конец года

1

2

3

4

5

6

7

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

                                                                                     Результаты диагностики уровня развития детей.

                                     Начало года

                           Высокий уровень-              детей           %

                          Средний уровень-               детей        %

                          Низкий уровень-                 детей        %

                                        Конец года:

                          Высокий уровень -               детей        %

                         Средний уровень  -           детей        %

                        Низкий уровень   -            детей        %

              Анализ, комментарий.                               

                           

                                 

                                                                                                       ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА  

Ребёнок и окружающий мир

Воспитатели:.

Дата проведения диагностики  начало года                                                конец года

№ п/п

Ф. И. ребенка

Знания об окружающих предметах (посуда, одежда, мебель, транспорт)

Знание своего имени, имен родителей, окружающих людей

Знание профессий (воспитатель, врач, повар)

1 Рекомендации

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

. 5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

2

3

4

5

6

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

                                                                                     Результаты диагностики уровня развития детей.

                                     Начало года

                           Высокий уровень-              детей           %

                          Средний уровень-               детей        %

                          Низкий уровень-                 детей        %

                                        Конец года:

                          Высокий уровень -               детей        %

                         Средний уровень  -           детей        %

                        Низкий уровень   -            детей        %

              Анализ, комментарии

№ п/п

Ф. И. ребенка

Умение называть особенности погоды

Умение различать и называть разные виды растений: деревья, цветы

Умение называть и показывать части комнатных растений: цветок, листья

Умение различать и называть овощи и фрукты

Умение называть диких и домашних животных

Знания о характерных признаках внешнего вида домашних и диких животных

Знания о характерных признаках внешнего вида птиц и умение различать их

Рекомендации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

\

12

13

14

15

                                                                                                       ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА  

                                                                                Экологическое воспитание

Воспитатели:.

Дата проведения диагностики  начало года                                                конец года

1

2

       3

4

5

       6

7

          8

    9

    10

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

   

                                                                    Результаты диагностики уровня развития детей.

                                     Начало года

                         

                          Высокий уровень-              детей           %

                          Средний уровень-               детей        %

                          Низкий уровень-                 детей        %

                                        Конец года:

                          Высокий уровень -               детей        %

                         Средний уровень  -           детей        %

                        Низкий уровень   -            детей        %

              Анализ, комментарии

                                                                                     

                                                                                       ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

                                                              Изобразительная  деятельность

Воспитатели:.        

Дата проведения диагностики: начало года_                                               конец года

№ п/п

Ф. И. ребенка

Уровень освоения детьми сенсорных эталонов (цвета)

Умение правильно работать карандашом, кистью; изображать явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные линии

Умение отрывать комочек от целого куска пластилина, скатывать прямыми и круговыми движениями; соединять концы столбика в виде кольца; сплющивать комок между ладонями, лепить несложные предметы

Умение создавать простейшие постройки; различать и называть основные детали конструктора

Рекомендации

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


1

2

3

4

5

6

7

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

                                                                        Результаты диагностики уровня развития детей.

                                     Начало года

                           Высокий уровень-              детей           %

                          Средний уровень-               детей        %

                          Низкий уровень-                 детей        %

                                        Конец года:

                          Высокий уровень -               детей        %

                         Средний уровень  -           детей        %

                        Низкий уровень   -            детей        %

              Анализ, комментарии

                                                                                                     ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

                                                Формирование элементарных математических  представлений

        

Воспитатели:.        

Дата проведения диагностики: начало года_                                               конец года

№ п/п

Ф. И. ребенка

Уровень усвоения детьми количественных понятий: много, один

Умение образовывать группы из однородных предметов

Умение устанавливать отношения по величине, выстраивать упорядоченный ряд предметов

Умение различать по форме и называть куб, кирпичик, шар

Умение правильно использовать геометрические фигуры по назначению

Уровень практической ориентировки в пространстве

Рекомендации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

2

3

4

            5

6

       7

         8

      9

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

                                                               Результаты диагностики уровня развития детей.

                                     Начало года

                           Высокий уровень-              детей           %

                          Средний уровень-               детей        %

                          Низкий уровень-                 детей        %

                                        Конец года:

                          Высокий уровень -               детей        %

                         Средний уровень  -           детей        %

                        Низкий уровень   -            детей        %

              Анализ, комментарии

                                                                                   ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА     

         

                                                                                       Развитие речи

Воспитатели:.        

Дата проведения диагностики: начало года_                                               конец года

№ п/п

Ф. И. ребенка

Словарный запас. Грамматический строй речи

Связная речь

Звукопроизношение

Рекомендации

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

2

3

4

5

6

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

                                                               Результаты диагностики уровня развития детей.

                                     Начало года

                           Высокий уровень-              детей           %

                          Средний уровень-               детей        %

                          Низкий уровень-                 детей        %

                                        Конец года:

                          Высокий уровень -               детей        %

                         Средний уровень  -           детей        %

                        Низкий уровень   -            детей        %

              Анализ, комментарии

                                                                     

       « СВОДНАЯ КАРТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ

                                  РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ»

1

3

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

17

19

20

21

22

23

Физическое развитие

• Группа здоровья

• Физическая подготовленность

Социальное развитие

• знает свои имя и фамилию

• знает имена родителей

• знает имя, отчество воспитателя

• легко вступает в контакт со взрослыми

• умеет попросить о помощи

• избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми

• эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо»

Средний балл

Умственное развитие

                       Развитие психических процессов

уровень познавательной активности

• уровень развития произвольного слухового запоминания

• уровень развития произвольного внимания, работоспособности

• умение выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого

Средний балл

                                                                      Развитие речи

Словарный запас, грамматический строй речи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

• умение называть слова, обозначающие названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, транспорта, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?»

• умение обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (цвет, величина, вкус, температура) и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?»

• умение называть действия (глаголы), обозначающие трудовые действия; действия, противоположные по значению, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, обижаться), отвечающие на вопросы: «Что делает? Что можно с ним сделать?»

• умение использовать в речи наречия (близко, далеко, высоко, темно, холодно и другие)

• умение употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам

• умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами

• умение использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под)

• умение употреблять в речи вопросительные слова (кто, что, где)

• умение употреблять сложноподчиненные предложения

Звукопроизношение

• произношение звуков родного языка, артикулирование изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих, сонорных)

• умение отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи

Связная речь

• умение отвечать на простые (Кто? Что делает?) и более сложные (Во что одет? Кому? Какой? Куда? и т. д.) вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым

• умение воспроизводить отрывки текста из хорошо знакомой сказки

• умение составлять рассказ из личного опыта

• умение пользоваться словами речевого этикета (спасибо, пожалуйста, здравствуйте)

Средний балл

Формирование элементарных математических представлений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

уровень усвоения детьми количественных понятий: много, один

• умение образовывать группы из однородных предметов

• умения устанавливать отношения по величине, выстраивать упорядоченный ряд предметов

• умение различать по форме и называть куб, кирпичик, шар

• умение правильно использовать геометрические фигуры по назначению

• уровень практической ориентировки в пространстве, в частях

собственного тела

Средний балл

Ребенок и окружающий мир

знание об окружающих предметах (посуда, одежда, мебель, транспорт)

• знание своего имени, имен родителей, окружающих людей

• знание профессии (воспитатель, врач, повар)

Средний балл

Экологическое воспитание

умение называть особенности погоды

• умение различать и называть разные виды растений: деревья, цветы

• умение называть и показывать части комнатных растений: цветок, листья

• умение различать и называть овощи и фрукты

• умение называть диких и домашних животных

• знание характерных признаков внешнего вида животных

• знание характерных признаков внешнего вида птиц и умение их различать: голубь, ворона, воробей

Средний балл

Игровая деятельность

играет рядом, не мешая другим, подражает действиям сверстников

• эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям

• самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект

• использует в игре замещение недостающего предмета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика детей раннего возраста

Представлена диагностика детей раннего возраста  по Печоре....

Диагностический материал (диагностика детей раннего возраста)

Протоколы, бланки, методические рекомендации по проведению диагностики детей раннего возраста. В своей работе я использую материалы К.Л.Печоры, Е.О.Смирновой, Е.А.Стребелевой....

Диагностика детей раннего возраста в детском саду (инструментарий)

Диагносческий инструментарий исследования детей раннего возраста в условиях доу (нервно-психическое и познавательное развитие, уровень адаптированности у детскому саду)....

диагностика детей раннего возраста презентация

Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка....

Диагностика детей раннего возраста 2 - 3 года

Индивидуальная карта развития дошкольника...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Методики, оценивающие состояние познавательных процессов и социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста....

Диагностика детей раннего возраста ( таблицы)

Диагностика уровня развития движений в таблицах От 3мес.- 6мес От 6мес.- 9 мес. От 9мес.-12мес. От 1г - 1г.6мес. От 1г6мес.- 2 лет От 2 лет - 3 лет От 3 лет - 4 лет ...