Модель инклюзивного образования МАДОУ № 15
методическая разработка по коррекционной педагогике

Кирюшина Анна Николаевна

Модель инклюзивного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_inklyuzivnogo_obrazovaniya.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Модель инклюзивного образования

МАДОУ № 15 «Сибирячок» г. Канска

Воспитанниками МАДОУ № 15 «Сибирячок» г. Канска являются 339 детей, 60 из которых имеют статус «ребенок с ОВЗ». В детском саду функционируют 14 групп: 2 – разновозрастные группы компенсирующей направленности для 38 дошкольников с нарушением зрения, 3 из которых имеют инвалидность; 5 возрастных комбинированных группы, которые посещают 23 дошкольника с различными нарушениями развития: 20 детей с ТНР, 1 ребенок с ЗПР, 2 ребенка с нарушением ОДА (дети-инвалиды).

Характеристика контингента воспитанников групп компенсирующей направленности

Количество детей в группе

Возраст

Группа

Количество групп

19

4 – 5 лет

Средняя-старшая

1

19

5 – 7 лет

Старшая-подготовительная

1

Особенности  нарушений зрения детей, посещающих детский сад

(2019-2020 учебный год)

Характер нарушения (диагноз)

Количество детей (чел.)

Косоглазие

13

Миопия

3

Гиперметропия осложненная косоглазием

16

Рефракционная амблиопия

4

Характеристика контингента воспитанников комбинированных групп

Характер нарушения (диагноз)

Количество детей (чел.)

ТНР

20

ЗПР

1

Нарушения ОДА (дети-инвалиды)

2

        

Учитывая особенности развития дошкольников с ОВЗ, посещающих МАДОУ № 15, в учреждении разработаны АООП для дошкольников с разными видами нарушений: АООП для детей с нарушениями зрения, АООП для детей с ТНР, АООП для детей с ЗПР, АООП для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Учитывая индивидуальные особенности дошкольников с ОВЗ, специалистами и воспитателями ДОУ коллегиально разработан и реализуется индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут для каждого ребенка данной категории. В зависимости от вида нарушения за каждым ребенком закреплен ведущий специалист. В декабре и мае организуется мониторинг усвоения программы ребенком с целью корректировки индивидуального образовательного маршрута и определения дальнейшей траектории развития воспитанника с ОВЗ. Комплексное и системное сопровождение дошкольников позволяет достичь положительных результатов в развитии и частично нивелировать дефекты развития детей.

        Положительный результат развития дошкольников с нарушениями зрения обусловлен еще и условиями, созданными в ДОУ для медицинского сопровождения данной категории воспитанников. В детском саду функционирует кабинет аппаратного лечения дошкольников с разными нарушениями зрения. В соответствии с индивидуальным расписанием, рекомендациями врача-офтальмолога, под контролем медицинской сестры ортоптистки дети проходят регулярное аппаратное лечение зрительных нарушений.    

В дошкольном учреждении созданы условия для сопровождения специалистов семьям детей раннего возраста (до 3-х лет) с ОВЗ, не являющихся воспитанниками МАДОУ № 15. В 2018 – 2019 году помощь получила семья ребенка, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата, который в соответствии с коллегиальным заключением территориальной ПМПК посещал ДОУ в режиме частичного включения в образовательный процесс в сопровождении родителя. Для ребенка разработан индивидуальный план сопровождения с учетом особенностей его психофизического развития. Ребенок на протяжении учебного года посетил занятия воспитателей и специалистов детского сада (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), а также имел возможность общаться со сверстниками нормативного развития в свободной деятельности. На протяжении пребывания ребенка в детском саду тьюторское сопровождение ему оказывала мама. Помимо этого, семья ребенка получила консультативную помощь специалистов дошкольного учреждения по демонстрации приемов работы с ребенком в домашних условиях, с учетом его индивидуальных психофизических особенностей.

Для организации всестороннего развития и поддержки индивидуальности воспитанников в ДОУ функционирует система дополнительного образования, в которую вовлечены дошкольники с ОВЗ:

  • «Хореография» (5 дошкольников)
  • «Учим английский язык» (5 дошкольников)
  • «Логопедические групповые занятия» (11 дошкольников)
  • «Логопедические индивидуальные занятия» (3 дошкольника)
  • Изостудия «Современные техники рисования» (5 дошкольников)
  • «Конструктор «ТИКО» в детском саду» (5 дошкольников)
  • «Робототехника» (7 дошкольников)
  • «Шахматная азбука» (6 дошкольников)
  • «Спортивно-оздоровительный кружок «Здоровячок»» (7 дошкольников)
  • «Игры с кинетическим песком» (13 дошкольников)

Дополнительными образовательными услугами, организованными в ДОУ охвачены 100 % воспитанников с ОВЗ. Выбирая направления дополнительного образования учитываются интересы и способности дошкольников.

        Для качественного сопровождения дошкольников с нарушениями в развитии дошкольное учреждение на 100% укомплектовано всеми необходимыми специалистами:

  • 2 учителя-логопеда,
  • учитель-дефектолог,
  • 2 педагога-психолога,
  • воспитатели,
  • музыкальные руководители,
  • инструктор по физической культуре,
  • педагог-организатор.

Все специалисты имеют специальное образование, опыт работы, курсы повышения квалификации по работе с дошкольниками с ОВЗ. Учитывая разнообразие и сменяемость контингента дошкольников с ОВЗ в ДОУ разработан план курсов повышения квалификации для всех педагогов с учетом специфики работы и индивидуальных профессиональных запросов.

Специалисты, сопровождающие дошкольников с ОВЗ        

ФИО педагога

Должность

Квалифи-кационная категория

Стаж работы с детьми с ОВЗ

Курсы повышения квалификации

Патракова Т.В.

Учитель-логопед

Высшая

5 лет

ООО «Инфоурок», г. Смоленск

Организация работы с обучающимися с ОВЗ в соответствии с ФГОС, 2019 г.

Жаворонкова А.С.

Учитель-логопед

-

1 год

Обучается в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»

Кербс Е.В.

Учитель-дефектолог

Высшая

30 лет

Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования.

«Основы специальной психологии и коррекционной педагогики в контексте требований ФГОС ДО», 2019 г.

Железнова Е.Р.

Педагог-психолог

Высшая

27 лет

Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования.

«Основы специальной психологии и коррекционной педагогики в контексте требований ФГОС ДО», 2019 г.

Шмонова Я.К.

Музыкальный руководитель

-

5 лет

АНОО ДПО Академия образования взрослых «Альтернатива», «Педагогические технологии в деятельности музыкального руководителя в условиях реализации ФГОС ДО», 2018 г.

Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования.

«Основы специальной психологии и коррекционной педагогики в контексте требований ФГОС ДО», 2019 г.

Игумнова В.В.

Музыкальный руководитель

Высшая

42 года

ЧОУ ДПО «Академия бизнеса и управления системами»

Современные подходы к организации работы с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС, 2019 г.

Салдушева Г.Л.

Музыкальный руководитель

-

-

Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования.

«Основы специальной психологии и коррекционной педагогики в контексте требований ФГОС ДО», 2019 г.

Сусленок Д.С.

Инструктор по физической культуре

-

3

Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования.

«Основы специальной психологии и коррекционной педагогики в контексте требований ФГОС ДО», 2019 г.

Помимо специалистов, дошкольников с ОВЗ сопровождают 14 воспитателей, задача которых интегрировать содержание адаптированных образовательных программ детей в воспитательно-образовательный процесс.  Все воспитатели имеют специальное дошкольное образование и актуальные курсы повышения квалификации по сопровождению дошкольников с ОВЗ.

Организация деятельности

психолого-медико-педагогического консилиума МАДОУ № 15

В МАДОУ № 15 функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, членами которого являются специалисты и воспитатели дошкольного учреждения.  

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ, детей –инвалидов, исходя из кадровых и материально-технических возможностей ДОУ в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Задачи консилиума:

  • раннее выявление дошкольников с нарушениями в развитии;
  • сопровождение дошкольников с нарушениями в развитии.

В 2018 – 2019 учебном году эффективная работа педагогов ДОУ позволила выявить дошкольников с ОВЗ в раннем возрасте. 11 воспитанников детского сада в возрасте до 4-х лет прошли через ПМПк и решением территориальной ПМПК получили рекомендации по определению программы обучения. Раннее выявление позволило оказать своевременную поддержку и сопровождение дошкольников, что в свою очередь способствовало своевременному нивелированию дефектов развития дошкольников.

Ежегодно председателем ПМПк МАДОУ № 15 составляется план работы психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного учреждения на учебный год. План утверждает заведующий и принимает педагогический совет МАДОУ № 15. В плане отражены заседания ПМПк (плановые и внеплановые). Деятельность консилиума организуется в соответствии с запланированными мероприятиями, однако, при необходимости, председатель может организовать внеплановое заседание консилиума. На заседании консилиума обязательно присутствуют: председатель ПМПк, секретарь ПМПк, специалисты МАДОУ № 15 (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), воспитатели. Председатель и секретарь ПМПк утверждаются приказом заведующего на учебный год.

ПМПк МАДОУ № 15 работает в тесном сотрудничестве с учреждениями здравоохранения г. Канска, Канским филиалом Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения и с ЦДиК г. Канска. Специалисты ПМПк сопровождают семью ребенка в процессе подготовки документов для рассмотрения ПМПК до момента определения ребенку программы обучения и воспитания и присвоения статуса «ребенок с ОВЗ».  

Сопровождение дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения

Все дошкольники МАДОУ № 15 «Сибирячок», имеющие коллегиальное заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, обеспечены сопровождением специалистами ДОУ в соответствии с рекомендациями ПМПК.

В начале учебного года в срок до 15 сентября специалисты МАДОУ организуют диагностическое обследование детей данной категории. Учитывая актуальное состояние развития, коллегиально специалисты совместно с воспитателями разрабатывают индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут и АОП для каждого воспитанника с ОВЗ. АОП разрабатывается на основе АООП с учетом вида нарушения развития ребенка.

В АОП ребенка с ОВЗ, в пояснительной записке описывается актуальное состояние развития ребенка: знания и умения, сформированные у дошкольника, дефициты развития. Учитывая дефициты, в целевом блоке формулируются задачи на учебный год по каждому из пяти направлений развития ребенка (речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). В содержательном разделе – мониторинг реализации задач. Мониторинг организуется специалистами сопровождения три раза в учебном году: в сентябре, декабре, мае, для наглядной демонстрации динамики развития ребенка с ОВЗ. В организационном разделе представлены: индивидуальный учебный план ребенка, режим дня, план работы с родителями, условия сопровождения ребенка с ОВЗ.

В случае полной коррекции нарушений развития ребенка, специалисты внепланово, через ПМПк направляют ребенка на ПМПК для снятия статуса «ребенок с ОВЗ», в противном случае ребенок продолжает получать коррекционную помощь до полного нивелирования дефекта развития.

В плане сопровождения определяются микро задачи, которые достигаются систематической работой специалистов и при необходимости корригируются с учетом сформированных микро умений  и достижений ребенка.

           

Материально-техническое обеспечение сопровождения дошкольников с ОВЗ      

Материально-технические условия МАДОУ № 15 позволяют организовать качественное сопровождение дошкольников с нарушением зрения и с тяжелыми нарушениями речи.

Для детей с нарушением зрения оборудованы две специализированные группы с отдельными входами. Группы имеют отдельные спальни, приемные. РППС групп организована с учетом нарушений развития дошкольников. На дверных проемах сделан акцент в виде яркой разметки желтого цвета. В группах имеются тренажеры для глаз (как индивидуальные, так и настенный). Наглядный материал для детей подобран и демонстрируется с учетом особенностей зрительного дефекта дошкольников. В группах имеются разнообразные пособия (включая авторские) для организации коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения

В МАДОУ № 15 оборудован кабинет медицинской сестры-ортоптистки. В кабинете имеется специализированное оборудование для аппаратного лечения детей: аппараты «Синоптофор» (1980 г.в.),  «Паттерн-стимулятор» (программное обеспечение 1981 года), «Макулотренер» (2000 г.в), в группах дети носят окколюдоры (заклейки на глаза), педагоги применяют в своей практике технологии связанные с коррекцией и с сохранностью зрения (В.А.Ковалева)

Для детей с нарушением зрения создана развивающая среда: настенно-акустические панели, песочные тренажеры, игрушки со светом и звуком, мягкие модули, конструкторы и мозаики, уголки экспериментирования.

Для сопровождения дошкольников учителем-дефектологом (тифлопедагогом) в дошкольном учреждении имеется кабинет, оснащенный специальными дидактическими и наглядными материалами.

Для сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ оборудованы два кабинета учителей-логопедов. кабинеты оснащены необходимым оборудованием и материалами в соответствии с АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В группах комбинированной направленности оборудованы речевые уголки, содержание которых регулярно обновляется в зависимости от актуального состояния речевого развития воспитанников групп.  

Для сопровождения дошкольников, имеющих различные нарушения развития в ДОУ оборудован кабинет педагога-психолога. В кабинете имеется комплект диагностических материалов для детей дошкольного возраста, который позволяет педагогу-психологу организовать диагностическую работу как на этапе выявления детей с ОВЗ, так и для мониторинга развития дошкольников.

Все групповые комнаты и кабинеты специалистов МАДОУ № 15 «Сибирячок» имеют паспорт РППС с перспективой развития среды.

Анализируя условия, созданные в МАДОУ № 15 для сопровождения дошкольников с ОВЗ можно сделать вывод: в дошкольном образовательном учреждении созданы условия для сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития и для детей с нарушением зрения. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата условия созданы не в полной мере, имеющиеся условия позволяют сопровождать только дошкольников, способных к самостоятельному передвижению.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В данной статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ

В этой статье представлена модель инклюзивного образования в ГБДОУ компенсирующего вида....

Создание условий для реализации модели инклюзивного образования в ДОУ

Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаютс...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Модель инклюзивного образования МАДОУ ДСКН №4 г.Сосновоборска

Важное направление деятельности по реализации прав на образование детей с ОВЗ – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психич...

Модель инклюзивного образования МАДОУ "Детский сад № 6"

Модель инклюзивного образования МАДОУ "Детский сад № 6"...

Модель инклюзивного образования МАДОУ "Детский сад № 6"

Модель инклюзивного образования МАДОУ "Детский сад № 6"...