план на межаттестационный период2021-2026г.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Курьина Ольга Анатольевна

содержит информацию о мероприятиях по теме самообразования на данный период

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период

ФИО:   Курьина Ольга Анатольевна

Образование: Высшее профессиональное образование. Ленинградский государственный областной университет им. А.С.Пушкина, квалификация по диплому «Учитель-логопед», «Логопедия». Диплом  ИВС № 473, выдан 16 сентября 2002года;

Институт Непрерывного Педагогического Образования, г.Набережные Челны, «Олигофренопедагогика», «Учитель-олигофренопедагог».Диплом ППI №6933793, выдан 24 июня 2010года.

Стаж:

Общий: 23 года

Педагогический: 23 года

На данной должности: 23 года

В данном  ДОУ: 23 года

Категория: Высшая квалификационная категория, 2017 г.

Курсы повышения квалификации: 

Курсы повышения квалификации для учителей-дефектологов на тему: НФ ЧОУ ВО «Казанский Инновационный университет» 2021 год, 72 часа,   по теме  «Нейропсихологические приёмы в практике педагога- дефектолога», регистрационный номер ПК-1162-2021

       

  Тема самообразования: «Игровые приёмы в формировании элементарных математических представлений у детей с ОВЗ»

Цель:  создание условий для максимальной подготовки детей с ОВЗ к освоению элементарными математическими знаниями, умениями и навыками, что  способствовало бы  успешному   обучению в школе.

  Основные  Задачи математического развития:

  1.  развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
  2. развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
  3. развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация)';
  4. овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
  5. развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
  6. развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
  7. развитие активности и инициативности детей;
  8. воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки;-9.
  9. формирование у дошкольников эмоционально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способностям, результатам работы, регулировка поведения;
  10. способствовать повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников;
  11. изучать методическую литературу по данному направлению

В работе с детьми, имеющими  нарушения развития , раннее обучение дает возможность более продуктивно использовать потенциальные возможности ребенка в коррекционной педагогике.

Творческие замыслы:

-повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы;

-разработать перспективный план работы по ФЭМП  с детьми;

-разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений;

-подготовить и провести консультации, беседы, мастер-классы с родителями;

-публиковать опыт работы в электронных СМИ;

-транслировать свой опыт работы в методических объединениях, семинарах;

-участие детей в конкурсах.

-участие в региональных и республиканских МО, в конкурсах, сетевых сообществах, семинарах, мастер-классах, конференциях, составление презентаций к занятиям, изготовление авторских пособий по ФЭМП, создание картотеки.  

Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная 

Ожидаемые результаты: повышение качества обучения;  рост мотивации и  потенциала обучающихся.

Актуальность

Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики.

   Результатами освоения являются общее развитие познавательных процессов. Способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации, умение сравнивать предметы и явления, выяснять закономерности, обобщать, конкретизировать и упорядочивать являются возможностью самостоятельно познавать мир. В дошкольном возрасте дети осваивают с помощью взрослого сначала непосредственные (наложение, приложение, соединение линиями), а затем и опосредованные (с помощью предмета-посредника, счета, измерения) приемы сравнения предметов по размеру и групп предметов - по количеству.

      Успешное овладение сравнением является базой для освоения нового способа познания свойств и отношений -  сериации. В процессе сериации дошкольники открывают для себя отношения порядка, познают свойства упорядоченного множества (неизменность и равномерность нарастания или убывания величины). Овладение сериацией - основа понимания отрезка натурального ряда чисел как упорядоченного множества.

    Выполняя разные виды классификации (по признакам и по совместимым свойствам), дошкольники не только познают свойства и отношения, но и развивают свои аналитические способности, овладевают умением применять простые логические операции.

     Способность к абстрагированию — важнейшая особенность логико-математического мышления. Она успешно развивается в дошкольном возрасте в процессе сравнения, упорядочивания, классификации. Однако для ее развития требуется тщательный отбор дидактических материалов: логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера и другие аналогичные материалы.

   Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Часто в начальной школе дети испытывают затруднения при освоении школьной программы по математике. Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в ориентации ДОУ на развитие математических способностей, познавательных интересов, в индивидуальном подходе в обучении, в математически и методически корректной передаче знаний, умений навыков.

И нужно  сделать так, чтобы дети с ОВЗ во время НОД были внимательны, не отвлекались,  с удовольствием выполняли  задания и т. д. Для этого мы используем игровые приёмы в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ.

        

Этап реализации

Направления

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

I Этап.

Подготовительный.

Анализ состояния

проблемы

-Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт, законодательных документов по обучению дошкольников с ОВЗ математическим представлениям.

Сентябрь 2022г.

Способствует лучшему пониманию отдельных аспектов теоретических и практических вопросов по выбранной теме

-Изучить мнение родителей по данной проблеме через их анкетирование;

-Изучить уровень компетентности педагогов по данной проблеме.

Октябрь 2022г.

Способствует лучшему пониманию проблемы и выбору способов их решения

Обогащение предметно-пространственной среды по обучению грамоте

Подобрать, изготовить наглядный, дидактический, раздаточный материала по ФЭМП

весь период

Обогатиться предметно-пространственная, развивающая среда по данной проблеме.

Усовершенствование системы методической работы

Усовершенствование системы методической работы

-Обобщить свой опыт по обучению дошкольников с ОВЗ математическим представлениям ;

- Сделать анализ и провести корректировку форм организации;

- Определить модель, систему, содержание, формы работы, структуру образовательной деятельности в детском саду;

- Изучить и подобрать диагностический материал;

- Подобрать и приобрести методическую литературу по обучению дошкольников грамоте;

- Подготовить методические рекомендации для педагогов по ФЭМП по подборке дидактического материала;

- Составить перспективно-тематического план и с учѐтом возраста и индивидуальных возможностей

- Подготовить презентации к занятиям, интерактивные игры к изучаемому материалу для детей по данной проблеме.

Весь период

Будет создана система методической работы по обучению грамоте детей  с ОВЗ старшего и подготовительного  возраста ;

будет усовершенствована работа по планированию;

использованы интерактивные формы работы на занятиях с детьми по обучению грамоте;

Будет  подобран диагностический материал по определению уровня развития у детей по данному направлению;

Будет обогащена предметно -развивающая среда детского сада по обучению дошкольников грамоте ;

Будет организована планомерная работа по обучению грамоте.

II этап.

Практи -

ческий.

Создание системы повышения профессионального мастерства педагогов, их самообразования в вопросах обучения дошкольников с ОВЗ грамоте.

Выступить на педагогическом совете:

  1. «Игровые упражнения по формированию элементарных математических представленй у дошкольников с ЗПР» (по возрастам).

Буклеты.

2. Защита педагогического проекта «Жители Цифрограда»".

Провести:

Показ открытой образовательной деятельности

1. "Путешествие  в Страну  Математики» (в старшей группе детей с ЗПР);

2. "Математические игры с мячом" (по обучению дошкольников ФЭМП в подготовительной группе);

3. "Игры с блоками Дьенеша. Развитие логики»" (интегрированное занятие для детей подготовительной группы).

- "Мастер классы"

1. «Геометрический конструктор за 1 минуту»"

2.  «Как работать с блоками Дьенеша»

3. «Школа мяча»

2022г.

2023г.

2023г.

2024г.

2024г.

2023-24г.

2024-25г.

2025-26г.

Будет создана система повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме обучения дошкольников элементарным математическим представлениям..

Консультации для воспитателей:

1. "Палочки Кюизенера для развития сенсорных эталонов";

2. "Использование дидактических игр в процессе фронтальных занятий с детьми С ЗПР по ФЭМП";

3. «Весёлая геометрия»

- Разработать методические рекомендации:

1. «Основы математики»

2. «Величина», «Количество», «Форма».

3. «Влияние математических способностей на всестороннее развитие личности ребёнка»

Буклеты для родителей

1.«Ориентировка в пространстве и времени»

2. «Причины, по которым нужно дома играть с детьми»

2023-24г.

2025г.

2026г.

2023г.

2024г.

2025г.

2025г.

2026г.

Активизировать тесное сотрудничество с родителями воспитанников по обучению грамоте

Провести:

- Анкетирование родителей

«ФЭМП у детей дошкольного возраста с ЗПР»;

- Семинар –практикум, тренинги

1. «Волшебные мешочки»

2. «Кладовая знаний»

3. "Учимся играя" (Игры и упражнения по ФЭМП).

- Консультации для родителей

1. "Первые шаги в математику».

2. «Использование игровых методов и приемов в обучении детей ФЭМП в домашних условиях»;

3. " « Вечерние математические  игры в кругу семьи»

- Оформить папки-передвижки:

1. "Как научить ребѐнка считать";

2. "Как запомнить цифры?»

3. «Формирование временных представлений".

Тематические развлечения , викторины:

1.«Математическое шоу»

2. «Математический квест»

3. «Шоу мыльных пузырей»

2017-2018

Весь период

Весь период

Будет активизировано сотрудничество с родителями воспитанников;

родители вовлечены в работу по ФЭМП составлен план сотрудничества с родителями по данному направлению.

Совместная деятельность педагогов-родителей-детей

Привлечь родителей:

-к обогащению предметно-развивающей среды группы по ФЭМП;

-к изготовлению наглядного материала для организации работы по данной теме.

Весь период

Родители участвуют:

- в создание предметно-развивающей среды по обучению дошкольниковФЭМП;

-разработке детских проектов,

-проявляют интерес к участию совместных мероприятиях.

Повышение уровня овладения основами грамоты в старшем дошкольном возрасте.

-

Организовать работу с детьми по обучению дошкольников ФЭМП(согласно комплексно-тематическому  планированию) в непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной детской деятельности;

- Организовать работу по овладению детьми математических основ в сюжетно-ролевой и дидактической игре, изобразительной деятельности, конструирования, музыки, моделирования.

по плану

весь период

Дети овладевают основами математики, проявляют познавательный интерес.

III Этап.

Итоговый, обобщающий.

Проверка конечного продукта

Выявить успешность развития системы по обучению детей подготовительного дошкольного возраста математических представлений , мониторинг.

2023г.

Будет выявлен уровень успешности работы системы обучения по ФЭМП.

Оценка и подведение итогов

- Выявить уровень развития детей по ФЭМП и подготовке к школьному обучению.

май 2023

Будет выявлен уровень успешности работы по ФЭМП.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №63» НМР РТ

КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по ФЭМП и сенсорному развитию во второй младшей группе №3 с ЗПР

« В гостях у Колобка»

                                           

                                              Составила: учитель - дефектолог Курьина О.А

                                                     2021г.

Тема: «В гостях у Колобка»

Цель:

-Способствовать закреплению умения детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию.

Продолжать учить выделять один предмет из множества, отвечать на вопросы «сколько»? словами один, много, ни одного.

-Закрепить знания геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и умение находить их в окружении.

- Закрепить счет до трех.

-закрепить названия домашних животных

Материалы: Колобок. Большой грузовик с кубиками. Демонстрационные кубики: большой, маленький для воспитателя и по два кубика - большой маленький на каждого ребенка. Большая и маленькая коробка, тарелочки красные, синие, и жёлтые по одной штуке на ребёнка. Кружочки четырех цветов: красные, синие, желтые, зеленые в розетках. Обручи, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), игрушки домашних животных, снежколеп.

Ход занятия.

-Посмотрите, ребята кто сегодня пришел к нам в гости. Кто это?

Ответы детей: Колобок.

-Да это колобок. И он чем то расстроен.

 Давайте спросим почему он такой грустный ?

Колобок,  мы  сможем тебе помочь?

-Колобок рассказал, что гулял на улице, играл в кубики, и все кубики перемешал. А ему теперь нужно их разобрать по размеру (большие и маленькие)

Колобок,  мы  сможем тебе помочь.

Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре).

Перед ребенком разложены кубики: большие и маленькие для каждого ребенка. Приготовленные две коробки: большая и маленькая

-Колобок принес для каждого из вас кубики и просит разложить их по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку

Посмотрите на свои кубики.  Дефектолог первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.

 (дети выполняют задания после объяснения )

-Вот мы и помогли Колобку: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Колобок  доволен  он  улыбается:

-Скажите, ребята, сколько кубиков в коробках?

Ответы детей:  Много.

Воспитатель:

-А сколько кубиков у вас?

Ответы детей: Ни одного.

Игра задание «Разложи по цвету»

На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка определенного цвета: синяя, красная, желтая. В центре стола коробка с разноцветными кружочками красными, желтыми, синими, зелеными. Дети должны положить в свою тарелочку кружочки такого же цвета как и сама тарелочка.

-Посмотрите, какие  разноцветные  тарелочки  принес  для  вас  Колобок.  А еще Колобок  принес  разноцветные  кружочки  и  просит  разложить их по тарелочкам.

-Правильно, вот такого же цвета кружочки нужно в неё положить. В красную тарелочку положим красные кружочки, в синею тарелочку положим синие кружочки, а желтую тарелочку положим желтые кружочки. Каждый ребенок раскладывает кружочки в свою тарелочку (дети выполню задание самостоятельно). На столе должен остаться кружочек зеленого цвета.

-Посмотрите, на столе остался  кружочек.  Какого он цвета?

Ответ: Зеленого.

- Сколько зеленых кружочков осталось на столе?

Ответ: Один.

Физкультминутка

«У Жирафа пятна-пятна»

-Ребята, у  вас на столе есть геометрические фигуры и вы их должны поместить в обруч по цветовой гамме (желтый –желтые фигуры,  в независимости от формы)

Пальчиковая гимнастика. Игра с массажными шариками.

Игра со снежколепом.

Цель: разложить мячики - снежки по цвету. Закрепление основных цветов.

 Итог занятия:

-Ребята, наше с вами занятие  подходит  к концу.

-Скажите, а кому мы с вами сегодня помогали?

 Понравилось вам помогать Колобку?

 И ему было очень интересно с вами играть, но к сожалению, пора ему домой возвращаться. К бабушке с дедушкой.

      До свидания!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №63» НМР РТ

КОНСПЕКТ  ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ №3 С ЗПР

«В гости к нам пришли игрушки»

                            Составила:

                                                                     учитель- дефектолог Курьина О.А

2021г

Развивающее занятие

 «В гости к нам пришли игрушки»

для детей  второй младшей группы с ЗПР

Итоговое занятие рассчитано для детей 3-4  лет с ЗПР, построено в игровой форме.

 Игровые упражнения развивают активный словарь воспитанников раннего возраста, способствует развитию связной речи.

Цели:

¬ Формировать навыки общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

¬ Воспитывать бережное отношение к игрушкам

¬ Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении;

¬ Развивать понимание речи и активизировать словарь;

 ¬ Развивать речевую активность и фонематический слух;

 ¬ Формировать умение образовывать глаголы от названия игрушек (гремит, дудит, стучит, барабанит);

 ¬ Упражнять в проговаривании знакомых слов: погремушка, дудочка, барабан;

¬ Закрепить произношение звукосочетаний «ду-ду-ду» «да-да-да»;

 ¬Развивать художественное восприятие и музыкальные способности детей;

 -Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики);

 ¬ Развивать у детей желание играть вместе  с педагогом.

 Материалы и оборудование:

¬ игрушки (мяч, плюшевый заяц, грузовик)

 ¬ музыкальные инструменты (дудочка, барабан)

 ¬ музыкальные игрушки (погремушка, колокольчик, бубен).

Разрезные картинки, ширма, таз с водой.

Предварительная работа. Во время свободной деятельности в группе и на улице предлагайте детям разные игрушки: мячи, машинки, куклы, флажки, кубики. Обсуждайте с детьми, какого они цвета и формы, демонстрируйте разные виды деятельности с этими игрушками. Покажите, что мячик можно катать, передавать, кидать друг другу или в корзину, ударять об пол. Флажок можно поднимать, опускать, махать им, прятать за спину. Машинку можно катать, возить на веревочке, перевозить в ней разные игрушки: кукол, зверюшек, кубики. Из кубиков можно делать разные постройки: башни, дома, гаражи, ворота...

Орг. Момент. Приветствие «Все захлопали в ладоши».

Все захлопали в ладоши,

Дружно, веселее!

Застучали наши ножки,

Громче и быстрее!

По коленочкам ударим.

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем,

Выше, выше, выше!

Посмотрите какая красивая у меня коробка – посылка .Посмотрим что в ней находится.

- Игрушки. В центре ковра ставится коробка  с игрушками: куклой, машинкой, зайчиком, медведем, корабликом, мячом.

Основная часть.

Игры с мячами. Разложи по цвету.

Дети выполняют упражнение в прокатывании мяча друг другу (или катают мячик вместе с мамой) через воротца из положения сидя. Ворота можно сделать из двух кирпичиков и пластины.

- Сейчас мы с вами сделаем мячики из бумаги.

Мы листочки трем, трем,

Мы листочки мнем, мнем.

У всех получаются скомканные комки- мячики.

Физ. минутка «Как живешь?»

Я буду задавать вам вопросы, а вы будете мне отвечать и показывать.

Как живешь? - Вот так!

Как идешь? - Вот так!

Как бежишь? - Вот так!

Вдаль глядишь? - Вот так!

Как берешь? - Вот так!

Как даешь? - Вот так!

Ночью спишь? - Вот так!

Как грозишь? - Вот так!

А шалишь? - Вот так!

Хлопаешь? – Вот так!

Топаешь? – Вот так!

Игры с музыкальными игрушками.

 Угадай какая это игрушка звучит? .За ширмой спрятаны игрушки музыкальные- неваляшка, барабан, погремушка, бубен)

Дети отгадывают.

Физминутка «ИГРУШКИ»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Подвижная игра.

 «Зайке холодно - сидеть, нужно лапочки погреть Лапки вверх, лапки вниз - на носочках потянись. Ставим лапки на бочок, на носочках скок-скок-скок. А потом вприсядку, чтоб не мерзли лапки. Прыгать заинька горазд, он попрыгает сейчас.

Игровое упражнение «Разрезные картинки». Дети за столами собирают разрезные картинки по теме из 4 частей. Называют свою игрушку.

Игра «Изобрази игрушки»

Цель: развивать у детей артикуляционную моторику и дыхание.

Описание игры. Показываю  детям картинку «Воздушный шарик», а затем продемонстрируйте артикуляционное упражнение «Шарик».(Описание артикуляционного упражнения «Шарик»: надуть щеки и подержать их так несколько секунд. Затем слегка ударить по надутым щекам кулаками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу.

Шарик лопнул: «Ой-ой-ой!

А ведь был такой большой!»)

Покажите детям, как игрушечная лошадка скачет по столу.

Скачет лошадка

По дорожке гладкой.

Цокают копытца...

Продемонстрируйте артикуляционное упражнение «Лошадка»: поцокать языком в разном темпе, то быстрее, то медленнее, а затем произнести: «Тпру» —остановить лошадку.

Игра с водой. Пускаем кораблики. Дуем на водичку.

Итог занятия.

-Вы сегодня молодцы. Какие игрушки к нам приходили на занятие?

Дети называют.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №63» НМР РТ

КОНСПЕКТ

          математического развлечения

          для детей второй младшей группы

№3с ЗПР

                                            

«Игры с лисой»

 

 

 

Подготовила и провела: учитель- дефектолог Курьина О.А,

лисичкой играла учитель – логопед Мулланурова Л.Р

2021г.

ЦЕЛЬ: развивать умение классифицировать предметы по величине, форме, соотносить их со знаками-символами; развивать логическое мышление, воображение, умение анализировать предметы, находить недостающие части. Продолжать учить играть в дидактическую игру «Цветное домино».

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: дидактические игры с детьми на обобщение и классификацию по цвету, форме, величине; рассматривание предметов и их частей.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: грибочки большие и маленькие, большая и маленькая корзинки; ёлка,; цветное напольное домино; картинки с изображением предметов и их недостающих частей (н-р машина без колеса, снеговик без носа и т.д.)

ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ:

1. Организационный момент.

Игровая зона украшена деревьями.

 «Ребятки, давайте отправимся в волшебный лес. Там нас ждут разные игры. Для того, чтобы в них играть,  нам надо быть внимательными, умными и сообразительными. Закройте глазки!»

Звучит музыка, дети закрывают глаза (релаксационный элемент). В это время на полу появляются грибочки разного размера.

 

2. Основная часть.

«Раз, раз, раз, в лесу окажемся сейчас. Открывайте глазки. Смотрите, мы с вами, и, правда, оказались в лесу. Здесь растут деревья, грибы»

 Навстречу выходит лиса (взрослый в костюме лисы).

Лиса:«Здравствуйте, ребятки!»

 «Здравствуйте!»

- «Ребятки, вы догадались, кого мы встретили?»

  -«Это лисичка».

  Лиса: «Да, я хитрая лисичка. Хорошо, что вы заглянули в наш лес. Вы заметили, как много грибов выросло на этой поляне. Я несу корзиночки для сбора грибов. Вы-то как раз мне и поможете их собрать. Вот у меня две корзиночки разного размера. Какого размера? (Ответы детей)»

«Посмотрите, и грибочки разного размера. Какого размера грибочки? (Ответы детей)».

  Игра «Каждый грибок в свою корзинку». Под музыку дети собирают и раскладывают грибы по корзинкам.

   «Молодцы! Садитесь на стульчики, а мы с лисичкой проверим, правильно ли вы разложили грибочки»

 Лиса всё время путает детей. В конце проверки она их хвалит.

    Лиса: «А сейчас я вам покажу загадочные картинки. На них нарисованы предметы, у которых чего-то не хватает. А вот чего вы никогда не догадаетесь».

Лиса проводит дидактическую игру на внимание «Чего не хватает». На мольберт выставляется по одной картинке. Дети рассматривают и называют недостающие части предметов. При затруднении воспитатель наводит детей на правильные мысли. Воспитатель хвалит детей, а лиса восхищается их сообразительностью.

  Динамическая пауза «Бег змейкой».

      Лиса: «Посмотрите, ребята, какой у меня хвостик. Он любит бегать то влево, то вправо. Хотите за ним побегать. Беритесь за ручки».

Звучит музыка.  Лиса берёт первого ребёнка за руку, и дети бегут за лисой змейкой. После игры дети садятся на стульчики.

    Лиса:  Только я люблю порядок. У меня каждая игрушка хранится в своей коробке».

  - «Посмотрите, игрушки у лисички разной формы. Какой формы? (Ответы детей). А на коробочках значки тоже разной формы. Поэтому, треугольные игрушки мы положим в какую коробку? (Ответы детей). Круглые игрушки в какую коробку? (Ответы детей). А квадратные? (Ответы детей). Будьте внимательны, не перепутайте.

Проводим дидактическую игру «Каждую игрушку на своё место». Воспитатель с лисой проверяют правильность выполнения задания. Если есть ошибки, вместе с детьми исправляют их. Лиса хвалит детей за внимательность.

     Лиса: «Мне понравилось с вами играть, я хочу подарить вам сладости. Но чтобы до них дойти нужно выложить дорожку вот из такого домино».  (Лиса показывает напольное цветное домино).

  «Ребятки, помните, мы с вами играли в такую игру. Мы подбирали карточки по цвету друг за другом. Подойдите к столу и возьмите по одной карточке. Рассмотрите их. Какие они по цвету? (Ответы детей). Давайте теперь выложим из них дорожку».

 Проводится дидактическую игру « Цветное домино».

По выложенной дорожке из разноцветного домино дети подходят к коробке со сладостями.  

 3. Итог.

  Лисичка хвалит детей и прощается с ними.

  - «Нам тоже пора возвращаться домой. Давайте закроем глазки. Раз, раз, раз, дома мы окажемся сейчас. Ну, вот мы и дома. Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)». 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 63»

Тренинг для родителей

«Вечерние игры на развитие познавательной деятельности»

Подготовила:

Учитель-дефектолог

Курьина О.А

г.Нижнекамск

2020 г.

Цель: заинтересовать родителей в развитии умственных и творческих способностей их детей; определить перспективы взаимодействия родителей и детей, направленные на развитие детского коллектива.

Ход тренинга:

Как развивать познавательную деятельность детей

Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы всё обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.

Принципы построения общения с детьми

1. Говорите с ребенком, сначала называя окружающие предметы, позже — действия, затем — признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои

суждения.

2. Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?».

3. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте. Уважайте его интеллектуальный труд.

4. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, рассказывайте интересные истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение — это всегда немного общение «на вырост».

5. По возможности много путешествуйте с ребенком.

6. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».

7. Ходите с ребенком в музеи.

8. Проводите совместные наблюдения и опыты.

9. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

10. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

В развивающую предметную среду для детей среднего возраста должны входить:

• различные куклы, комплекты одежды, посуды, мебель;

• игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать природной);

• костюмы для ряжения;

• познавательные книги и альбомы, журналы о природе;

• журналы, содержание которых соответствует личному интересу ребенка (например, автомашины, мода, интерьеры);

• иллюстрированные книжки с рассказами В. Г. Сутеева, В. А. Чижикова и других детских писателей;

• книги с волшебными сказками;

• коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т. п., тематические наборы открыток, марок, значков;

• цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые,

азбука на кубиках;

• наборы для профессиональных игр (типа «Маленький доктор»);

• дидактические игры «Подбери пару», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», лото «Зоологическое». «Цветы»;

• игры «Водоем». «Поймай рыбку», «Колпачки» и т. п. ;

• игровые и учебные телевизионные программы;

• различные орудия труда;

• стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности — детский стол и стул, правильное освещение (слева, расположенные в доступном месте материалы и оборудование для рисования, моделирования, работы с бумагой.

В развивающую среду детей дошкольного возраста должны входить:

• глобус (желательно с подсветкой, физическая карта мира и России, политическая карта мира;

• разнообразные коллекции;

• измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры:

• познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями:

• азбуки картинные, книги для первого чтения;

• авторские сказки;

• былины, мифы, легенды;

• познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;

• детский фотоаппарат с запасными цветными фотопленками, фотоальбом;

• часы настенные и календарь;

• настольно-печатные игры — лото, пазлы;

• настольные игры - домино, шашки, шахматы;

• чистые листы белой бумаги, фломастеры, акварельные краски и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

• оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.

Золотые правила, которых нужно придерживаться, занимаясь с ребенком

1. Постарайтесь никогда не раздражаться.

2. Проводите занятия в игровой форме, весело, задорно, доброжелательно.

3. Хвалите ребенка за успехи, ободряйте при неудачах.

4. Прекращайте занятия чуть раньше, чем они надоедят ребенку, даже если они длились всего-навсего несколько минут.

Если он просит продолжить их - значит, вы попали в точку. Но не поддавайтесь на просьбы. Интересное всегда должно быть впереди!

5. Если Вы не успели уловить этот момент и ребенок успел заскучать - тем более прекращайте занятие немедленно.

Не принуждайте ребенка вникать в то, к чему он потерял интерес.

6. А если у вас все-таки не получается заниматься с ребенком терпеливо и непринужденно, лучше пригласите специалиста, иначе вы сильно осложните ваши взаимоотношения.

7. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, даже если соседский ребенок уже знает наизусть «Евгения Онегина».

Занятия с детьми должны приносить только удовольствие, иначе они вряд ли будут эффективными. Дети, которых «перекормили» знаниями в дошкольном возрасте, к первому классу чувствуют себя усталыми и не интересуются учебой.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 63»

Тренинг для родителей

«Топ полезных игр для детей с ОВЗ»

Подготовила:

Учитель-дефектолог

Курьина О.А.

г.Нижнекамск

2020 г.

Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.

Задачи:

• стремиться установить доверительные отношения с родителями;

• формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом;

• способствовать сплочению родительского коллектива;

• активизировать творческий потенциал родителей;

Ход тренинга

1. Родителям предлагается, передавая Колобок соседу, пожелать ему что-нибудь хорошее на сегодняшний вечер.

2. Метод «Дерево ожиданий». Родителям предлагается на шаблонах яблок написать то, что они ожидают от тренинга. Шаблоны яблок прикрепляются на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, т. е. яблоки начнут «созревать», их можно снимать и «собирать» в корзину.

Пальчиковые игры стали фантастически популярны в наши дни.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга.

В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Начинать работу лучше с массажа (позже - самомассажа).

Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша,

• вдвое ускоряет процесс овладения им речью,

• способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук,

• массируя пальчики, вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Продолжительность массажа 3-5 минут. Игры с элементами массажа.

Выполняемые родителями упражнения

- хлопки;

- сжимание и разжимание мягких, а затем упругих предметов. Например, упражнение «Прятки»

Возьми короткий карандашик

и сожми его в кулачке, спрячь.

А теперь спрячь в другой руке.

Карандашик посжимаю

И ладошку поменяю.

- потирание ладоней одна о другую; - Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. – похлопаем, поаплодируем себе за это.

- Родители кладут на ладонь короткий карандаш, сжимают и разжимают кулак.

- потирают ладони одна о другую.

Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагают крупные трёхгранные карандаши.

Игры с элементами массажа

Выполняемые родителями упражнения

- перекатывание между ладонями предметов с неровной поверхностью (грецкий орех, граненый карандаш). Например, упражнение

«Утюжок»

Возьми толстый карандаш.

Положи его на стол.

«Прогладь» карандаш сначала одной ладонью,

потом другой, покатай карандаш по столу:

Карандаш я покачу

Вправо-влево - как хочу.

- постукивание кончиками пальцев рук по столу; нажимание на карандаш поочерёдно кончиками пальцев. Например, упражнение

Родители выполняют соответствующие движения

«Игра с горошком»

Дома я одна скучала,

Горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать,

Надо пальчику сказать:

- Пальчик, пальчик, мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай

И другому передай.

Внимание! Во время игр с мелкими предметами не оставляйте малыша без присмотра!

Массаж ладоней и пальцев рук массажным мячиком

Выполняемые родителями упражнения

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Пододвиньте корзинку, накрытую жёлтой салфеткой. Возьмете из неё мячики.

В руках у родителей разноцветные массажные мячи-ёжики. Совместно с логопедом папы и мамы выполняют предлагаемые движения.

По количеству мячиков на 1-2 меньше родителей. Родители могут по очереди выполнять упражнения, передавая друг другу мячики.

Игры с различными крупами

Выполняемые родителями упражнения

«Сухой бассейн»

Наполните половину коробки (корзинки, крышки от контейнера для торта) сухим горохом. Заройте какую-нибудь маленькую игрушку.

Пусть ребенок опустит ручки в сухой бассейн и найдет там спрятанный предмет («Кто в домике живет?»).

Летом можно играть на свежем воздухе, отыскивая «клады» в сухом, теплом песке.

Кроме игр с маленькими предметами очень полезно пересыпать сухой песок из ладошки в ладошку.

«Посадка фасоли»

Дети делают ямки в песке пальчиком и сажают семена. Пододвиньте корзинку, накрытую красной салфеткой. Уберите салфетку.

Родителям предлагается найти различные мелкие игрушки в сухом бассейне (крышка от контейнера для торта наполнена фасолью).

- Не вынимая найденную игрушку, ощупывая угадайте, что это.

Пододвиньте коробочку, накрытую зелёной салфеткой.

Родители делают ямки в песке и «сажают» фасоль

Игры с различными крупами

«Волшебный поднос»

На яркий поднос (коробку из-под конфет, тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится контрастная линия. Покажите ему, как нарисовать волны, круг, квадрат, солнышко, лодку, домик, цветок и т. п.

А сейчас нарисуйте что-нибудь сами.

Расскажите нам о том, что нарисовали, при этом можете придумать маленькую историю.

Пожалуйста, сопровождайте все игры речью! Объясняйте ребёнку всё, что вы делаете. Комментируйте его действия. Хвалите малыша даже за незначительные успехи.

Упражнения с палочками и спичками

Выполняемые родителями упражнения

«Строим забор (домик, лесенку,.)» из счетных палочек (закрепить знания о цвете и размере).

«Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.

«Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек.

«Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка. В маленьких тарелочках на столиках лежат кусочки жёлтого, серого и чёрного пластилина.

Родителям предлагается скатать из них комочки. Затем пластилиновые комочки серого и чёрного цветов «превратить в ёжиков», жёлтые комочки – в «одуванчики», воткнув в них спички.

Для игр используйте только спички с отрезанными головками!

Родителям предлагается сделать бусы – нанизываем макароны на шнурок.

Прежде чем сделать бусы из макарон можно вместе с ребёнком покрасить их разноцветными красками.

Упражнения с ватой

Выполняемые родителями упражнения

«Снегопад в лесу»

На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.

«Поможем птицам»

устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты. Коллективная работа родителей, присутствующих на игротренинге «Поможем курочке».

Материалы: корзинка, вата, игрушка-курочка.

Упражнения с бумагой

Выполняемые родителями упражнения

Вариант 1:

Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)

«Чтобы Мишке было теплее»

Мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге».

Коллективная работа родителей, присутствующих на игротренинге

1. «Чтобы мишке было теплее»

Материал: бумага, игрушка-мишка «спит» в «берлоге».

Родители мелко рвут бумагу, потом засыпают кусочками мишку в «берлоге».

- Чтобы было веселее работать расскажите, какая у мишки шубка

Упражнения с бумагой

"Сюрприз"

Заверните значок (маленький подарок вашему малышу) в 4-5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики, разгладить их пальчиками и аккуратно сложить.

Подарок папам и мамам

Мы тоже приготовили для вас подарок на память о сегодняшней встрече – буклет «Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка». В нём вы прочитаете то, о чём мы не поговорили сегодня:

- Этапы формирования кистевых и пальцевых навыков;

- Игры с бельевыми прищепками;

- Мозаика. Конструктор;

- Шнуровки;

- Упражнения для развития графических навыков.

1. Пожалуйста, скажите, исполнились ли пожелания, написанные Вами на «яблоках». Что-нибудь особенно интересное Вы сегодня узнали? Напишите об этом на «яблоках».

Спасибо за работу! Удачного вечера всем Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План на межаттестационный период

План на межаттестационный период 2015-2020гг....

Индивидуальный план в межаттестационный период

Направление, содержание, периодичность работы в межаттестационный период....

План на межаттестационный период

«Связь музыкального воспитания с экологическим развитием дошкольников»....

Индивидуальный план на межаттестационный период с 2010 - 2015 год Севрикеевой Ю.А.

Индивидуальный план на межаттестационный период  с 2010 - 2015 год Севрикеевой Юлии Александровны...

План на межаттестационный период

Подобран материал на ближайшую педагогическую работу в ДОУ....