Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ильина Татьяна Владимировна

В последние годы неуклонно растёт число детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, которые посещают общеобразовательные группы ДОУ. Логопедическая помощь таким детям оказывается на логопедическом пункте. Логопедическая работа с детьми с ОНР третьего уровня осуществляется по единой программе и направляется на преодоление недоразвития речи (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). В эту программу не включены занятия по ритмическому воспитанию, в то время как дети с недоразвитием речи имеют нарушения ритмической организации речи и движений, что существенно влияет на результаты коррекционной работы и свидетельствует о том, что все они нуждаются в развитии чувства ритма.

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста

В последние годы неуклонно растёт число детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, которые посещают общеобразовательные группы ДОУ. Логопедическая помощь таким детям оказывается на логопедическом пункте. Логопедическая работа с детьми с ОНР третьего уровня осуществляется по единой программе и направляется на преодоление недоразвития речи (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). В эту программу не включены занятия по ритмическому воспитанию, в то время как дети с недоразвитием речи имеют нарушения ритмической организации речи и движений, что существенно влияет на результаты коррекционной работы и свидетельствует о том, что все они нуждаются в развитии чувства ритма.

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности) [1].

Если имеющиеся нарушения не выявлены и не преодолены в дошкольном возрасте, то в дальнейшем они становятся причиной трудностей или стойкой неуспеваемости ребёнка в школе.

Поэтому было принято решение реализовать систему работы по развитию моторного и речевого ритмов с помощью логопедической ритмики. Работа проводилась совместно с музыкальным руководителем с четким согласованием целей и задач по развитию ритмических процессов. Определённому чередованию проведения занятий музыкального руководителя и учителя-логопеда на каждом этапе формирования моторного и речевого ритмов. Общие занятия проводились нами один раз в неделю. В подготовке участвовали педагоги группы и родители. Также раз в месяц на итоговое занятие приглашались родители. Тематика занятий соответствовала временам года.

В начале года проводилось обследование детей. Обследование состояния психомоторики детей с ОНР проводится логопедом в начале коррекционного обучения. Оно является частью комплексного, динамичного обследования лиц с речевой патологией различными специалистами: логопедом, невропатологом, психиатром, психологом, отоларингологом и др. Обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подхода, учёта личностных особенностей, состояния двигательной сферы обследуемого, речевого нарушения и др. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы. Все результаты фиксируются в речевых картах и протоколах на каждого ребёнка. В итоге группа составляла 12 человек с общим недоразвитием речи третьего уровня в возрасте пяти лет.

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

Объект логопедической ритмики – человек (ребёнок) с речевой патологией.

Предмет – многообразные нарушения психомоторных функций людей с речевой патологией и система движений в сочетании с музыкой и словом .

Основная цель логопедической ритмики – преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды [1].

Связь между музыкой и речью основана на:

- общих с антропометрической точки зрения способах переноса акустической информации музыкальных и речевых комплексов от анализаторов к коре головного мозга и ее распознавания;

- аналогичных выразительных элементах, таких как ритм, мелодия, гармония, громкость, динамика, акцент (ударение) и просодия [3].

Речь человека обладает богатой шкалой выразительности, которая соответствует динамическому характеру трёх составных элементов музыки – ритма, мелодии, гармонии.

Так музыкальный ритм – это отношение длительности нотных звуков и их последовательностей, а ритм речи – это темп, скорость произнесения звуков в слогах, слогов в слове, слов во фразе. Воспроизведение и музыки, и речи невозможно без ритма (К. Орф, 1932; М. Е. Хватцев, 1951; М. Зееман, 1955; Б. М. Теплов, 1964). Не только отдельная фраза, составляющая логическое целое в разговоре, но и каждое слово имеет собственный характерный ритм, который чётко проявляется в контексте. А также расположение ударений и динамические изменения ритма в речи, аналогично музыкальным произведениям, создают характер каждого национального языка [3].

Музыка порождает у человека определённые психические и соматические процессы, т.е. вызывает в нем определённые чувства, эмоции, настроения, изменения в поведении и одновременно влияет на важнейшие вегетативные функции, моторику, а тем самым и на речь [3].

Известно, что ритмичная речь усваивается и воспроизводится детьми лучше. Использование речевых игр в сопровождении музыки с пением позволяет развивать не только возможности голосового аппарата и музыкальный слух, но и активизировать слуховое внимание детей, закреплять фонетические навыки, ненавязчиво побуждать к словотворчеству, закреплять лексико-грамматические средства языка и совершенствовать связную речь [3].

Система работа строилась на предложенной (Филатова Ю. О., Гончарова Н. Н., Прокопенко Е. В.) педагогической технологии. Целью этой педагогической технологии является развитие моторных и речевых ритмических процессов в тесной взаимосвязи с логопедическими технологиями, используемыми в системе логопедической помощи детям с разными речевыми расстройствами. Её задачи направляются на поэтапное развитие ритма общих движений, музыкального ритма и разных видов речевого ритма у детей на логопедических и музыкальных занятиях. Двигательное обучение от осознания ритма (моторного – музыкального – речевого) к автоматизированному выполнению его в движении представляет собой длительный процесс двигательной тренировки по определённой схеме: от формирования базовых моторных ритмических умений к автоматизации ритма неречевых и речевых движений, сначала под музыкальное сопровождение, затем под регулирующий жест учителя-логопеда с одновременной реализацией определённых речевых заданий [4].

В общие занятия по логопедической ритмике включались все речевые средства: упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движения и речи, упражнения с предметами, сопровождающиеся речью, упражнения с элементами мелодекламации, игры-драматизации.

Особое внимание уделялось введению в занятия речевых и подвижных игр с элементами инсценировки сказок, песен и стихотворений. В этих упражнениях на первый план выступают диалоги, монологи детей, сложные словесные инструкции.

Целью этих упражнений является формирование способности быстро ориентироваться в новом речевом задании, переключаться с одного вида упражнений на другой. С детьми, имеющими ОНР при третьем уровне речевого развития, в занятия по логопедической ритмике включаются театрализованные игры, в которых дети выступают от имени героев сказок или песен.

Примерная схема построения занятия по логопедической ритмике для детей с ОНР при третьем уровне речевого развития

Задачи:

  1. Развивать статическую и динамическую координацию движений, мышечный тонус.
  2. Развивать диафрагмальное и фонационное дыхание, качества голоса, артикуляцию и дикцию.
  3. Добиваться четкой переключаемости движений.
  4. Формировать лексико-грамматические представления.
  5. Развивать монологическую речь.

Ход занятия

  1. Вводная часть.
  • Упражнения на различные виды ходьбы и бега.
  • Упражнение для развития речевого дыхания с речевым сопровождением.
  1. Основная часть.
  • Упражнение для развития дикции и артикуляции.
  • Упражнение для развития мелкой моторики.
  • Упражнение на развитие координации движений и речи.
  • Упражнение с предметами и речевым сопровождением.
  • Упражнение с элементами танца. Игра-драматизация.
  1. Заключительная часть.
  • Упражнение на расслабление мышечного тонуса.
  • Упражнения для развития дыхания.

Содержание логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста определяется задачами не только преодоления основных нарушений устной речи, но и коррекции и развития тех психофизиологических функций, которые составляют основу для освоения навыков письма и чтения. Для детей с системными речевыми нарушениями, характерно несовершенство слуховой, двигательной, зрительной координации. Поэтому в своей системе работы мы широко использовали методический комплекс А. Е. Вороновой, найденный автором пособия путь решения указанной задачи продуктивен, адекватен возрасту, специфике сенсорного и моторного развития детей с общим недоразвитием речи третьего уровня [2].

Таким образом, итоговое обследование дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня выявило положительную динамику речевого развития. Наша система работы способствовала развитию у детей слухо-зрительно-двигательной координации, внимания и памяти, ритмического слуха, нормализации координации движений с речью, пространственной организации движений, выразительности и грации движений, общей и мелкой моторики. Занятия с использованием технологии развития моторного и речевого ритмов создают благоприятный фон для оптимизации традиционной логопедической работы. Как показала практика, эта система работы актуальна, действенна, интересна детям, поэтому мы будем её продолжать и совершенствовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы преодоления общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста

Представлен опвт работы как и какими методами преодолеть дефект  речи у детей старшего дошкольного возраста. Здесь есть как теоретическая часть так и практическая. Использованы требования: научно...

Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

Формирование предложно – падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста с применением ИКТ

В статье представлена методическая разработка учителя - логопеда   по формированию предложно – падежных конструкций  у детей с ОНР (III уровня речевого развития) старшего дош...

Статья"Влияние общего недоразвития речи на межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста"

В статье раскрыт вопрос влияния речевого заключение общее недоразвитие речи  на межлчностные отношения...

Значение пальчиковой гимнастики в системе логопедической коррекции ОНР третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста

                   Актуальным вопросом логопедии является изучение системы логопедической коррекции ОНР третьего уровня у детей старшего дошкол...

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСведения об авторе: Галахова Анна Анатольевна, музыкальный руко...