Проект "Как правильно произносить звук Р"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Манина Надежда Анатольевна

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительского). Периферический аппарат в свою очередь состоит из трех отделов: дыхательного, голосового и артикуляционного (или звукопроизводящего). Понятно, что эти сведения дошкольникам знать пока не обязательно. Для них важно значение именно тех органов артикуляционного аппарата, которые непосредственно принимают участие в произношении звука, а это губы, зубы, небо, язык, имеющих три зоны: спинку, корень и кончик языка, а также понятие о воздушной струе, выполняющей одновременно голосообразующую и артикуляционную функции.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Им трудно понять материал, объясняемый с помощью научной терминологии, поэтому в логопедии принято для знакомства с органами артикуляции использовать  игровой сюжет – «Сказку о Веселом Язычке». Есть несколько вариантов этой сказки с похожим сюжетом, но отличающиеся деталями. Я использую один из этих вариантов (Приложение 1). Дети уже знакомы с органами речи, с артикуляционным укладом и со специальными упражнениями, помогающими получить данный звук. Поэтому создание «физиологического образа» звука происходит с использованием уже имеющихся знаний и опыта ребёнка.  

Тем не менее, мной было предложено детям провести исследование, целью которого стало уточнение особенностей произношения звука Р. Воспитанники должны были выяснить у членов семьи, близких, как они произносят звук, какие органы артикуляции и каким образом участвуют в этом, сравнить результаты, обобщить, а затем оформить полученные сведения в виде таблицы. Для простоты оформления результатов была предложена подсказка:  варианты расположения  губ, языка, схема изображения силы воздушной струи во время произношения звука (Приложение 2). Среди них нужно было выбрать подходящий вариант и зарисовать в табличку.

При выполнении данной работы дети применяли различные методы исследования: эмпирические (наблюдение, свободное интервьюирование) и теоретические (анализ и синтез, сравнение, обобщение). Эта способствовало не только достижению цели самого исследования, но и развитию мыслительных способностей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zvuk_r.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звёздочка»

Проект на тему:

«Как правильно произносить звук Р»

Выполнила:

учитель – логопед

Манина Н. А.

г.о.г. Шахунья

2020год

Информационная карта.

Название проекта

«Как правильно произносить звук Р»

Тип проекта

Исследовательский

По количеству участников

Индивидуальный

Сроки реализации

2.03.2020г.- 30. 04.2020г.

Участники проекта

Воспитанники старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Цель проекта

Осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении звука Р.

Задачи проекта

- Содействовать развитию исследовательской и проектной активности детей;

- Стимулировать у дошкольников интерес к артикуляционному укладу при произношении звука Р;

- Содействовать выработке осознанного произношения детьми звука Р.

- Привлекать родителей к совместной с детьми деятельности проектирования.

Этапы и сроки реализации

Первый этап (подготовительный)

Второй этап (реализация проекта)

Третий этап (заключительный)

Ожидаемый конечный результат проекта

Осознанное принятие детьми правильного артикуляционного уклада при произношении звука Р.

Предполагаемые критерии оценки эффективности проекта

Выставка проектов в группе, создание проектной папки, фотоматериалы.

Автор проекта

Учитель – логопед Манина Н. А.

Проект на тему:

«Как правильно произносить звук Р»

Пояснительная записка:

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительского). Периферический аппарат в свою очередь состоит из трех отделов: дыхательного, голосового и артикуляционного (или звукопроизводящего). Понятно, что эти сведения дошкольникам знать пока не обязательно. Для них важно значение именно тех органов артикуляционного аппарата, которые непосредственно принимают участие в произношении звука, а это губы, зубы, небо, язык, имеющих три зоны: спинку, корень и кончик языка, а также понятие о воздушной струе, выполняющей одновременно голосообразующую и артикуляционную функции.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Им трудно понять материал, объясняемый с помощью научной терминологии, поэтому в логопедии принято для знакомства с органами артикуляции использовать  игровой сюжет – «Сказку о Веселом Язычке». Есть несколько вариантов этой сказки с похожим сюжетом, но отличающиеся деталями. Я использую один из этих вариантов (Приложение 1). Дети уже знакомы с органами речи, с артикуляционным укладом и со специальными упражнениями, помогающими получить данный звук. Поэтому создание «физиологического образа» звука происходит с использованием уже имеющихся знаний и опыта ребёнка.  

Тем не менее, мной было предложено детям провести исследование, целью которого стало уточнение особенностей произношения звука Р. Воспитанники должны были выяснить у членов семьи, близких, как они произносят звук, какие органы артикуляции и каким образом участвуют в этом, сравнить результаты, обобщить, а затем оформить полученные сведения в виде таблицы. Для простоты оформления результатов была предложена подсказка:  варианты расположения  губ, языка, схема изображения силы воздушной струи во время произношения звука (Приложение 2). Среди них нужно было выбрать подходящий вариант и зарисовать в табличку.

При выполнении данной работы дети применяли различные методы исследования: эмпирические (наблюдение, свободное интервьюирование) и теоретические (анализ и синтез, сравнение, обобщение). Эта способствовало не только достижению цели самого исследования, но и развитию мыслительных способностей дошкольников.

Проблема.

Коррекционно – развивающие логопедические занятия посещают дети старшего возраста с ОНР. Одной из задач работы логопеда является подготовка артикуляционного аппарата ребенка к произношению трудных звуков с помощью специальных артикуляционных упражнений, постановка звука, закрепление его в самостоятельной речи воспитанника.

На первом этапе работы необходимо сформировать «физиологический образ» звука. Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции (губы, зубы, язык) при произношении звука невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз, а, следовательно, усложняется  постановка звука. Частично «физиологический образ» звука можно объяснить с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, когда, используя игровые сюжеты и предметные картинки, логопед развивает подвижность языка, его переключаемость, точность и последовательность движений. Однако, не все дети сразу правильно выполняют упражнения и воспроизводят нужный артикуляционный уклад. Это объясняется рядом причин, например, отсутствием передних резцов у дошкольников не дает опору для языка при произношении некоторых звуков. В связи с этим мы решили провести вместе с детьми небольшое исследование. Поскольку дети не могут самостоятельно это сделать, а тем более оформить результаты, привлекли родителей (Приложение 3). У большей части воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР нарушено произношение звука Р, именно поэтому тема нашей исследовательской работы так и звучит «Как правильно произносить звук Р».

Цель проекта: осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении звука Р.

Задачи:

- содействовать развитию исследовательской и проектной активности детей;

- стимулировать у дошкольников интерес к артикуляционному укладу при произношении звука Р;

- содействовать выработке осознанного произношения детьми звука Р;

- привлекать родителей к совместной с детьми деятельности проектирования.

Вид проекта: исследовательский, краткосрочный.

Адресация:

Проект реализуется в рамках «Программы коррекционно – логопедической работы с детьми, имеющими речевые нарушения в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР».

Участники проекта:

Воспитанники старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

(Кирилл К., Саша В., Полина Г., Вера К., Захар Х.), а также их родители.

Возраст участников: 5-6 лет.

Сроки реализации: 2.03.2020г.- 30. 04.2020г.

Этапы проектной деятельности:

Первый этап (подготовительный): 2 - 9 марта.

  • Создание проблемной ситуации для детей и формулировка общего исследовательского вопроса.
  • Мониторинг осознанного произношения детьми звука Р.
  • Постановка цели и задач проекта.
  • Подбор наглядно – дидактических пособий по теме проекта.
  • Работа с родителями с целью привлечения к разработке и реализации проекта.
  • Разработка перспективного плана проекта.

Второй этап (реализация проекта): 10 – 30 марта.

  • Проведение с детьми ООД.
  • Организация участия родителей в реализации проекта.

Третий этап (заключительный): 1 – 30 апреля.

  • Презентация индивидуальных  проектов в группах.
  • Мониторинг осознанного произношения детьми звука Р.
  • Постановка с детьми цели на будущее: осознанно произносить звук Р в слогах, словах, предложениях и связной речи.

Ожидаемый результат: осознанное принятие детьми правильного артикуляционного уклада при произношении звука Р.

Предполагаемые критерии оценки эффективности проекта: выставка проекта в группах, создание проектной папки, фотоматериалы.

Мероприятия:

  1. ООД «Автоматизация изолированного звука Р».
  2. Мониторинг осознанного произношения детьми звука Р (Приложение 4).
  3. Проведение консультации для родителей на тему: «Проектная деятельность» (Приложение 3).
  4. Презентация проектов в группе.

Формы реализации проектов:

  1. Совместная деятельность детей и родителей.
  2. Консультации для родителей.
  3. ООД.
  4. Презентация.

Интеграция образовательных областей в мероприятиях по реализации проекта:

  1. Социально- коммуникативное развитие.
  2. Речевое развитие.
  3. Художественно – эстетическое развитие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся правильно произносить звук Ш

Материал можно использовать в качестве консультативного материала для ширмочки-передвижки или в "Уголке для родителей"...

Наглядная агитация для родителей "Почему важно правильно произносить звуки?"

Данная наглядная агитация разработана с целью ознакомления родителей детей старшего дошкольного возраста с проблемой неправильного звукопроизношения у детей, описанием одной из ее  причин. Также ...

Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад I категории №25 «Родничок»   Консультация для родителейТема: «Как научить ...

Учим детей правильно произносить и различать звуки

У многих детей к 5 годам не сформирована как звуковая, так и смысловая сторона речи. Это отрицательно сказывается на овладении различными навыками и умениями. Наиболее распространенными у детей дошко...

Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей старшей группы " Учимся правильно произносить звук С "

Задачи:- Обогатить словарь детей прилагательными:-качественными- относительными- притяжательнымиПознакомить со способами их образования, составлять с ними полные, распространённые предложе...

Конспект НОД "Учимся правильно произносить звук "ж"

Образовательные задачи:Познакомить детей со звуком ж. Учить  правильно и четко произносить звук ж  (изолированно, в звукоподражательных  словах, чистоговорках и связной речи). Разв...