Развитие моторной функции руки у дошкольников со стертой дизартрией.
статья по коррекционной педагогике

Енькина Татьяна Александровна

Роль развития тонкой моторики у детей со стертой дизартрией. Основные особенности развития мелкой моторики у детей с диагнозом стертая дизартрия. Приемы и методы, употребляемые в коррекционно-развивающем процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_melkoy_motoriki_.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие моторной функции руки у дошкольников со стертой дизартрией.

Роль развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи рассматривалась многими учеными. В настоящее время исследователи пытаются разработать все новые подходы и технологии по развитию движений пальцев рук. Это свидетельствует о том, что проблема остается актуальной и на данный момент. Данной проблемой занимался еще В.М. Бехтерев. Его работы доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи.

Анализ специальной литературы и экспериментальные данные показывают, что у детей дошкольного возраста с диагнозом стертая дизартрия, уровень развития тонкой моторики отстает от детей без речевых патологий. Данный факт подтверждает, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

У детей со стертой дизартрией отмечается недостаточная координация движений, трудности переключения с одного вида движения на другой, недостаточность динамического праксиса и сопутствующие движения при выполнении отдельных проб.

Развитие у дошкольников со стертой формой дизартрии тонкой моторики пальцев рук – это необходимое условие развития моторики артикуляционного аппарата. Воздействие осуществляется на два компонента, необходимых для осуществления двигательного акта: кинестетическую основу, обеспечивающую дифференцированный состав сложных движений, и кинетическую структуру, лежащую в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных актов. Необходимым условием построения коррекционного процесса является обеспечение всестороннего развития. Для этого необходимо учитывать уровень актуального развития ребенка, «зону ближайшего развития», а также его индивидуальные особенности.

Коррекционно-развивающая работа проводится в играх и игровых упражнениях, что способствует развитию положительного отношения к занятиям.

Коррекционно-развивающую работу по развитию тонкой моторики рук у детей со стертой дизартрией  предлагается начинать с проведения массажа.  Массаж следует начинать с правой стороны туловища, с кисти правой руки. Желательно массировать кисти рук попеременно, то есть помассировав одну зону на правой руке, массируют туже зону на левой. Приемы массажа можно выполнять поверхностью двух-четырех пальцев или только подушечками больших пальцев. В первую очередь массируют ладонь, а затем переходят к пальцам, начиная с мизинца. Каждый палец массируют со всех сторон. Особое внимание следует уделить большому пальцу, так как стимулируется проекционная зона соответствующего участка головного мозга. Затем следует массировать кожные складки между пальцев, а после переходить к массажу запястья. Заканчивают массаж медленным поглаживанием кисти в направлении от запястья к кончикам пальцев. Массаж следует делать в течение 5 минут.

После завершения сеанса массажа кистей рук, ребенку предлагается проделать элементы самомассажа: покатать между ладонями сосновую шишку, погладить/потрогать камешки, потереть восьмигранный карандаш между ладоней. Эффективным является использование приемов Су- Джок терапии.

Следующим этапом работы является применение пальчиковых игр. Эти игры эмоциональные, увлекательные способствуют развитию речи, творческой деятельности. Их польза еще и в том, что они подготавливают руку к рисованию, лепке, конструированию и письму. Работа с детьми начинается с изучения основных элементов движений пальцев рук элементы которых уже потом включаются в «пальчиковые игры». Вначале ребенка обучают более простым упражнениям, а затем по мере усвоения, сложность повышается.

В настоящее время существует огромное количество пособий с пальчиковыми играми на разные лексические темы, пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок, авторских сказок, пальчиковые игры с применением перчаток/напальчников, теневой театр.

Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук. Упражнения нужно давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой и большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений. Особое внимание уделяется тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, которые наши пальцы не выполняют в повседневной деятельности.

Одним из занимательны и эффективных методов совершенствования тонкой моторики можно считать ниткографию. Она представляет собой выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Кроме того занятия с податливой, мягкой нитью успокаивают детей и развивают у них интерес к декоративно-прикладному искусству.  Обучение следует начинать с работы по готовому образцу. Когда ребенок научится выкладывать простейшие изображения, целесообразно переходить к  «рисованию» по представлению. В этом случае параллельно с тонкой моторикой развивается и творческое воображение ребенка. Ниткографию можно сочетать с развитием речи. После прослушивания сказки или рассказа дается задание : изобразить героя. Также можно загадывать загадки, ответами на которые послужат «рисунки» нитью. Для занятий ниткографией понадобится толстая (нескользкая) нить и экран. В качестве экрана используется шероховатая поверхность: лист бархатной бумаги, фланелевая ткань, ковролин.

Все вышеперечисленные приемы применяются в комплексе и образуют методику по развитию тонкой моторики у дошкольников со стертой дизартрией. Данная группа детей нуждается в систематической работе по тренировке тонких движений пальцев рук на ряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, способствующим улучшению работы артикуляционной моторики. Такие тренировки также улучшают внимание, память, слух и зрение. Своевременно начатая систематическая работа по развитию движений пальцев подготовит руку к успешному овладению техникой письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-теоретические основы логопедической работы по развитию внимания и саморегуляции у дошкольников со стертой дизартрией

В своей статье я изложила, насколько процессы произвольного внимания и саморегуляции играют существенную роль при овладении детьми процессами чтения и письма. Поэтому недоразвитие или несформированнос...

Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников со стертой дизартрией

В методической разработке для педагогов, я руководствовалась насколько произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Достаточная сформированность произво...

Л.А.Позднякова Развитие интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией как средство формирования коммуникативных навыков.

Статья посвящена анализу нарушений мелодического оформления речи дошкольников со стертой дизартрией на основе применения экпериментально-фонетического подхода, содержит подробную характеристику наруше...

Особенности развития лексики у старших дошкольников со стертой дизартрией

Ведущим нарушением при стертой дизартрии является нарушение произносительной стороны речи. Вместе с тем у многих детей обнаруживается и несформированность лексической стороны речи, фонематических проц...

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Общим вопросам симптоматики дизартрии посвящено немало работ, но специальных современных работ, посвященных комплексному изучению двигательных функций у детей со стертой дизартрией, недостаточно, поэт...

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Проблема нарушений моторных функций у дошкольников со стертой дизартрией в настоящее время стоит довольно остро и поиск новых, эффективных методов в преодолении нарушений психомоторного развития являе...

Методическая разработка «Особенности фонематических функций дошкольников со стертой дизартрией и пути их формирования в логопедической работе»

       Хорошая речь - главное условие всестороннего полноценного развития детей, чем шире активный словарный запас и грамотнее речь у него, тем проще  выразить свои мыс...