«Инклюзивное образование детей средствами физического воспитания в детском саду»
статья по коррекционной педагогике

Данная работа будет полезна инструкторам по физической культуре в детских садах и воспитателям, начинающим свою деятельность в области инклюзивного образования, а также педагогам дополнительного образования и  учителям школ. Она поможет разобраться в организации процесса инклюзивного образования,  познакомиться с технологиями, позволяющими реализовать задачи инклюзивного образования на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

 «Инклюзивное образование детей средствами физического воспитания в детском саду»

 Краткая аннотация работы:

 Данная работа будет полезна инструкторам по физической культуре в детских садах и воспитателям, начинающим свою деятельность в области инклюзивного образования, а также педагогам дополнительного образования и  учителям школ. Она поможет разобраться в организации процесса инклюзивного образования,  познакомиться с технологиями, позволяющими реализовать задачи инклюзивного образования на практике.

Содержание

Введение

  1. Основная часть

1.1. Инклюзивное образование

1.2. Цели и основные принципы инклюзивного образования

1.3. Преимущества инклюзивного образования

1.4. Преподавание физкультуры детям с ОВЗ

1.5. Методические рекомендации по преподаванию физкультуры

2. Заключение

Список использованной литературы

Москва

Введение

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал.

На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития…

нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

Кофи Аннан. 1998

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предоставляет большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми  для успешной социализации в современном обществе.

 В мировой педагогической практике идея совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья прошла длительный, сложный и противоречивый путь развития.   В современной педагогической науке и практике инклюзия в образовании предполагает создание нового типа образовательной среды, в которой для полноценного развития детей с особыми образовательными возможностями и потребностями создаются наиболее благоприятные условия. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

Развитие инклюзивного образования - не создание нового, а системное изменение всех ступеней образования в целом. В психолого-педагогической науке исследование инклюзивных процессов происходит в основном в контексте организационно-методических проблем воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, вопросов их социализации и реабилитации. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Это образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.


1.1. Инклюзивное образование

Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании.

Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников. При этом каждый ребенок с ОВЗ должен иметь возможность реализовать свое право на получение образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь.

Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия);
  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала;
  • Формирование общей культуры воспитанников.

Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ

  • Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • Обеспечение доступа в здание ДОУ и другие условия без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ОВЗ.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование

должны быть направлены на:

  • Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  • Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации;
  • Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является  принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

1.2. Цели и основные принципы инклюзивного образования

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

  • Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности.
  • Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников.
  • Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения.
  • Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.
  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи.

  • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.  Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

1.3. Преимущества инклюзивного образования

Преимущества инклюзии для детей с ОВЗ весьма существенны:

  • Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных образовательных учреждениях. Это становится особенно очевидным, если педагоги целенаправленно поддерживают социализацию, и если количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным ученикам в целом;
  • В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с ОВЗ. Это в значительной мере связано с тем, что у таких детей появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту;
  •  В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и академических достижений;
  • Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных групп/классов обучения в малых группах. Дети «переступают» за черту инвалидности другого ребенка, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего;
  • В инклюзивных группах/ классах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех случаях, когда дети с ОВЗ посещают детский сад или школу неподалёку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими одноклассниками вне школы. Педагоги играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.

  1. Преподавание физкультуры детям с ОВЗ

Можно ли развить физические способности детей с ограниченными способностями здоровья, и их здоровых сверстников на совместных уроках физической культуры в детском саду без ущерба для каждого? Некоторые специалисты физической культуры, сомневаются в такой возможности, учитывая, что различия детей особенно ярко проявляются именно в двигательной сфере во время целенаправленных двигательных действий.

В инклюзивном образовании физическое воспитание и физическая культура могут стать значительно большей проблемой по сравнению с другими образовательными областями. Требуются значительные изменения программы, организации и содержания занятия в соответствии с интересами и возможностями всех детей, обучающихся в одной группе.

Физическая культура - это не только область работы с человеком для создания его физической готовности к жизни, это средство и способ физического совершенствования, и, прежде всего, «работа с духом» человека, его внутренним миром.

Целью адаптивной физической культуры является социализация детей с ограниченными возможностями, а не только их лечение посредством физических упражнений и физических процедур. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление жизненных сил, повышение психологического комфорта. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств занятий.

У лиц с отклонениями в состоянии здоровья физическая культура направлена на развитие основных физических качеств; повышение функциональных возможностей организма; становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств ребенка с ОВЗ; формирование комплекса специальных знаний. Помимо данных положительных влияний инклюзивные уроки физической культуры имеют еще ряд преимуществ. «Особые» дети получают доступный пример для двигательного подражания; формируется способность к преодолению физических и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; осознается необходимость своего личного вклада в жизнь общества; появляется желание улучшать свои физические кондиции. Принципы инклюзивного образования построены на поддержке, взаимопомощи, равноправии и дружбе. Для ребенка с ОВЗ важно осознать, что он может общаться на равных со здоровыми, понять, какие качества нужны для общения с другими детьми, преодолеть желание самоизоляции и убедиться в собственном физическом потенциале.

Несомненно, положительный опыт таких занятий выносят и здоровые дети. Для них это новые навыки общения и развития эмоциональной сферы, преодоление эгоистических установок или комплекса превосходства. Это восприятие инвалида как равного, проявление чувства ответственности за другого человека, развитие умения соизмерять свои желания с возможностями другого, осознание важности адекватной помощи в ситуации, когда она действительно необходима. Участвуя совместно в образовательном процессе, здоровые дети и дети с ОВЗ учатся толерантному отношению друг к другу.

Анализируя процесс физического воспитания в группах ДОУ и классах, где обучаются дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), надо отметить, что специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания.
Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической культурой, и, представляющая собой систему различных мероприятий, направленных на исправление недостатков в развитии человека, является основой социальной реабилитации и поэтому между понятиями физической и социальной реабилитации существует диалектическая взаимосвязь. Здесь опорными становятся принципы, разработанные Л.С.Выгодским (опора на сохраненные возможности, зоны ближайшего развития), а также методы деятельностного подхода, деловых игр, коллективного способа обучения, учение о приоритетном развитии высших психических функций, одновременном развитии всех учащихся, личностно развивающем образовании.

Занятия физической культуры должны строиться с индивидуальным подходом и учетом особенностей детей. Например, при включении в подвижные и спортивные игры необходимо подбирать ролевые функции исходя из функционального состояния каждого участника, а при проведении эстафет соответственно распределять различные задания.

Можно использовать упражнения с форой – с разными дозировками, исходными и конечными положениями. Стремления к различным достижениям, победам начинаются с детства, поэтому нельзя делить людей на инвалидов и не инвалидов, все мы имеем равные права и возможности.

  1. Методические рекомендации по преподаванию физкультуры

Самым главным приоритетом в работе с детьми с ОВЗ является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, педагоги должны применять такие подходы:

1. Использование дифференцированного обучения с целью большей индивидуализации обучения, чем требуется для нормально развивающегося ребенка, это: 

- введение специальных разделов в образовательную программу для детей с ОВЗ, отсутствующих в образовательных программах нормально развивающихся школьников; 

- систематизация упражнений и заданий по виду заболеваний. 

2. Использование разнообразных средств для предотвращения утомления: чередование двигательной и практической деятельности, выполнение спортивных заданий и упражнений небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности для активизации обучающихся. 

3. Повышение уровня активности. Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Это необходимое условие успешности процесса обучения воспитанников с ОВЗ на занятиях/уроках физкультуры. 

4. Использование специальных методов (наглядных (иллюстрация, демонстрация), практических (упражнения, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля)), приёмов и средств обучения, способствующих познавательной деятельности учащихся, формирующих необходимые учебные навыки, способствующих раскрытию и развитию потенциала ребенка.

Работая с детьми с отклонениями в развитии, педагоги и учителя должны учитывать, что естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение, даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, создать благоприятные условия для реализации природных способностей, быстрее адаптироваться к новым условиям, увереннее чувствовать себя в самостоятельной жизни. В данном случае, мотивационный потенциал игры направлен на более эффективное освоение образовательной программы детьми с ОВЗ. Конечно, всё это должно осуществляться на доступном детям уровне и с помощью педагога. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ учитывается, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, надо стараться не допускать излишнего упрощения материала, т.к. группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то необходимо ставить задачу, адекватную возможностям каждого ученика. 

5. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, оказание своевременной помощи каждому ребёнку с отклонением в развитии, формирование уверенности в собственных силах и возможностях. 

Правильно организованное инклюзивное образование поможет предотвратить дискриминацию в отношении таких детей, поддержать детей с особыми потребностями в их праве на достойную жизнь, свободное развитие, поможет им быть равноправными членами общества.

Таким образом, инклюзивное образование предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке педагогов, которые должны ясно понимать сущность инклюзивного подхода, знать возрастные и психологические особенности воспитанников с различными патологиями развития, реализовать конструктивное педагогическое взаимодействие между всеми субъектами образовательной среды. Одним словом, педагог должен быть готов к осуществлению профессиональной деятельности в условиях инновационного образовательного процесса.

Заключение

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось – сотрудничества на равных условиях.

Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только о проблемах какого-либо одного ребёнка. Речь идёт о проблемах всей образовательной организации, о ее соответствии потребностям всех учеников. Успешное решение проблем по мере их возникновения, основанное на ясной педагогической платформе, общие ценности и позитивное лидерство представляет собой наилучший путь для продвижения школы к большей инклюзивности.
Инклюзивное, совместное обучение не только помогает детям с ОВЗ адаптироваться к жизни, но и позволяет здоровым людям развить толерантность и ответственность.

Специалисты по физической культуре должны адекватно оценивать возможные трудности при работе в условиях инклюзивного образования и уровень своей готовности к их преодолению. Важным является то, что педагоги понимают специфику инклюзивных занятий физическими упражнениями и склоняются к организации их в тех формах, которые наиболее целесообразны для решения поставленных задач.

Формирование у специалистов по физической культуре компетентности в области гуманитарных технологий может во многом способствовать их успешной профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.

Список литературы

1. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме / Психологическая наука и образование.- 2005.- № 1

2. Прочухаева М.М., Бородин М.В. Инклюзивный детский сад/ Сборник – М., 2009.

3. Ратнер Ф.П., Юсупов А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / – М.: ВЛАДОС, 2006.

4. Соликов Н. Индивидуальная помощь ребенку-инвалиду в условиях обучения в массовом образовательном учреждении // Учитель. - 2006. - № 1

 5. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования.- 2003.- № 5

6.  https://www.institute-of-education.com/courses/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа как средство эстетического воспитания в детском саду. Экологические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького чел...

Цель физического воспитания в детском саду - формирование у детей основ здорового образа жизни.

Основные задачи инструктора по физическому воспитанию направлены на укрепление здоровья, физического и психического развития, на создание эмоционального благополучия, позволяющие обеспечить гармонично...

Проект по физическому воспитанию в детском саду.За здоровьем в детский сад

Цель: создание необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей. Формирование у всех участников проекта мотив...

Проблема воспитания и образования детей с синдромом Дауна в детском саду

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения...

«Организация физического воспитания в детском саду, в том числе с детьми ОВЗ» «Организация физического воспитания с детьми ОВЗ»

Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей  происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется...

«Инклюзивное образование детей средствами физического воспитания в детском саду»

laquo;Инклюзивное образование детей средствами физического воспитания в детском саду»...

"Чувство любви,патриотизма к Родине- через средство физического воспитания в детском саду"

Патриотическое воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми нами, кто имеет отношение к детям. Чувство любви к Отчизне формируется у детей пос...