Формирование фразовой речи у дошкольников с ЗПРР
статья по коррекционной педагогике

ПОЛОСУХИНА АЛЛА ЕВГЕНЬЕВНА

В материале представлен опыт работы по формированию фразовой речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_frazovoy_rechi.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование фразовой речи у детей с ЗПРР.

По модели А.А. Леонтьева процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов (или «фаз»).

-мотив, т. е. потребность выразить, передать определенную информацию;

- замысел, определяется   о чём надо сказать;

- этап внутреннего программирования - это процесс построения некоторой смысловой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание;

- этап лексико- грамматического развертывания высказывания

- этап его реализации «во внешнем плане» (во внешней речи).

Рассмотрим  формирование фразы в онтогенезе. Мы знаем, что при норме речевого развития в 1,3-1,8 года в роли предложения выступают отдельные аморфные слова. От 1,8 до 1,10 года ребёнок объединяет в одно предложение 2 аморфных слова.  В 2,6 – З года развивается сложное предложение. С 3 до 4 лет - развитие сложносочинённого и сложноподчинённого предложений. А с 4 до 6 ребёнок пробует строить предложения с союзными словами, но испытывает затруднения в построении придаточных предложений.  

        У детей дошкольного возраста с моторной алалией построение фразы протекает несколько иначе. Если у ребёнка с моторной алалией самостоятельно формируется фраза (приблизительно 4,5 - 5 лет), то это короткое простое предложение, в котором могут быть:

- нарушение порядка слов (тенденция к отнесению сказуемого в конец предложения);

- пропуски слов;

- отсутствие предлогов и союзов («Матик кататя ани» (Мальчик катается на санках), «Надей папаш они» (Надел на ноги сапоги) или их неправильное употребление;

- ограничение набора синтаксических связей и их расстройство.

Дети с моторной алалией преимущественно используют односоставные предложения, двусоставные, состоящие из указательного местоимения и существительного в именительном падеже (Это кот), предложения, состоящие из двух существительных (субъет - объект) или предложения в виде слова с жестом.

Особенности логопедической работы при формировании фразовой речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией

В ходе спонтанного развития детей-алаликов  их речь  изменяется, но это развитие резко отличается от развития нормально говорящих детей по количественным и качественным показателям: наблюдается замедление по темпам развития, накапливаются лишь отдельные речевые действия и отдельные языковые знаки, т. е. у них не создается система. Поэтому алалики в процессе своего развития лишь переходят с одного уровня недоразвития речи на другой, оставаясь по сути дела неговорящими (или плохо говорящими) детьми. (Известно, что алалик может выучить до 200 и более слов, при этом может правильно произносить их, но оставаться ребенком без речи.)

Очевидно, что природой дефекта на пути спонтанного развития алалика поставлены какие-то препятствия, не позволяющие ему самостоятельно, без воздействия извне выйти на единственно необходимый путь формирования системы — онтогенетического развития речи нормальных детей.

 Как показывает практика, при комплексном (медицинском и педагогическом) воздействии речь алаликов значительно улучшается, так как для них онтогенетическое формирование речи открывает перспективы ее развития по пути функциональному, в котором ведущую роль приобретает обучение, т. е. педагогическое (логопедическое) звено комплексного воздействия.

Общую цель логопедической работы при моторной алалии мы усматриваем в создании у алаликов такой речевой базы, которая позволяет их речи в дальнейшем развиваться спонтанно и сложиться в систему.

Наиболее оправданной моделью создания такой базы, как нам кажется, является путь развития речи в онтогенезе. Однако, при работе с алаликами, не возможно слепо копировать путь развития речи в норме с его частностями и деталями. Задача заключается в учете основных закономерностей этого пути, в ориентировке на ключевые звенья в развитии системы.

Логопедическая работа с такими детьми строится обычно поэтапно. Так Хейкинеи О. А. выделяет следующие этапы коррекционной работы:

1этап - воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря;

2 этап - формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы (ведётся работа над распространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и описательным рассказом);

3 этап - развитие связной речи и автоматизация грамматических структур. Данной этапности придерживались такие общепризнанные логопеды, как Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская и др.

Формированию фразовой речи отводится ведущая роль при работе с моторными алаликами.

Основной задачей первоначальных этапов логопедического воздействия при алалии будет создание стимулов, «пусковых механизмов», которые должны обеспечить развитие речи алаликов и усвоение ими языковой системы.

На первых этапах логопедического воздействия обычно рекомендуется начинать работу над произношением и накоплением слов, обозначающих названия предметов.

После того, как накопился определенный предметный словарь (1 класс слог. структуры, либо 3 класс слог стр.), я стараюсь соединить эти слова в простые стишки. С помощью методики графомоторной стимуляции речи, когда каждый звук, слог, слово соединяется с действием. Мы рисуем одновременно двумя руками по вертикальной поверхности и одновременно проговариваем: Ком, ком, еще ком, вышла баба целиком.

Так же с помощью проигрывания ситуации с персонажами (дед, баба, Тома), а затем и наглядного моделирования с использованием компьютера, складываем слова-предметы в простой стих. Снова действие соединяем со словом, выкладываем фигурки и на каждую фигуру проговариваем слово: дома баба, дома дед, Томы дома нет, где же Тома? Она у дома.

Использование мнемотаблиц и наглядной подсказки становится необходимым в работе по формированию фразы у алаликов. Причем не только изображения предметов помогают ребенку, но также я рисую кружочки-«кнопочки», нажимая на каждую из них, произносим слово. Мы видим, что снова речь соединяется с действием: это мак, это кот, это мяч, это сок, это ты, это я, это мама моя. Таким образом расширяем фразу до 3-х и более слов.

Одновременно, как только выучили слова мама, папа, баба, вводим сказуемое.  Двусловные предложения с глаголом либо в форме 1-го лица настоящего времени на основе действий с предметами (я несу, я иду и т.д.), либо в побудительной форме.  Сначала это действие в повелительном наклонении. Просим ребенка, например, позвать маму, папу и т. д: мама иди, папа иди. Как часть занятия можно использовать компьютерные игры с сайта «Мерсибо», флэшка Первослов по запуску речи неговорящих детей.

Затем расширяем фразу за счет включения второстепенных членов — имен существительных в формах косвенных падежей, чаще моделью винительного падежа единственного числа (Аня, мой лялю).

После отработки названных моделей можно перейти к формированию моделей из двух главных членов: подлежащего и сказуемого. Ребенок должен высказать суждение о действиях другого лица (или животного), фраза со сказуемым в 3 лице настоящего времени.  (зая сидит, миша спит,  и т. д.). Учим отаечать на вопрос: Миша что делает?

Эту работу сначала следует проводить на основе наблюдений алалика над действиями окружающих его лиц (детей по группе или родителей) и лишь затем на основе дидактического материала: игрушек, картинок и т. д.

На этом этапе необходимо провести работу по дифференциации форм 1-го и 3-го лица глагола (иду - идёт), а также по дифференциации форм именительного и косвенных падежей.

В результате у ребёнка формируется ещё один тип предложения –   полного, двусоставного.

Затем эту фразу расширяем до 3-х слов. Методика «Живые фразы»  очень эффективна в работе с детьми-алаликами. Видеоролики с различными действиями помогают лучше понять ситуацию, увидеть кто что делает. После просмотра видеоролика начинаем составлять фразу. Картинки разложены на три кучки: люди, действия, предметы, которые закрыты сверху чистым листком бумаги.  Сначала открываем первые картинки и спрашиваем: Кто это?, показывая на видеоролик, ребенок выкладывает картинку Тетя. Что делает тетя? Открываем вторую группу картинок, ребенок выбирает действие: моет. Что тетя моет ? – мяч. Проговариваем все предложение: Тетя моет мяч.

Т.о. накапливаем определенную базу в построении фразы. Выстраиваемая система дает возможность в дальнейшем спонтанно наращивать словарь-предметов, словарь-действий и соединять их во фразу, в дальнейшем расширяя ее.

Формирование фразовой речи на втором этапе логопедической работы осуществляется в следующих направлениях:

  • Работа над грамматическим строем речи;  
  • Работа над структурой предложения;
  • Работа над его интонационным оформлением.

        Использование в работе русских народных сказок, русского фольклора помогает развить у детей интонационную выразительность речи, формирует диалогическую речь при инсценировании сказки. Постепенно переходим к монологической связной речи. Исходя из возможностей ребенка, сказку можно упростить, составить из тех предложений, которыми владеет ребенок, заучить упрощённый текст сказки.  С.Батяева («Альбом по развитию речи») в сказке «Репка» дает вариант: Баба, иди репу тянуть и т.д. Воспроизведение заученного текста быстро становится доступным ребёнку и доставляет ему большое удовольствие.

Так же моделирование сказки помогает последовательно излагать ее, не нарушая композицию произведения.

Мы рассмотрели начальный этап формирования фразы у неговорящих детей.

Т.О., созданная база, дает возможность развитию и распространению предложений, формированию структуры фразы у дошкольников с моторной алалией  от элементарной к более сложной.