Методическая разработка "Мой дом - моя крепость".
методическая разработка по коррекционной педагогике

Абрамова Елена Владимировна

Дидактическое пособие «Мой дом – моя крепость» предназначено для детей дошкольного возраста от 3 до 7лет.

Его можно применять с целью диагностики, коррекции и развития познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы детей (в том числе детей с ОВЗ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moydom.docx1010.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Звездочка»» городского округа город Шарья Костромской области

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«МОЙ ДОМ – МОЯ КРЕПОСТЬ»

(для работы с детьми 3-7 лет)

C:\Users\Пользователь\Desktop\11111.jpg

Автор: Абрамова Елена Владимировна

педагог-психолог

г. Шарья 2021 г.

Педагог – психолог, первая квалификационная категория,

МБДОУ «Детский сад №11 «Звездочка»» городского округа город Шарья Костромской области

Абрамова Елена Владимировна

Дидактическое пособие «Мой дом – моя крепость» предназначено для детей дошкольного возраста от 3 до 7лет.

Его можно применять с целью диагностики, коррекции и развития познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы детей (в том числе детей с ОВЗ).

Методическое пособие «Мой дом – моя крепость» можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Данное пособие может использоваться как часть , так и целым занятием.

Пособие будет интересно психологам, логопедам, дефектологам, воспитателям дошкольных учреждений. Педагогам оно поможет в доступной и интересной для ребенка деятельности провести обследование детей с ОВЗ. Также оно подойдет для использования специалистами в коррекционных и развивающих занятиях.

Оглавление

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.
  4. Литература.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

I.        Введение.

В настоящее время для нас, педагогов-психологов, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Группа детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Наше дошкольное образовательное учреждение также посещают дети с ОВЗ различной нозологии – дети с ТНР, ЗПР, РАС.

Актуальность. Я, как специалист, в своей работе использую специальные методы, приемы, дидактические и методические пособия. Одна из трудностей, с которой я столкнулась в своей работе – диагностика детей с ОВЗ, а именно доступность для понимания детьми тех или иных методик. Дело в том, что многие дети с ОВЗ испытывают значительные сложности восприятия речевой инструкции, им трудно представить в воображении образ предмета, какую-то ситуацию. А некоторые методики, которыми я пользуюсь в своей работе, несут в себе как раз такие инструкции как «Представь, что...», «Кого бы ты выбрал»,

«Куда    ты    встанешь»    и    сопровождаются    схематическими    рисунками.

Приложение 2.

Возникла острая необходимость адаптировать данные методики к использованию с детьми с ОВЗ для понимания ими сути инструкции. А именно, сопроводить речевые просьбы необходимыми предметами, которые ребенок сможет взять в руки, оперировать ими. Таким образом, словесные образы будут подкрепляться конкретными предметами, действиями с ними, что, в свою

очередь, облегчит понимание детьми сути происходящего. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наше восприятие окружающего происходит через различные виды чувствительности с помощью сенсорных систем, а именно: зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, вкусовой, вестибулярной и проприоцептивной. Информация от всех видов рецепторов поступает в мозг, перерабатывается в определенные образы, и у человека складывается единое понимание того или иного предмета, явления.

Данная проблема подтолкнула меня к созданию дидактического пособия

«Мой дом – моя крепость», направленного на преодоление этих трудностей. Почему именно Дом?

1. Во-первых, данную методику я активно использую в своей практике («Два дома» И. Вандвик, П. Экблад). Приложение 2.

Во-вторых, Дом ассоциируется у нас с семьей. В толковом словаре Ожегова одно из определений слова ДОМ - Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство.

Семья - это главное в нашей жизни! Каждый из нас ценит свой родной дом и свою семью, ведь это единственное место, где нас примут такими, какие мы есть и никогда не осудят. В родном доме, знакомом нам с детства, мы чувствуем себя как в крепости. И благодаря этому в народе появилось много пословиц и поговорок о семье. Это выражение вовсе не русская поговорка, как многие   считают.   Мало   того,   эта   крылатая   фраза   родом   из   Британии.

«Myhouseismycastle», – писал английский юрист Эдвард Кок в комментариях к британскому законодательству в 17 веке. Смысл этой фразы означал, что закон должен быть таков, что человек должен чувствовать себя в собственном доме в полной        безопасности.

Итак, что же обозначает слово дом в русском языке? Обычно им называется здание, в котором живут, и ещё люди, проживающие в нём. Дом является нашей крепостью, защитой от всего негативного в жизни каждого человека. Именно там мы появляемся на свет, учимся своим первым шагам, становимся взрослее. Там нас всегда ждут, чтобы с нами ни случилось. Потом, когда у нас

уже будет образование, и мы приобретём профессию, то все мы строим собственный дом, в котором рождаются и растут уже наши дети. Вместе с нами обычно живут наши постаревшие папы и мамы, которые являются бабушками и дедушками. Так в нашем доме живут представители разных поколений. В нашем доме мы усваиваем самые главные жизненные уроки: уроки доброты и милосердной любви, уважения к старшим, бескорыстия. В нашем доме к нам приходят наиболее гениальные идеи, всё получается, мы начинаем верить в себя, в свои силы, там мы можем быть такими, какие мы на самом деле, там мы не притворяемся. Именно дом - наш надёжный тыл во всех наших начинаниях, ведь там живут наши близкие, которые с нами в трудную минуту и в минуты радости. Они учат нас быть настоящими людьми, ценить самое прекрасное, что только может быть в жизни. Наш дом и в самом деле наша крепость!

Дом – это то, что детям знакомое, родное, самое ценное, а поэтому привлекательное и доступное в игре.

Дети и натолкнули   меня   на   мысль   о включении   семейных персонажей в коррекционно-развивающие занятия. На данных занятиях происходит коррекция таких личностных проблем, как неумение общаться, договариваться, агрессивность, конфликтность, тревожность. У детей развиваются познавательные процессы, навыки конструктивного взаимодействия, любознательность, активность, способность к сопереживанию и заботе о близких.

Формирование образа семьи у детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы личности, его гендерной принадлежности и семейные ценности. Дошкольный возраст сопровождается расширением представлений детей о себе, как о части общества, что способствует формированию активной жизненной позиции.

Сюжетно-ролевая игра выступает как средство формирования образа семьи у детей дошкольного возраста.

Я считаю, что данное дидактическое пособие может активно использоваться как психологами, так и логопедами и воспитателями для индивидуальной работы.

Пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и решает задачи социально-коммуникативного, речевого и познавательного развития детей.

II.

Основная часть.

1.

Тема: «Мой дом – моя крепость».

2.

Цель        –        диагностика,        коррекция        и

развитие

познавательной,

эмоционально-волевой и личностной сферы детей дошкольного возраста (в том числе и с ОВЗ).

  1. Задачи:

Диагностические

  • Определять уровень развития самооценки детей;
  • Выявлять и уточнять преобладающие виды страхов;
  • Изучать межличностные взаимоотношения детей в игровой деятельности;

Коррекционно-развивающие

  • Способствовать развитию коммуникативных навыков у детей;
  • Способствовать психокоррекции и психопрофилактике конфликтности, агрессивности, замкнутости, тревожности;
  • Развивать собственные представления о себе, о членах своей семьи, особенностях взаимодействия;
  • Формировать образ семьи у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры;
  • Развивать        речевые        навыки,        расширять        словарный        запас        по        теме

«Семейные отношения»;

  • Развивать фантазию и воображение детей;
  • Способствовать развитию регуляции поведения;
  • Коррегировать и развивать психические процессы детей (восприятие, внимание, память, мышление);

  1. Возраст: дидактическое пособие «Мой дом – моя крепость» создано для работы с детьми дошкольного возраста (3-7 лет), в том числе для детей с ОВЗ.
  2. Разделы. Модули темы учебного материала, в которых могут быть использованы названные дидактические материалы.

Данное пособие подходит для использования на занятиях в следующих областях: «Речевое развитие» («Моя семья», «Я позову на день рождения…»),

«Познавательное   развитие»   («Кто   спрятался»,   «Поставь   на   ступеньку»,

«Классификация»;), «Физическое развитие» (Использование пальчиковой гимнастики по теме «Дом и семья».), «Социально-коммуникативное развитие» (сюжетно-ролевые игры по теме «Семья», «Детский сад», «День рождения»),

Данное пособие разработано для диагностики и коррекции эмоционально- волевой и эмоционально-личностной сферы.

  1. Большой и маленький дома – выявление и уточнение преобладающих видов страхов по методике "Страхи в домиках (М.Панфилова), диагностика сферы общения ребенка с помощью методики «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад). Приложение 2.
  2. Лестница - диагностика самооценки ребенка с помощью теста "Лесенка"(Т.Д. Марцинковская). Приложение 2.
  3. Стол и стулья - изучение эмоциональных и коммуникативных особенностей взаимоотношений старших дошкольников с членами семьи с помощью методики «День рождения» (М. Панфилова). Приложение 2.
  4. Фигурки людей – используются как в диагностических методиках, так и в коррекционно-развивающих играх. Приложение 2. Приложение 4.
  5. Художественное слово: стихи, пальчиковая гимнастика, пословицы и поговорки можно использовать в целях развития мыслительных навыков, слухового восприятия, памяти, речи. Приложение 5.
  6. Картотеку игр можно использовать для развития представления о себе, о членах своей семьи, особенностях взаимодействия, а также Формирования образа семьи у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Приложение 4.

  1. Типы и формы уроков наиболее эффективного применения дидактических материалов.

Методическое пособие «Мой дом – моя крепость» направлено на эффективное применение на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Занятия с данным пособием лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек) или индивидуально. В качестве диагностического инструментария пособие используется на индивидуальных обследованиях в соответствии с планом работы. Приложение 3.

Данное пособие может использоваться как часть занятия, или целым занятием в соответствии с учебной нагрузкой: 3-4 года – 10-15 минут, 4-5 лет – 15-20 минут, 5-6 лет – 20-25 минут, 6-7 лет – 25-30 минут.

  1. Технология использования методического пособия.

Дидактическое пособие состоит из: Приложение 1.

  1. Коробка-дом        (большой)        -        как        для        хранения        содержимого,        так        и        для использования в играх;
  2. Маленький серый домик;
  3. Лестница из 7-ми ступеней;
  4. Круглый стол и 8 красных стульев (табуреток);
  5. Деревянные подставки с липучками для фигурок - 10 штук;
  6. Папка с набором фигурок членов семьи – всего 68 штук;
  7. Съемная труба на липучке;
  8. Приложение 1(Состав методического пособия);
  9. Приложение 2 (Тесты и методики, используемые для изучения эмоционально-личностной сферы детей, в которых может применяться дидактическое пособие «Мой дом – моя крепость».
  10. Приложение 3 (Аналитические справки по результатам психолого- педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на определение уровня самооценки/на начало года);
  11. Приложение 4 (Картотека коррекционно-развивающих игр с применением дидактического пособия «Мой дом – моя крепость»).
  12. Приложение 5 (Художественное слово о семье и доме).

Правила использования данного пособия:

  1. Пособие используется только под контролем педагога!
  2. Обязательно        перед        применением        данного        пособия        озвучить        детям инструкцию: «Никакие предметы в рот не брать»! «Фигурки людей не мять!» Технология использования методического пособия.

Развитию        коммуникативных        навыков        у        детей,        а        также        коррекции конфликтности, агрессивности, замкнутости, тревожности способствуют:

  • Игры «Ласковое слово», «Давай поменяемся», «Хорошо-плохо».

Развитию        представлений        о        себе,        о        членах        своей        семьи,        особенностях взаимодействия способствуют:

  • Игры        «Моя        семья»,        «Составь        семью»,        «Угадай,        кто        это»,        «Кто        кем приходится», «Кто прячется за дверью», «Кто кем был, кто кем станет».

Коррекции и развитию психических процессов способствуют:

  • Игры «Кто спрятался», «Классификация», «4-й - лишний», «Расставь по порядку», «Что общего», «Чем отличаются», «Путешествие».

Развитию        речевых        навыков,        расширению        словарного        запаса        по        теме

«Семейные отношения» способствуют:

  • Использование художественного слова о семье и доме в занятиях: стихи, пословицы и поговорки. Приложение 5.
  • Игры «Да-да-да – Когда?».
  • Отгадывание загадок.

Развитию регуляции поведения способствуют:

  • Игровое упражнение «Пальчиками по лесенке»;
  • Использование пальчиковой гимнастики;
  • Игра «Лесенка».
  1. Ожидаемые результаты:

Применение методического пособия: «Мой дом – моя крепость» позволит достичь следующих результатов:

  • Способность определять уровень развития самооценки детей с ОВЗ;
  • Доступное выявление преобладающих видов страхов детей с ОВЗ;
  • Более объективное изучение межличностных взаимоотношений детей в игровой деятельности;
  • У детей развиваются коммуникативные навыки;
  • Снижается        конфликтность,        агрессивность,        замкнутость,        тревожность детей;
  • У детей развиты представления о себе, о членах своей семьи, особенностях взаимодействия, сформирован образ семьи.
  • Дети        способны        самостоятельно        придумать        и        организовать        сюжетно- ролевую игру.
  • Речевые навыки стали более совершенными, расширился словарный запас по теме «Семейные отношения»;
  • Дети умеют фантазировать на разные темы, способны представить в воображении различные ситуации. Даже несопоставимые друг с другом;
  • Дети способны регулировать свое поведение;
  • Психические процессы детей более развиты (улучшились восприятие, внимание, память, мышление).
  1. Заключение.

Практика показывает, что данное пособие «работает», достигая поставленной цели. Оно существенно обогащает познавательное, речевое и социально- коммуникативное развитие детей, облегчает работу педагога-психолога.

Значимость данного пособия:

Для меня, как специалиста, это «ключик» к детской душе. Это возможность диагностики (а далее и коррекции) в доступной и интересной, а главное - понятной для ребенка деятельности.

Для детей: дидактическое пособие «Мой дом – моя крепость» дает возможность детям проигрывать различные ситуации, перенося свои (или своих близких) мысли, чувства, качества на персонажей игры. Это позволяет детям быстрее раскрыться, рассказать о своих проблемах; помогает справиться с негативными переживаниями; в увлекательной форме развивает психические процессы. Проигрывая сцены семейной жизни, ребенок учится находить выходы из сложных ситуаций, конструктивно взаимодействовать с близкими людьми. Поскольку ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, поэтому этот процесс для него становится таким терапевтичным.

  1. Литература.

  1. https://multi-mama.ru/stihi-pro-semyu/
  2. https://blog.postel-deluxe.ru/novosti/moj-dom-moya-krepost/
  3. Виноградова Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников»
  4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений, 2-е изд. М.: издат. центр

«Академия», 2000.- 232с.

  1. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – «Книголюб» М.,        2006.

Приложение 1.

Состав методического пособия.

  1. Коробка-дом (большой).C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_132415.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_132436.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_130016.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_132330.jpg

  1. Маленький серый домик.

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_121246.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_121239.jpg

  1. Лестница из 7-ми ступеней.C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_130111.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_130243.jpg

  1. Круглый стол и 8 красных стульев (табуреток).

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_130500.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_130515.jpg

  1. Деревянные подставки с липучками для фигурок - 10 штук.

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_130947.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_131022.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_131202.jpg C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_131106.jpg

  1. Папка с набором фигурок членов семьи – всего 68 штук.

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_131319.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\20210213_171308.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_121154.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_121158.jpgБабушки-дедушки        Мамы-папыC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210213_164628.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\20210213_165103.jpg

Дяди-тети        Дети (мальчики-девочки)

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\20210213_165425.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\20210213_165837.jpg

  1. Съемная труба на липучке.

Общий вид

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_131723.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_132330.jpg

Приложение 2

Тесты и методики, используемые для изучения эмоционально-личностной сферы детей, в которых может применяться дидактическое пособие

«Мой дом – моя крепость».

Тест "Лесенка"

(диагностика самооценки ребенка по Т.Д. Марцинковской)

В самооценке, в том, как ребенок начинает относиться к своим достижениям и неудачам, ориентируясь на оценку своего поведения другими, проявляется рост его самосознания. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Ребенку дается листок с нарисованной на нем лестницей, состоящей из семи ступенек. Объясняется значение ступенек. На рисунке располагают фигурку ребенка.

Тест Лесенка

«Посмотри на эту лестницу. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей. Чем лучше дети, тем их ставят выше. А на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? На какую ступеньку тебя поставит мама? А папа? А воспитательница?»

Важно, чтобы ребенок понял ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Оценка ответов.

Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети 5-7 лет ставят себя на ступеньки «очень хорошие дети» и

«самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у ребенка. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, с отвержением их или суровым, авторитарным воспитанием. Ребенок считает, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно, они начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Как крайнее пренебрежение ребенком, так и постоянная опека и контроль приводят к сходным результатам.

Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Я не самый хороший, иногда балуюсь. Но мама меня любит, поэтому поставила сюда». Такие ответы свидетельствуют о том, что ребенок уверен в

любви взрослого, чувствует себя защищенным. Все это необходимо для нормального развития детей 5-7 лет.

Признаком неблагополучия в отношениях с родителями и в структуре личности ребенка являются ответы, в которых родные ставят его на нижние ступеньки. Если при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормально. Ребенок себя адекватно оценивает, особенно в том случае, если он действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_090006.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_093754.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_122950.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_121950.jpg

Методика выявления детских страхов "Страхи в домиках"

Авторы        методики:        А.И.        Захаров        и        М.Панфилова. Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они                                                подвержены.

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься        ...".

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех- пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха  диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских        детей        возможное        количество        страхов        доходит        до        15.

Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".

Страхи

Ты боишься:

  1. когда остаешься один;
  2. нападения;
  3. заболеть, заразиться;
  4. умереть;
  5. того, что умрут твои родители;
  6. каких-то детей;
  7. каких-то людей;
  8. мамы или папы;
  9. того, что они тебя накажут;
  10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
  11. перед тем как заснуть;
  12. страшных снов (каких именно);
  13. темноты;
  14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
  15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
  16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
  17. когда очень высоко (страх высоты);
  18. когда очень глубоко (страх глубины);
  19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
  20. воды;
  21. огня;
  22. пожара;
  23. войны;
  24. больших улиц, площадей;
  25. врачей (кроме зубных);
  26. крови (когда идет кровь);
  27. уколов;
  28. боли (когда больно);
  29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
  30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
  31. опоздать в сад (школу);

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

  • медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;
  • страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
  • страх смерти (своей);
  • боязнь животных ;
  • страхи сказочных персонажей;
  • страх темноты и кошмарных снов;
  • социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
  • пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств; Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния.

Возрастные нормы

(по А. И. Захарову)

Среднее число страхов

В дошкольном возрасте: — у девочек =10,3; - у мальчиков — 8,2; В школьном возрасте: — у мальчиков = 6,9; - у девочек = 9,2.

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту) 3

Уровневые значения. Все результаты оцениваются в баллах. Низкий уровень страха – от 0 до 7 баллов; средний уровень страха – от 8 до 15 баллов; высокий уровень страха – от 16 и выше.

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_121341.jpg

E:\мет конк ДОМ\IMG_20210212_091243.jpg

МЕТОДИКА «ДВА ДОМА»

Данная методика предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 г. и предназначена для диагностики сферы общения ребенка.

Цель        исследования: определить        круг        значимого        общения        ребенка,        особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры). Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.

Проведение исследования: задание выполняется с двумя детьми 3,5–4 лет поочередно. Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (Рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность.) «А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка.) А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, неважно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.

Записав двух-трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом – черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить». (В классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить потом, как бы между прочим.) Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом.

Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого список жильцов обоих домов дополняется.

Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог может спросить о нем впрямую: «Ой, а учительницу (или бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь учительницу с собой или отдельно?»

Обработка и анализ результатов.

Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в число новоселов другие сверстники.

В практических тетрадях отмечаются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка. Материал задания прилагается.

На основе проведенного анализа формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно).

Стимульный материал «Два домика»https://sun9-53.userapi.com/impf/c856016/v856016793/83584/tXCvvLt8yy4.jpg?size=317x238&quality=96&proxy=1&sign=04238c8e13d5e69ce680586cc84f5056&type=album

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_121823.jpg        C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_091031.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_130834.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_093458.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_121723.jpg

Методика «День рождения» (автор М. Панфилова)

Цель методики – изучить эмоциональные и коммуникативные особенности взаимоотношений старших дошкольников с членами семьи.

Методика проведения. Начать необходимо с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Если ребенок маленький можно использовать и заготовку - большой круг в качестве стола и десять кружочков- стульев вокруг.

Ребенку дается следующая инструкция:

– Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки что это? Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой.

  • Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?

Имена людей, названия игрушек, животных записываются около кружка, а номер выбора

  • внутри. После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос:
  • Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики? Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении.

Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков», его спрашивают, не нужно ли добавить их?

  • Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы можем дорисовать «стульчики».

Анализ результатов

При оценке результатов обращают внимание на следующие показатели:

  1. Потребность в общении:

а) используются все «стульчики» или добавляются новые — желает общаться в широком кругу;

б) «стульчики» убираются (зачеркиваются) — желает общаться, но только с близкими людьми, в ограниченном кругу;

в) выбираются игрушки, предметы, животные — несформированная потребность в общении или проблемы в общении с близкими.

  1. Эмоциональные предпочтения в общении: чем ближе люди располагаются рядом с ребенком, тем более близкие, доверительные, приятные отношения.
  2. Значимость социального окружения:

а) количественное преобладание взрослых или детей, Или предметов — наличие опыта общения с ними;

б) половое преобладание в общении — наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин;

в) преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) — значимость соответствующей среды в общении.

Результаты данной методики дадут возможность изучить социальное окружение ребенка, его эмоциональное отношение к этому окружению, расположенность дошкольника к общению с членами семьи.

Анализ результатов диагностики на данном этапе позволит изучить особенности и проблемы детско-родительских отношений, понять, насколько дети ориентированы на взаимодействие с членами собственной семьи, изучить семейный опыт дошкольника, его эмоциональное и коммуникативное отношение к социальному окружению.

Старший дошкольный возраст - это возраст, когда особое внимание семьи и самого ребенка нацелено на подготовку к школьному обучению. Поэтому педагогическая диагностика является условием оптимизации подготовки детей к обучению в школе в системе психолого- педагогического сопровождения семьи.

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_085157.jpg C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_085641.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_095135.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_095312.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_122106.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_122122.jpg

Приложение 3

Аналитическая справка по результатам психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на определение уровня самооценки

МБДОУ «Детский сад №11 «Звездочка».

Используемая методика: Тест «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская).

Цель: изучение самооценки и уровня притязаний детей.

Сроки проведения: сентябрь-октябрь 2020 г. Количество диагностируемых: 40 человек. Форма проведения  - индивидуальная.

Педагог-психолог: Абрамова Е.В.

Диагностическое оборудование: деревянный макет лестницы, состоящей из 7 ступеней; фигурки мальчика и девочки, членов семьи.

Процедура проведения: Методика проводится индивидуально. Ребёнку предъявляется рисунок лесенки и зачитывается инструкция.

«Посмотри на эту лестницу. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей. Чем лучше дети, тем их ставят выше. А на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята».

Важно, чтобы ребенок понял ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

После того,   как   психолог   убедился,   что   ребёнок   правильно   понял   и запомнил

инструкцию, он последовательно задаёт ребёнку следующие вопросы:

  1. На какую ступеньку ты себя поставишь?

2. Почему? *

  1. 1. На какую ступеньку тебя поставит мама? папа?

2. Почему?

  1. 1. Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит воспитательница? (Воспитательницу следует назвать по имени-отчеству. Если в группе две воспитательницы, то вопросы желательно задать о каждой).

2. Почему?

Ответы детей фиксируются в протоколах.

*Примечание: если ребёнок затрудняется в ответах на вопросы «Почему?», то не следует настаивать. Однако необходимо повторять этот вопрос во всех требуемых случаях.

В подготовительной группе «Почемучки» было обследовано 24 человека (1 ребенок не посещает детский сад). В подготовительной группе компенсирующей направленности

«Радужка» было обследовано 16 человек (3 ребенка не посещают детский сад). Результаты обследования представлены в таблице и на диаграмме..

Сводная таблица результатов обследования детей подготовительных групп

«Почемучки» и «Радужка» на начало года.

Уровень самооценки

«Почемучки»

«Радужка»

Общий показатель

Высокий

13 ч – 54%

14 ч – 87%

27ч – 68%

Средний

11 ч – 46%

2 ч – 13%

13ч – 32%

Низкий

0%

0%

0%

Количественный анализ.

Детей с низкой самооценкой в обеих группах не выявлено.

68% детей присуща высокая самооценка и 32% - средняя (что является возрастной нормой).

Качественный анализ.

Эти показатели свидетельствуют о положительном отношении к себе, уверенности в собственных силах. Такие результаты свидетельствует о том, что дети, чувствуя поддержку и принятие со стороны взрослых, умеют уже достаточно реалистично посмотреть на себя.

Приложение 4.

Картотека коррекционно-развивающих игр с применением дидактического пособия «Мой дом – моя крепость»

Игры для развития коммуникативных навыков у детей, а также коррекции конфликтности, агрессивности, замкнутости, тревожности.

«Как зовут членов семьи». «Ласковое слово».

Цель: Закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; способствовать умению детей ласково, с любовью обращаться к своим родным развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: фигурки членов семьи.

Ход игры:

Педагог-психолог предлагает ребенку выбрать из имеющихся фигурок «членов своей семьи» и назвать их имена. Затем предлагает назвать их ласково: например, мама Света - мамочка, папа Василий Петрович - папочка т. д.C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_091057.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_122844.jpg

"Хорошо - плохо"

Цель: Формировать у детей представление о том, что хорошо и что плохо.

Ход игры:

Помочь маме - хорошо. Почему? Ругаться с братом - плохо. Почему?

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?"

"Давай поменяемся "

Цель: Формировать представления о жизни семьи.

Игровое правило: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (выбирает фигурку какого-либо члена семьи) и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект.

Ход игры:

Р1 - утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.

Р2 - день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят.

Р3 - вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют.

Р4 - ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня.

П: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и так далее.

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_094742.jpg        C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_123833.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_130016.jpg

Игры        для        развития        представлений        о        себе,        о        членах        своей        семьи,        особенностях взаимодействия.

"Моя семья"

Цель: Продолжать формировать у детей представления о членах семьи, понимать роль взрослых и детей в семье. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья.

Ход игры:

Давайте посмотрим на картинки и вспомним кто живет в семье.

(дедушка, бабушка, папа, мама, ребенок)

У меня есть дом. Сейчас мы поселим в него нашу дружную семью.

Кто у нас самый первый живет в домике?

Да это дедушка. Найдите фигурку дедушки и прикрепите ее к дому. Славный дедушка родной

Самый добрый дорогой Поселим дедушку в домик. Кто еще живет в домике?

Да бабушка. Найдите фигурку бабушки. Покажите ее мне.

Как у нашей бабушки Хороши оладушки.

Поселим бабушку в домик Кто еще живет в домике?

Да папа, найдите фигурку и покажите мне.

Мой папа находчивый, умный и смелый Ему по плечу даже сложное дело

Поселим папу в домик

Кого нам еще надо найти?

Правильно маму найдите ее и покажите мне.

Мама радость мама смех Наша мама лучше всех Поселим маму в наш домик

Кто у нас остался? Ребенок, поселим его в домик.

Вся наша дружная семья в домике?

Давайте посмотрим на них и назовем.

Дедушка, бабушка, папа, мама и я это вся моя семья.

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_092821.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_093107.jpg

«Составь семью»

Цель: Формировать представление детей о том, что они имеют право на семью, как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.

Оборудование: фигурки членов семьи.

Ход игры:

  • Дети, посмотрите на эти фигурки. Кого вы видите?
  • Как можно их всех назвать одним словом (семья)
  • Назовите членов своей семьи.
  • Семья может быть большая или маленькая. В каждой семье могут жить люди разного возраста. А дети похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: «Моя семья»

Этот пальчик - дедушка Этот пальчик - бабушка Этот пальчик – папочка Этот пальчик мамочка Это пальчик – я

Вот и вся моя семья.

А теперь, нужно расставить родственников мальчика (девочки) так: Первый – дедушка, после дедушки – папа, перед папой – бабушка, после папы – мама, между мамой и папой мальчик (девочка). Посчитайте, сколько их? Скажите, кто и за кем стоит?

«Угадай, кто это»

Игра строится в форме отгадывания по определениям.

Педагог-психолог перечисляет прилагательные, а дети отгадывают, о ком идет речь:

  • ласковая, заботливая, красивая, хозяйственная – мама;
  • добрая, мудрая, милая, внимательная – бабушка;
  • сильный, строгий, работящий, умный – папа;
  • добрый, мудрый, серьезный, заботливый – дедушка;
  • красивая, активная, прилежная, модная – сестра;
  • веселый, шаловливый, задиристый, смышленый – брат.

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_114243.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_115028.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_114413.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_092036.jpg

«Кто кем приходится?»

Кто девочка для мамы? (дочка) Кто мальчик для мамы? (сын) Кто мальчик для девочки? (брат) Кто мама для папы? (жена)

Кто девочка для дедушки? (внучка) Кто мальчик для бабушки? (внук) Кто мама для бабушки? (дочь)

Кто папа для мамы? (муж) Кто папа для бабушки? (сын)

«Кто прячется за дверью» (загадки)

Задачи: совершенствовать умение детей отгадывать загадки; обогащать словарь детей по теме «Семья».

  1. Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед-

Мой родной, любимый …дед.

  1. Кто любить не устает,

пироги для печет, Вкусные оладушки? Это наша… бабушка

  1. Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

-всех милее наша… мама

  1. Фотография стоит В золоченной рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает? Взгляд любимой …мамочки

  1. Кто не в шутку, а всерьез Нас забить научит –гвоздь?

Кто научит смелым быть? С велика, упав, не ныть? И коленку, расцарапав,

Не реветь? Конечно…папа

  1. Я у мамы не один, У нее еще есть сын, Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший …брат

«Кто кем был, кто кем станет».

Цель: понимание о возрастных изменениях в семье, о преемственности поколений.

Ход игры.

Ребенку называют кого-то из семьи, а он предполагает – кем был тот или иной член семьи раньше, в детстве. И наоборот, кем станет потом. Например, мама раньше была девочкой, а малыш станет мужчиной.

Игры для развития речевых навыков, расширения словарного запаса по теме «Семейные отношения».

«Как зовут членов семьи».

Ребенку предлагается назвать имена мамы, папы, братьев, сестер, бабушек, дедушек, тетей, дядей. Можно назвать ласково. В старшем дошкольном возрасте дети могут называть полные имена с отчествами.

Художественное слово о семье и доме: стихи, пословицы и поговорки. Приложение 5.

Отгадывание загадок.

«Да-да-да – Когда?».

Цель: развитие воображения, словесно-логического мышления.

Ход игры.

Ребенку предлагается любая ситуация, например, «Может быть такое, что вся семья стала громко хохотать» ребенок отвечает «Да-да-да». Взрослый спрашивает «Когда?». Ребенку нужно придумать и объяснить, когда такое может быть. Например, «Если они попали под хохотальный дождь» и пр. Можно меняться ролями, и ребенок будет загадывать ситуацию.

Игры на развитие регуляции поведения.

«Пальчиками по лесенке».

Цель – сосредоточение, развитие функции прослеживания, развитие связных движений пальцев рук.

Ребенку предлагается «походить» пальчиками по лесенке вверх-вниз, перепрыгивать туда- сюда. Можно чередовать пальцы, руки, выполнять обеими руками и т.д.

Можно выстукивать пальцами под заданный ритм, под счет.

«Лесенка» (см. далее)

Использование пальчиковой гимнастики.

Игры и упражнения для развития психических процессов.

«Кто спрятался?»

Цель – развитие зрительного внимания и зрительной памяти.

Ход игры.

Ребенок прикрепляет на полотно (стену дома) на липучках/или выставляет на подставках несколько членов семьи. Затем он закрывает глаза, а педагог/или другой ребенок убирают (прячут) какую-нибудь фигурку. Ребенок открывает глаза и отгадывает, кто спрятался. Далее меняются ролями.C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_121023.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_121033.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_121111.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_124122.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_122327.jpg

«Классификация»

Цель – развитие мышления – способности группировать по какому-либо признаку.

Ход игры.

Перед ребенком выкладывается определенное количество фигурок членов семьи и предлагается разделить их на группы по какому-либо признаку. Это может быть возраст, рост, цвет глаз, волос, пол, какие-то умения и пр. Детям более младшего возраста (3-4 лет) проговариваем этот признак. Более старшие дети могут сами определить, как разделить фигурки.

«4-й - лишний»

Цель – развитие мышления – способности находить объект, отличающийся по какому-либо признаку.

Ход игры.

Ребенку выставляют 4 фигурки людей, 3 из которых схожи, а 1 отличается по какому-либо признаку. Ребенок ищет, кто здесь лишний и объясняет, почему.

«Что общего»

Цель – развитие способности находить общие признаки у разных членов семьи.

Ход игры.

Ребенку выставляют нескольких членов семьи и просят найти, что у нихобщего, чем они похожи. Это могут быть как внешние признаки (цвет глаз, одежда и пр.), так и черты характера, поступки, вкусы и т.д. начинать можно с 2-х персонажей, постепенно увеличивая количество.

«Чем отличаются»

Цель – умение выделять отличительные признаки людей.

Ход игры.

Ребенку предлагается выделить признаки людей (черты характера, внешние признаки или предпочтения), отличающие их друг от друга.

«Путешествие».

Цель – умение выделять различные признаки, способности и характеристики человека и переносить их на других людей.

Ход игры.

Одна фигурка отправляется в путешествие. На своем пути она встречает различных героев. От каждого она может взять что-то для не нужное. Это может быть какой-то признак, свойство, способность. Например, девочка отправляется в путь и встречает маму. От нее девочка возьмет рост, чтобы быстрее идти. Далее она встретила дедушку. От него она может взять умение играть в шахматы, чтобы поиграть со встречными людьми, чтобы не было скучно. Далее она встречает мальчика. От него она возьмет храбрость и силу, чтобы не испугаться в своем путешествии разбойников и дать им отпор.И т.д. В конце игры ребенку предлагают рассказать и нарисовать героя, каким он стал в конце своего путешествия.

«Лесенка»

Цель – развитие мышления – формирование понятий «верх-середина-низ», «выше на - ниже на», ориентировка в пространстве лестницы.

Ход игры.

Ребенку предлагается поставить того или иного члена семьи на самую верхнюю, нижнюю вторую сверху, третью снизу и т.д. ступеньку. Также можно задавать такие ориентиры: поставь маму выше на 3 ступеньки, чем папу, а бабушку на 1 ступеньку ниже, чем маму и пр. Или такой вариант: мальчик поднялся по лестнице на 5 ступеней, потом спустился на 4 ступени, потом поднялся на 2 ступени и т.д.

C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_090125.jpg        C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_093710.jpg        C:\Users\Пользователь\Desktop\мет конк ДОМ\IMG_20210212_085837.jpg

«По порядку»

Цель – развитие восприятия и мышления – способность выстраивать сериационный ряд.

Ход игры.

Ребенку предлагается разложить фигурки членов семьи от самого высокого до самого низкого, от самого старшего до самого молодого и наоборот.

«Кто где»

Цель – ориентация в пространстве относительно объекта. Овладение понятиями и предлогами        «слева-справа»,        «спереди-сзади»,        «перед-за»,        «сверху-снизу»,        «над-под»,

«между» и пр.

Ход игры.

Педагог дает инструкцию, куда кого поставить, а ребенок выполняет эти задания. Например:

  • мама стоит между папой и бабушкой
  • мальчик стоит третий слева от папы
  • дедушка находится слева от дома
  • дочка стоит под окном
  • посади малыша за стол между сестрой и дядей
  • сестра за домом и пр.

E:\мет конк ДОМ\IMG_20210212_085325.jpgE:\мет конк ДОМ\IMG_20210212_122246.jpg

Семейка

Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка, Этот пальчик Я

Вот и вся моя семья.


Художественное слово о семье и доме.

Пальчиковая гимнастика


Приложение 5

(гладим (растираем) каждый пальчик, начиная с большого, на последнюю строчку делаем из ручек «замок»)

"Как у нас семья"

Как у нас семья

Большая и веселая (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)

Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)

Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы) Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы) Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)

Этот пальчик большой - Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама. Рядом с мамой – старший брат. Вслед за ним сестренка - Милая девчонка.

И самый маленький крепыш - Это славный наш малыш.

"Мой дом"

В нашем доме все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.) Самый младший - это я. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.) Это мама Маша,

Это папа Саша, Это брат Юра, Это сестра Даша.

"Наша дружная семья"

Папа, мама, брат и я (Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца.)

Наша дружная семья (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)

Вместе в доме проживаем,

Вместе маме помогаем (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)

"Семья"

У меня есть папа. (Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца.)

У меня есть мама.

У меня есть брат, сестра А у них есть – я.

Это вся моя семья. (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)

"Пальцы - дружная семья"

Пальцы - дружная семья, друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)

Вот большой! А это – средний. Безымянный и последний - наш мизинец, малышок! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять и движенья выполнять. (Каждый палец руки соединяем поочередно с большим).

"Мой дом"

Скворцы живут в скворечнике, (поочередно загибаем пальчики)

Очки живут в очечнике, Лиса живет в своей норе, Живут деревья на горе… И у меня есть тоже дом,

Он самый лучший: мама в нём!

"Наша бабушка!"

Наша бабушка идёт (хлопать ладонями по коленям поочерёдно левой, правой руками.)

И корзиночку несёт (пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.)

Села тихо в уголочек, (положить руки на колени.)

Вяжет деточкам чулочек. (выполнять движение, имитирующее вязание на спицах.) Вдруг котята прибежали (мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка».) И клубочки подобрали.

Где же, где ж мои клубочки, (развести руки в стороны.)

Как же мне вязать чулочки. (выполнять движение «вязание на спицах».)

"Моя семья"

Знаю я, что у меня Дома дружная семья:

Это – мама, Это – я,

Это – бабушка моя, Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

"Кто приехал?"

Кто приехал? (Пальцы обеих рук сложены вместе.)

Мы, мы, мы! (Быстро хлопают кончики больших пальцев).

Мама, мама, это ты? (Кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных хлопают.)

Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)

Папа, папа, это ты? (Хлопают кончики указательных). Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)

Братец, братец, это ты? (Хлопают кончики средних пальцев.)

Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)

Ах, сестричка, это ты? (Хлопают кончики безымянных.) Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)

Все мы вместе, да, да, да! (Хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши.)

"Мамы"

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в "замочек")

Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)

"Кто живёт у нас в квартире?"

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте) Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте) Всех могу пересчитать (шагаем на месте) Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево) Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево) Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

"Семейная зарядка"

Осенью, весною, летом и зимой. (хлопки руками)

Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на месте)

Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает (приседания)

Повороты вправо- влево делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом)

А я сам бегу трусцой и качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)

Мы семьей к лужайке вышли, (ходьба друг за другом)

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, (высоко поднимать колени)

Через ветви и пенечки. Мы шагаем высоко, Не упал из нас никто. Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу: (далее движения по тексту)

Я стираю, полоскаю, Воду с ручек отрясаю, Пол я чисто подмету, И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать.

Стихи про семью.

  1. Семья

Если взять Любовь и Верность,

К ним добавить чувство Нежность, Все умножить на года,

То получится — СЕМЬЯ!

  1. Мечты

Крепка бывает та семья,

Где нет владений буквы «Я», Где правит только слово «Мы», Где есть совместные мечты!

  1. Сказка

Чтоб дом был счастливым, наполненным лаской,

Я дам вам рецепт под названием «Сказка». Не сложный, но верный, его соблюдайте. Согласны? Ну что же, тогда приступайте. Шесть чашек ЛЮБВИ вы смешайте с ЗАБОТОЙ,

Три ложки ДОВЕРИЯ, чашку РАБОТЫ, Две чашки ПРОЩЕНЬЯ и горсть ДОБРОТЫ,

Добавьте чуть ВЕРНОСТИ, нежной МЕЧТЫ.

Три чашки НАДЕЖДЫ и ДРУЖБЫ пол миски,

Стакан УВАЖЕНИЯ к старшим и близким. Две ложечки СМЕХА, немного УДАЧИ, Щепотку ТЕРПЕНЬЯ. И ваша задача

Всё сдобрить УЛЫБКОЙ сердечной и ЛАСКОЙ,

И с утренним кофе подать эту «Сказку».

  1. Семья

Мама с папою – под ручку, А со мной идёт – за ручку, На руках у папы брат,

Сам он топать маловат. А прохожие проходят, А прохожие – глядят

И про нас они, похоже, Меж собою говорят:

  • Сразу видно, что семья! Папа, мама, брат и я!

  1. Очень дружная семья!


Бабушка и дедушка, Мамочка и папочка, Две сестренки старшие И котенок-лапочка.

И еще, конечно, я. Очень дружная семья!

  1. Семья Мне очень важно, Мне очень нужно, Чтоб вся семья

Собиралась за ужином! Выложит дед,

Что узнал из газет, Бабушка же, Поправляя очки, Что засушила Шалфея пучки… Папа и мама –

О важной работе, Брат – о рыбалке, Футболе, походе… И о контрольной Сегодняшней — я… За окнами вечер,

А в доме – СЕМЬЯ!

Автор: В. Дробиз

  1. Основа основ – родительский дом

Основа основ – родительский дом. В семейном кругу мы с вами растем. Пускаем в семье мы корни свои,

И в жизнь смело входим из дружной семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем. Основа основ – родительский дом.

  1. Воскресенье

Воскресенье — вот везенье! Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет. Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею Чай с блинами долго пьем. А в окошко льется песня, Я и сам запеть готов, Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Автор: Олег Бундур

  1. Любили тебя без особых причин

Любили тебя без особых причин За то, что ты — внук,

За то, что ты — сын, За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.

Автор: Валентин Берестов

  1. Дома

На улице дождь непрерывный, А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни Спокойно смотреть сквозь стекло. Тут можно укрыться от зноя, Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное — Домой так и тянет меня.

Автор: Агния Барто

  1. Семья – большое счастье!

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой — У тех, кто всех послушней,

И непослушных самых. У каждого на свете

Должны быть братья, сёстры… Чтоб жизнь была весёлой

И от улыбок пёстрой. У каждого на свете: Детишек, птиц, зверья,

Должны быть те, кто дорог — Родимая семья!

У каждого на свете Должны быть папа с мамой, Семья большое счастье — Подарок самый-самый!

Автор: Натали Самоний

  1. У кого-то есть сестра

У кого-то есть сестра,

У кого-то есть братишка: У тетрадки – брат блокнот,


А сестра журнала – книжка. Есть у чашки брат-стакан, У руки – сестрица ножка.

А половник – ложкин брат, Их сестрица – поварёшка. Хорошо, коль есть сестра, Хорошо, коль есть братишка. Веселей живёт семья,

Если в ней растут детишки! … Но семья живёт дружней, Коль послушны дети в ней.

Автор: Натали Самоний

  1. Сказочка

Мама папу повстречала – Это сказочки начало.

Родила для папы сына – Это будет середина.

Нет счастливее отца! Нет у сказочки конца! Автор: О. Бундур

  1. Семья

Семья – словечко странное, Хотя не иностранное.

– Как слово получилось, Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем, А почему их семь?

Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать:

Два дедушки, Две бабушки, Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»!

– А если есть собака? Выходит восемь «Я»?

  • Нет, если есть собака, Выходит Во! – семья.

Автор: М. Шварц

  1. Кто чей

  • Чей ты, чей, лесной ручей?
  • Ничей!
  • Но откуда ты ручей?
  • Из ключей!
  • Ну, а чьи же ключи?
  • Ничьи!
  • Чья берёзка у ручья?
  • Ничья!
  • А ты девушка-лапушка?
  • Я мамина, папина и бабушкина!

Автор: О. Бедарев

  1. Моя семья

На фотографию смотрю

И с гордостью вам говорю:

«Знакомьтесь, вот моя семья. Здесь папа, мама, кот и я.

Без них прожить никак нельзя, Моя семья-мои друзья!»

  1. Я

Большая у меня семья, Но главный в ней, Конечно, Я!

  1. Мама с папой так скучали

Мама с папой так скучали, Так грустили в тишине.

Но исчезли все печали, Стоило родиться мне! Папу с мамой я люблю, Их всё время веселю!

В общем, стал мой День Рожденья Днём-от-скуки-избавленья!

  1. Моя родня

Мама с папой — моя родня. Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка, И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю. Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка, Маме в кухню волшебная щетка, Молоток настоящий братишке, Мяч сестренке, конфета Тишке. А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня. Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра. Все секреты ему говорю, Все на свете ему подарю.


Автор: Я. Аким

  1. Кто в семье главнее всех?

Я спросила у папули:

«Кто в семье всех поглавней?» Мне в ответ он улыбнулся

И сказал: «Двуглавый змей!»

«Что за змей?! – я возмутилась,

  • Что за шутки у тебя?!» Папа обнял вдруг мамулю И сказал: «Она и я!» Поняла я, это значит
  • Равноправие в семье, И добавила:

«Простите, Вы забыли обо мне!» Всё с годами изменилось,

Стала я уже взрослей. Домом ныне управляет

Сам глава – трёхглавый змей!

Автор: Натали Самоний

  1. Задачка

Задам сейчас задачу я. Послушай, вот моя семья: Дедуля, бабушка и брат. У нас порядок в доме, лад И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому Два папы, два сыночка, Сестра, невестка, дочка.

А самый младший – я, Какая же у нас семья? Автор: Олег Бундур

Пословицы и поговорки о семье для детей

С самого детства ребенок окружен любовью, вниманием и заботой своих родителей и других родных людей. Он понимает, что это люди, которые его не обидят, всегда помогут и защитят. Однако понятие семьи формируется у малышей не сразу. Этому предшествуют определенные процессы, которые происходят в кругу семьи, с его участием.

В это же время можно начинать рассказывать крохе пословицы о семье, родных людях, дабы объяснить ему их ценность в нашей жизни.

  • Моя семья – мое богатство! Данное высказывание на слуху практически у каждого человека, поскольку используется оно очень часто. Эта пословица говорит нам о том, что иметь семью равносильно тому, что иметь огромное богатство. Также изречение объясняет нам то, что если у человека нет семьи и родных, то его поистине можно считать бедным.
  • В поле ни отца, ни матери – заступиться некому. Тут «поле» символизирует человеческую жизнь. Все мы с раннего детства знаем, что наши родители – это наша самая главная защита и опора, они никогда не оставят нас в беде, независимо от того, сколько нам будет лет. В высказывании говорится о том, что если у человека нет родителей, то он лишен настоящей защиты и поддержки в жизни.
  • В родной семье и каша гуще. Смысл поговорки в том, что у себя дома человеку всегда гораздо лучше, чем где-то. Проводится сравнение с кашей, которая в домашних условиях кажется вкуснее и наваристее.
  • Вдовец детям не отец: сам сирота. Семейные отношения, это не только отношения родителей и детей, это еще и отношения мужчины и женщины, которые создали эту семью. Высказывание подчеркивает важность женщины, жены, мамы в семье.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте. Суть пословицы в том, что родные люди всегда переживают друг за друга, стараются максимально быть в курсе всех событий из жизни родных людей. «…так и душа на месте», это значит, что когда все родные люди живы и здоровы, то всем спокойно на душе.
  • Дитя хоть и хило, да отцу с матерью мило. Смысл поговорки в том, что родители любят своих детей несмотря ни на что. Им все равно, как выглядит их ребенок, как он учится – он все равно для них будет самым любимым и самым лучшим. «Дитя хило» значит, что ребенок слабенький, болезненный, нездоровый.
  • Добрая семья прибавит разума-ума. Так говорят потому, что дружная семья всегда живет в мире и согласии и в нужный момент родные помогают друг другу советом или делом.
  • На свете все найдешь, кроме отца и матери. Смысл высказывания в том, что своих родителей мы не выбираем, они даются нам один раз и на всю жизнь, поэтому их нужно ценить, любить и уважать. Также суть изречения в том, что родители всегда должны быть у нас на первом месте потому, что именно благодаря им мы сегодня живем.

  • Брат брата не выдаст. Данная пословица говорит нам о том, что между родными людьми существует настоящая дружба и преданность. Поговорка означает то, что родные люди всегда будут стоять друг за друга горой и никогда не оставят в беде.
  • Брат с братом на медведя ходят. Издавна медведь олицетворяет силу, могущество и власть. Это животное обладает нечеловеческой силой и хваткой, поэтому для высказывания был выбран именно этот образ. В давние времена люди охотились на животных, в том числе и на медведя, дабы прокормить свою семью и себя. Однако такая охота была чрезвычайно опасной и трудной. Пословица объясняет нам, что любовь и единство родных людей, в этом случае братьев, настолько крепки, что они вместе могут победить даже столь свирепого зверя.
  • В гостях хорошо, а дома лучше. Это изречение также достаточно известное, поскольку и по сегодняшний день активно используется нами даже в повседневной речи. Значит оно

то, что, несмотря на хороший прием в гостях, лакомства и удобства, которые принято предоставлять гостям, дома у себя всегда гораздо лучше, поскольку там родная семья.

  • В дружной семье и в холод тепло. Так говорят потому, что в доме, где царит понимание и любовь между родными, появляется своя особая атмосфера, при которой все ненастья и беды, которые в пословице представлены холодом, совершенно не страшны.
  • В недружной семье добра не бывает. Смысл высказывания в том, что в семье, где между родными нет понимания, любви и уважения, не может быть ничего хорошего. В такой семье происходят только скандалы и склоки.
  • В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто. Поговорка учит нас тому, что в доме, где живет дружная и работящая семья всегда есть достаток, то есть, в доме «густо». А вот там, где каждый думает только о себе, где нет порядка и труда, там всегда «пусто», то есть, ничего нет.
  • В своем доме и стены помогают. Еще один вариант данной пословицы: «В своем доме и стены лечат». Говорят так потому, что дома всегда хорошо, уютно и тепло. Дома есть родные люди, которые поддерживают и помогают, поэтому дома легче перенести какие- либо испытания судьбы и невзгоды.
  • В семье разлад, так и дому не рад. Смысл изречения в том, что когда в семье не ладится, когда родные люди не находят общего языка, а только ссорятся и скандалят, тогда и идти в такой дом нет никакого желания – «…дому не рад».
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно. Пословица объясняет нам то, что мир и согласие в семье – это залог успеха во всех делах. Если родные люди любят и уважают друг друга, если они всегда готовы в трудную минуту прийти на помощь – можно не бояться никаких трудностей. При такой жизни все дела будут идти хорошо, и заканчиваться успехом.

Пословицы и поговорки о доме

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Дом вести — не лапти плести.
  • Без хозяина — дом сирота.
  • Дома не в гостях: посидев, не уйдешь.
  • Всякий дом хозяином держится.
  • В своем доме как хочу, так и ворочу.
  • Хоть по уши плыть, да дома быть.
  • Дом красится хозяином.
  • Горе тому, кто непорядком живет в дому.
  • Что в поле родится, все в доме пригодится.
  • И стены в доме помогают.
  • Неси в дом, а не из дому.
  • Дома и стены помогают.
  • Не выноси сора из избы.
  • Лучше дома своего нет на свете ничего.
  • Мой дом — моя крепость.
  • Привести домок в уголок.
  • В каждой избушке свои игрушки.
  • Не красна изба углами, а красна пирогами.
  • На грех углах дом не стоит.
  • На песке дома не строят.
  • Все дороги ведут к дому.
  • Изба чем беднее, тем люднее.
  • Хорошо тому, кто в своем дому.
  • В своем дому не кланяются никому.
  • Дом крепок не укладом, а ладом.
  • Что оладушка в меду, то хозяюшка в дому.
  • Без хозяина дом — сирота.
  • Каков хозяин — таков и дом.
  • Коли в доме все вверх дном, значит, худ хозяин в нём.
  • Где хозяев в доме много, там и толку никакого.
  • Без Троицы дом не строится.
  • Домов, что у зайца холмов.
  • Спасибо вашему дому, а теперь пойдем к другому.
  • Не купи дом, а купи соседа.
  • Моя хата с краю, я ничего не знаю.
  • Бездомный собаке кто приютил, тот и хозяин.
  • Что нам стоит дом построить.
  • В доме не хозяйка, в людях не гостья.
  • В доме такие уборы, что везде стоят подпоры.
  • В дому у Макара кошка, комар да мошка.
  • Дом 6eз призора — яма.
  • Дом без хозяина — сиротинка.
  • Дом вести — не лапоть плести.
  • Дом вести — не рукавом трясти.
  • Дом дело найдет.
  • Дом дому не указывает.
  • Дом невелик, да лежать не велит.
  • Дом не старше хозяина.
  • Дом построить — не шапку на голову надеть.
  • Дом хорош, да хозяин не гож.
  • Дома — как хочу, а в людях — как велят.
  • Дома не сидится, а в гости не зовут.
  • Дома пан, а в людях болван.
  • Дома постоишь, в гостях посидишь.
  • Дома сидеть — ничего не высидеть.
  • Дома солома едома, а в гостях и овес не едят.
  • Дома стены помогают.
  • Домашнего вора не убережешься.
  • Домашний вор опаснее чужого.
  • Домашний гость не осудит.
  • Домашний теленок лучше заморской коровы.
  • Домашняя копейка лучше заезжего (захожего) рубля.
  • Домок не велик, да садиться не велит.
  • Домок-то вести — не вожжами трясти, а надо концы с концами свести.
  • Домом жить — не разиня рот ходить.
  • Дом невелик, а спать не велит.
  • Дом — полная чаша.
  • Дом — яма: никогда не наполнишь.
  • Домой и кони веселей бегут.
  • Домой придешь — хлеб-соль найдешь.

Пословицы и поговорки о семье

  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • В своей семье всяк сам большой.
  • В родной семье и каша гуще.
  • Семьей и горох молотят.
  • В семье не без урода.
  • Семейная каша погуще кипит.
  • Кому свинья, а нам — семья.
  • Всем сестрам по серьгам.
  • Где семья дружна, не страшна беда.
  • Человек семьёю крепок.
  • В семье все бывает.
  • В семье любовь да совет, так и нужды нет.
  • В семье не без дурака.
  • Семья крепка ладом.
  • В недружной семье добра не бывает.
  • В семье дружат — живут не тужат.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • Семейное согласие всего дороже.
  • Семейный горшок всегда кипит.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • Добрая семья прибавит ума.
  • Когда семья вместе, и сердце на месте.
  • Семья воюет, а один горюет.
  • Семью разорить — счастливому не быть.
  • Не велика семья, а все едоки.
  • Вся семья своя, да всяк любит себя.
  • Большое горе, когда семья в раздоре.
  • Без согласия в семье — несчастье.
  • Без семьи нет счастья.
  • В одной суме — да разные денежки; в одной семье — да разные детушки.
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-презентация "Петропавловская крепость"

Представляю занятие - презентацию на тему "Петропавловская крепость". Использую её на занятиях по ознакомлению детей с историей и культурой Санкт Петербурга. Для уменьшения размерв файла все фотографи...

"Флажки для снежной крепости"

Конспект занятия по художественному творчеству. Рисование тушью по ткани...

"История Крепости Оскол"

НОД в форме беседы с детьми подготовительной группы  " Истории возникновения города Старого Оскола"...

Занятие с детьми разновозрастной группы "Мой дом - моя крепость"

ЗЩанятие знакомит детей с значением выражения "Мой дом - моя крепость", с тем, что делает дом человека крепостью, с разными видами жилья человека в различных местах обитания. Во время занятия педагог ...

Сценарий выпускного "Наша крепость- Детский сад"

Сценарий выпускного праздника  в детском саду "Наша крепость-Детский сад". Был разработан воспитателями: Иноземцевой Мариной Алексеевной, Цыцыревой Елены Андреевны.В мае 2012 года был успешно про...

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром в рамках регионального проекта «Петербурговедение» «Мы построим крепость тут…» в старшей группе

laquo;Мы построим крепость тут…»Цель: Знакомство с началом создания Санкт-ПетербургаЗадачи:Развивающая:- Развитие познавательных интересов- Обогащение словаря детей (ботик, треуголка, ду...