Обследование лексического запаса и грамматического строя речи
презентация по коррекционной педагогике

Астахова Наталья Юрьевна

Презентация "Обследование лексического запаса и грамматического строя речи у детей с ОНР"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обследование лексического запаса и грамматического строя речи Наталья Юрьевна Астахова, учитель-логопед МАУДО «КЦДО» г.Кашира

Слайд 2

Обследование лексического запаса и грамматического строя речи Приёмы обследования детей с общим недоразвитием речи

Слайд 3

1. Называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам

Слайд 4

Инструкция: «Назови, кто (что) нарисован(о) на картинке? Что делает? Какой?

Слайд 6

Самостоятельное дополнение ребёнком тематического ряда, начатого обследующим Инструкция: «Я назову несколько слов, а ты продолжай» Взрослый: «тетрадь, ручка, учебник,…» Ребёнок (продолжает): карандаш, дневник и т.п.

Слайд 7

Инструкция: «Назови, кто это или что это: пушистое, с острыми коготками, мяукает…» (можно использовать описания пальто, птицы, стола, машины, школы , и т.п.) или Инструкция: «Как называется помещение где читают, выдают и обменивают книги?

Слайд 8

2. Подбор синонимов, антонимов, родственных слов

Слайд 9

« Антонимы – это слова, имеющие в своём значении качественный признак и поэтому способные противопоставляться друг другу как противоположные по значению» (Ахманова О.С. Словарь лингвистичеких терминов., 1969. с.50)

Слайд 10

Характер ошибок при подборе антонимов у детей с общим недоразвитием речи. Вместо антонимов дети с ОНР подбирают: Слова, семантически близкие предполагаемому антониму той же части речи (день – вечер, быстро – тихо) Слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи (быстро –медленнее, медленный; горе – весело; высоко – низкий; далеко – ближе) Слова-стимулы с частицей не (брать – не брать, говорить – не говорить, далеко – не далеко; шум – не шум, нет шума) Слова, ситуативно близкие исходному слову (говорить – петь, смеяться; высоко – далеко) Формы слова-стимула (говорить – говорит)

Слайд 11

(продолжение) Слова, связанные синтагматическими связями со словами-стимулами (поднимать – выше) Синонимы (брать –забирать)

Слайд 12

Синонимы (равнозначные слова) по определению О.С.Ахмановой – это те члены тематической группы, которые принадлежат к одной и той же части речи и совпадают по значению и употреблению.

Слайд 13

Характер ошибок при подборе синонимов у детей с общим недоразвитием речи. Вместо синонимов дети с ОНР воспроизводят: Семантически близкие слова, часто ситуативно сходные (парк –зоопарк, праздничный – весенний, улица – дорога, торопиться – бежать, идти – быстро) Слова, противоположные по значению, иногда поаторение исходного слова с частицей не (огромный – маленький, верный – не верный, доктор – не доктор, шагать – не шагать, шагать – стоять) Слова, близкие по звучанию (здание – создание, парк – парта)

Слайд 14

(продолжение) Слова, связанные со словом-стимулом синтагматическими связями (улица – красивая) Формы исходного слова или родственные слова (боец – бой, праздничный – праздник, радостный – радостно)

Слайд 15

Инструкция: «Подбери к моему слову другое, схожее по смыслу, которым можно было бы данное слово заменить» (взрослый разбирает с ребёнком один-два примера) Перечень слов: имена существительные – труд, храбрость, печаль ; имена прилагательные – печальный, медлительный, смелый ; глаголы – радоваться, выигрывать.

Слайд 16

Приём подбора синонимов Инструкция: «Подбери к моему слову другое, схожее по смыслу, которым можно было бы данное слово заменить» (взрослый разбирает с ребёнком один-два примера) Перечень слов: имена существительные – труд, храбрость, печаль ; имена прилагательные – печальный, медлительный, смелый ; глаголы – радоваться, выигрывать.

Слайд 17

3. Называние обобщённых слов по группе однородных предметов

Слайд 18

Инструкция : «Как все эти предметы можно назвать одним словом?

Слайд 19

Взрослый перечисляет однородные предметы и просит ребёнка назвать их одним словом. Ребёнок самостоятельно дополняет тематический ряд, начатый взрослым

Слайд 20

4. Употребление слов в разных видах коммуникативной деятельности

Слайд 21

Инструкция: «Составь предложение по картинке»

Слайд 24

Взрослый: «Добавь к неоконченному предложению одно-два слова» («С тех пор прошло несколько…») Взрослый: «Закончи предложение словом, подходящим по смыслу» Например: Стало… . Сирень начала… (слова для выбора: расцветать, рассветать)

Слайд 25

Взрослый: «На вершину горы можно…, а из класса… (слова для выбора: взойти, выйти ). «Из лесной чащи выбрался на поляну… медведь ( огромный, неповоротливый, неуклюжий, добродушный ). Вариант задания – подбор к прилагательным существительных, с которыми их можно употребить густой, дремучий (лес, туман), горячий, знойный (лето, вода, привет)

Слайд 26

5. Подбор ассоциативных слов

Слайд 27

Инструкция: «К каждому из данных слов нужно подобрать слово, которое сочетается с ним по смыслу и отвечает на вопросы: какой? какая? Какое? или Что делает предмет?»

Слайд 28

Обследование понимания и употребления ребёнком многозначности слов Инструкция: «К данному слову подбери несколько слов, сочетающихся с предъявленными» (например, слова глухой, свежий, густой и т.п.) Упрощённый вариант: выбрать из предложенных слов в списке. Например, дано слово глухой и ряд слов ( город, парк, старик, переулок, печь, комната, согласный звук ). Облегчённый приём: дополнить недостающим словом предложение ( Переулок бывает сквозной и … . Согласный звук з – звонкий, а согласный звук с - … . Лес бывает редкий и … .)

Слайд 29

Обработка результатов обследования Примерная схема протокола № протокола № приёма Обозначе-ние приёма Перечень Предъяв-ленного материала Ответы ребёнка Примечание Наблюдение за реакцией ребёнка (поиск слова; время, затраченное на подготовку ответа и др.)

Слайд 30

Анализ результатов Выводится соотношение общего числа предъявленных слов и правильных ответов. Так, если это соотношение равно 3:1, то вывод – данный ребёнок не овладел лексикой в степени, соответствующей его возрасту.

Слайд 31

Т в о р ч е с к и х у с п е х о в !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами ТРИЗа

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Использование стихотворных текстов является эффективным приемом формирования, развития и совершенствования лексико-грамматического строя речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Повторение л...

Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.

Интересные речевые игры помогут вам вместе с детьми развивать лексико-грамматический строй речи, расширять словарный запас....

Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет

Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную сис...

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.      Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе иг...

Обследование лексического запаса и грамматического строя речи

Представлена краткая методика обследования лексического запаса и грамматического строя речи детей...