Обследование лексического запаса и грамматического строя речи
презентация по логопедии

Монич Оксана Владимировна

Представлена краткая методика обследования лексического запаса и грамматического строя речи детей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Монич Оксана Владимировна Обследование лексического запаса и грамматического строя языка

Слайд 2

Содержание приемы обследования детей с полным / частичным отсутствием вербальных средств общения приемы обследования детей, владеющих вербальными средствами общения приемы обработки результатов обследования приемы обследования грамматического строя речи

Слайд 3

Приёмы обследования детей с полным/частичным отсутствием вербальных средств общения № п/п Содержание диагностического задания Наглядный материал Речевая инструкция 1. Совмесное рассматривание игрушек Можно использовать «волшебный мешочек », можно совместно рассматривать игрушку и выполнять действия с ней Игрушка кошки. Смотри, Вова, это кошка, кошка бежит. Вот она остановилась и замяукала — мяу, мяу!»). 2. Рассматривание игрушек(картинок). Игрушка кошечки, игрушка петушка. Вот это кошечка. А это? Петушок. Вот у петушка клюв, а что это?

Слайд 4

Приёмы обследования лексического запаса № п/п Содержание диагностического задания Наглядный материал Речевая инструкция 3. Назвать что изображено на картинках . Ряд картинок: молния, сачок, весло, вывеска, табуретка, перчатка … Назови, что изображено на этой картинки . 4. Соотнесение противоположных по значению картинок. Ряд картинок: широкий шарф- узкий шарф, большой медведь-маленький медвежонок. -Покажи, где широкий шарф, а где узкий. -Покажи, где большой медведь, а где медвежонок.

Слайд 5

№ п/п Содержание диагностического задания Наглядный материал Речевая инструкция 1. Назвать предмет, действие, качество по специально подобранным картинкам. Сюжетная картинка «Дети идут в поход» -Назови, кто нарисован на картинке? -Скажи, какие насекомые на картинке. 2. Ребенку нужно подобрать к каждому слову другое, схожее по смыслу, которым можно заменить слово логопеда. Сюжетные картинки к словам. -Подбери к каждому слово, схожее по смыслу, например, выигрывать – побеждать: -Добрый - … -Печаль - … 3. Самостоятельно составить предложения по предметной картинке. Сюжетные картинки. -Составь предложения по картинке, которую я покажу. Приемы обследования детей, владеющих вербальными средствами общения

Слайд 6

№ п/п Содержание диагностического задания Наглядный материал Речевая инструкция 4. Ребенку необходимо подобрать несколько слов, сочетающихся с предъявленным словом. Предметные картинки. -Подбери к каждому слову несколько слов из списка: - Бабочка (маленькая, тяжелая, разноцветная) - Слон ( большой, серый, легкий)

Слайд 7

№ п/п Содержание диагностического задания Наглядный материал Речевая инструкция 1. Логопед показывает картинки, на которых изображены разные предметы. Ребенку нужно назвать эти предметы, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Ряд картинок: собака, кошка, кукла, трава -Назови ласково предметы, изображенные на картинках: Собака- … Кошка-… Кукла-… 2. Перед ребенком картинки. Ему нужно назвать предметы, изображенные на картинках, используя относительные прилагательные. Шкаф из дерева, ботинки из кожи, дверь из железа. -Назови предметы так, чтобы я поняла из чего они состоят, например, сумка из кожи – кожаная сумка. -Шкаф из дерева. - Носки из шерсти. -Дверь из железа. Приемы обследования грамматического строя речи

Слайд 8

№ п/п Содержание диагностического задания Наглядный материал Речевая инструкция 3. Предс тавить ребенку картинку, на которой изображен один предмет, а затем картинку, на которой изображено несколько этих предметов. Ребенок должен назвать предметы в единственном и множественном числе. Стул, ручка, книга. -Я буду показывать картинки и называть их, а ты смотри и продолжай, например, одна тетрадь, а много – тетрадей. -Один стул, а много -… -Одна ручка, а много - … -Одна книга, а много-… 4. Описать действие, изображенное на картинке одним предложением. Сюжетные картинки. -Опиши действие, изображенное на картинке.

Слайд 9

№ п/п Содержание диагностического задания Наглядный материал Речевая инструкция 5. Составить предложение, дополнив его соответствующими словами. Слова: мальчик, сок; кошка, окно; девочка, собака. - Составь предложение и дополни его подходящими словами. 6. Восстановить нужный порядок слов и произнести составленную фразу. Слова: заяц, на, серый, поляну, выскочил. Слова: с, ветки, перепрыгивала, на, белка, ветку. - Восстанови порядок слов в предложении и произнеси его.

Слайд 10

Приёмы обработки результатов обследования Каждый из предлагаемых ребенку приемов и ответная его реакция фиксируются в протоколе . № № Обозначение Перечень Ответы Примечание Наблюдение за реакцией ребенка (поиск слова; время , затраченное на подготовку ответа и др.) пробы приема приема предъявленною материала ребенка Колличественный Выводится соотношение общего числа предъявленных слов и правильных ответов Качественный Анализируется какое число слов, используемых ребенком, относится к словам, имеющим конкретное значение, и какое — к словам абстрактным, обобщенным. Анализ результатов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами ТРИЗа

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Использование стихотворных текстов является эффективным приемом формирования, развития и совершенствования лексико-грамматического строя речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Повторение л...

Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.

Интересные речевые игры помогут вам вместе с детьми развивать лексико-грамматический строй речи, расширять словарный запас....

Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет

Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную сис...

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.      Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе иг...

Обследование лексического запаса и грамматического строя речи

Презентация "Обследование лексического запаса и грамматического строя речи у детей с ОНР"...