Картотека по развитию слухового внимания у дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике

Балакирева Елена Владимировна

В разработке представлены упражнения для развития слухового внимания у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_po_razvitiyu_sluhovogo_vnimaniya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  слухового  внимания

–  1 –

«Где  стучали?»

Ребенок  сидит  с  закрытыми  глазами.  А  взрослый  стучит  чем-нибудь  в  любом  месте.  Ребенок  должен  показать  место,  откуда  слышался  звук.

Развитие  слухового  внимания

–  2 –

«Что  звучало?»

Ребенок  сидит  с  закрытыми  глазами.  А  взрослый  стучит  чем-нибудь  в  любом  месте.  Ребенок  должен  показать  место,  откуда  слышался  звук.

Развитие  слухового  внимания

–  3 –

«Что  звучало?»

Демонстрируем  ребенку  звучание  бубна,  губ-ной  гармошки,  дудки  и  т.п. Ребенок  слушает  и  запоминает,  как  звучит  каждый  музыкаль-ный  инструмент,  потом  закрывает  глаза  и  определяет  на  слух, что  звучало.  Если  у  вас  нет  подобных  инструментов,  можно  заменить  их, к  примеру,  стаканом,  чашкой,  чайником  и  постучать по  ним  ложкой.  Главное,  чтобы  ре-бенок  установил  разницу  в  звучании.

Развитие  слухового  внимания

–  4 –

«Кто  позвал?»

Один  ребенок  поворачивается  к  другим  спиной.  Любой  из  присутствующих  окликает  его  по  имени.  Ребенок  должен  указать  на  того, кто  его  позвал.

Развитие  слухового  внимания

–  5 –

«Где  звучало?»

Возьмите  колокольчик,  погремушку  или  любую  другую  звучащую  игрушку.  Ребенок  сидит  с  закрытыми  глазами,  а  вы  звените,  например,  колокольчиком  справа,  слева,  сзади,  спереди,  над  ним. Ребенок,  не  открывая  глаз,  должен  показать  направление,  откуда  исходит  звук.

Развитие  слухового  внимания

–  6–

«Слушай  и  делай»

Взрослый  дает  ребенку  следующие, к  примеру,  команды:  «Подойди  к  окну  и  подними  руку»,  «Встань  лицом  к  двери  и  поставь  руки  на  пояс»,  «Положи  правую  руку  на  пояс,  а  левую – на голову»  и  т.д.

Развитие  слухового  внимания

–  7 –

«Слушай  внимательно»

Шепотом  за  экраном  (либо  ребенок  слушает,  закрыв  глаза)  взрослый  дает  ребенку

 какое-нибудь  поручение,

 которое  тот  должен  выполнить.

Развитие  слухового  внимания

–  8 –

«Послушай  и  повтори»

Взрослый  шепотом  за  экраном

  произносит  слова  по  теме,

  а  ребенок  вслух  повторяет  их.

Развитие  слухового  внимания

–  9 –

«Телефон»

Взрослый  тихо  говорит  ребенку  слово  по  теме,  а  он  шепчет  его  следующему  и  т.д.

Усложнение:  можно  говорить  сразу  2 – 3  слова.

Развитие  слухового  внимания

–  10 –

«Какое  слово  отличается  от  других?»

Осень,  осень,  носим,  осень.

Развитие  слухового  внимания

–  11 –

«Хлопни,  как  я»

Взрослый  производит  по  3, 4, 5  хлопков  с  разным  набором  пауз,

 а ребенок  повторяет  за  ним.

Развитие  слухового  внимания

–  12 –

«Делай,  как  скажу,  а  не  как  покажу»

Взрослый  называет  одно  движение,  а  делает  другое.  Ребенок  выполняет  то,  что  ему  говорит взрослый.

Развитие  слухового  внимания

–  13 –

«Будь  внимателен»

Взрослый  дает  ребенку  2 – 3  поручения  (например:  «Возьми  игрушку,  положи  ее        в  коробку,  а  из  коробки  достань  мишку  и  зайку.  Мишку  поставь  на  стол,

 а  зайку – под  стол»).  При  выполнении  этих  заданий  внимание  ребенка  обращается  на  значение  употребляемых  предлогов.

Развитие  слухового  внимания

–  14 –

«Подскажи  словечко»

Закурлыкали  вдали,  улетая…

                                            (журавли).

Развитие  слухового  внимания

–  15 –

«Послушай  и  сделай»

Ребенок слушает  только инструкции  взрослого  (без  демонстрации  движений)  и  выполняет  физические  упражнения.

Развитие  слухового  внимания

–  16 –

«Дятел»

Взрослый  отстукивает  разные  ритмы  

( .  …  .  ;  …  .  .. и  т.д.),

 а  ребенок  повторяет  за  ним.

 Затем  они  меняются  ролями.

Развитие  слухового  внимания

–  17 –

«Дятел»

Взрослый  отстукивает  разные  ритмы,  

чередуя  тихие  и  громкие  удары.  Ребенок  должен  повторить  за  ним.

Развитие  слухового  внимания

–  18 –

«Кто  сказал?»

Ребенок  закрывает  глаза,  а  кто-нибудь  из  детей  называет  какое-нибудь  слово  по  теме.  Ребенок  должен  угадать,  кто  говорил.

Развитие  слухового  внимания

–  19 –

«Какое  слово  отличается  от  других?»

Цыпленок, цыпленок, утенок, цыпленок.

Развитие  слухового  внимания

–  20 –

«Какое  слово  отличается  от  других?»

Поземка,  поземка,  повозка,  поземка.

Развитие  слухового  внимания

– 21 –

«Какое  слово  отличается  от  других?»

Шубка, шубка, шубка, ступка,  шубка.

Развитие  слухового  внимания

– 22 –

«Какое  слово  отличается  от  других?»

Каток,  каток,  платок,  каток.

Развитие  слухового  внимания

–  23 –

«Дятел»

Взрослый  отстукивает  разные  ритмы  в  быстром  темпе

( …  …  .  ;  …  ..  …  и  т.д.),

 а  ребенок  повторяет  за  ним.

Затем  можно  поменяться  ролями.

Развитие  слухового  внимания

–  24 –

«Будь  внимателен»

Шепотом  за  экраном  взрослый  произносит  фразы  типа:  «Подойди  к  Варе  и  дотронься  до  ее  левой  ноги»,  «Подойди  к  Вите  и  дотронься  до  его  правого  уха».

Развитие  слухового  внимания

– 25 –

«Какое  слово  отличается  от  других?»

Рука,  рука,  рука,  щека,  рука.

Развитие  слухового  внимания

– 26 –

«Какое  слово  отличается  от  других?»

Самолет, самолет,  самолет,  самосвал,  самолет.

Развитие  слухового  внимания

– 27 –

«Подскажи  словечко»

Без  разгона  ввысь  взлетает,

Стрекозу  напоминает,

Отправляется  в  полет

Винтокрылый…  (вертолет).

Развитие  слухового  внимания

– 28 –

«Какое  слово  отличается  от  других?»

Колесо,  колесо,  колосок,  колесо.

Развитие  слухового  внимания

– 29 –

«Какое  слово  отличается  от  других?»

Молоток,  молоток,  потолок,  молоток.

Развитие  слухового  внимания

– 30 –

«Подскажи  словечко»

Быть  мне  нужно  очень  колкой:

Как  иначе  шить …  (иголкой).

Развитие  слухового  внимания

– 31 –

«Определи  на  слух  самое  короткое  слово»

Строитель,  каменщик,  дом,  стекольщик.

Развитие  слухового  внимания

– 32 –

«Определи  на  слух, какое слово

 самое  длинное»

Дом,  груз,  винт,  экскаватор,  кран,  склад.

Развитие  слухового  внимания

– 33 –

«Какое  слово  отличается  от  других?»

Солдат,  солдат,  комбат,  солдат,  солдат.

Развитие  слухового  внимания

– 34 –

«Определи  на  слух, какое слово

 самое  длинное»

Бомба,  пуля,  граната,  мина.

Развитие  слухового  внимания

– 35 –

«Определи  на  слух  самое  короткое  слово»

Сосулька,  оттепель,  май,  проталина.

Развитие  слухового  внимания

– 36 –

«Какое  слово  отличается  от  других?»

Весна,  весна,  весна,  волна,  весна.

Развитие  слухового  внимания

– 37 –

«Какое  слово  отличается  от  других?»

Бабушка,  бабушка,  бабочка,  бабушка.

Развитие  слухового  внимания

– 38 –

«Определи  на  слух  самое  короткое  слово»

Доченька,  дочурка,  дочь,  дочка.

Развитие  слухового  внимания

– 39 –

«Определи  на  слух  самое  короткое  слово»

Роза,  подснежник,  мак,  ландыш.

Развитие  слухового  внимания

– 40 –

«Какое  слово  отличается  от  других?»

Подснежник,  валежник,  подснежник,  подснежник.

Развитие  слухового  внимания

– 41 –

«Подскажи  словечко»

Протянул  свой  длинный  нос

На  два  метра  …  (пылесос).

Развитие  слухового  внимания

– 42 –

«Подскажи  словечко»

Нам  подскажут  вес  весы,  

А  который  час –  …  (часы).

Развитие  слухового  внимания

– 43 –

«Какое  слово  отличается  от  других?»

Волчонок,  волчонок,  бельчонок,  волчонок.

Развитие  слухового  внимания

– 44 –

«Какое  слово длиннее?»

Медвежонок,  ежонок.

Развитие  слухового  внимания

– 45 –

«Какие  пары  слов  похожи  по  звучанию?»

Дом – изба,

  весна – десна,  

лопата – грабли,

 посадка – насадка.

Развитие  слухового  внимания

– 46 –

«Подскажи  словечко»

Миша  делает  зарядку,

А  Иван  копает  …  (грядку).

Развитие  слухового  внимания

– 47 –

«Подскажи  словечко»

Утром  выглянем  в  оконце –

Нам  навстречу  светит  …  (солнце).

Развитие  слухового  внимания

– 48 –

«Подскажи  словечко»

Ночью  светит  нам  она,

Белолицая  …  (луна).

Развитие  слухового  внимания

– 49 –

«Подскажи  словечко»

В  деревянные  дворцы

 Возвращаются  …  (скворцы).

Развитие  слухового  внимания

– 50 –

«Какое  слово  отличается  от  других?»

Гусеница, гусеница, лиственница,  гусеница.

Развитие  слухового  внимания

– 51 –

«Подскажи  словечко»

И  в  столовой,  и  на  кухне,

В  ресторане – и  везде:

Если  варят – то  в  кастрюле,

Жарят – на  …  (сковороде).

Развитие  слухового  внимания

– 52 –

«Подскажи  словечко»

Любим  пить  по  воскресеньям

Чай  с  малиновым  …  (вареньем).

Развитие  слухового  внимания

– 53 –

«Подскажи  словечко»

Тем,  кто  в  речку  угодил,

Нос  откусит  …  (крокодил).

Развитие  слухового  внимания

– 54 –

«Определи  на  слух»

Взрослый  называет  слова, а  ребенок  поднимает  руку  только  тогда,  когда  услышит  названия  животных: ЖИРАФ,  ГРАФ,  ПРОХОДИЛ,  КРОКОДИЛ,  ЗЕБРА,  ШВАБРА,  ПАПАХА,  ЧЕРЕПАХА,  ГАЗЕЛЬ,  ГАЗОН,  ПОПУГАЙ,  КАРАВАЙ.

Аналогично  можно  играть  по  любой  лексической  теме.

Развитие  слухового  внимания

– 55 –

«Подскажи  словечко»

В  сказках  жили  в  теремах;

Мы  теперь  живем  в  …  (домах).

Развитие  слухового  внимания

– 56 –

«Какое  слово  отличается  от  других?»

Проспект,  проект,  проспект,  проспект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РИФМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Рифмы-миниатюры очень богатый материал для развития у детей слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети дошкольники учатся правильно согласовывать слова в...

Игры на развитие слухового внимания старших дошкольников.

Игры на развитие слухового внимания старших дошкольников....

Развитие слухового внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Статья поможет в организации работы с детьми с речевыми нарушениями. Учет особенностей внимания данной группы детей позволит повысить эффективность работы....

Мастер-класс для родителей «Развитие слухового внимания у дошкольников»

Развитие слухового вниманияСлуховое внимание - это очень важная особенность в развитии ребенка, без этой особенности невозможно слушать и понимать речь.Но очень важно не только слышать звуки, а также ...

Игры на развитие слухового внимания у дошкольников

Мы живем в звучащем мире и полную тишину можем ощутить (слово услышать, согласитесь, здесь неуместно) только в специальном помещении. С самого рождения ребенок слышит множество звуков: шелест листьев,...

Игры на развитие слухового внимания для дошкольников

Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.Также важно различать и анализировать звуки. Это уме...