Развитие связной речи у дошкольников посредством книгоиздательства, словотворчества, журналистики, сочинения пятистиший
методическая разработка по коррекционной педагогике
В разработке раскрыты приемы развития связной речи дошкольников (книгоиздательство, словотворчество, журналистика, сочинение пятистиший.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи у дошкольников посредством книгоиздательства, словотворчества, журналистики, сочинения пятистиший
В старшем дошкольном возрасте как в речевых, так и в массовых детских садах необходимо развивать связную речь детей. Именно об этом просят учителя начальных классов, так как хорошая грамотная свободная речь, умение правильно образно строить рассказы, составлять полные подробные последовательные и понятные окружающим пересказы – наиважнейшее условие успешного обучения в школе. В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью труднодостижимой, требующей длительной кропотливой работы всей команды: логопеда, воспитателей, родителей и ребенка. Но работа по развитию связной речи – довольно трудоемкий, иногда скучный и неинтересный процесс как для детей, так и для взрослых. Для того, чтобы оживить этот раздел работы, чтобы он проходил более интересно, для стимуляции детей и их родителей в рамках развития связной речи можно использовать много приемов.
Один из них – книгоиздательство. Когда ребенок фантазирует, рассказывает что-то, взрослый может записать за ребенком рассказ. Другой вариант – когда ребенок рисует что-то, комментирует свое художество, а взрослый записывает. Третий вариант – когда ребенок сам пишет то, что придумывает. Авторы таких книг уже умеют самостоятельно читать и писать печатными буквами (если говорить о дошкольниках). Это основные процессы рождения детских книжек. Такая форма работы позволяет сделать ребенку целую серию открытий.
Одно из них – то, что любые слова, речь можно записать.
Второе – оказывается, записанное сообщение никуда не пропадает. Дети читают десятки раз то, что сочинили, охотно слушают.
Третье – формируются представления о своих личных достижениях и успехах. На вопрос: «Что ты чувствуешь, когда читаешь свою книжку?» дети отвечают: «Мне нравится!», «Я рад, что я такой умный!», «Я люблю почитать, когда моя мама придет!» и т.п. Тем самым видно, что данная форма работы способствует формированию у детей чувства уверенности в своих силах, самоуважение.
В нашей группе создан литературный уголок с детскими книжками. Дети охотно участвуют в создании книг, иллюстрируют их, сочиняют стихи, дают интервью в газеты, посвященные каким-то событиям, праздникам.
Чтобы привлечь детей к творческому рассказыванию – источнику детских книжек – использую некоторые методы. Вот, на мой взгляд, одни из самых интересных.
- Предложен Петровским А.В. и имеет условное название «метод транзитного пассажира». В его основе вызывание и стимулирование активной речевой деятельности. Предлагаем поиграть в журналиста и берем интервью у детей о каком-нибудь событии, результат – газеты «Репортаж с Осеннего бала»,… Позже ребенок сам становится журналистом и берет интервью у друг идете, учится видеть необычное в играх и занятиях детей и рассказывать об этом, подбирая точные слова и выражения.
- Методика А.Нестеренко «В стране загадок». Выбираем любой объект и задаем вопрос: «Что делает?». Свеча – горит, светит, тает. Подбираем объекты, которые тоже могут совершать эти же действия. Горит спичка, светит лампочка, тает мороженое. Затем соединяем выражение в единое и получается загадка: «Горит, но не спичка, светит, но не лампочка, тает, но не мороженое. (Свеча)»
- Создание пятистиший – еще один метод для обогащения образности речи, для развития возможности выражения чувств об окружающем мире в поэтической форме. Пятистишие это белый стих, без рифмы, создаем так:
1 строчка – 1 слово – заглавие,
2 строчка – 2 слова – описание заглавия, объекта,
3 строчка – 3 слова – выражение действия этого объекта,
4 строчка – 4 слова – выражение чувства этого или к этому объекту,
5 строчка – 1 слово – синоним заглавия.
Пример: -- Кошка
Черная, пушистая
Мяукает, мурлычет, играет
Нежно свернулась в клубочек.
Тишина.
--Машина
Японская Хонда
Быстрая, легкая, спортивная.
Мы едем очень быстро.
Здорово!
Результат – поэтическая страничка.
- Составление рассказов по схеме. 1 вариант – Схема составляется заранее. 2 – Схема составляется, изменяется, дополняется в процессе и по ходу самого рассказывания.
Теперь расскажу немного о книгах, которые появились у нас в группе. При составлении содержания книжек, кроме методов, которые уже упомянула, использовала другие разнообразные методы.
- Закончи предложение – книжки-малышки «Я мечтаю…», «Я люблю…», «Я не люблю…»
- Составление описательных рассказов-загадок. Дети описывают какой-то объект, не называя его.
- Книжки на определенную лексическую тему («О домашних животных»)
- Книжка с вклейками из познавательных журналов. Для повышения интереса и получения детьми новых знаний к детским рассказам и иллюстрациям я добавила вырезки из журнала о животных («Братья наши меньшие»)
- Книжка с загадками по предметной картинке. («Прочитай, отгадай!»)
- Составление рассказа из личного опыта («Как я провел лето», «Как я праздновал Новый год», «Как я украшал елку»)
- Составление рассказов по графическому плану. Причем план предварительно обговаривается, составляется и зарисовывается совместно с детьми. («Моя семья»-иллюстрирована рисунками и фотографиями, «О фруктах», «Мои пернатые друзья»)
- Придумывание рассказа в процессе дорисовывания картинки. Даем детям заготовку рисунка, они ее дорисовывают, комментируя своим рассказом. («Осенние рассказы», «Мои мечты о лете»)
- Придумывание рассказа по сюжетной картинке. Ребенок выбирает любую сюжетную картинку из предложенных и придумывает рассказ. (Рассказы о животных)
- Придумывание рассказа по предложенному началу или к концу рассказа. («Зима пришла!»)
Все эти рассказы у нас издаются в книжках, которые располагаются в литературном уголке. Дети сами иллюстрируют их, очень гордятся своими произведениями, часто их пересматривают, перечитывают, что к тому же еще и развивает навык чтения. А в конце года каждый ребенок на выпускном, как сюрприз, получает индивидуальный авторский сборник своих творческих сочинений с иллюстрациями на память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-456635-1413461032.jpg)
Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы.
Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержатель...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-517482-1415280322.jpg)
Буклет " Развитие связной речи у дошкольников посредством сказкотерапии".
Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй. Повзрослев, он пересказывает их своим детям, которые понимают их п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/03/picture-930332-1509680224.jpg)
ПРОГРАММА «Развитие связной речи младших дошкольников посредством настольного театра»
Актуальность исследования. Овладение родным языком является важным элементом развития личности, оно тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием. Освоение ребенком связной речи ак...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/19/picture-710165-1447926260.jpg)
Долгосрочный проект "Развитие связной речи у дошкольников посредством театральной деятельности"
Театральная деятельность - это самый распространненый вид деятельности. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-644054-1445765908.jpg)
"Развитие связной речи младших дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой"
Важную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература и произведения устного народного творчества. В данной консультации приведены рекомендации по развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-1210147-1586194417.jpg)
«Развитие связной речи у дошкольников посредством мнемотехники»
Этапы работа. цели, план на учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/17/picture-1241560-1587141282.jpg)
Презентация. Развитие связной речи старших дошкольников посредством дидактических игр.
Развитие связной речи старших дошкольников посредством дидактических игр....