"Развитие связной речи младших дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Анисимова Екатерина Викторовна

Важную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература и произведения устного народного творчества. В данной консультации приведены рекомендации по развитию связной речи детей 3-4 лет посредством ознакомления с художественной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15 КБ

Предварительный просмотр:

Важную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература и произведения устного народного творчества. В данной консультации приведены рекомендации по развитию связной речи детей 3-4 лет посредством ознакомления с художественной литературой.

 

Консультация развитие связной речи младших дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой.

Художественная литература – могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Ознакомление детей третьего года жизни с художественной литературой проходит как на специальных занятиях по развитию речи, так и вне занятий.
 Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Знакомство младших дошкольников с художественной литературой отличается своеобразием и предусматривают не только слушание ребенком произведений, но и его участие в действии-игре, в общении с исполнителем и персонажем.

  Для слушания и последующего воспроизведения используются произведения малых жанров, небольшие стихи и сказки, пестушки, потешки, пословицы, прибаутки, колыбельные, игровые припевы и приговоры, народные песни, загадки, рассказы.

 Так как маленькие дети очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, что обусловлено и возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткий период времени, то залогом успешной работы с детьми является неоднократное повторение одного и того же текста.

  Сказки детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать, а не читать по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки.

     Детей приучают отвечать на вопросы, много вопросов малышам задавать не следует, но два-три вопроса, выясняющих, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили.

      При запоминании стихотворений большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи: при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово.

      После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребенку, можно напомнить детям аналогичные факты из их собственной жизни.

      Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы новые слова, услышанные детьми из произведений, входили в их активный словарь. А для этого следует чаще повторять их в самых разнообразных сочетаниях.

      Особое внимание надо уделять формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.

      Для детей раннего и младшего возраста хороши книги, в которых под обложкой лишь одна сказка, или сборники из трех-четырех произведений иллюстрации в книге должны не просто комментировать текст, а дополнять его, расширять, углублять его понимание. Цветовая гамма иллюстраций должна быть нежной и спокойных полутонов (яркие краски агрессивны).  

      Литературные произведения для детей подбираются с учетом возраста.

Встречаются ситуации, когда дети отказываются или не могут использовать общепринятые речевые формы. Причина заключается в том, что у детей существует недостаток общения, недостаток чтения и слушания художественной литературы, а значит, как следствие, бедный словарный запас ребёнка.

В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и меньше стало уделяться внимания семейному чтению.

Родителям необходимо знать, что чтение художественной литературы должно быть ежедневным. Время для чтения (всегда одно и тоже) должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет 10 минут—во 2 младшей группе, 10-15минут — в средней группе, 15-20 минут — в старшей группе и 20-25 минут — в подготовительной группе.

Часто родители нуждаются в помощи при выборе места и времени для чтения детям. В этом случае им можно посоветовать, гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, побеседовать с ним об уже прочитанной книге. В режиме дня можно выделить 15-20 минут перед сном, чтобы почитать ребенку. Можно предложить ребенку поиграть в речевые игры: игра с ребенком в загадки; игра «сочиним сказку»; «поиграем в рифму», «придумаем название сказке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы.

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержатель...

ПРОГРАММА «Развитие связной речи младших дошкольников посредством настольного театра»

Актуальность исследования. Овладение родным языком является важным элементом развития личности, оно тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием. Освоение ребенком связной речи ак...

Развитие речи младшего дошкольника при ознакомлении с художественной литературой

Исследователи фиксируют качественный скачок в речи ребенка в период 2,5-3,5 года. Качественно меняется соотношение между просто пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи...

Представление своего опыта для педагогов, тема" «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников посредствам ознакомления с художественной литературой»

Современное общество, переживая быстрые и существенные изменения социально-экономических условий жизни, остро чувствует потребность в формировании культуры современного человека. Широкое понятие культ...

Педагогический проект младший возраст "Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки"

Педагогический проект младший возраст "Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки"...

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

Знакомство человека с миром начинается с того, что он видит, что его окружает. Узнает все это ребенок тогда, когда называет словом. Следовательно, родной язык помогает ребенку осознать окружающий его ...