Педагогический проект младший возраст "Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки"
проект (младшая группа)

Наталья Михайловна Марченко

Педагогический проект младший возраст "Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка» с. Мамонтово

                                                                                                         Утверждаю:

                                                                                                            _________Н.Б.Мителёва

                                                                                                         заведующая  МБДОУ

                                                                                                          детский сад «Берёзка»

                                                                                            с. Мамонтово

                                                                                                          «___»  _________  2023г.

 Проект  в младшей группе  № 5

«Развитие связной речи младших дошкольников  посредством русской народной сказки» на 2023-2024 учебный год

                                                                                                                                                               

         воспитатель:

Марченко Н.М.

2023 год

Содержание

Участники проекта

Тип проекта

Сроки реализации проекта

Проблема проекта

Актуальность проекта 

Цель проекта

Задачи проекта

Планируемый результат

Возрастные особенности детей  раннего возраста

Принципы и подходы к реализации проекта

Формы и методы работы

Итоговый продукт

Этапы реализации проекта:

I – подготовительный (организационный)

II – содержательный (практический)

III – заключительный (презентативный)

Риски и пути преодоления

Перспективы развития проекта

Ресурсное обеспечение проекта

Информационные ресурсы

Учебно-методические ресурсы

Литература

Участники проекта дети младшего возраста, воспитатели, родители

Тип проекта долгосрочный

Вид проекта игровой, групповой, познавательно-творческий.

Сроки реализации проекта  сентябрь 2023 г. – май 2024г.

Проблема  

 В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя его компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.

Актуальность  

На сегодняшний день тема очень актуальна. Роль художественных произведений в жизни дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.
Главная задача педагога в области развития связной речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи родного языка. Речь чудесный дар природы, который не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых
дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных
социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс
развития речи своего ребенка пускают на самотек.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Гипотеза проекта

Если использовать русскую народную сказку наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.

Цель : «Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки»

Задачи проекта: 

 1. Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок.

2. Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.

3. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление.

4. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.

5. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

6. Содействовать совершенствованию навыков продуктивной деятельности.

7. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.

8. Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду.

9. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней

Ожидаемые результаты в работе с детьми:

 - Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

- Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;

- Повысить интерес детей к русской народной сказке;

- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

-Успешное овладение грамотной и связной речью.

-Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;

-Использование образных выражений при пересказе сказок;

- Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;

-Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;

-Совершенствование звуковой стороны речи;

-Усиление интереса к занятиям;

-Доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;

- У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;

- Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;

-Повысится культурный уровень дошкольников.

Возрастные особенности детей  раннего возраста

  Младший дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

    На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

     В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

    Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

    Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

     В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе развития. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

    В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

  Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.

    Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

     В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

    Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

Принципы и подходы к реализации проекта

Наглядности
Последовательности
Деятельности
Дифференцированного подхода
Возрастных и индивидуальных особенностей
Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи

Формы:  

образовательная деятельность, обыгрывание режимных моментов, развлечение, рассказывание сказок, потешек, закличек, чтение сказок, настольно-печатные, дидактические игры.
    Методы:
Словесные – беседы, рассказывание, чтение, прослушивание аудиозаписей.
Наглядные – рассматривание книг, иллюстраций.
Практические – дидактические игры, показ тематических театрализованных постановок.

Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Итоговый продукт    Драматизация по русской народной сказке «Теремок»

Этапы реализации проекта:

I – подготовительный (организационный)

Сентябрь

1.Изучение необходимой литературы, подбор методического материала.
2.Подборка сказок, в соответствии с возрастом.

Составление перспективного плана работы на год с детьми, родителями.

II – содержательный (практический)

Перспективный план по реализации проекта

дата

Совместная деятельность

Результативность

Сентябрь

ООД«Ознакомление с малыми фольклорными формами.»

Выразительное рассказывание знакомых потешек

Октябрь

Включение в книжный уголок сказки «Колобок» Чтение сказки «Колобок». Лепка «Колобок»

 

Обыгрывание сказки «Колобок»детьми с помощью масок

Ноябрь

Включение в книжный уголок сказки «Репка» Чтение сказки «Репка».

Рассказывание сказки «Репка» с использование масок

Декабрь

Включение в книжный уголок сказки «Кот, лиса и петух» Чтение сказки «Кот, лиса и петух».
Рассказывание сказки «Кот, лиса и петух» с использование мягких игрушек

Обыгрывание сказки «Кот, лиса и петух» детьми с помощью масок

д/ игра «Выложи сказку в правильной последовательности»

Январь

Чтение сказки "Три поросенка"
Д/И «Собери картинку. Персонажи сказок» Рисование «Яичко простое и золотое»

Инсценировка сказки на фланелеграфе "Три поросенка"

Февраль

Чтение сказки "Курочка ряба"

Д/И "Кто что ест?"

Март

Чтение сказки "Теремок"
Театрализованная постановка (Театр на палочках) "Теремок" Аппликация «Теремок»

Изготовление дидактических игр «Отгадай сказку», «Расскажи сказку по картинке».

Апрель

Чтение сказки "Маша и Медведь"
Д/И "Пирожки для бабушки"
Пальчиковая гимнастика "Мы печем"

Настольный театр "Маша и медведь"

Май

Викторина сказок .Просмотр мультфильмов «Теремок» и «Жили-были».

Работа с родителями

Дата

Деятельность педагога

Деятельность с родителями

Октябрь

Изготовление папки передвижки «Русская народная сказка как средство развития связной речи младших дошкольников»

Ноябрь

Рубрика советов в уголке для родителей с советами «Как организовать чтение сказок в домашних условиях»

Обыгрывание сказки «Репка» родителями во время проведения досуга на «День Матери»

декабрь

Консультация «Как выбрать полезную сказку для малыша»

январь

Оформление папки передвижки по теме «Читаем вместе с детьми»

февраль

Консультация «Сказка в жизни ребенка»

март

Акция «Подари детям книгу»,

Выставка книг

апрель

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».

май

Рекомендации к летнему периоду:
«Самомассаж кистей и пальцев рук;
Упражнение для пальчиковой гимнастики
за столом

III – заключительный (презентативный)

1.Обобщение результатов работы.

2.Сбор рисунков родителей.

3.Изготовление семейной книги «Наши любимые сказки».

4.Оформление выставки «Наши любимые сказки».

 

 Результаты проекта:

1. В группе созданы необходимые условия для развития связной речи детей.

2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.

3. Речь детей стала более выразительной и эмоционально окрашенной.

4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.

5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.

6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам.

 

Перспективы развития проекта

Продолжать работать по теме «Развитие связной речи младших дошкольников  посредством русской народной сказки».  

Провести индивидуальные консультации для родителей и детей, показавших  низкий уровень развития речи.

Разработать план  работы с этими родителями.

Подобрать соответствующую литературу.

 

 Результативность

       

Ресурсное обеспечение проекта телевизор, ноутбук, театры(пальчиковый, настольный и т.д.),красочные детские книжки-раскладушки с цветными картинками «Курочка Ряба» и «Репка»; картонные фигурки сказочных персонажей к сказкам для настольного театра; пальчиковые фигурки для сказки «Репка», атрибуты верхней одежды и маски-шапочки для персонажей.

Информационные ресурсы

 

Учебно-методические ресурсы

Литература

1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Битютская Н.П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3.Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.

4. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.» -2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.

5. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре» - М. «ВАЛДОС», 2013.
6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини - музей в детском саду» - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.

7. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля» - М.: Школьная Пресса, 2011.
8. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» -: М.: ТЦ «Сфера», 2001.
9. Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центр полиграф, 2001.

10. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб. «Детство-пресс», 2008.
11. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

12. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.

13.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.

 

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи на тему «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» (для детей 5-6 лет)

Конспект занятия по развитию связной речи на тему  «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» (для детей 5-6 лет)...

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки»

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки»В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим дет...

Статья: «Развитие речи у дошкольников посредством русской народной сказки». Выполнила воспитатель группы №8 ГБДОУ № 15 Письменная Л.В.

Одним из действенных средств развития речи является сказка, совершенно необходимый этап в развитии речи ребенка.Сказочно- фольклорный мир представляет собой систему, оптимальную для восприятия пониман...

Конспект ООД по развитию связной речи составление синквейна) Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль».

Конспект ООД по развитию связной  речи составление синквейна)   Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»....

Формировании связной речи дошкольников посредством русской народной сказки

Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда.  Сказка – удивительное явление народного творчества. В мир сказок ребенок вступает в само...