Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки»
консультация (подготовительная группа)

Озерова Елена Фаузаровна

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки»

В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения, чтения вслух. В каждой семье сегодня есть компьютеры, телевизоры и прочая техника, заменяющая общение взрослого и ребенка. Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: игре, труде, учёбе, социальной ориентации. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей, способствует построению взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками. В то же время оно не является врожденным видом деятельности оно формируется.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_razvitie_kommunikativnyh_navykov_dosh.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №42 Приморского района

Консультация для воспитателей

«Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки»

                                                             Подготовила Озерова Е.Ф.

Санкт-Петербург

2020

В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения, чтения вслух. В каждой семье сегодня есть компьютеры, телевизоры и прочая техника, заменяющая общение взрослого и ребенка. Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: игре, труде, учёбе, социальной ориентации. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей, способствует построению взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками. В то же время оно не является врожденным видом деятельности оно формируется.

В последнее время вопрос о проблемах развития речи как средства общения, несформированности у детей коммуникативного поведения, неумения строить партнёрские отношения в детском сообществе вызывает особую тревогу у педагогов и  родителей.

Поэтому как никогда актуальной сегодня является проблема развития речи ребенка, его общения со сверстниками и взрослыми.

Одним из методов в решении данной проблемы является сказка.

Сказка для ребенка – это как сознательное, так и подсознательное средство обучения социально- нравственным правилам жизни. Сказка помогает развивать у детей способность к сопереживанию,

учит определять эмоциональное состояние героев на основе жестов, мимики и поступков. Детей, которые не любят, когда им читают и рассказывают сказки, не бывает.

Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес при рассказывании сказок, не используя интересных методов и приёмов. Сказку можно не только прочитать и обыграть, сказка может звучать. Сказки, это упражнения для общения, развития мелкой моторики, слуховой памяти, художественно-творческих способностей, фантазии у детей.

Данные сказки могут планироваться в разных образовательных областях:

художественно-эстетической (показ театров, музыкальная деятельность).

социально-коммуникативной (ребёнок общается и с героями сказки и с другими детьми)

познавательной (в игровой форме ребёнок познаёт что-то новое).

Эти сказки могут представлять собой непосредственно-образовательную деятельность детей и взрослого или дидактическую игру, использоваться в течение всего дня.

Обеспечить благоприятную, спокойную обстановку, чтобы сказка и шумовое оформление произвели впечатление на детей. Использовать звуки (колокольчики, баночки с разными предметами внутри, бубны, трещётки, переливание воды из стакана в стакан, шуршание бумагой и т. д.). Одни дети издают шум, а другие слушают, закрыв глаза. Потом делятся впечатлениями. Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Мимикой, жестами или условленным сигналом можно подсказать вступление, скорость игры.

В данной работе использую следующие методы и приёмы социо-игровой технологии:

Позиция   воспитателя : Я для детей равноправный партнёр, умею интересно рассказать, обыграть и придумать сказку.

Смена обстановки, дети разыгрывают сказку в разных уголках группы: за столами, на полу, в любимом уголке. Деление на группы,  распределение ролей по карточкам (есть сказки, в которых все дети хотят исполнить главную роль и никто не хочет брать на себя роль отрицательного героя) , с помощью карточек, по схемам: нарисованы фигуры круг, квадрат, параллельные линии, дети разделились, потом даю право выбора «Кто-то герой сказки, а кто-то шумовой оркестр». Следующий приём: «Найди предмет, которым можно озвучить, как бежит заяц и т. д.» Кто угадывает первым или подаёт сигнал подходит к герою. По загадкам о героях сказок, кто отгадал выполняет роль. Работа в  микрогруппах (одна группа действует куклам:  дать детям поработать голосом  поэкспериментировать с шумовыми предметами,  какой подходит для данного героя. С помощью  схем самостоятельно изготовить  шумовой инструмент).

Подача сигнала о законченной работе (хлопки, звонок в колокольчик, поднятая рука). Таким образом, использование сказок  позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса, но и помогают слышать и слушать друг друга и взрослого, умение действовать организованно, самостоятельно, развивать коммуникативные навыки.

Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте. За последние 10 лет наблюдается тенденция роста детей, испытывающих трудности в общении, связанные с отставанием речевого и психического развития.. В заключении можно сделать следующие выводы:  народные сказки — это фантастика, созданная коллективными творческими усилиями многих поколений нашего народа. В них, как в зеркале, отразился весь характер предков и образ их жизни. Через народную сказку человек открывает для себя и своих детей тысячелетнюю историю народа; - часто у некоторых детей присутствует  недостаточность общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности. - незрелость эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности. В первую очередь страдает сфера коммуникации. по результатам исследований можно отметить, что народная сказка способствует развитию коммутативных навыков у детей дошкольников с задержкой психического развития, дети стараются общаться со сверстниками, проявляют инициативу; - коррекционные программы и работа со сказкой помогают детям формировать нужные навыки и быстрее познавать окружающий мир.

Список литературы:

 Гетманова Е.В., Формирование способности к сочинению сказок как метод речевого развития дошкольников // . Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками/ Журнал «Воспитатель» №2/2014, «Игровые методы в работе со сказками» Л.О. Хлупина. Короткова, Л.Д. Сказка – для светлого ума закваска/ Л.Д.Короткова. - М., 2001.  Зимина, И.М. Сказка в системе социальной адаптации детей дошкольного возраста/
.