Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки»
консультация (подготовительная группа)

Озерова Елена Фаузаровна

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки»

В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения, чтения вслух. В каждой семье сегодня есть компьютеры, телевизоры и прочая техника, заменяющая общение взрослого и ребенка. Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: игре, труде, учёбе, социальной ориентации. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей, способствует построению взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками. В то же время оно не является врожденным видом деятельности оно формируется.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_razvitie_kommunikativnyh_navykov_dosh.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №42 Приморского района

Консультация для воспитателей

«Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки»

                                                             Подготовила Озерова Е.Ф.

Санкт-Петербург

2020

В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения, чтения вслух. В каждой семье сегодня есть компьютеры, телевизоры и прочая техника, заменяющая общение взрослого и ребенка. Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: игре, труде, учёбе, социальной ориентации. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей, способствует построению взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками. В то же время оно не является врожденным видом деятельности оно формируется.

В последнее время вопрос о проблемах развития речи как средства общения, несформированности у детей коммуникативного поведения, неумения строить партнёрские отношения в детском сообществе вызывает особую тревогу у педагогов и  родителей.

Поэтому как никогда актуальной сегодня является проблема развития речи ребенка, его общения со сверстниками и взрослыми.

Одним из методов в решении данной проблемы является сказка.

Сказка для ребенка – это как сознательное, так и подсознательное средство обучения социально- нравственным правилам жизни. Сказка помогает развивать у детей способность к сопереживанию,

учит определять эмоциональное состояние героев на основе жестов, мимики и поступков. Детей, которые не любят, когда им читают и рассказывают сказки, не бывает.

Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес при рассказывании сказок, не используя интересных методов и приёмов. Сказку можно не только прочитать и обыграть, сказка может звучать. Сказки, это упражнения для общения, развития мелкой моторики, слуховой памяти, художественно-творческих способностей, фантазии у детей.

Данные сказки могут планироваться в разных образовательных областях:

художественно-эстетической (показ театров, музыкальная деятельность).

социально-коммуникативной (ребёнок общается и с героями сказки и с другими детьми)

познавательной (в игровой форме ребёнок познаёт что-то новое).

Эти сказки могут представлять собой непосредственно-образовательную деятельность детей и взрослого или дидактическую игру, использоваться в течение всего дня.

Обеспечить благоприятную, спокойную обстановку, чтобы сказка и шумовое оформление произвели впечатление на детей. Использовать звуки (колокольчики, баночки с разными предметами внутри, бубны, трещётки, переливание воды из стакана в стакан, шуршание бумагой и т. д.). Одни дети издают шум, а другие слушают, закрыв глаза. Потом делятся впечатлениями. Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Мимикой, жестами или условленным сигналом можно подсказать вступление, скорость игры.

В данной работе использую следующие методы и приёмы социо-игровой технологии:

Позиция   воспитателя : Я для детей равноправный партнёр, умею интересно рассказать, обыграть и придумать сказку.

Смена обстановки, дети разыгрывают сказку в разных уголках группы: за столами, на полу, в любимом уголке. Деление на группы,  распределение ролей по карточкам (есть сказки, в которых все дети хотят исполнить главную роль и никто не хочет брать на себя роль отрицательного героя) , с помощью карточек, по схемам: нарисованы фигуры круг, квадрат, параллельные линии, дети разделились, потом даю право выбора «Кто-то герой сказки, а кто-то шумовой оркестр». Следующий приём: «Найди предмет, которым можно озвучить, как бежит заяц и т. д.» Кто угадывает первым или подаёт сигнал подходит к герою. По загадкам о героях сказок, кто отгадал выполняет роль. Работа в  микрогруппах (одна группа действует куклам:  дать детям поработать голосом  поэкспериментировать с шумовыми предметами,  какой подходит для данного героя. С помощью  схем самостоятельно изготовить  шумовой инструмент).

Подача сигнала о законченной работе (хлопки, звонок в колокольчик, поднятая рука). Таким образом, использование сказок  позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса, но и помогают слышать и слушать друг друга и взрослого, умение действовать организованно, самостоятельно, развивать коммуникативные навыки.

Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. С самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте. За последние 10 лет наблюдается тенденция роста детей, испытывающих трудности в общении, связанные с отставанием речевого и психического развития.. В заключении можно сделать следующие выводы:  народные сказки — это фантастика, созданная коллективными творческими усилиями многих поколений нашего народа. В них, как в зеркале, отразился весь характер предков и образ их жизни. Через народную сказку человек открывает для себя и своих детей тысячелетнюю историю народа; - часто у некоторых детей присутствует  недостаточность общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности. - незрелость эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности. В первую очередь страдает сфера коммуникации. по результатам исследований можно отметить, что народная сказка способствует развитию коммутативных навыков у детей дошкольников с задержкой психического развития, дети стараются общаться со сверстниками, проявляют инициативу; - коррекционные программы и работа со сказкой помогают детям формировать нужные навыки и быстрее познавать окружающий мир.

Список литературы:

 Гетманова Е.В., Формирование способности к сочинению сказок как метод речевого развития дошкольников // . Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками/ Журнал «Воспитатель» №2/2014, «Игровые методы в работе со сказками» Л.О. Хлупина. Короткова, Л.Д. Сказка – для светлого ума закваска/ Л.Д.Короткова. - М., 2001.  Зимина, И.М. Сказка в системе социальной адаптации детей дошкольного возраста/
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников, посредствам музыкального воспитания"

Консультациядля воспитателей. "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников, посредствам музыкального воспитания"...

Развитие коммуникативных навыков детей, посредством русских народных сказок.

quot;Сказка- это духовное богатство народной культуры..." В.А. Сухомлинский...

«Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки». Консультация для родителей

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития коммуникативных навыков....

Консультация для родителей « Развитие коммуникативных навыков дошкольника посредством русских народных сказок»

Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку...

Статья: «Развитие речи у дошкольников посредством русской народной сказки». Выполнила воспитатель группы №8 ГБДОУ № 15 Письменная Л.В.

Одним из действенных средств развития речи является сказка, совершенно необходимый этап в развитии речи ребенка.Сказочно- фольклорный мир представляет собой систему, оптимальную для восприятия пониман...

Консультация для родителей" Развитие коммуникативных навыков дошкольника посредством русских народнх сказок.

Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение...

Педагогический проект младший возраст "Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки"

Педагогический проект младший возраст "Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки"...