Консультация для родителей « Развитие коммуникативных навыков дошкольника посредством русских народных сказок»
консультация (средняя группа)

Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа.

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyh_skazok.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

                             Консультация для родителей

« Развитие коммуникативных навыков дошкольника посредством    

                               русских народных сказок»

«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить не воспринимать окружающее».

Д. Родари.

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

Важными источниками развития коммуникативных навыков являются художественная литература и фольклорные произведения. Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка». Термин «сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. И говоря сегодня о применении сказок, в первую очередь, понимают под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему, близкую природе человека

Актуальность опыта определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника. Рассмотрим на моем примере сказкотерапии.

Сказкотерапия - является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного.

Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа.

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества.

Теоретическое обоснование применения опыта

Волшебная сказка в своих морфологических основах представляет собою миф, основанный на образах.

Если рассмотреть классические сказки с точки зрения их терапевтического воздействия, то заметим в них ряд общих черт:

1. Они воплощают в метафорической форме конфликт главного героя.

2. Воплощают подсознательные процессы в образах друзей и помощников (представляющих возможности и способности главного героя, а также в образах разбойников и разного рода препятствий (представляющих страхи и неверие героя).

1. Создают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает.

2. Представляют метафорический кризис в контексте его обязательного разрешения, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает.

3. Дают герою осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед.

4. Завершаются торжеством, на котором все отдают должное особым заслугам героя.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. Школьник сталкивается с трудностями, связанными с учебой. Подросток встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Каждый этап обсуждается, т. к. важны чувства ребенка.

Основная идея опыта

1-ый компонент: Придумывание сказки -

2-й компонентРазвитая наблюдательность и память на образы сказок (персонажей, сюжетику).

3-й компонент: Связная выразительная речь,

4-й компонент: Склонность к театрализации, к умению брать на себя роли при разыгрывании сценок, спектаклей по мотивам народных и авторских сказок.

5-й компонент: Наличие оригинальной фантазии, склонность к выдумкам, как незаменимое условие при придумывании сказок.

Педагогическими условиями формирования способности к сочинению сказок являются:

1. Благоприятные среда, способствующая словесному творчеству (оформление групповой комнаты или кабинета "В гостях у сказки", наличие всех видов театра и прочее);

2. Эмоционально - положительное и культурно - этическое общение педагога и детей по поводу фольклора;

3. Активизация педагогом различных творческих проявлений в области слова у детей, совершенствования навыков выразительного чтения и рассказывания по воображению.

4. Наличие специальной методики работы и программы по формированию способности к сочинению сказок.

Диапазоном моего опыта является единая среда воспитательно-образовательного процесса (занятия).

Технология опыта

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, я позаботилась о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает их из игр, занятий.

Что же следует делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно? Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно быть комплексным. Одним из путей создания оптимальных условий для гармоничного развития детей является совмещение общеобразовательных и коррекционных задач.

Методом сказкотерапии возможно решение следующих задач:

- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

развитие умения преодолевать трудности и страхи;

- выявление и поддержка творческих способностей;

- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Сказки делятся на несколько групп :

1. сказки о животных;

2. сказки о взаимодействии людей и животных;

3. сказки-притчи;

4. бытовые сказки;

5. сказки-страшилки, истории о нечисти,

6. заветные сказки;

7. волшебные сказки и другие.

В ходе непосредственной деятельности по речевому развитию  осуществляются следующие основные виды деятельности детей:

1. Слушание и запоминание сказок.

2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.

3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.

4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).

5. Рисование сказок.

6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).

7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.

Педагогические задачи:

1). Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.

2). Активизировать словарь через диалоговую речь.

3). Формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного.

4). Формировать навыки пересказа: понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т. д.

5). Взаимодействовать друг с другом, уважать мнение каждого.

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач.

Сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного возраста.

С помощью сказки дети знакомятся с культурными нормами, с обычаями, знакомятся с социальным опытом в сфере делового общения.

Литература:

 О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина « Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста». Санкт- Петербург, « Детство-пресс» 2011г.

Н.М. Сертакова « Методика сказкотерапии в социально- педагогической работе с детьми дошкольного возраста». Санкт- Петербург, « Детство-пресс»

Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева « Практикум по сказкотерапии» Санкт- Петербург « Речь» 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки»

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки»В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим дет...

Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детств...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников»

Рекомендации родителям по коммуникативному развитию дошкольников...

Консультация для родителей "Развитие коммуникативных навыков дошкольников"

Консультация для родителей"Развитие коммуникативных навыков дошкольников"...

Консультация для родителей. Развитие коммуникативных навыков дошкольников

Коммуникативные навыки — та база, которая помогает ребенку находить друзей, заводить знакомства и реализовывать себя в обществе. Когда человек замкнулся в своем мирке, ему тяжело стать востребов...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников»

Детский сад – одно из таких мест, где естественно зарождается дружба: где дети в идеале свободно играют, где под присмотром взрослых, в безопасном пространстве можно вместе делать нечто хорошее и поле...

Консультация для родителей" Развитие коммуникативных навыков дошкольника посредством русских народнх сказок.

Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение...