Картотека заданий по развитию лексико - грамматических категорий
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Самовилова Алла Владимировна

Дидактический материал  для   воспитателей групп компенсирующей направленности. Представлен по разным тематикам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentyabr.docx49.75 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь, 4-я неделя

Лексическая тема «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени.

Деревья осенью»

Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе; за тем, как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы. Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке и составление букетов из собранных листьев. Обучение узнаванию деревьев по коре, листьям, семенам. Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки в осеннем парке. Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года» на музыкальном занятии. Разучивание подвижного упражнения «Ветер и листья» на музыкальном занятии. Чтение сказки К. Ушинского «Спор деревьев», рассказа С. Воронина «Моя береза. Осенью». Наблюдение за изменением окраски листьев деревьев на прогулке в парк и во время обзорной экскурсии по городу, подбор определений: золотой, золотистый, алый, багряный, пунцовый. Заучивание названий осенних месяцев на занятии по ознакомлению с окружающим. Повторение упражнений общей артикуляционной гимнастики

Составление сложноподчиненных предложений со словами потому что на индивидуальных занятиях с логопедом.  Разучивание стихов об осени, работа над просодической стороной речи.

  1. Игра «Осенние листья». [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). ]

Педагог  приглашает детей пройти на ковер и предлагает встать в круг. Он берет в руки мяч.

Педагог. Вы узнали на картинах разные деревья. А знаете ли вы, какие листья на разных деревьях? Например, на березе — березовые. А на клене?

Взрослый  бросает детям мяч по очереди и задает им вопросы. Входе игры образуются пары слов:

на клене — кленовые,

на осине — осиновые,

 на рябине — рябиновые,

на дубе — дубовые. (И т. п.)

  1. Упражнение «Осенний дождь». [Развитие навыка слогового анализа слов.Работа над слоговой структурой слова (трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом).]

Взрослый предлагает детям остаться на ковре.

Педагог. А теперь представьте, что пошел осенний дождь. Я буду прохлопывать ритм дождевых капель, а вы будете подбирать слова по теме «Осень» с заданным количеством слогов.

Педагог  хлопает два раза, три раза, один раз. Дети подбирают слова.

Педагог. Отлично. А теперь вы прохлопайте слово ненастье. Дети выполняют задание.

Педагог. И наконец, прохлопайте слово листопад.

3.Игра с мячом «Скажи наоборот» [Пополнение активного словаря наречиями с противоположным значением.]

Педагог. Для начала давайте сравним лето и осень и поиграем в игру.

«Скажи наоборот». Я буду начинать предложение и катить мяч одному из вас. Вы будете ловить мяч, заканчивать предложение и катить мяч мне. Летом бывает жарко, а осенью...

1- й р е б е н о к. ...холодно.

Педагог. Летом бывает солнечно, а осенью..,

2- й р е б е н о к. ...пасмурно.

Педагог. Летом чаще бывает сухо, а осенью...

Педагог. ...дождливо.

Педагог. Летом чаще бывает ясно, а осенью..*

4- й ребенок. ...ненастно.

4.Игра «Что делает?» [Активизация и актуализация словаря по теме

«Осень». Развитие ловкости.)

Педагог берет в руки мяч.

Педагог. Давайте продолжим разговор об осени и поиграем в игру «Что делает?» Я буду называть предмет или объект и бросать мяч. Вы будете ловить мяч, перечислять, что он делает, и возвращать мяч мне. Дождь*..

1- й ребенок. ...идет, льет, моросит, заливает, стучит по крыше.

Педагог. Ветер...

2- й р е б е н о к. ..дует, воет, гудит, срывает.

Педагог. Листья...

3- й ребенок. ...краснеют, желтеют, опадают, кружатся, устилают.

Педагог. Птицы...

4- й ребенок. ...собираются в стаи, улетают, кричат, прощаются

5.Упражнение «Составь предложение» [Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что). )

Педагог. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Составьте по ним предложения, в середине которых будут слова потому что.

1- й ребенок. Дети гуляют под зонтом, потому что идет дождь.

2- й ребенок. Лебеди улетают на юг, потому что наступила осень.

3- й ребенок. Люди смотрят в небо, потому что над ними пролетают журавли.

4- й р е б е н о к. Листья кружатся в воздухе, потому что поднялся сильный ветер.

6. Упражнение «Составь схему». (Совершенствование навыка анализа предложений)

Педагог. Повторите первую часть своего предложения до слов потому что и составьте схему получившегося предложения. Скажите, сколько слов в вашем предложении, какое в нем есть маленькое слово или предлог.

1 -й р е б е н о к. Дети гуляют под зонтом. В этом предложении четыре слова, предлог под.

Ребенок выкладывает схему.

2-й ребенок. Лебеди улетают на юг. В этом предложении че тыре слова, предлог на.

Ребенок выкладывает схему.

3-й ребенок. Люди смотрят в небо. В этом предложении четыре слова, предлог в.

4-й ребенок. Листья кружатся в воздухе. В этом предложении четыре слова, предлог в. Ребенок выкладывает схему.

Октябрь, 1-я неделя

Лексическая тема «Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах»

Предварительная работа. Продолжение во время прогулки наблюдений за осенними изменениями в природе. Участие в уборке урожая с опытного участка. Сюжетно-ролевая игра «Повара», обучение в игре образованию относительных прилагательных (морковный сок, капустный салат и т. п.). Разучивание пальчиковой гимнастики «Корзина с овощами». Чтение сказки Дж. Родари «Чилоллино» Участие в приготовлении блюд из овощей дома. Приготовление сока из моркови на занятии по ознакомлению с окружающим. Составление плана рассказа-описания овоща на занятии по развитию речи.

Разучивание стихотворения «Дедушка Рох»,

7. Игра с мячом «Маленькие повара». [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).]

Педагог берет в руки мяч и предлагает детям вновь пройти на ковер. По просьбе логопеда дети встают в круг.

Педагог. Давайте представим, что мы с вами собрали богатый урожай. Теперь мы станем поварами и будем готовить вкусные овощные блюда. Я бросаю вам мяч и начинаю предложение

вы ловите мяч и заканчиваете его, образовав словосочетание со словом, отвечающим на вопрос «Какой?* Из картофеля можно приготовить...

1- йребенок. ...картофельное пюре.

Л о го п е д. Из капусты можно приготовить...

2- й р е б е н о к. ...капустные котлеты.

Педагог. Из моркови молено приготовить...

3- й р е б е н о к. ...морковную запеканку.

Логопед. Из свеклы можно приготовить...

4- й ребенок. ...свекольный салат.

Дети. Отлично! Вот какой обед приготовили!

8. Составление описательного рассказа.

[Сообщение темы занятия. Уточнение и активизация словаря прилагательных по теме «Овощи». Развитие связной речи.|

Педагог. Я думаю, вы уже поняли, что сегодня мы продолжим разговор об овощах. И начнем мы составления рассказов-описаний. Опишите овощ, который вы выбрали. По какому плану вы это сделаете?

1-й ребенок. Мы скажем, как называется овощ, где он растет, как выглядит, какого цвета, какой формы, какой на ощупь, на вкус. Потом мы расскажем, что можно из него приготовить.

Педагог. Хорошо. Только постарайтесь подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?» Кто хочет первым рассказать о своем овоще?

2- й ребенок. Я расскажу о баклажане. Он растет в парнике или теплице на небольших кустиках. Он небольшой, овальный, толстый, фиолетовый, гладкий, твердый, на вкус пресный. Из него можно приготовить икру, его можно жарить и тушить.

3- й р е б е н о к. Я буду рассказывать о кабачке. Он растет на грядке в огороде на длинных плетях с большими листьями. Он большой, светло-зеленый, овальный, длинный, толстый, крепкий, гладкий, на вкус пресный. Его можно тушить, фаршировать, жарить, из него можно готовить икру.

4- й ребенок. Я хочу рассказать о редьке. Она растет на грядке в огороде. Сама прячется в земле, над землей поднимаются только ее зеленые листья. Она черная, круглая, с длинным хвостиком, шершавая, твердая, внутри белая, сочная, горькая. Из нее можно приготовить салат.

1-й ребенок. А я расскажу о сладком перце. Он растет в парнике или теплице на невысоких кустиках. Он небольшой, овальный, ребристый, красный, гладкий, твердый, почти пустой внутри, там только семена, сочный, сладкий. Его можно фаршировать, из него можно готовить салат.

9. Игра «Погрузи урожай». Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Педагог помещает на магнитную доску три плоскостных изображения грузовиков, раскладывает на столе плоскостные изображения овощей (лук, чеснок, редис, салат, горох, бобы, перец, картофель, баклажан, помидор, огурец, патиссон).

Воспитатель. А сейчас вы должны будете погрузить урожай овощей в грузовики. Рассмотрите изображения, вспомните названия овощей. В желтый грузовик нужно уложить овоши, в названии, которых один слог. В синий грузовик вы погрузите овощи, названия, которых состоят из двух слогов. В красный грузовик погрузите овощи, названия которых состоят из трех слогов.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.

10. Упражнение «Подскажи словечко». Развитие речевого слуха, чувства рифмы.

Взрослый  убирает плоскостные изображения с магнитной доски.  А сейчас  хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать и подбирать рифму. Игра «Подскажи словечко».

Сорвала я стручок, Надавила на бочок. Он раскрылся. Ах! Ох! Покатился...

Дети. ...горох.

Воспитатель. Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицу. У нее листочки с хрустом. А зовут ее...

Дети. ...капуста.

Воспитатель. А на этой грядке

Разыгрались в прятки Зеленые хитрецы, Молодые...

Дети. ...огурцы.

Воспитатель. Он из тыквенной родни, На боку лежит все дни, Как зеленый чурбачок, Под названьем...

Дети. ...кабачок.

11. Упражнение «Скажи наоборот». [Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.]

Педагог. Теперь игра с мячом «Скажи наоборот». Я качу вам мяч и начинаю предложение, вы ловите мяч и заканчиваете его, подобрав слово-«наоборот». Помидор круглый, а огурец...

  1. й ребенок. ...овальный.

Педагог.. Помидор мягкий, а огурец...

  1. й ребенок. ...твердый.
  2.  Педагог. Помидор гладкий, а огурец...
  3. й ребенок. ...пупырчатый.

Педагог. Помидор большой, а огурец...

  1. й ребенок. ...маленький.

Педагог. Очень хорошо.

12.Упражнение «Расскажи, что делают люди». [Обогащение экспрессивной речи словами с приставочными глаголами.)

Педагог раздает детям сюжетные картинки.

Педагог. Рассмотрите картинки и составьте предложения по ним. В ваших предложениях обязательно должно быть слово, образованное от слова брать: убирать, собирать, набирать и т. п.)

1- й ребенок. Люди убирают урожай моркови.

2- й ребенок. Девочки собирают огурцы.

3- й ребенок. Мальчики выбирают крупную картошку.

4- й ребенок. Мальчик забирает у девочки корзинку с помидорами.

13.Упражнение «Что лишнее?» [Развитие речевого слуха, мышления, связной речи.]

Педагог А сейчас я проверю, насколько вы внимательны. Игра «Что лишнее?» Морковь, яблоко, огурец, патиссон. Что лишнее?

1- й ребенок. Лишнее яблоко, потому что это фрукт, а морковь, огурец, патиссон — овощи.

Педагог. Салат, огурец, помидор, кабачок. Что лишнее?

2- й ребенок. Лишний помидор, потому что он красный, а салат, огурец и кабачок — зеленые.

Педагог. Огурец, кабачок, репа, баклажан. Что лишнее?

3- й ребенок. Лишняя репка, потому что она круглая, а огурец, кабачок и баклажан — овальные.

Педагог. Репка, редька, свекла, редис. Подумайте о вкусе этих овощей.4-й ребенок. Лишняя свекла, потому что она сладкая, а редька, редис и репа горьковатые на вкус.

14. Игра «Назови по-другому» [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксом -чик).]

Педагог берет в руки мяч и предлагает детям образовать круг.

Педагог. Я хочу поиграть с вами в мяч. Я называю овощ и бросаю мяч. Вы ловите мяч и образуете слово от названия этого овоща с частицей -чик. Например, помидор — помидорчик. Баклажан.

  1. й ребенок. Баклажанчик.

Педагог. Укроп.

  1. й ребенок. Укропчик.

Педагог. Патиссон.

  1. й ребенок. Патиссончик.

Педагог. Перец.

4- й ребенок. Перчик.

15.Заучивание стихотворения «Дедушка Рох». [Работа над общими речевыми навыками. Обучение ясной шепотной речи].

Педагог А сейчас вы попробуете рассказать стихотворение «Дедушка Рох» шепотом, четко произнося все звуки.

Дедушка Рох

 Посеял горох.

 Землю пахал

 — Тяжко вздыхал

. Когда убирал,

 Пот утирал.

 Когда молотил,

По пальцу хватил.

 Зато, когда ел,

 Язык проглотил

 — До того было вкусно.

Октябрь, 2-я неделя

Лексическая тема «Фрукты. Труд взрослых в садах»

Предварительная работа. Рассматривание натуральных фруктов или муляжей, рисование фруктов и цветов, разучивание упражнения «Садовник». Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок», рассказа К. Ушинского «История одной яблоньки», рассказа Л. Толстого «Старик сажал яблони...». 

Участие в приготовлении блюд из фруктов дома, приготовление яблочного сока на занятии по ознакомлению с окружающим. 

Игра  в лото «2 и 5», совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными);

16.Упражнение «Скажи наоборот». [Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.]

Педагог берет в руки мяч.

Педагог. Теперь игра с мячом «Скажи наоборот». Я качу вам мяч и начинаю предложение, вы ловите мяч и заканчиваете его, подобрав слово-«наоборот». Яблоко круглое, а груша...

  1. йребенок. ...овальная.

Педагог. Яблоко большое, а груша...

  1. й ребенок. ...маленькая.

Педагог. Яблоко твердое, а груша...

  1. й ребенок. ...мягкая.

Педагог. Яблоко кислое, а груша,..

4- й ребенок. ...сладкая.

17. Упражнение «Раскрась фрукты». [Развитие памяти. Расширение словаря прилагательных. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).]

Взрослый предлагает детям вспомнить, о каких фруктах говорится в стихотворении.

Педагог. Перечислите названия фруктов, о которых говорится в стихотворении.

Дети. Груша, яблоки, сливы, персик, лимон, апельсины.

Педагог. Я надеюсь, вы запомнили, что сказано о цвете фруктов в стихотворении. «Раскрасьте» фрукты, вставив в кармашки листочки картона, и расскажите о них, подобрав как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?»

1- й ребенок. Зеленая, овальная, сочная, спелая груша.

2- й ребенок. Красные, румяные, круглые, душистые яблоки.

3- й ребенок. Синие, овальные, атласные, ароматные сливы.

4- й ре бе но к. Темно-желтый, румяный, мягкий, сладкий персик.

1- й ребенок. Желтый, овальный, кислый, гладкий лимон.

2- й ребенок. Оранжевые, круглые, душистые, сочные апельсины.

18. Игра «Маленькие кулинары». [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Развитие фонематических представлений.]

Педагог раскладывает на столе плоскостные изображения фруктов и плоскостные изображения керамического горшочка, банки, бутылки, вазочки для варенья.

Педагог. А теперь я хочу предложить вам новую игру. Она называется «Маленькие кулинары». Сейчас вы выберите себе посуду и фрукт, положите фрукт в посуду и расскажете, что вы приготовите из этого фрукта, какое это будет блюдо.

Первый ребенок кладет плоскостное изображение двух яблок на плоскостное изображение керамического горшочка.

1- й р е б е н о к, Я сварил яблочный джем.

Второй ребенок кладет плоскостное изображение двух слив на плоскостное изображение банки.

2- й р е б е н о к, Я варю сливовое повидло.

Третий ребенок кладет плоскостное изображение двух груш на плоскостное изображение вазочки.

3- й ребенок. Я сварила грушевое варенье.

Четвертый ребенок кладет плоскостное изображение двух персиков на плоскостное изображение бутылки.

4- й ребенок. Я приготовила персиковый сок

19. Игра «Компот». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие общих речевых навыков.]

Педагог кладет на стол плоскостное изображение кастрюли.

Педагог.Продолжаем готовить блюда из фруктов. Давайте все вместе сварим компот. Вы кладете в кастрюлю те фрукты, что у вас есть, и делите их названия на слоги.

1 -й р е б е н о к. Яб-ло-ки. В этом слове три слога.

2- й р е б е н о к. Сли-вы. В этом слове два слога.

3- й ребенок. Гру^ши. В этом слове тоже два слога.

4- й ребенок. Пер-сик. И в этом слове два слога.

20.Игра  «Есть — нет». (Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе и надеже).]

Педагог ставит на стол контейнер с резиновыми фруктами.

Педагог. Теперь переверните картинки с изображениями фруктов.

Дети переворачивают картинки и видят написанные на них цифры.

Педагог. Возьмите именно столько фруктов и именно тех, изображения которых у вас на картинках, и положите их перед собой.

Лети выполняют задание.

Педагог. Теперь давайте вспомним игру «Есть—нет», в которую мы и фал и в прошлом году. Начнет ифу тот, у кого меньше всего фруктов. Он скажет, сколько и какие у него фрукты. Следующий игрок, сидящий за ним, скажет, что у него нет таких фруктов, но зато есть другое количество других фруктов. И так далее.

1 -й р е б е н о к. У меня есть две груши.

2- й р е б е н о к. А у меня нет двух груш, но зато есть пять мандаринов.

3- й ребенок. А у меня нет пяти мандаринов, но есть три персика.

4- й ребенок. Ау меня нет трех персиков, но зато есть шесть абрикосов.

1 -й р е б е н о к. А у меня нет шести абрикосов, но зато есть две груши.

21.Упражнение «Сравни и расскажи». [Развитие синтаксической стороны речи (составление предложений с противопоставлением).]

Педагог ставит на стол тарелку с целыми персиками и абрикосами и блюдце с нарезанными. Он предлагает детям взять целые фрукты в руки, потрогать, сжать, понюхать, ощупать их. Затем он раздает детям влажные салфетки. Дети протирают руки салфетками. Педагогпредлагает им попробовать на вкус по кусочку нарезанных персика и абрикоса.

Педагог. Давайте сравним персик и абрикос и расскажем об этом, составив предложения, вторая часть которых будет начинаться со слова а.

1- й ребенок. Абрикос овальный, а персик круглый.

2- й ребенок. Абрикос желтый, а персик красный.

3- й ребенок. Абрикос сладкий, а персик кисло-сладкий.

4- й ребенок. Абрикос гладкий, а персик мохнатый.

Октябрь, 3-я неделя

Лексическая тема «Насекомые и пауки»

Предварительная работ Наблюдение за насекомыми во время прогулки. Просмотр слайдов с изображениями насекомых. Чтение рассказов и сказок из книги С. Воронина «Необыкновенная ромашка». Разучивание стихотворения упражнения «Жуки» и скороговорки про муху. Упражнение в подборе слов-синонимов и слов с суффиксом -ящ- Чтение рассказов В. Зотова о насекомых из книги «Лесная мозаика». Разучивание упражнения «Стрекоза», скороговорки про жука, стихотворения «Добрый великан». Слушание СD с записью звуков, которые производят насекомые. Рассматривание слайдов с изображениями бабочек. Разучивание игры «Муха в паутине» 

Составление плана рассказа о насекомом на занятии по развитию речи..

22.Игра «У кого больше филея?» [Обогащение экспрессивной речи словами-синонимами.)

Педагог привлекает внимание детей к картине.

Педагог. Давайте попробуем сказать о насекомых, какие они, что они делают. Вспомните упражнение «Уточни». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете. За правильный ответ получаете по одной фишке. Победит тот, у кого будет наибольшее количество фишек. У бабочки крылья желтые...

1- й ребенок. ...золотые.

Педагог. Бабочка над цветком кружится...

2- й ребенок. ...порхает.

Педагог. Жук громко гудит...

  1. й ребенок. ...жужжит.

Педагог. Шмель собирает нектар...

  1. й  ребенок. ...высасывает его из цветков.

 Педагог. Паук строит паутину...

 1-й ребенок. ...плетет ее. (И т. п.)

23. Игра с мячом «Жил иа свете старый жук». [Обогащение экспрессивной речи существительными с суффиксом ниц-.]

Педагог  берет в руки мяч и предлагает детям встать в круг.

Педагог. Сейчас мы с вами расскажем о жуке-олене. Вспомните, как мы образуем слова, обозначающие очень большие предметы.

Дети. Нога — ножища, рука — ручища.

Педагог. Верно. Я начинаю предложение и бросаю вам мяч. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. У жука не голова, а...

  1. й ребенок. ...головища.

Педагог. У жука не рога, а...

2- й ребенок. ...рожищи.

Педагог. У жука не усы, а...

  1. й ребенок. ...усищи.

Педагог. У жука не спина, а...

  1. й ребенок. ...спинища.

24.Упражнение •Веселые бабочки». [Обогащение экспрессивной речи словами с приставочными глаголами. Совершенствование грамматического строя речи (употребление прелложно-падежных конструкций) )

Педагог приглашает детей к коврографу.,  на котором закреплены плоскостные изображения разноцветных цветов, кустиков травы, берет в руки плоскостные изображения бабочек.

Педагог. Теперь давайте поиграем с бабочками. Я буду помогать им совершать различные действия, а вы будете об этом рассказывать.

Далее взрослый совершает действия с бабочками, а дети их комментируют.

I -й р е б е н о к. Бабочка перелетает с цветка на цветок.

2- й р е б е н о к. Бабочка сначала прилетела на цветок, а потом слетела с цветка в траву.

3- й ребенок. Бабочка вылетела из травы.

4-й ребенок. Бабочка взлетела высоко в небо.

 5-йребенок. Бабочка облетает цветки. (И т. п.)

25. Упражнение «Составь предложение».

 (Совершенствование навыка составления и анализа предложений.)

Взрослый оставляет изображение одной из бабочек на коврографе. Дети садятся на стульчики, стоящие вокруг стола.

Педагог. Посмотрите на эту бабочку и составьте предложения о ней.

1- й ребенок. Бабочка сидит на цветке.

2- й ребенок. Разноцветная бабочка сидит на цветке.

3- й ребенок. Разноцветная бабочка сидит на ромашке.

4- й ребенок. Разноцветная бабочка сидит на белой ромашке.

Педагог. Давайте составим схему последнего предложения.

Педагог . Сколько слов в вашем предложении?

Дети. В предложении шесть слов: разноцветная, бабочка, села, на, белую, ромашку.

Педагог. Какой предлог есть в этом предложении?

 Дети. Предлог на.

Педагог.. Покажите его место в схеме.

26. Упражнение «Назови ласково». [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами). |

Педагог берет в руки маленький мячик.

Педагог. Игра называется «Назови ласково*. Я называю насекомое и качу вам мяч. Вы ловите мяч и называете насекомое ласково. Стрекоза.

  1. й ребенок. Стрекозка.

Педагог . Жук.

  1. й ребенок. Жучок.

Педагог . Муха.

  1. й ребенок. Мушка.

Педагог. Муравей.

  1. й  ребенок. Муравьишка.

27. Игра с мячом «Закончи предложение». [Развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что).]

Педагог берет в руки мяч и предлагает детям встать в круг.

Педагог. Я предлагаю вам поиграть в знакомую игру «Закончи предложение». Я бросаю мяч и начинаю предложение. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. Ваша часть предложения начинается со слов потому что. Закончив предложение, вы повторяете его целиком. Бабочка красивая...

I -й р еб е н о к. ...потому что у нее расписные крылышки. Бабочка красивая, пот Логопед. Пчела мне нравится...

2-й ребенок. ...потому что она производит мед. Пчела мне нравится, потому что она производит мед.

Педагог. М не не нравится комар...

3-й ребенок. ...потому что он кусается. Мне не нравится комар, потому что он кусается.

 Мне нравится стрекоза...

4-йребенок. ...потому что она похожа на вертолет. Мне нравится стрекоза, нагому что она похожа на самолет.

28. Упражнение «Расскажи о насекомом». [Развитие связной речи (составление рассказа по заранее составленому плану). |

Педагог. Сегодня мы закончим разговор о насекомых, и в заключение занятия я предлагаю вам составить рассказы о них по плану, который вы составили с воспитателями.

Педагог помещает на наборное полотно предметные картинки с изображениями насекомых

  1. План рассказа о насекомом

1. Как называется насекомое?

2. Почему оно вам нравится?

3. Где оно обитает?

4. Какие части тела есть у насекомого?

Дети по очереди составляют рассказы.

1-йребенок. Это пчела. Пчела мне нравится, потому что она опыляет растения и производит мед. Живут пчелы в ульях на пасеках. Дикие пчелы строят свое жилище в дуплах деревьев в лесу. У пчелы полосатое мохнатое тело, овальная голова с большими глазами и маленькими усиками, две пары прозрачных крылышек, шесть мохнатых лапок. (И т. п.)

Октябрь, 4-я неделя

Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».

Предварительная работа. Наблюдение за птицами во время прогулок в парк и за город, просмотр слайдов с изображениями перелетных птиц, прослушивание СО с записью голосов перелетных птиц. Чтение рассказа В. Бианки «Птичий год — осень». Чтение сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди». Разучивание упражнения «Лебеди учатся летать*. Слушание и обсуждение «Осенней песни» на музыкальном занятии. Разучивание стихотворения «Одинокий лебедь» одним из детей. Разучивание подвижной игры «Будь внимательным!» Повторение упражнения «Кленовые листья». 

Разучивание пальчиковой гимнастики «Птички». Наблюдение за изменениями в природе поздней осенью; за тем, что листья опали, цветы и травы засохли, насекомые исчезли, птицы улетели, воздух стал холодным, дни короткими, а ночи длинными. Разучивание стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели...».

29.Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?» (Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).]

Логопед предлагает детям образовать круг и берет в руки мяч.

Логопед. А теперь уже знакомая игра «Чей? Чья? Чье?» Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, вы ловите мяч и отвечаете на него. Шея лебедя — чья шея?

1- йребенок. Лебединая шея. Логопед. Ноги журавля — чьи ноги?

2- й ребенок. Журавлиные ноги. Логопед. Клюв утки — чей клюв?

3- й ребенок. Утиный клюв. Логопед. Крыло гуся — чье крыло?

4- й ребенок. Гусиное крыло.

30. Упражнение «Составь схему». (Совершенствование навыка анализа предложений. |

Педагог ставит перед детьми контейнер с материалами для анализа предложений.

Педагог. Еше раз повторите предложение о том, что делают птицы, которые поднялись в осеннее небо.

Дети. Птицы прощаются с озером и лесом.

Педагог. Сосчитайте слова в этом предложении и составьте его схему.

Дети выполняют задание и выкладывают схему.

Педагог. Сколько слов в вашем предложении?

Дети. В предложении шесть слов.

Педагог. Назовите слова по порядку.

1-йребенок. Птицы.

2- й ребенок. Прощаются*

3- й ребенок. С.

4- й реб е н о к. Озером.

1- й ребенок. И.

2- й р е б е н о к. Лесом.

31. Упражнение «Кто лишний [Развитие синтаксической стороны речи (употребление сложноподчиненных предложений), зрительного восприятия и внимания, мышления.]

Педагог помещает на наборное полотно предметные картинки с изображениями перелетных птиц: ласточки, грача, лебедя, кукушки, снегиря и журавля.

Педагог. Посмотрите внимательно и подумайте, какая картинка здесь лишняя. Почему? Постарайтесь ответить на вопрос, построив предложение со словами потому что.

1-й ребенок. Здесь лишний снегирь, потому что снегирь — зимующая птиц

а, а все остальные птицы — перелетные.

32.Упражнение «У кого кто?» | Развитие грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат-, -ят-).]

Логопед просит детей встать в круг и берет в руки мяч.

Логопед. Давайте вспомним в игре с мячом, как называются птенцы других перелетных птиц. У скворца — ...

  1. й ребенок. ...скворчата.

Педагог. У грача — ...

  1. й ребенок. ...грачата.

 Педагог. У гуся — ...

  1. й ребенок. ...гусята.

 Педагог. У утки — ...

4-й ребенок. … утята.

33. Игра с мячом «У кого кто?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат-, -ят-). 

Педагог. А теперь игра «У кого кто?» Я называю взрослую птицу и бросаю вам мяч. Вы ловите мяч и называете ее птенцов. У грача —...

  1. й ребенок. ...грачата.

Педагог. У скворца — ...

  1. й ребенок. ...скворчата.

Педагог. У ласточки —...

  1. й ребенок. ..ласточата.

Педагог. У журавля...

4- й ре бе но к« ...журавлята.

34.Игра «Найди место». (Закрепление представлений о перелетных и водоплавающих птицах. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).]

Педагог помещает на наборное полотно игровое поле, а на столе перед детьми раскладывает плоскостные изображения перелетных и водошавающих птиц (лебедь, журавль, кулик, утка, грач, скворец, кукушка, ласточка). На игровом поле изображен уголок леса с водоемом и наклеены «липучки». На плоскостных изображениях птиц с обратной стороны тоже наклеены «липучки».

Педагог. Я предлагаю вам сыграть в игру «Найди место». Найдите место для каждой из птиц на картине и расскажите о том, где она находится. Отметьте, какие предлоги есть в вашем предложении.

I -й р е б е н о к. Лебедь плавает по озеру. Предлог по.

2- й ребенок. Журавль стоит в воде около берега. Предлог в.

3- йребенок. Ласточка поднялась высоко в небо. Предлог в.

4- й ребенок. Грач сидит на березе. Предлог на.

1- йребенок. Утка сидит в гнезде в камышах. В этом предложении два предлога в.

2- й ребенок. Кулик ходит по берегу возле воды. Предлог по.

3- й ребенок. Скворец сидит возле скворечника на рябине. Предлог на.

4- й р е б е и о к. Кукушка сидит в кусте орешника. Предлог в. 7. 35.Упражнение «Составь схему». [Совершенствование навыка

анализа предложений.]

Педагог.  Повторите последнее предложение про кукушку, сосчитайте, сколько слов в нем, составьте схему предложения. Дети выполняют задание и выкладывают схему.

Педагог. Сколько слов в вашем предложении?

 Д е т и. В предложении пять слов.

 Педагог. Назовите слова по порядку.

1- й р е б с н о к. Кукушка.

2- й ребенок. Сидит.

3- й ребенок. В.

  1. й ребенок. Кусте.

1-йребенок. Орешника.

36. Отгадывание загадок. (Развитие связной речи, мышления.)

Педагог Вы узнали очень многое о перелетных и водоплаваюших птицах, поэтому вам не составит труда отгадать загадки о них и объяснить, как вы это сделали.

Кто без нот и без свирели Лучше всех заводит трели. Голосистее, нежней? Кто же это?

Дети. Соловей. Он самый хороший певец из всех перелетных птиц.

Педагог. Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница. Впереди корабль идет. За собою всех ведет.

Дети. Это утка с утятами. Утка большая и по форме похожа на корабль, а утята маленькие, их можно сравнить с лодочками.

Педагог. У меня ходули —

Не страшит болото. Лягушат найду ли — Вот моя забота.

Дети. Это цапля. У нее длинные ноги, похожие на ходули. Она питается лягушками.

37 Упражнение «Кто чем питается 

Педагог раздает детям сюжетные картинки с изображениями перелетных птиц.

Педагог. Рассмотрите картинки и составьте предложения о том, чем питаются изображенные на них птицы.

1- й ребенок. Ласточка ловит мелких насекомых.

2- й ребенок. Цапля питается лягушками.

3- й ребенок. Грач ищет земляных червей.

4- й ребенок. Скворец собирает гусениц с листьев березы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи

Данный материал будет полезен при подготовке конспектов занятий по некоторым лексическим темам логопедам, воспитателям. Также может применяться родителями в занятиях с детьми и студентами педагогическ...

Задание для родителей по развитию лексико- грамматических категорий

Эти задания помогут нам, педагогам, и родителям закрепить пройденный материал в детском саду,пополнить словарный запас ребенка,а так же развивать правильную и граммотную речь....

Картотека заданий для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР

Картотека заданий для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. Лексическая тема: "Посуда"...

Картотека игр и упражнений по развитию лексико-грамматических категорий

Подборка игр и упражнений для коррекционной работы с детьми с ОНР...

Картотека логопедических домашних заданий по развитию лексико-грамматического строя речи

В данном разделе представлен цикл домашних заданий логпоеда по обогащению словарного запаса ребенка и развитию его грамматических категорий. Материал представлен в соответствии календарно-тематическом...