Раннее логопедическое воздействие как значимый фактор полноценного развития ребёнка
презентация по коррекционной педагогике

Елена Геннадьевна Суворова

В статье и сопровождающей её презентации проводится анализ состояния речевого развития детей с 2000 года по 2018 год. При анализе использовались данные журнала первичного осмотра детей детского сада №64 "Колокольчик" города Улан-Удэ.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раннее логопедическое воздействие как значимый фактор полноценного развития ребёнка МАДОУ детский сад №64 комбинированного вида «Колокольчик» Составили учителя-логопеды Суворова Е.Г. и Болотова И.В.

Слайд 2

В интеграции знаний из различных предметных областей медицина психология Коррекционная педагогика педагогика Эффективность логопедической помощи

Слайд 3

Пренатальные : Состояние здоровья матери Резус-конфликт Снижение пищевой ценности продуктов Причины возникновения нарушений развития ребёнка. Натальные: Травмы во время родов Асфиксии Стимуляция родовой деятельности Мелкоточечные кровоизлияния в кору головного мозга Постнатальные (до 3х лет): Травматические поражения головного мозга Заболевания головного мозга Тяжелые инфекционные заболевания Отравления Социальные факторы

Слайд 4

Учебный год Количество обследован ных детей Кол-во детей с нормой речевого развития Кол-во детей с полиморфным нарушением звукопроиз ношения Кол-во детей с мономорфным нарушением звукопроиз ношения Кол-во детей с заключе нием ОНР 1 и 2 уровня Кол-во детей с неречевой патологией % % % % % % 2000-2001 100 50 5 42,5 2,5 - 2001-2002 100 22,5 32,5 45 - - 2002-2003 100 42 22 36 2,9 1,4 2003-2004 100 17 46 37 1,7 - 2004-2005 100 23 27 50 1,3 - 2005-2006 100 28 57 15 - - 2006-2007 100 13 44 43 3 - 2007-2008 100 7 51 41 1,4 - 2008-2009 100 1,7 64 34,5 1,7 - 2009-2010 100 12,5 57 30,8 1 - 2010-2011 100 9,4 61 30 3,1 1,6 2011-2012 100 7,5 22,5 70 1,3 - 2012-2013 100 9,5 63 27 7,3 1 2013-2014 100 3 71 26 6 - 2014-2015 100 4,3 75 20,6 7,6 - 2015-2016 100 6,4 80 13,6 3,6 0,9 2016-2017 100 2 68,7 29 5 2 2017-2018 100 10,7 70,8 18,5 13 1,5 2018 100 2,3 67,4 30,2 10,5 - Таблица 1 - Данные журнала первичного обследования уровня речевого развития детей детского сада №64 «Колокольчик» с 2000 по 2018 годы

Слайд 5

Динамический рост количества детей с полиморфным нарушением звукопроизношения по отношению к норме речевого развития

Слайд 9

Структура парциальной авторской программы для среднего возраста «Кенгурёнок»

Слайд 10

Необходимо помнить, что за каждой цифрой «сухой» статистики стоит судьба ребёнка

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад комбинированного

вида №64 «Колокольчик»

 учитель-логопед высшей категории

 Е.Г. Суворова

учитель-логопед высшей категории

 И.В. Болотова

 

РАННЕЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КАК ЗНАЧИМЫЙ ФАКТОР ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Современная действительность характеризуется увеличением количества детей с различными нарушениями развития, в том числе речевого. В этой связи актуализируется вопрос коррекции и реабилитации таких детей. Анализ практики показывает, что оказание логопедической помощи является эффективным в случае интеграции знаний из различных предметных областей (медицины, педагогики, коррекционной педагогики, психологии). В этом случае помощь ребенку-логопату будет носить комплексный характер, способствует развитию речи детей, позволяет успешно корректировать ее. В данном контексте принцип ранней диагностики и раннего начала оказания коррекционной помощи является основополагающим для детей данной нозологической группы.    

Необходимо отметить низкий уровень осведомленности родителей о вопросах речевого развития детей. Одним из них является вопрос возраста, с которого необходимо родителям начать беспокоиться о речевом развитии.   Очевидно, что оно должно стать предметом обсуждения еще в пренатальный период. Огромное влияние на формирование речи ребёнка оказывает соматическое, психологическое и психическое здоровье матери. На развитие плода в этот период могут повлиять пищевые, медикаментозные, психологические (стрессовые ситуации) факторы, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на формирование и развитие центров коры головного мозга, что способствует развитию различных нарушений, в том числе и речевых.

Многолетний (более двадцати лет) практический опыт нашей логопедической деятельности подтверждает увеличение доли тяжёлых речевых нарушений по отношению к лёгким. Увеличилось количество речевых дефектов по отношению к норме. Появились дети, у которых речевой дефект является вторичным, а на первый план выступают нарушения психического характера (аутизм), задержка психоречевого развития (ЗПРР), нарушения зрения, слуха. В таблице 1 представлены данные первичного обследования уровня речевого развития детей детского дошкольного образовательного учреждения «Колокольчик», в котором мы работаем.

Таблица 1 - Данные журнала первичного обследования уровня речевого

развития детей детского сада №64 «Колокольчик» с 2000 по 2018 годы

Учебный год

Количество обследован

ных детей

Кол-во детей с нормой речевого развития

Кол-во детей с полиморфным нарушением звукопроиз

ношения

Кол-во детей с мономорфным нарушением звукопроиз

ношения

Кол-во детей с заключе

нием

ОНР 1 и 2 уровня

Кол-во детей с неречевой патологией

%

%

%

%

%

%

2000-2001

100

50

5

42,5

2,5

-

2001-2002

100

22,5

32,5

45

-

-

2002-2003

100

42

22

36

2,9

1,4

2003-2004

100

17

46

37

1,7

-

2004-2005

100

23

27

50

1,3

-

2005-2006

100

28

57

15

-

-

2006-2007

100

13

44

43

3

-

2007-2008

100

7

51

41

1,4

-

2008-2009

100

1,7

64

34,5

1,7

-

2009-2010

100

12,5

57

30,8

1

-

2010-2011

100

9,4

61

30

3,1

1,6

2011-2012

100

7,5

22,5

70

1,3

-

2012-2013

100

9,5

63

27

7,3

1

2013-2014

100

3

71

26

6

-

2014-2015

100

4,3

75

20,6

7,6

-

2015-2016

100

6,4

80

13,6

3,6

0,9

2016-2017

100

2

68,7

29

5

2

2017-2018

100

10,7

70,8

18,5

13

1,5

2018

100

2,3

67,4

30,2

10,5

-

Из таблицы 1 видно, что наблюдается стабильное снижение количества детей с нормой речевого развития в текущем году их доля составляет 2,3% тогда как в в2000-2001 учебном году доля таких детей составляла половину (50%). При этом увеличивается количество детей с речевой патологией. Процентное соотношение детей с полиморфным нарушением звукопроизношения с каждым годом всё больше превалирует над мономорфным. Увеличилось количество детей с неречевой патологией, где нарушения речи носят вторичный характер. Мы видим, что с 2012 года произошло резкое снижение уровня речевого развития. Если до этого года дети с заключением общее недоразвитие речи (ОНР) 1 и 2 уровня носили единичный характер, то с 2012 года – множественный. Тенденцией становится появление детей неговорящих, в 2018 году в нашем детском саду коррекционные занятия посещают 8 таких детей. Тревожным для нас стало появление таких детей школьного возраста, которые к концу первого года обучения не способны овладевать процессами чтения и письма (количество обращений за подобными консультациями увеличилось).

В связи с выше сказанным становится дискуссионным вопрос проведения коррекционных мероприятий с детьми с нарушениями звукопроизношения с пяти лет, это уже неактуально. В пять лет мы получаем ребёнка с несформированной психологической базой речи, с полиморфным нарушением звукопроизношения, с нарушенными лексико-грамматическими конструкциями и слоговой структурой слова. Так же часто в пять лет дети приходят с задержкой психического развития педагогического генеза, которая связана с неправильным подходом родителей к воспитанию и развитию детей. В нашей социокультурной реальности, в век компьютеризации и зависимости детей от интернета, дефицита свободного времени у родителей упускается время, которое могло бы быть направлено на развитие фонематического слуха и высших психических функций ребёнка.

Исходя из неблагоприятной картины развития речи детей, мы решили в своей деятельности охватить все возрастные периоды дошкольного возраста. Начинаем свою работу со второй младшей группы со второго полугодия учебного года. Это даёт возможность отследить детей с тяжёлыми нарушениями, помочь родителям в определении правильного образовательного маршрута, а логопедам понять структуру дефекта, и дифференцировать речевую патологию от других. Интеграция знаний из медицины и дефектологии позволяет яснее видеть структуру и причину дефекта и проектировать программу реабилитации конкретного ребёнка. При этом мы не исключаем возможности консультаций родителей с другими узкими специалистами. Зачастую, для полноценного развития, ребёнку необходимо чтобы педагогическое воздействие шло вместе с медицинским лечением. Ранняя диагностика и сбор анамнеза помогают нам выбрать правильные логопедические и дефектологические методики. Выяснение у родителей онтогенеза речевого развития, наличие или отсутствие гуления и лепета так же играют важную роль.

Существует иерархия возникновения речи. Например, при несформированности первой ступени (ритмико-интонационная сторона речи), которая включает в себя ритм, темп и интонацию, возникновение речи невозможно. А отсутствие гуления у ребёнка, а это в норме 2-3 месяца (произнесение, пропевание гласных первого ряда), не позволит в дальнейшем возникнуть лепету (папапа, бабаба, татата, дадада). Очевидно в дальнейшем ребенок будет испытывать проблемы в произношении слов и построении простых предложений (присоединение к гласным согласных первого ряда губных звуков). Гласные структурируют слова, а согласные придают смысл. Так же существуют языковые коды, опираясь на которые мы строим работу с неговорящими детьми:

  • фонетико-фонематический – звуковой код;
  • лексический;
  • синтаксический;
  • второй и третий коды связаны с формированием предложений.
  • морфологический код – связан с грамматикой.

С учетом выше выделенных вопросов нами сформулирована тема самообразования «Формирование и развитие речи у детей с ОНР I и II уровня, обусловленное органическим поражением ЦНС различного генеза», говоря проще, речь идёт о неговорящих детях.

В своих вебинарах Т.А. Ткаченко использует термин «неговоряшки». Мы в своём детском саду создали кружок «Узнавайкины» для данной категории детей (индивидуальные занятия). Проводятся и групповые занятия, на которых присутствуют эти же дети, но это социализирующий фактор для них. Следующая категория детей с диагнозом ОНР III уровня, они посещают логопедические группы. А для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нами был организован логопункт.

В логопедических группах проводятся фронтальные и подгрупповые занятия по обучению грамоте, лексико-грамматическому строю, ориентации в пространстве. Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. В логопедических группах мы работаем по программам для детей с ОНР III уровня Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.В. Нищева. В логопункте проводятся фронтальные занятия по развитию и совершенствованию фонематического слуха и восприятия, связной речи, а также занятия по коррекции звукопроизношения. В логопункте мы используем программы Г.А. Каше, Т.А. Ткаченко, С.Г. Шевченко, Г.В. Дедюхиной, а также парциальные программы «Точка, точка, запятая…» (по развитию зрительного восприятия, графических навыков и ориентации в пространстве), «Русский язык для дошкольников» (для детей подготовительного возраста) и «Кенгурёнок» (развивающая программа для детей среднего возраста).

Более подробно хочется остановиться на нашей авторской программе для детей среднего возраста «Кенгурёнок». Данная программа включает в себя три блока. Занятия по развитию и совершенствованию фонематического слуха и восприятия и лексико-грамматическому стою. В данном разделе в игровой форме происходит освоение звуков русского языка и знакомство с буквой. Весь материал отрабатывается на лексических темах. Порядок изучения звуков соответствует онтогенезу возникновения звуков. Это четыре гласные: А, О, У, И. На базе этих звуков отрабатывается и ритмико-интонационный рисунок, и артикуляционно-кинестетические ощущения, и фонематическое восприятие звуков. Параллельно на данных занятиях происходит изучение лексического материала (сюжета), благодаря которому дети познают смысловую сторону речи. Сюжет занятия разворачивается, в какой-либо местности (лес, болото, водоём, поле, луг), куда попадают сказочные персонажи Кенгурёнок и Умная Ворона, посланные Великим Волшебником, для поиска звуков. В этой местности они встречают живое существо, которое в дальнейшем превращается в сказочного персонажа и приводит в «Город звуков» свой звук или звуки. Звуки расселяются по домикам: поющие – в красный домик, непоющие твёрдые – в синий домик, непоющие мягкие – в зелёный домик. На занятии отрабатывается словарь существительных, глаголов, прилагательных, предлогов. Отрабатываются понятия части-целого на примере какого-либо существа. Например, занятие на тему: «Волчонок Витя». С детьми обсуждается, домашнее или дикое животное волк, хищное или травоядное. Выясняются характерные особенности внешности и поведения. Дети подводятся к мысли, что волк опасное, хищное животное. Проводится параллель со сказочными персонажами. Обговаривается название домика, в котором живёт волк (логово), название детёныша (волчонок), мамы (волчица). На этом же материале отрабатываются все лексико-грамматические конструкции. Затем, волчонок Витя просит детей помочь ему определить свой звук (или свои звуки). Дети с охотой вычленяют звуки из клички и названия животного (используя помощь педагога при необходимости). А затем, братцы-звуки вместе с волчонком Витей отправляются в страну «Азбуку», чтобы познакомиться с сестрицей-буквой (идёт разделение понятий звука, как фонетического образа и буквы, как графического символа). Там они знакомятся с подробным графическим изображением буквы (с ориентацией в пространстве частей буквы и «воздушным» письмом). После этого проводится упрощённый звуковой анализ с использованием звуковых фишек.

Параллельно, на занятиях по развитию зрительного и слухового восприятия и ориентации в пространстве этот же персонаж приходит в школу Мудрой Совы и её помощников Резинки Неряшки, Карандаша Писаки-Мараки и Точки Прыг-Прыг. На занятии проводятся игры на зрительное и слуховое внимание (например, «Муха», «Охотники») и увеличение объёма зрительной и слуховой памяти (например, «Шпионы»). Так же проводятся игры на развитие ориентации в пространстве, на которых дети учатся ориентироваться в собственном теле и теле другого человека. Учатся определять и описывать словами положение предмета в пространстве, находить предметы по словесным ориентирам в окружающем пространстве и на плоскости (с помощью дидактического пособия Н.Я. Семаго и технологии В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес»). Проводятся упражнения и игры на активное аудирование и запоминание (с использованием мнемотехники). Это помогает развить зрительную и ассоциативную память, научить детей планировать высказывание (кодировать и раскодировать информацию). Такая деятельность, в конечном счете, способствует развитию языкового чутья.

Опираясь на полученный опыт, мы можем обосновано сказать, что ранее логопедическое воздействие на ребёнка можно расценивать как средство предотвращения грубых нарушений речевого развития. При раннем воздействии на высшие психические функции, фонематический слух, органы артикуляции, речевое дыхание, мелкую и общую моторику, способность ориентироваться в собственном теле и пространстве можно добиться снижения процента детей-логопатов, нуждающихся в обучении в коррекционных учебных заведениях пятого вида.

Нужно помнить, что за каждой цифрой «сухой» статистики, стоит судьба ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА, КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП В ВОСПИТАНИИ И ПОЛНОЦЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА.

ИГРА, КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП В ВОСПИТАНИИИ ПОЛНОЦЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА....

Эффективное взаимодействие педагога с семьёй - залог полноценного развития ребёнка.

Обобщение опыта. Примерный план совместной работы с родителями. Фотоматериалы....

Презентация «Сюжетно-ролевая игра как фактор полноценного развития детей»

Презентация «Сюжетно-ролевая игра как фактор полноценного развития детей» рекомендуется к просмотру родителей.  Можно провести в виде консультации или всеобуча....

Театрализованная деятельность, как значимый фактор гармоничного развития ребёнка.

Театрализованная деятельность, как значимый фактор гармоничного развития ребёнка....