"Сопровождение семьи в системе ранней коррекционной помощи"
статья по коррекционной педагогике

Сырцева Анна Вячеславовна

Статья посвящена исследованиям в области помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии. В статье раскрыты понятия раннего возраста, ранней коррекционной помощи, значимости дошкольного образовательного учреждения в психолого-педагогическом сопровождении ребенка раннего возраста и необходимости поддержания и активизации собственного потенциала семьи в коррекционно-развивающем процессе. В практическом исследовании была установлена необходимость работы консультативного пункта на базе дошкольного учреждения и реализации его функций обучения и просвещения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_syrtseva_a.v.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ, ПОДГОТОВЛЕННАЯ К ПУБЛИКАЦИИ

Участника I Всероссийского конкурса молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии – 2020

«Ранняя коррекционная помощь»

 «Ранняя помощь семье на базе дошкольной образовательной организации»

 «Сопровождение семьи в системе ранней коррекционной помощи»

Сырцева Анна Вячеславовна

Аннотация.

Статья посвящена исследованиям в области помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии. В статье раскрыты понятия раннего возраста, ранней коррекционной помощи, значимости дошкольного образовательного учреждения в психолого-педагогическом сопровождении ребенка раннего возраста и необходимости поддержания и активизации собственного потенциала семьи в коррекционно-развивающем процессе. В практическом исследовании была установлена необходимость работы консультативного пункта на базе дошкольного учреждения и реализации его функций обучения и просвещения.

Annotation.

The article is devoted to research in the field of assistance to young children with developmental disabilities. The article reveals the concepts of early age, early correctional assistance, the importance of preschool educational institutions in the psychological and pedagogical support of an early child and the need to maintain and activate the family's own potential in the correctional and developmental process. In a practical study, the need for an Advisory point to operate on the basis of a pre-school institution and to implement its functions of teaching and education was established.

Ключевые слова: ранний возраст, ранняя коррекционная помощь, сопровождение семьи, дети с ОВЗ, дошкольное образовательное учреждение, консультирование.

Keyword: early age, early correctional assistance, family support, children with disabilities, preschool educational institutions, counseling.

Система оказания ранней помощи занимает ведущее место в современной специальной дефектологии  в виду резкого увеличения количества детей с различными формами отклонений. По мнению Л. С. Выготского ранний возраст особенно важен для развития ребенка [Выготский Л.С., 1995]. Ряд психофизиологических особенностей отличает период раннего детства от последующих возрастных этапов и требует создания для детей специальных условий окружающей среды, всего уклада жизни, воспитания (Н. М. Аксарина; Н. М. Щелованов; К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева, Э. П. Фрухт). Это быстрый темп формирования ведущих умений, пластичность высшей нервной и психической деятельности, легкая обучаемость. Всякое систематическое воздействие незамедлительно  оказывает влияние на ход развития и изменение поведения ребенка, который  в данный период обладает большими потенциальными, компенсаторными возможностями [Шаповаленко И.В., 2005].

Поэтому ранняя адекватная помощь должна быть направлена на предупреждение вторичных отклонений за счет эффективного использованию сенситивных периодов становления высших психических функций. Основным фактором оптимизации образовательных возможностей и социально-экономических перспектив, а также качественного улучшения положения семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями в обществе, является максимально раннее начало комплексной психолого-медико-педагогической помощи [Ахметзянова А.И., 2015].

По данным Учительской газеты на 2018 год доля детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих знания, от общего количества обучающихся в образовательных учреждениях детей, составляет 3,9%. 51% таких детей учатся в обычных классах обычных школ. Более 158 тысяч классов имеют в своем составе детей с ОВЗ. Более 80% детей раннего возраста находятся в зоне риска. По данным ВОЗ каждый год число инвалидов увеличивается, и составляет уже 23% от всего населения планеты. Ежегодно увеличивается количество детей с ОВЗ. Тревожная демографическая ситуация характеризуется не только снижением рождаемости, но и уменьшением доли рождения здоровых физиологически зрелых детей. Раннее выявление отклонений в развитии, своевременная психолого-педагогическая помощь ребенку и консультирование семьи позволяет скорректировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. Получение полного комплекса услуг ранней помощи семьям в рамках сопровождения является приоритетным правом детей с ОВЗ [Калинина А. В., 2015, Кобрина Л. М. и др., 2012].

Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации, утвержденная на период до 2020 года, на современном этапе способна изменить эффективность образовательной системы в целом и ее результативность, основываясь на многолетних исследованиях зарубежных и отечественных авторов. Доказано, что в условиях грамотно организованной ранней помощи, основанной на применении подходов, методов и технологий отечественной научной школы коррекционной психологии и коррекционной педагогики, развитие более 50% детей группы риска может приблизиться к возрастной норме, они смогут получать общее школьное образование без массированной специальной поддержки. Семья сможет сохранить и укрепить свой социальный статус [Малофеев Н.Н. и др., 2019]. И это происходит при условии, что в течение первых месяцев жизни выявляются отклонения двигательного, психического, речевого и социального развития. Тяжелая патология видна сразу и медикам, и родителям, поэтому лучше компенсируется, чем более легкие нарушения, выявленные в позднем возрасте. Незначительные проблемы заметны только специалистам, и на них обращают внимание  значительно позже. Чудеса компенсации возможны только в первые годы жизни, когда мозг удивительно пластичен, его развитие еще не завершено и малыш обладает большими потенциальными компенсаторными возможностями развития [Приходько О. Г., 2015].

В России в последнее десятилетие возрос интерес к проблеме ранней диагностики и коррекции нарушении развития у детей. Этому посвящен ряд исследований Архиповой Е.Ф., Приходько О. Г., Разенковой Ю. А. и др. В настоящее время система комплексной помощи детям выделена в самостоятельное направление государственной политики. Это система целенаправленной деятельности определяющей подходы, стратегию, программы и организацию [Калинина А. В., 2015].

Раннюю коррекционную помощь детям, как совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования, чаще всего рассматривают как направление работы центров психолого-медико-социального сопровождения, кризисных, консультативных, реабилитационных центров. В условиях провинциального города в рамках небольшого микрорайона функцию мониторинга и оказания ранней помощи целевой группе несет дошкольное образовательное учреждение.

В образовательных учреждениях часто недооценивается важность психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста. Кроме того, работающие специалисты, не имеют достаточной профессиональной компетентности в этой области. Специалист по ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ должен быть уникальным и иметь многогранные (междисциплинарные) знания в области специальной педагогики, специальной психологии, олигофренопедагогики, логопедии, медицинской и социальной реабилитации. При этом ориентироваться на удержание ребенка в логике нормативного психического развития [Приходько О. Г., 2015].

В настоящее время к нашему ДОУ условно прикреплено 177 детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). Из них 61 ребенок уже посещает 1-мл. группу, 116 семей получают помощь по запросу в рамках работы консультативного пункта.

За последние два года работы (2018, 2019гг.) за консультативной  помощью обратилось 210 родителей, воспитывающих детей в возрасте от 1 года до 6 лет на дому. Из них 79 семей общались с логопедом или психологом. Основными темами для общения со специалистами стали: норма и отклонение в развитие речи ребенка, нарушения звукопроизношения, причины неправильного формирования речи (25% обратившихся); адаптация ребенка к ДОУ и коллективу сверстников, коммуникация, игры и игровые приемы в домашних условиях (15%). 10% обращений были связаны с вопросами развития мелкой моторики и ее значения на этапе формирования речи, артикуляционных упражнений для детей и их необходимостью, правилам формирования воздушной струи. Тревожность и застенчивость, упрямство и капризы, гиперактивность, эгоизм и все проявления этих особенностей интересовало 10% семей. С вопросами о сроках развития речи, причинах ЗРР, помощи в расшифровке услышанных аббревиатур ОНР и ФФН, необходимости раннего обучения чтению и письму обратилось 8% родителей. Запинки, заикание, гипертонус; подготовка к школе; необходимость обращения к специалистам и способы получения грамотной консультации интересовали 5% обратившихся.

Анализируя данные исследования, стоит отметить, что на 1 декабря 2019 года, исходя из анкетирования родителей, 5% детей имеют определенные нарушения развития (по заключению врача-невролога), 5% обращались за консультацией к специальным педагогам (логопед, психолог, дефектолог) по личной инициативе, 65% не считают нужным посещение врача-невролога, логопеда и психолога до 4-6 лет. Однако, по данным комплексной диагностики детей данных групп в возрасте 3-х лет, посещающих ДУ, 88% воспитанников получили речевой диагноз (ОНР I уровня, ОНР II уровня – 37%; ОНР III уровня, ОНР IV уровня – 35%; ФФН, ФН – 16%). Все это говорит о низком уровне знания родителями особенностей развития детей раннего возраста, этапов формирования речи и основных психических функций, возможных отклонений и необходимости своевременной специализированной помощи.

Семья играет ведущую роль и несет основную ответственность за процесс и результаты коррекционно-развивающей работы с ребенком. Именно родители являются основными заказчиками образовательных, медицинских и социальных услуг, они же – равноправные партнеры специалистов в реализации намеченных перспектив и оценке результативности работы [Кобрина Л. М. и др., 2012].

В 2020-2021 году в ДОУ поступят 60 детей. Из них 95% рождены в полных семьях. Первые дети появились у 39% семей,  34% родителей не достигли возраста 30 лет. Все опрошенные утверждают, что посещают врача-невролога по графику или для профилактики регулярно. Функционирование службы ранней помощи считают необходимым 67% семей, а 28% опрошенных отмечают ее важность только для детей с проблемами в развитии. При этом на вопрос «Хотели бы Вы получать консультативную или коррекционную помощь до достижения ребенком возраста 3-х лет?» 67% ответили отрицательно, не желая взаимодействовать со специалистами в раннем возрасте. И только 32% считают работу системы ранней коррекционной помощи необходимой для себя и хотели бы получать данную услугу в стенах ДОУ. Следует отметить, что запрос на раннее сопровождение больше оставляли семьи, воспитывающие мальчиков и семьи, родившие ребенка до 30 лет, в которых он является первенцем.

Семьи, в которых рождается ребенок с ограниченными возможностями, имеют сходные проблемы и затруднения. Нередко им недостает физических и моральных сил. Все они нуждаются в психологической поддержке, потребности поделиться с другими людьми своими сомнениями и трудностями. Именно поэтому важным направлением деятельности специалистов ДОУ, в рамках работы консультативного пункта, является просвещение и обучение родителей, включение их в коррекционно-развивающий процесс, развитие собственного потенциала семьи. [Акатов Л. И., 2003].

Реализовать функцию просвещения в системе ранней коррекционной помощи поможет программа «МАКСИМ» (Мягкая Адаптация К Саду И Миру)», и проект «Ранняя помощь семье на базе дошкольной образовательной организации», в структуре которых следует выделить 4 направления: индивидуальная и групповая работа с родителями детей раннего возраста, мониторинг; занятия в парах родитель-ребенок; индивидуальные и групповые занятия с детьми, мониторинг; работа с воспитателями. Реализация данных направлений позволит своевременно выявить детей группы риска; провести консультирование и обучение семей методам взаимодействия с детьми, находящимися за рамками нормативного психического развития, мягко адаптировать их к дошкольному учреждению; подготовить кадровый состав к меняющимся условиям.

Новые педагогические технологии воспитания и обучения детей раннего возраста с ОВЗ позволяют включать в зону ответственности родителей, активизируют сотрудничество с семьей. Специалисты, в свою очередь, ищут возможности интеграции детей в среду нормально развивающихся сверстников, что позволит максимально учесть пожелания родителей, возможности детей и усовершенствовать систему образования на современном этапе ее модернизации [Гончарова Е.Л. и др., 2000].  

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.
  2. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Резенкова Ю.А., Урядницкая Н.А., Шматко Н.Д. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии  // Дефектология. – 2000. - №6. - С. 3-8.
  3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
  4. Ахметзянова А.И., Становление и развитие ранней помощи детям  с нарушениями в развитии в России и Швеции // Неврологический вестник 2015.-N 1. - С.73-78.
  5. Калинина А. В. Сопровождение семей с детьми раннего возраста с ОВЗ// Специальное образование: материалы ХI междунар. науч. конф. 22-23 апреля 2015г./под общ. ред.  проф. В. Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. – Т1. – С.150-156.
  6. Кобрина Л. М., Денисова О. А., Калинина А. В. Характеристика абилитационной работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. – Т.3. Педагогика. – 2012. – №2. – С.42-52.
  7. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах №36 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-introduction-of-a-new-level-of-education-for-young-children-at-risk-and-with-disabilities-foundations,-guidelines-and-expected-results (Дата обращения: 06.03.2020)
  8. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям/ О. Г. Приходько, О. В. Югова; АНО «Совет по вопросам управления и развития». – Москва: ООО «Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис», 2015. – С. 145.
  9. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М., 2003. – 368 с.
  10.  Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей детей с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.
  11.  Овчинникова Т. С. Возможности групповой диагностики развития детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения/Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2011. – С. 87-92.
  12.  Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М., 1999.
  13.  Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
  14.  Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Дефектология. 2002. №3. С. 11‒12.
  15.  Ранняя помощь детям и их семьям: траектория профессионального роста: сборник статей II Международной науч.-практ. конференции, Санкт-Петербург, 6-8 ноября 2019 года / М-во труда и социального развития Российской Федерации; ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России; [Гл. ред. д-р мед.наук, проф. Г.Н. Пономаренко; ред. коллегия: д-р пед. наук Е.М. Старобина, канд. мед. наук О.Н. Владимирова, К.Н. Рожко]. – Санкт-Петербург: OOO «ЦИАЦАН», 2019. –96с.
  16.  Информационно-методические материалы по ранней помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья / составитель Ю.А. Разенкова. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2016. - 85 с.
  17.  Айвазян Е.Б., Кудрина Т.П., Одинокова Г.Ю., Орлова Е.В., Разенкова Ю.А. Исследование общения взрослого и ребенка первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья: методический инструментарий // Альманах Института коррекционной педагогики. 2018. Альманах №32 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-32/a-study-of-adult-child-communication-the-first-years-of-life-with-disabilities-a-methodological-toolkit
  18.  Баенская Е.Р., Выродова И.А., Разенкова Ю.А. Научитесь общаться с младенцем: пособие для родителей. М.: Просвещение, 2008. 128 с.
  19.  Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: методическое пособие. М.: Полиграф сервис, 2001. 156 с.
  20.  Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. М.: Владос, 2007.
  21.  Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: книга для педагогов; под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. М.: Полиграф сервис, 2002. 128 с.
  22.  Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. – Воронеж, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста в условиях МБДОУ детского сада №40»

Презентация  «Модель сопровождения  семьи и ребёнка раннего возраста в условиях МБДОУ  детского сада №40»...

СИСТЕМА РАННЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

В статье раскрывается актуальность логопедической работы с детьми раннего возраста....

Модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста

Описание модели сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста...

Психолого-педагогическое сопровождение в системе ранней помощи детей с ОВЗ, при формировании сенсорных эталонов посредством дидактических и развивающих игр.

  Раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образоват...

Развитие артикуляционной и мелкой моторики в системе ранней логопедической помощи детям с задержкой речевого развития

В статье раскрываются особенности  функционирования артикуляционного аппарата, нарушения тонкой моторики пальцев рук, речевого развития  у детей раннего возраста  с перинатальным пораже...

"Эффективные практики сопровождение семей, имеющих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы показало, что необходимы как просветительская работа с родителями детей раннего возраста, так и специальная организация занятий с ребенком с опорой на предпочитаемые им формы эмоционал...