Модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста
презентация к занятию (младшая группа) на тему

Антонова Светлана Геннадьевна

Описание модели сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model.antonova.doc88.5 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                                                  

«Детский сад № 2 «Пчёлка»

г.Ртищево, Саратовская область

За время работы с детьми раннего возраста, мы столкнулись с проблемой адаптации малышей к условиям детского сада. При поступлении в ДОУ все дети раннего возраста переживают стресс, так как отсутствие привычного контакта со взрослыми (особенно с матерью), общение с новыми людьми и незнакомая обстановка лишают ребёнка чувства защищенности. Родители вновь поступающих детей испытывают недостаток информации и дефицит знаний, помогающий не только детям, но и взрослым пережить трудный период адаптации к ДОУ.

Именно поэтому мы пришли к поиску путей организации помощи семьям, воспитывающих детей раннего возраста. Взяв за основу классическую модель психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка раннего возраста, применяя собственные наработки и опыт коллег, нами был составлен и внедрен в работу свой вариант ориентированной модели сопровождения семьи, наиболее подходящий к условиям нашего ДОУ.

Модель психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка раннего возраста.

Этап

Задачи этапа

Диагностический (ориентировочный) этап

Установление контакта с родителями ребенка. Диагностика семьи: выявление трудностей, возникающих у родителей при общении и воспитании ребенка.

Психолого-педагогическое обследование ребенка. Выявление проблем развития ребёнка

Этап планирования

Совместное обсуждение специалистами особенностей психического развития ребенка.

Разработка индивидуальной программы  сопровождения ребенка и семьи. Определение объема и вида необходимой психологической

помощи родителям ребёнка.

Этап оказания помощи

Оказание необходимой обучающей помощи родителям ребенка в создании условий, необходимых ребенку для полноценного психического развития.

Оказание необходимой психологической помощи родителям с целью гармонизации межличностных отношений с ребенком, оптимизации воспитательного-образовательного процесса.

Отслеживающий этап

Диагностика семьи. Отслеживание эффективности оказания обучающей и психологической помощи.

Разработанная модель направлена на решение следующих задач:

  1. Проведение первичной психолого-медико-педагогической диагностики.
  2. Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка.
  3. Выявление способностей к адаптации у детей раннего возраста.
  4. Выявление факторов, вызывающих стрессовое состояние у данного контингента детей.
  5. Профилактика дезадаптации у детей к условиям ДОУ.
  6. Разработка ориентированной модели развития и воспитания детей при подготовке их к посещению ДОУ.

Решение поставленных задач было реализовано в четырех блоках:

  1. Первый блок – дети.
  2. Второй блок – родители.
  3. Третий блок – педагоги.
  4. Четвертый блок – медицинский персонал.

Каждый из указанных блоков предусматривает взаимозависимость и взаимопроникновение деятельности специалистов.


Модель взаимодействия специалистов ДОУ и семьи в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению

        


 Работа с родителями.

Для создания успешной адаптации детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Для этого на всех этапах ведется активная просветительская работа по вопросам адаптации через анкетирование, размещение информации на стенде, на личных сайтах воспитателей, музыкального руководителя, педагога-психолога, в папках-передвижках: «Правила адаптации в д/с», «Адаптация к д/с», «Игровой массаж детей 2-3 лет», «Если ребёнок кусается», «Что должен знать ребёнок в 2-3 года» и т.д.

Такая работа помогает установить партнерские, доброжелательные отношения.

Проводятся:

  • родительские собрания,
  • обучающие занятия (обучение родителей приёмам организации игровой и учебной деятельности детей, способствующей психическому развитию, ознакомление их с развивающими, дидактическими играми),
  • активное социальное обучение (тренинги, психологические игры, анализ ситуаций и т.д.. формирование знаний, социальных установок, умений и навыков самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия).Решая на собраниях различные практические задачи, родители приобретают:
  • новые навыки успешного взаимодействия с детьми;
  • обогащают свой опыт семейного воспитания;
  • расширяют возможности понимания собственного ребенка.

Работа с детьми.

Очень важно на начальном этапе расположить детей к пространству группы.

Поэтому в группе создана уютная, домашняя обстановка, привлекательная  для детей.

Изготовлено и приобретено много игровых пособий, оборудования, развивающих познавательный интерес  ребенка, желание совместно действовать с воспитателем.

Хочу предложить вашему вниманию фотоотчёт о результатах адаптационного проекта «Здравствуй, малыш!». Этот проект об адаптационных играх в непростой период адаптации, непростой и для детей и для взрослых - родителей и воспитателей.

Цель проекта: создание условий для прохождения ребёнком безболезненного периода адаптации.

Задачи проекта:

  1. Активизировать родительское внимание к вопросам воспитания и жизни ребёнка в детском саду.
  2. Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, доброжелательного отношения друг к другу.
  3. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям детского сада.
  4. Обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов.

Игры привлекают детей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Они способствуют развитию познавательных процессов, приобретению опыта общения со сверстниками и взрослыми, а это является одним из условий успешной адаптации.

Воспитатель является активным участником игр. Действуя одновременно с детьми, является образцом для подражания. Объяснение и показ действий происходит в ходе игры. Интонацией взрослый подчеркивает характерные черты игрового персонажа. На протяжении всей игры взрослый поддерживает интерес детей к игре, следит за их действиями, поощряет самостоятельность, инициативу, активность.

Продолжительность игры зависит от настроения детей, ориентировочно от 5 до 8 минут. Количество повторений тоже зависит от желания детей.

Мяч в кругу.

Как тебя зовут?

Дуть во что-нибудь и на что-нибудь

Солнечные зайчики

Выдувание мыльных пузырей

Игра: «Собери цветок».

Игры с кистями рук

Игра: «Составь картинку»

Все эти игры вам хорошо знакомы

Рассматриваем книжки с картинками и вспоминаем о чём же эти сказки

И ещё очень много интересных игр в период адаптации могут помочь ребёнку пережить этот непростой период, а воспитателям помогут понять характер малыша, его предпочтения и желания.

А ещё мы учились рисовать ладошками и пальчиками, такое громкое название – «Пальчиковая живопись»,

просто посмотрите, что получилось:

Печатаем ладошками – это деревья, целый лес, немых вопросов много, а ответ будет чуть попозже

Дорисовываем пальчиком – вот какой листопад!

А тут и дождик закапал, посмотрите какие серьёзные художники, ведь надо сосредоточиться, чтобы такое рисовать!

А потом на празднике «День города» был салют, как же такое не запечатлеть?

Учитывая всё вышесказанное, хочется сделать вывод, что представленная вам модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста помогает пережить взрослым и детям непростой период адаптации, а так же решать практические задачи по приобретению родителями навыков по успешному взаимодействию с детьми, обогащать опыт семейного воспитания и расширять возможности понимания собственного ребёнка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Пчёлка» г.Ртищево Саратовской области Модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста Воспитатель I квалификационной категории Антонова Светлана Геннадьевна

Слайд 2

Модель психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка раннего возраста. Этап Задачи этапа Диагностический (ориентировочный) этап Установление контакта с родителями ребенка. Диагностика семьи: выявление трудностей, возникающих у родителей при общении и воспитании ребенка. Психолого-педагогическое обследование ребенка. Выявление проблем развития ребёнка Этап планирования Совместное обсуждение специалистами особенностей психического развития ребенка. Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи. Определение объема и вида необходимой психологической помощи родителям ребёнка. Этап оказания помощи Оказание необходимой обучающей помощи родителям ребенка в создании условий, необходимых ребенку для полноценного психического развития. Оказание необходимой психологической помощи родителям с целью гармонизации межличностных отношений с ребенком, оптимизации воспитательного-образовательного процесса. Отслеживающий этап Диагностика семьи. Отслеживание эффективности оказания обучающей и психологической помощи.

Слайд 3

. Реализация поставленных задач: Первый блок – дети. Второй блок – родители. Третий блок – педагоги. Четвертый блок – медицинский персонал. Задачи: Проведение первичной психолого-медико-педагогической диагностики. Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка. Выявление способностей к адаптации у детей раннего возраста. Выявление факторов, вызывающих стрессовое состояние у данного контингента детей. Профилактика дезадаптации у детей к условиям ДОУ. Разработка ориентированной модели развития и воспитания детей при подготовке их к посещению ДОУ.

Слайд 4

Модель взаимодействия специалистов ДОУ и семьи в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению Заведующий ДОУ составление графика комплектования групп, создание условий в адаптационных группах, собрание с родителями, заключение договоров с родителями, контроль за организацией всей работы. Педагог – психолог изучение амбулаторных карт (анамнез), анкетирование, собеседование с педагогами, наблюдение, диагностика, игры и упражнения с детьми, консультации с родителями и педагогами, информационные листы. Семья Специалисты: музыкальный руководитель изучение амбулаторных карт (анамнез) консультации по запросам родителей ; стендовая информация Зам зав по ВМР создание условий в группах (планирование, ПРС), контроль за организацией работы персонала групп, координация действий педагогов и специалистов, консультации, семинары-практикумы по вопросам адаптации. Воспитатели групп патронаж, анкетирование, наблюдение за детьми и заполнение адаптационных листов, игры и упражнения с детьми, консультации и беседы с родителями, стендовая информация Медицинский персонал изучение амбулаторных карт, анкет, контроль за ребенком в группе (стул, термометрия) наблюдение за состоянием здоровья ( сон, аппетит, термометрия). - беседы с родителями о режиме.

Слайд 5

Работа с родителями. Для создания успешной адаптации детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Для этого на всех этапах ведется активная просветительская работа по вопросам адаптации через анкетирование, размещение информации на стенде, на личных сайтах воспитателей, музыкального руководителя, педагога-психолога, в папках-передвижках: «Правила адаптации в д/с», « Адаптация к д/с », «Игровой массаж детей 2-3 лет», «Если ребёнок кусается», «Что должен знать ребёнок в 2-3 года» и т.д. Такая работа помогает установить партнерские, доброжелательные отношения. Проводятся: родительские собрания, обучающие занятия (обучение родителей приёмам организации игровой и учебной деятельности детей), активное социальное обучение (тренинги, психологические игры, анализ ситуаций и т.д.). Решая различные практические задачи, родители приобретают: новые навыки успешного взаимодействия с детьми; обогащают свой опыт семейного воспитания; расширяют возможности понимания собственного ребенка.

Слайд 7

Фотоотчёт о результатах адаптационного проекта «Здравствуй, малыш!» Цель проекта: создание условий для прохождения ребёнком безболезненного периода адаптации. Задачи проекта: Активизировать родительское внимание к вопросам воспитания и жизни ребёнка в детском саду. Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, доброжелательного отношения друг к другу. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям детского сада. Обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов.

Слайд 8

Адаптационные игры Как тебя зовут ? Солнечные зайчики Мяч в кругу. Дуть во что-нибудь и на что-нибудь

Слайд 9

Выдувание мыльных пузырей Собери цветок Игры с кистями рук Составь картинку

Слайд 10

Пальчиковая живопись

Слайд 11

ВЫВОД: Представленная вам модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста помогает пережить взрослым и детям непростой период адаптации, а так же решать практические задачи по приобретению родителями навыков по успешному взаимодействию с детьми, обогащать опыт семейного воспитания и расширять возможности понимания собственного ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее разв...

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребёнка с отклонениями в развитии

Рождение ребёнка – одно из главных событий в каждой семье. В детях мы видим свое продолжение, связываем с ними свои надежды и чаяния, свои желания и несбыточные мечты. Трудности психического и м...

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...

Презентация «Модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста в условиях МБДОУ детского сада №40»

Презентация  «Модель сопровождения  семьи и ребёнка раннего возраста в условиях МБДОУ  детского сада №40»...

Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического  сопровождения процесса адаптации детей раннего в...

"Эффективные практики сопровождение семей, имеющих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы показало, что необходимы как просветительская работа с родителями детей раннего возраста, так и специальная организация занятий с ребенком с опорой на предпочитаемые им формы эмоционал...