Современный подход к психолого-педагогическому сопровождению семьи ребёнка раннего возраста с ОВЗ и ребёнка-инвалида в процессе адаптации в ДОО
методическая разработка

Рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogu2017statya.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник «Дошкольное образование: традиции и инновации, Орёл,2017г. (совместно с педагогами МБДОУ-детский сад №35г.Орла)

Современный подход к психолого-педагогическому сопровождению семьи ребёнка раннего возраста с ОВЗ и ребёнка-инвалида в процессе адаптации в ДОО

На сегодняшний день в нашей стране, в зависимости от ряда причин, наметилась тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2016 № 1839-р утверждена «Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года».

Целью указанной Концепции является разработка основных принципов и положений для создания условий предоставления услуг ранней помощи на межведомственной основе, обеспечивающих раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптацию детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы.

Ранняя помощь - это комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг на межведомственной основе, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включения в среду сверстников и интеграцию в общество, сопровождения и поддержки семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей).

Целевой группой для оказания ранней помощи являются семьи с детьми в возрасте от рождения до 3 лет, у которых имеется отставание в одной или нескольких областях физического или умственного развития и нарушения здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития. [2,п.1,2]

Мы понимаем, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.

Узнав о рождении ребенка с каким-либо заболеванием, родители испытывают подчас противоречивые чувства – от недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния. Сомнения могут быть самыми разными, однако все родители схожи в одном: они хотят быть уверенными в том, что информация, которой они обладают – точная, и при желании они всегда могут рассчитывать на поддержку и помощь квалифицированных специалистов.

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, требует особого сопровождения, которое должны обеспечить специалисты ДОО.  

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Проблема адаптации детей с ОВЗ и инвалидов к ДОО одна из главных в работе педагогов  и родителей.   Дети с ОВЗ и инвалиды испытывают на себе стрессовое воздействие в период адаптации  вдвойне, так как на имеющиеся ограниченные возможности накладываются все проблемы адаптации: изменяется  привычная картина мира: они разлучаются с матерью, приходится налаживать контакт с другими детьми и воспитателем, его жизненные ритмы также претерпевают изменения ведь ребёнок должен соответствовать режиму, принятому в группе.

Поэтому, начиная с адаптационного периода, необходимо своевременно   оказывать психолого-медико-педагогическую  помощь детям раннего возраста и их родителям.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ – это  комплексная  поддержка и помощь  ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, в условиях общеобразовательного учреждения - оказание комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в социум.

Задачами данного вида сопровождения являются:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач обучения и социализации;

- формирование психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов. [1, с.22].

Психолого-педагогическое сопровождение в нашем детском саду осуществляется следующими специалистами: учителями-логопедами, педагогом-психологом, воспитателями, медицинскими работниками. А также происходит тесное взаимодействие с сотрудниками ГОЦППМСП г. Орла.

Нами определены основные направления работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста:

- профилактическое — оказание опосредованного воздействия на детей через родителей для предупреждения возникновения проблем. Диагностическое — комплексная психолого-педагогическая оценка развития ребенка, использование специального инструментария для выявления проблем ребенка;

- консультативное — организация работы с родителями и педагогами по формированию психолого-педагогической компетенции;

- коррекционно-развивающее — организация индивидуальной или групповой работы с детьми, направленной на решение проблем, возникающих в период адаптации; создание условий для успешной адаптации.

Результатом эффективности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в нашей ДОО в процессе адаптации выступают следующие показатели:

 положительный эмоциональный фон ребенка во взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

 включение в совместную деятельность;

 проявление инициативы и активности в деятельности;

 улучшение показателей физического здоровья.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в нашем ДОО - это взаимодействие всех участников образовательного процесса с семьями детей с ОВЗ и инвалидов. Для  решения поставленных задач по их успешной адаптации к условиям детского сада, нами используется поэтапный комплекс мер по преодолению трудностей, связанных с адаптацией.

Список литературы:

1. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с.

2. Проект Распоряжения Правительства РФ <Об утверждении Межведомственной Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года>

  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204218/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении индивидуального образовательного маршрута воспитанника подготовительной к школе группы для детей с ЗПР с целью успешной подготовки ребенка к школьному обучению»

В работе  представлено проектирование инновации - личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении адаптированного индивидуального образовательного маршрута воспитанник...

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения.

На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Каждый год в России прибавляется ...

ИСПОЛЬЗВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Опыт работы с детьми раннего возраста по теме "Использование дифференцированного подхода в психолого-педагогической работе с детьми раннего возраста"...

Современные актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем.Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут най...

Итоговая работа по курсу «Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи». Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».

Итоговая работа по курсу«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей...

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем возрасте своеобразие деятельности и особенности воспитания»

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем  возрасте своеобразие деятельности и особе...

Программа психолого-педагогического сопровождения для детей раннего возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в период адаптации к ДОУ

Разработанная нами программа нацелена на сохранение и укрепление здоровья малышей, поступивших в детский сад: помогает предотвратить или снизить заболеваемость, создать положительный эмоциональный нас...