Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем возрасте своеобразие деятельности и особенности воспитания»
статья

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи»

 

Тема: «Самообслуживание детей в раннем  возрасте своеобразие деятельности и особенности воспитания»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_kursam.docx66.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

"Нижегородский институт развития образования"

«Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи»

Тема: «Самообслуживание детей в раннем  возрасте своеобразие деятельности и особенности воспитания»

                                                                                                               Выполнила

  воспитатель   МБДОУ «Детский сад №124»

г. Дзержинска Нижегородской области

Ботячкова Лариса Николаевна

г. Нижний Новгород

2020 г.




…ребенок сам создает свою личность,

а функция педагога заключается в том,

чтобы помочь ему обнаружить в себе и развить то,

 что ему органично присуще»

Актуальность.

     Ранний детский возраст (второй, третий год жизни), по признанию специалистов всего мира – это важный период в жизни человека. Стремление ребенка к активным самостоятельным действиям на первых порах носит «вещный» характер, поскольку ему пока понятны и вполне доступны такие предметы ближайшего окружения, как посуда, мебель, игрушки. К тому же они имеют притягательную силу, находясь постоянно в руках взрослого человека. Надевая обувь, действуя ложкой, малыш занимается полезным для себя делом. И занимательно, и полезно. Предметы одежды и обуви привлекают внимание ребёнка: здесь и шнурки, и крючки, и пуговицы, и молнии. Ребёнок увлечён, стремится самостоятельно овладеть действиями с этими предметами. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки самообслуживания у детей раннего возраста развиваются при участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом. Главное – не подавлять его инициативу, поддерживать стойкий интерес к делу. В соответствии с ФГОС развитие навыков самообслуживания – одно из важных направлений в работе дошкольных образовательных организаций, главной целью которого является развитие навыков самообслуживания через решение
следующих задач:
     - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества  
  - обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
 Данной проблемой занимались: Блонский П.П., Выготский Л.С., Крупская Н.К., Песталоцци Г.И., Сухомлинский В.А., Толстой Л.Н., Ушинский К.Д., Шацкий С.Т., Эльконин Д.Б.
Дошкольное детство является важным периодом в личностном и психическом развитии ребенка. В психологии и педагогике выделяют младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу – статусу школьника.  
    По определению Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. ранний возраст – стадия психического развития ребенка, охватывающая в отечественной периодизации возраст от 1 года до 3 лет. Точно такие же границы раннего возраста определяет в своей периодизации Эльконин Д.Б.
Б. Д. Эльконин подчеркивает, что в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности с взрослым, характерная для младенческого возраста, взрывается изнутри.  На самом деле существует несколько теоретических подходов, по-разному рассматривающих специфику психического развития детей от одного года до трех лет.


Концепция Федерального государственного образовательного  стандарта (ФГОС) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. 

Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
  Я считаю что, гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умения

 разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо слаженно работающего организма!

Работая с детьми второй группы раннего возраста  детского сада, я заметила, что у детей,  вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, в полной мере принимать пищу, объективно оценивать особенности своего организма.

Таким образом, проблема самообслуживания стоит достаточно остро.

Именно поэтому я решила углубленно работать над  данной темой. В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей как физического, так и психического. 
Отдельной образовательной областью в ФГОС выделена область «Физическое развитие» она направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

    -сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

     -воспитание культурно-гигиенических навыков;

     -формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. 


  Своей основной  целью  в работе с детьми я определяю как   развитие и совершенствование необходимых навыков самообслуживания, используя все познавательные возможности детей; развитие  у них жизненно необходимые навыков, чтобы  став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу. Так же моя задача – убедить родителей в том, что успех в воспитании возможен только при создании достаточных условий для приобщения детей к самообслуживанию. Работа с семьями воспитанников основываюсь на следующих  принципах:
 единовременное воздействие дошкольной образовательной организации и семьи на детей;
 взаимодополнения воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей;
 организация совместной деятельности родителей и детей в дошкольной образовательной организации и семье.



Самообслуживание я осуществляю разнообразными методами.
Основными методами развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста являются практические, игровые и метод примера.
1. Практические методы обучения – это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений, практический характер
. 
К практическому методу относятся:
-  показ действий;
-  пример взрослого;
-  метод повторения действий (систематические упражнения); - целенаправленное наблюдение за действиями взрослого;
-  метод игры ;
- метод общего напоминания.
2.Игровой метод. Преимущество игра заключается в том, что она вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится желанной, личной целью.
К игровые методам и приемам относятся:
- дидактические игры;
- прием  внезапного  появления объектов, игрушек;
- воображаемая ситуация.

  Я считаю, что развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста является важной задачей для развития личности ребёнка и осуществления воспитательного процесса в детском саду. Я разработала и дополнила свою работу комплексом дидактических игр, направленных на развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Комплекс дидактических игр для формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста:
1. Дидактическая игра «Водичка, вода»
2. Дидактическая игра «Чистые ручки»
3. Дидактическая игра «Лодочки»
4. Дидактическая игра «Перчатки"
5. Дидактическая игра "Чистюля»
6. Дидактическая игра «Делаем прическу»
7. Дидактическая игра «Чистые зубки»
8. Дидактическая игра «Фонтанчики»
9. Дидактическая игра "Юный доктор»
10. Дидактическая игра «Курносики»
11. Дидактическая игра «Маша растеряша»
12. Дидактическая игра «Оденемся на прогулку»
13. Дидактическая игра «Пара»
14. Дидактическая игра «Оденем кукол»
15.Дидактическая игра «Обед»
16. Дидактическая игра «Убери за собой»

Таким образом, решая задачу исследования, на основе теоретических и полученных эмпирических данных я  разработали комплекс дидактических игр по развитию навыков самообслуживания для детей раннего возраста.



Дидактическая разработка по формированию навыков самообслуживания

Картотека дидактических игр
   

Сентябрь.
                                Дидактическая игра «Водичка, вода!»

Цель

Воспитание самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Возраст

Ранний

Форма

Групповая

Метод

Игра

Ход игры

Воспитатель показывает ребятам двух кукол и поясняет, что куклы хотят кушать, но у них грязные руки и лицо. Воспитатель спрашивает: "Что необходимо им сделать? - Надо вымыть куклам руки!
Попросим водичку: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!» Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"


Октябрь

                                       Дидактическая игра «Чистые ручки»

Цель

Развитие навыка мытья рук у детей раннего возраста в ДОО.

Возраст

Ранний

Форма

Групповая

Метод

Игра

Ход игры

Воспитатель говорит ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка


Ноябрь


                                             Дидактическая игра «Лодочки»

Цель

Развитие навыка последовательного мытья рук, подражание действиям взрослого.

Возраст

Ранний

Форма

Групповая

Метод

Игра

Ход игры

Воспитатель поясняет ребенку, что при мытье рук необходимо соблюдать определенную последовательность действий: 1. засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
2. открыть кран;
3. сложить ладони рук "лодочкой";
4. подставить руки под струю воды;
5. закрыть кран;
6. вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия самостоятельно, подражая воспитателю, который контролирует действия ребенка.


Дидактическая игра "Перчатки"

Цель

Развитие навыка намыливания рук с внешней и внутренней стороны.

Возраст

Ранний

Форма

Групповая

Метод

Игра

Ход игры

Воспитатель подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить самостоятельно эти движения. Движения необходимо повторять до тех пор, пока не образуется пенка. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек: Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово! Моет рученьки сама Машенька Егорова (взрослый называет имя ребенка). Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода! В конце игры воспитатель хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка



Декабрь
                                 
Дидактическая игра "Чистюля"

Цель

Развитие навыка умывания.

Возраст

Ранний

Форма

Групповая

Метод

Игра

Ход игры

Воспитатель приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку: Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку... Нет, не понемножку - посмелей, Будем умываться веселей! В конце умывания воспитатлеь учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"




Дидактическая игра "Делаем прическу"

Цель

Развитие навыка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

Возраст

Ранний

Форма

Групповая

Метод

Игра

Ход игры

Воспитатель демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные,ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Воспитатель расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.


Январь

                                        Дидактическая игра "Чистые зубки"

Цель

Развитие навыка чистки зубов у детей раннего возраста

Возраст

Ранний

Форма

Групповая

Метод

Игра

Ход игры

Воспитатель просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Воспитатель достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку: Ротик, ротик! Где ты ротик? Зубки, зубки! Где вы зубки? Щечка, щечка! Где ты щечка? Будет чистенькая дочка! В конце игры воспитатель вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия воспитателя и ребенка.


Дидактическая игра "Фонтанчики"

Цель

Развитие навыка полоскать рот.

Возраст

Ранний

Форма

Групповая

Метод

Игра

Ход игры

Воспитатель подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку: Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Воспитатель набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия воспитатель хвалит ребенка.








Февраль
                                   
Дидактическая игра "Юный доктор"

Цель

Развитие навыка пользоваться носовым платком

Возраст

Ранний

Форма

Групповая

Метод

Игра

Ход игры

Воспитатель демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Воспитатель произносит потешку: Маша заболела, трудно ей дышать, Мы платочком будем носик вытирать! Воспитатель показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.


Дидактическая игра "Курносики"

Цель

Учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Возраст

Ранний

Форма

Групповая

Метод

Игра

Ход игры

Воспитатель произносит потешку, демонстрируя каждое действие: Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана), Будем нос им вытирать (показывает действие с платком), Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман). Воспитатель просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.








Март

Дидактическая игра "Маша растеряша"

Цель

Развитие у ребенка интереса к самостоятельным действиям при одевании.

Возраст

Ранний

Форма

Групповая

Метод

Игра

Ход игры

Воспитатель достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: "Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.


Дидактическая игра "Оденемся на прогулку"

Цель

Развитие навыка самостоятельно одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.

Возраст

Ранний

Форма

Групповая

Метод

Игра

Ход игры

Воспитатель предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.




Апрель
                                           
Дидактическая игра "Пара"

Цель

Учить ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви.

Возраст

Ранний

Форма

Групповая

Метод

Игра

Ход игры

Воспитатель вводит ребенка в игровую ситуацию: "Машарастеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!" и т.д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Воспитатель показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т.д. Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.


Дидактическая игра "Оденем кукол"

Цель

Познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания.

Возраст

Ранний

Форма

Групповая

Метод

Игра

Ход игры

Воспитатель предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания. Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске




Май

                                             Дидактическая игра "Обед"

Цель

Развитие интереса к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.

Возраст

Ранний

Форма

Групповая

Метод

Игра

Ход игры

Воспитатель просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.


Дидактическая игра "Убери за собой"

Цель

Развитие навыков убирать посуду за собой со стола, сметать крошки

Возраст

Ранний

Форма

Групповая

Метод

Игра

Ход игры

Воспитатель показывает, как убирать после себя посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!" Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.


Большое влияние на развитие навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми. В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию я используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки. В успешном развитии навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам. Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых. Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость

Проанализировав свою работу я пришла к выводу, что и в дальнейшем необходимо  продолжать заниматься данной проблематикой.


















Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №124»  г. Дзержинска

Проект взаимодействия с родителями
по формированию культурно-гигиенических навыков во второй группы раннего возраста

«Мыло душистое и полотенце пушистое».

                                                                                                              Воспитатель:
Ботячкова Лариса Николаевна


















Название проекта:
 «Мыло душистое и полотенце пушистое».

Вид проекта: познавательно-игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (30.11.2020- 11. 12. 2020).

Участники проекта:  дети  второй группы раннего возраста,  родители,  воспитатели, помощник воспитателя.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Проблема: Недостаточный уровень освоения детьми культурно-гигиенических навыков и низкая заинтересованность и активность родителей в привитии этих навыков в домашних условиях.

Актуальность проекта.

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение  разговаривать, писать, читать.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста мы заметили, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем, нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять


Цель проекта:
формирование у детей культурно-гигиенические навыки в игровой форме, используя различные виды деятельности.

Задачи проекта:

- Приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки; насухо вытираться полотенцем;

- Содействовать стремлению к ЗОЖ;

- развивать произносительную и диалогическую стороны речи;

-Развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность;

- Развивать понимание и осмысливание произведений искусства
- Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.


Методы активизации детской деятельности:

- рассматривание с детьми предметных картинок по данной теме;

- беседы с детьми на тему культурно-гигиенические навыки;

- чтение художественной литературы детям, использование народного фольклора (потешки, запевки, стихи)

- игровые ситуации

- подвижные игры

- игры с водой

- дидактические игры.

Методы и формы работы с родителями:

 - консультации;
-  выполнение  творческих  заданий;
- подбор  художественной  литературы;
- изготовление стенгазеты «Водичка, водичка, умой моё личико!»

Обеспечение: материально - техническое, учебно-методическое, художественная литература, дидактические игры, фотоматериал, художественная литература, пальчиковые игры, нетрадиционные формы рисования.

Продукты проекта:

- Картотека потешек, стихов о предметах личной гигиены.

- Изготовленные книжки – малышки, стенгазеты.

- Наглядный материал по культурно-гигиеническим навыкам

Ожидаемые результаты:

Закреплять умение детей самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.

Этап

Формы и методы совместной деятельности с детьми

Взаимодействие с семьями

Создание условий и руководство самостоятельной деятельности детей в РППС

1этап.

Организационно подготовительный

- Наблюдение за детьми;

- Организация предметно-развивающей среды;

- Подборка литературы, игр, иллюстрации.

Анкетирование  родителей  «Культурно-гигиенические навыки  Вашего ребенка».

-Подобрать необходимые атрибуты (посуда, губки, тазики для воды, полотенца, одежда, расчёска).

 -Книги

«Прибаутки для малютки»;

«Ладушки»;

«Потешки для малышей»;

«Потешки самым маленьким»;

«Потягушки, потягушки».

-Демонстрационные картины и предметные картинки

«Дети умываются».

картину «Мама моет малыша».

«Девочка умывается».


- Дидактические игры.
-Пальчиковые игры

2 этап.
Практический

- Ввести в игровую ситуацию детей и сформулировать проблему:


- Организовать, беседы  на тему культурно-гигиенические навыки


- Проведение игр- ситуаций, дидактических игр; пальчиковых игр, практических упражнений, игр с водой, знакомство с алгоритмом умывания.


- Чтение художественной литературы; использование народного фольклора (потешки, запевки, стихи);


- Оказывать помощь детям при реализации замыслов.

ПОНЕДЕЛЬНИК(30.11)

1. Чтение К. Чуковского «Мойдодыр» (отрывок);

2. Изучение  алгоритма «Мытье рук».

Цель: познакомить детей со схемой, научить с помощью нее последовательно мыть руки.

 ВТОРНИК.(01.12)

1.Проговаривание потешки «Мойся мыло не ленись».

Цель: Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки.

 2.Пальчиковая игра с проговариванием потешки «Чистая водичка»

СРЕДА.(02.12)

1. Рисование: «Ладошки». Цель: закрепление КГН, продолжать учить рисовать при помощи ладошки.

2.Д/И «Подбери предметы личной гигиены».

Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя

ЧЕТВЕРГ.(03.12)

1.Чтение «Приключение мыльного пузыря».

Цель: расширение кругозора детей (показать качества мыла), доставить радость детям от пускания мыльных пузырей.

2.Практическое  упр. «Как мы моем ручки и вытираем их».

Цель: закрепление навыка мытья рук

ПЯТНИЦА.(04.12)

1.Игра-  ситуация «Кукла Ляля умывается».

Цель: уточнять названия предметов туалета и их свойств. Называть свойства воды.

2.Пальчиковая игра с проговариванием потешки «Чистая водичка»

ПОНЕДЕЛЬНИК. (07.12)

1.Игра-ситуация: «Почему у кукол грязное полотенце?»

Цель: продолжать учить детей мыть тщательно руки, учить делать выводы из поставленных ситуаций.

2. Разучивание строк из стиха : «Надо, надо умываться…».

Цель: развитие памяти, мышление, учить делать выводы из прочитанного

ВТОРНИК. (08.12)

1.Дид. упр. «Мыльные перчатки»

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

2. Экспериментирование с водой: «Узнаем, какая бывает вода» (горячая, холодная).

Цель: Развивать  познавательный интерес  у детей раннего возраста через сенсорику. Учить определять температуру воды. 
СРЕДА.(09.12)

1.Рассматривание и беседа по картинкам «Дети умываются»

Цель: Продолжать учить правильно мыть руки. Учить мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями.  Закреплять умение правильно пользоваться своим полотенцем, вытирать сначала лицо, затем руки. 

2.Чтение стихотворения А.Барто «Девочка чумазая…».

Цель: учить понимать и делать выводы из прочитанных произведений.

ЧЕТВЕРГ (10.12)

1.Практическое упражнение «Аккуратные зайчата».

Рассказывание стихотворения Г.Лагздынь «Аккуратные зайчата».

Цель: продолжать учить детей аккуратно мыть руки, насухо вытирать их, развивать речь и мышление.

2. Игровое упражнение (игры с водой) «Мыльные перчатки».

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны

Сотрудничество с родителями, для совместного решения  задач по формированию культурно-гигиенических навыков;
-Консультации

«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова»;

-Памятки для родителей «Формирование КГН дома»;

-Создание книжек-малышек о КГН, стенгазеты;

-Папка- передвижка

 «Потешки для формирования КГН».

Создание  условия для формирования культурно-гигиенических навыков.     Использование устное народное творчество (потешки, песенки, прибаутки) в процессе умывания, одевания, во время еды. Осуществление индивидуальной деятельности с детьми.

Подобрать атрибуты, материалы, сюжетные картинки, игры.

3 этап.
Заключительный.
- Провести итоговое занятие «Купание куклы Тани»;

- Подведение итогов;

- Оформление проектной деятельности;

- Оформление газеты «Водичка, водичка, умой моё личико!»».

ПЯТНИЦА..(11.12) Итоговое занятие «В гостях у «Купание куклы Тани».
 Цель: Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства.  

   

-Обсуждение с родителями проекта «Мыло душистое и полотенце пушистое».


-Предложить родителям изготовить книжки-малышки с потешками о чистоте.

-Консультации
«Об опрятности и аккуратности»;
«Обучение ребёнка личной гигиене».

-Совместное  оформление газеты «Водичка, водичка, умой моё личико!»».

-Информация «Потешки для формирования КГН».

-Раздать родителям памятки.

-Создание  условия для формирования культурно-гигиенических навыков.

-Подготовка материалов, атрибутов к проведению  итогового мероприятия.


























Анкета для родителей

«Культурно-гигиенические навыки  Вашего ребенка»

Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________________

Может ли кушать самостоятельно_________________________________________________________

В какой руке держит ложку? ____________________________________________________________

Аккуратно ли ест (не крошит хлеб, не проливает пищу) _______________________________________

Умеет ли держать кружку ________________________________________________________________

Сохраняет ли за столом правильную осанку? ________________________________________________

Как заканчивает еду (благодарит ли взрослых)?______________________________________________

Умеет ли пользоваться салфеткой _________________________________________________________

Охотно идет в ванну и сразу приступает к действию__________________________________________

Закатывает рукава_______________________________________________________________________

Правильно моет руки____________________________________________________________________

Снимает полотенце с вешалки и после вытирания рук аккуратно вешает его на место______________

Осознает ли ребенок необходимость умывания? (подчеркните) (Ребенок действует по собственной инициативе, по указанию взрослого) _______________________________________________________

Умеет одевается, раздеваться?_____________________________________________________________

Умеет ли складывать одежду?_____________________________________________________________

Убирает ли за собой игрушки_____________________________________________________________

Просит ли помощи/ не просит помощи если что-то не получается_______________________________

Цель данного анкетирования: выявление  уровня культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.









Консультация для родителей
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова»

 В три года у ребенка должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания (самостоятельно есть ложкой, проситься в туалет и пользоваться горшком, умываться и мыть руки, пользоваться полотенцем). При поступлении в детский сад ребенок, который владеет этими навыками, чувствует себя увереннее, легче адаптируется в новой обстановке. Возможно, эти навыки пока у малыша сформированы частично. Как же помочь ребенку развить эти умения? Как обучать малыша культурно-гигиеническим навыкам?

 Уважаемые родители!

Познакомьтесь, пожалуйста, с этими правилами:

  • обучение должно проходит при совместной деятельности взрослого и ребенка;
  • обучение должно быть постепенным: по мере овладения простым действиями, вводить более сложные составляющие;
  • при обучении осуществлять показ самого действия, фиксировать внимание на его «секретах». Например, главный «секрет» приема пищи – брать еду с ложки губами, а не языком. Взрослый при этом вытягивает губы «трубочкой», имитирует втягивание содержимого ложки;
  • по мере приобретения навыка доля участия взрослого сокращается, а доля самостоятельности ребенка увеличивается. Теперь взрослый только наблюдает, подсказывает правильное действие;
  • поощрение самостоятельных действий укрепляет положительное отношение, утверждает в стремлении к самостоятельности.
  • ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки, присказки делают процесс формирования навыка более привлекательным.

Учим умываться. 

  • Завернуть  рукава  одежды.
  • Взять  мыло и намылить  руки – сделать белые перчатки.
  • Смыть  мыло под струей воды.
  • Вымыть лицо (взрослый  называет каждую  его часть). Учимся сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха.
  • Еще раз  обмыть руки водой.
  • Снять полотенце.
  • Насухо вытереть лицо и руки (взрослый называет  части тела и лица, которые вытираются).
  • Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистенький»

Учим пользоваться полотенцем. 

  • Предложить ребенку снять  полотенце  с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем «спрятать»  под него вторую руку.
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его  к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица
  • Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем.
  • Поменять руки местами.

Все  действия сопровождаются оживленным  разговором с малышом и, при необходимости,  показом. 

Учим пользоваться носовым платком

  • Знать  назначение носового платка.
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, и т.п.
  • Самостоятельно  доставать платок  из кармана и использовать его по  назначению.
  • Постепенно формировать  умение разворачивать и сворачивать  платок, аккуратно  класть его в карман
  • Обращать внимание на чистоту  носового  платка.

Учим пользоваться расческой

  • Знать  свою  расческу и место, где она лежит.

 . Рассказать о назначении расчески, показать, как пользоваться ей.

  • Исключить возможность  пользования чужой расческой

Учим пользоваться зеркалом

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное  назначение (причесываться перед  зеркалом, рассматривать  свою одежду).
  • Подводить малыша  к зеркалу, обращать  внимание  на чистоту одежды и лица.

 

В общении  с маленькими детьми  нужно использовать элементы  устного  народного  творчества. Сказки, потешки,  являются незаменимым  средством  установления  контакта  с ребенком.  

Ласковый  говорок  потешек и прибауток вызывает у него  радость. Именно через  элементы фольклора  легко  донести до ребенка  свою нежность, заботу, любовь и веру в него.

Использование  элементов устного  народного  творчества способствует  развитию  речевых  навыков, обогащению словарного  запаса и приобщает к красоте  речи. 










Потешки при умывании

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки  краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Кран откройся! Нос умойся!

Мойтесь, мойтесь глазки!

Мойтесь губки, мойтесь ушки!

Шейка мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

А кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

Потешки при одевании

Наденем на ножки

Новые  сапожки,

Будет Катенька ходить,

Сапожки новые носить.

Моя Катя  маленька,

На ней шубка  аленька,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

Надеваем  шапочки,

Надеваем  курточки,

Застегиваем пуговички,

Один, два, три, четыре, пять

Мы готовы все  гулять.

Ой, забыли про сапожки.

Обуем  их на ножки.

Этот на правую ножку,

Этот на левую ножку.

Потешки «на сон грядущий»

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки – на муравушке,

Детки спят по люлечкам,

Спят-поспят,

Всему  миру спать велят.

Баю, бай, баю, бай,

Ты, собаченька, не лай,

Белолапа не скули,

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Ходит  Сон по хате,

В сереньком  халате,

А Сониха  под окном -

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

Ты, цыпленочек, усни.

Потешки после сна

Вот  проснулся  петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Просыпайся, Олечка.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Вместе с солнышком  встаем,

Вместе  с птичками  поем,

С добрым  утром, с новым  днем.

Вот как  славно  мы живем.

Глазки смотрят,

Ушки слушают,

Ручки хлопают,

Ножки топают,

Ура, я проснулся(лась).

Памятка для родителей.

-Ребенка необходимо кормить по режиму.

-Давать только то, что полагается по возрасту.

-Поощрять желание ребенка есть самостоятельно.

-Ни в коем случае не кормить ребенка насильно.

-Не отвлекать от еды чтением или игрой.

-Приучать жевать пищу с закрытым ртом.

-Кушать только за столом.

-Не забывать приучать правильно пользоваться ложкой.

Памятка для родителей.

-Ребенка необходимо кормить по режиму.

-Давать только то, что полагается по возрасту.

-Поощрять желание ребенка есть самостоятельно.

-Ни в коем случае не кормить ребенка насильно.

-Не отвлекать от еды чтением или игрой.

-Приучать жевать пищу с закрытым ртом.

-Кушать только за столом.

-Не забывать приучать правильно пользоваться ложкой.

Памятка для родителей.

-Ребенка необходимо кормить по режиму.

-Давать только то, что полагается по возрасту.

-Поощрять желание ребенка есть самостоятельно.

-Ни в коем случае не кормить ребенка насильно.

-Не отвлекать от еды чтением или игрой.

-Приучать жевать пищу с закрытым ртом.

-Кушать только за столом.

-Не забывать приучать правильно пользоваться ложкой.

Памятка для родителей.

-Ребенка необходимо кормить по режиму.

-Давать только то, что полагается по возрасту.

-Поощрять желание ребенка есть самостоятельно.

-Ни в коем случае не кормить ребенка насильно.

-Не отвлекать от еды чтением или игрой.

-Приучать жевать пищу с закрытым ртом.

-Кушать только за столом.

-Не забывать приучать правильно пользоваться ложкой.

Памятка для родителей.

-Ребенка необходимо кормить по режиму.

-Давать только то, что полагается по возрасту.

-Поощрять желание ребенка есть самостоятельно.

-Ни в коем случае не кормить ребенка насильно.

-Не отвлекать от еды чтением или игрой.

-Приучать жевать пищу с закрытым ртом.

-Кушать только за столом.

-Не забывать приучать правильно пользоваться ложкой.

Памятка для родителей.

-Ребенка необходимо кормить по режиму.

-Давать только то, что полагается по возрасту.

-Поощрять желание ребенка есть самостоятельно.

-Ни в коем случае не кормить ребенка насильно.

-Не отвлекать от еды чтением или игрой.

-Приучать жевать пищу с закрытым ртом.

-Кушать только за столом.

-Не забывать приучать правильно пользоваться ложкой.




















 






Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №124  комбинированного вида  г.Дзержинска







Конспект  ОД по образовательной области «Познавательное развитие»
во второй группе раннего возраста
«Купание куклы Тани»













Воспитатель:
Ботячкова Лариса Николаевна 











Тема: «Купание куклы Тани»

Цель: Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства.  

Задачи:

     1. Способствовать умению детей запоминать и употреблять в речи название предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать, вытирать, горячая, холодная и теплая вода. Познакомить детей с предметами личной гигиены, дать понять, для чего они нужны, как ими пользоваться.
   2. Воспитывать культурно-гигиенические навыки: формировать привычку  мыть руки по мере загрязнения , насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить  с помощью взрослого приводить себя в порядок, пользоваться индивидуальными предметами .
   3.Закреплять представление детей о значении определённых органов для  жизнедеятельности человека.
   4. Развивать внимание, наблюдательность, память, речь, умение отвечать на простые вопросы.

Методы активизации детской деятельности: форма познавательной игры. Словесный - вопросы воспитателя, художественное слово.
Наглядный - показ картинок, показ умывания куклы.
Игровой - укладывание куклы спать.
Сюрпризный момент.

Средства и способы: Кукла Таня;  предметы туалета: мыло, мыльница, полотенце, губка, ведёрки с горячей, холодной водой, пелёнка; кукольная кроватка с постельными  принадлежностями.

Ход занятия:
(Дети приглашаются в группу, встают перед воспитателем).

Стук в дверь.
Вос.-ль: - Тук- тук раздаётся звонкий стук
                Кто- то в  гости к нам спешит,
                Кто- то в двери к нам стучит! ( вос.-ль вносит куклу)  Ребята, кто это к нам пришел?
Дети: - Эта кукла Таня!
Вос.-ль: - Мы знаем стихотворение про Таню! ( Ребёнок рассказывает стих).
Вос.-ль: - Ребята, а что это с Таней?

Дети:  - Таня испачкалась, когда играла с мячом.  
Вос.-ль: - Я смотрю на вас – вы все чистые, красивые, здоровые, весёлые! А что же делать, как помочь Тане?
Дети: - Таню надо умыть!
Вос.-ль: - Правильно, кукла Таня тоже хочет  быть чистой, опрятной, красивой, весёлой!
               Мы её искупаем! Купать мы её будем в ванночке!
(Дети приглашаются садиться на стулья).
Вос.-ль: -В чём будем купать?
( Хоровые и индивид. ответы детей).

Вос.-ль: - Посмотрите, вот у меня на столе два ведёрка с водой. В красном ведёрке - горячая вода, в синем -холодная. Я смешаю горячую и холодную воду, и будет вода теплая.

( Смешивает в свободном ведёрке, выливает воду в ванночку). В этой  воде мы и будем купать куклу Таню.
Вос.-ль: - В какой воде?
( Хоровые и индивид. ответы детей).
(Вос.-ль снимает одежду с куклы: шапочку, рубашку, штанишки, сажает в ванночку, комментируя свои действия).
Вос.-ль: - Жора, принеси мне мыло!
( Мыльные принадлежности разложены на соседнем столе). Что  ты принёс? ( Ответ ребёнка).
Вос.-ль: - Ребята, в чём Жора принёс мыло?
Дети: - В мыльнице! ( Так же индив ответы детей).
Вос.-ль: - Алиса, принеси пожалуйста губку. Что ты принесла? ( Ответ ребёнка).
Вос.-ль: - Жора, держи Таню, я намылю губку, Алиса начнёт  мыть  Таню. ( Вос.-ль помогает по необходимости детям)
Вос.-ль: - Что Алиса  моет  кукле Тане?
Дети: - Спину!
( Хоровые и индивид. ответы детей).
( Аналогично проводятся действия с другими частями тела: грудка, живот, руки, ноги, голова. Во время выполнения действий вос.-ль произносит потешку.
( Дети приговаривают вместе с вос.-лем; проводится физкультминутка стоя у стульчиков).

Будет мыло пениться,- ( Характерное движение взбивания пены).

И грязь куда-то денется. ( Ходьба на месте). (2-3 раза)  
Вос.-ль: - Теперь оставшейся водичкой мы смоем мыло с куклы Тани!

Теплую водичку льем на нашу птичку.

Глаз, купайся, шейка, мойся;

грязь, смывайся хорошенько!

Вос.-ль: - Ребята, посмотрите, Таня  чистая стала, красивая. 
Вос.-ль: - Ребята, для чего нужны глаза?
Дети: - Смотреть!
Вос.-ль: - Для чего нужны уши?
Дети: - Слышать!
Вос.-ль: - Для чего руки?
Дети:- Играть, кушать, маму обнимать!

Вос.-ль: - Рома принеси полотенце, помоги мне вытирать нашу Таню. ( Ребёнок выполняет действие. Восп.-ль помогает по необходимости).
Вос.-ль: - Теперь завернём куклу в пелёнку. Кира принеси пелёнку, помоги мне завернуть. ( Ребёнок выполняет  действие. Восп.-ль помогает по необходимости ).
Вос.-ль: - Куклу Таню нужно уложить   в кроватку, укрыть одеялом. Артём уложи куклу.
( Ребёнок выполняет действие. Восп.-ль помогает по необходимости) .
Вос.-ль: - Вода  в ванне .грязная и мыльная, ее надо вылить. Мыло надо убрать в мыльницу, а полотенце повесить на место. Какая вода? ( Хоровые и индивид. ответы детей).

Вос.-ль: - Ребята, а мы совсем забыли про Таню. Посмотрите, она уже засыпает.

Споем ей песню:

Баю-баю, баиньки,

В огороде заиньки!

Зайки травку едят,

Тане спать велят.

Вос.-ль: - Вот Таня и уснула, и нам пора, ребята.( Дети встают со стульев, проходят к вос.- лю).

 Вос.-ль: - Ребята, что мы сегодня делали? ( Хоровые и индивид. ответы детей).Правильно, купали куклу Таню. А чем мы пользовались, чтобы кукла Таня стала чистой, опрятной, красивой, весёлой! (дети называют предметы гигиены)

Молодцы, ребята!
























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Опыт работы "Система сопровождения развития ребенка раннего возраста"

Статья. Участник регионального конкурса "детские сады-детям"...

Итоговая работа по курсу «Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи». Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».

Итоговая работа по курсу«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей...

«Психолого-педагогические основы нравственного развития в дошкольном возрасте» на тему:«Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста."

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, с...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Каждая семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, имеет право на получение комплексной психологической помощи, включающей психологическую диагностику, консультирование и психокоррекционны...

СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изобразительное творчество является одним из средств, способствующих развитию успешного взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми. Поэтому поиск путей эффективности развития детей раннего возраста ...