Опыт работы "Система сопровождения развития ребенка раннего возраста"
статья (младшая группа)

Афанасьева Наталья Викторовна

Статья. Участник регионального конкурса "детские сады-детям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty._afanaseva_n.v.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Система сопровождения развития ребенка раннего возраста».

   Я, Афанасьева Наталья Викторовна работаю с детьми раннего возраста 13 лет. Это очень сложная, но в то же время и интересная работа. Ведь ранний возраст – это период от года до трех лет, когда ребенок начинает активно исследовать окружающий его мир.

   Именно в эти пару лет происходит очень много качественных изменений, как в физическом, так и в психическом развитии малыша. Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее его развитие. В этот период складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. И именно в этом возрасте дети чаще всего начинают посещать детский сад. При поступлении ребенка в детский сад происходят изменения в социальной ситуации развития, значительно расширяется круг общения, кроме этого ему предъявляются новые требования. В связи с этим, ребенку необходимо адаптироваться к новым условиям.   

   Условно работу воспитателя с детьми  раннего возраста можно разделить на два основных этапа:

- работа по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО;

-дальнейшая работа с детьми после их адаптации к условиям детского сада.

  Период адаптации детей к условиям дошкольного учреждения можно назвать наиболее сложным в работе воспитателя группы раннего возраста. Адаптационный период  является достаточно серьезным испытанием для малышей. Выделяются следующие проявления трудности в период адаптации ребенка к условиям детского сада: нарушение эмоционального состояния,  нарушения сна и аппетита, неадекватная реакция на уход или возвращение матери,  снижение познавательной и речевой активности, рост заболеваемости.  

   Адаптационный период к условиям детского сада чрезвычайно важен для ребенка, поэтому от взрослых требуются решительные действия для его облегчения и оптимизации. Для того чтобы адаптационный период малышей протекал как можно легче, я работаю с детьми по определенной системе, которая включает в себя:

  1. Работу с родителями.  Главными воспитателями своих детей являются родители, поэтому коллективу детского сада необходимо вести целенаправленную работу по повышению уровня их педагогической культуры. Несомненно, прежде чем ребенок начнет посещать детский сад, его необходимо к этому подготовить. Поэтому нам необходима совместная с родителями работа, направленная на подготовку ребенка к поступлению в дошкольное учреждение.

   Основные формы работы с родителями:

-родительское собрание;

-телефон доверия;

-электронная страничка в социальных сетях;

-день открытых дверей;

-презентация о работе сотрудников ДОО;

-анкетирование;

-диагностика;

-оформление наглядного материала (буклеты, памятки, информационные стенды);

-консультации (групповые и индивидуальные);

-личные беседы;

-фотовыставки о жизни детей в детском саду;

-работа детско-родительского клуба;

-привлечение родителей к участию в творческих конкурсах и выставках на различные темы (поделки из природного материала, рисунки, фото и т.д.).

  Для создания оптимальных условий по прохождению процесса адаптации к условиям детского сада для детей и родителей   проводится ряд мероприятий, которые условно можно разделить на три основных этапа:

Подготовительный этап.

   Как только мы получаем данные о наших будущих воспитанниках, мы связываемся с их родителями и приглашаем на родительское собрание. На собрании родители имеют возможность осмотреть группу, познакомиться с воспитателями, задать волнующие вопросы. Родителям мы рассказываем о режиме дня, которого лучше придерживаться дома перед поступлением в детский сад, даем практические советы о том какими навыками самообслуживания необходимо овладеть детям и как помочь им в этом. Рассказываем о возможных трудностях, которые чаще всего возникают в первые дни посещения группы раннего возраста и как с этими трудностями можно справиться. Предлагаем родителям заполнить анкету, в которой они самостоятельно оценивают уровень готовности своих детей к поступлению в детский сад по таким параметрам, как настроение, сон, аппетит, навыки опрятности, взаимоотношения с взрослыми и детьми, познавательная активность и другие. По итогам данной анкеты родители наглядно могут увидеть условную готовность ребенка к поступлению в детский сад, и на какие моменты нужно обратить наибольшее внимание.

    Понятно, что очень трудно воспринимать информацию на слух, поэтому я стараюсь использовать различные формы работы с родителями, например, показываю презентацию о работе педагогов и специалистов с детьми «Давайте познакомимся»; оформляю буклеты о жизни детей раннего возраста в детском саду: «Режим дня и его значение для детей», «Что должны знать и уметь дети, поступая в детский сад», «Наши занятия». Уходя домой после собрания, родители получают памятки «Первый раз в детский сад» в которых содержится краткая информация о нашем учреждении и рекомендации по подготовке ребенка к поступлению в группу раннего возраста.

Основной этап.

  Данная работа проводится, когда дети уже начинают посещать группу. С родителями проводятся ежедневные личные беседы о поведении и состоянии здоровья детей. Даются индивидуальные практические рекомендации по решению возникающих проблем. Также родители получают консультации на такие темы как: «Адаптационный период в детском саду», «Влияние семьи на развитие ребенка», «Кризис трёх лет», «Все о детском питании», «Учимся, играя» и другие. Постоянно работает «Телефон доверия» и родители имеют возможность задать вопросы и получить консультацию в удобное для них время. Работает и электронная страничка в социальных сетях, с помощью которой родители могут общаться с воспитателями и друг другом, там публикую фотографии, важную информацию,  полезные заметки и статьи: «Чем занять ребенка дома», «Какие игрушки нужны ребенку в 2-3 года», «Какие книги читать с ребенком раннего возраста», «Оказание первой медицинской помощи».

Итоговый этап.

  На данном этапе происходит анализ проведенной работы. Обрабатываются данные, полученные при наблюдении за детьми, что  позволяет определить степень адаптации детей к условиям детского сада, разработать практические рекомендации и составить индивидуальный маршрут сопровождения детей, чья адаптация проходит тяжело.

  Кроме того, работа с родителями проводится и после прохождения детьми адаптационного периода. Ведутся ежедневные личные беседы о поведении и самочувствии детей, их успехах, даются консультации по запросам родителей. Также для родителей организуются выставки фотографий о жизни детей в детском саду, выставки первых детских творческих работ.

  Стараюсь привлекать родителей и к участию в жизни группы: большую помощь они оказывают в создании предметно-развивающей среды, помогают при оборудовании участка для прогулок, участвуют в совместных выставках рисунков и поделок «Вместе с мамой».  Так например, с помощью наших замечательных родителей в группе появился пальчиковый театр «Репка», шапочки-маски для театрализованной деятельности «Теремок», книжки-самоделки «Потешки», «Сказки», «Загадки» для малышей, экспонаты для мини-музея «Веселые рукавички» и всевозможные поделки на выставках «Осенние фантазии», «Новогодний калейдоскоп» и так далее.

  1. Создание специальной предметно-развивающей среды в группе, направленной на обеспечение всестороннего развития детей раннего возраста.  Для того чтобы дети чувствовали себя комфортно, в группе создается специальная предметно-развивающая среда, которая соответствует требованиям ФГОС, индивидуальным и возрастным особенностям детей,  а также способствует всестороннему развитию детей раннего возраста. У нас в группе выделены такие зоны, как: зона приема пищи и специально-организованной деятельности; зона развития движений; зона игровых двигательных модулей; «жилая комната»; зона развития моторных способностей; зона развития мелкой моторики; зона экспериментирования; зона изобразительной деятельности; зона развития речи.  Все имеющиеся игры, пособия и игрушки позволяют проводить игровые сеансы, как с подгруппами детей, так и индивидуально.
  2. Постепенное привыкание детей к новым условиям. Совместно с родителями  для каждого ребенка составляется индивидуальный график посещения группы на первые дни. Время пребывания варьируется от 30 минут до 2-3 часов, в зависимости от реакции ребенка. Все режимные моменты, такие как прием пищи, высаживание на горшок, умывание, игры  проводятся с осторожностью и вниманием к каждому ребенку. Когда настроение ребенка налаживается, появляется интерес к окружающему, возникает доверие к воспитателю, мы постепенно увеличиваем время, которое ребенок проводит в группе.

   Стараюсь организовать утренний прием детей так, чтобы малыши в группу приходили постепенно, таким образом, получается встретить каждого ребенка и уделить ему больше внимания. Включаю спокойную музыку, повсюду раскладываю яркие красивые игрушки, которые привлекают внимание детей. Если малышу трудно расстаться с мамой, осторожно беру его на руки, разговариваю с ним спокойным голосом, стараюсь успокоить его, привлечь внимание интересной игрой. Очень выручают в такие моменты игры с песком и водой, мыльными пузырями, заводными игрушками.

Так постепенно происходит привыкание ребенка к новому для него миру и со временем он начинает посещать группу раннего возраста полный день.

  1. Наблюдение за состоянием здоровья и поведением детей. Весь адаптационный период за каждым ребенком ведутся наблюдения и в индивидуальных листах адаптации ежедневно фиксируются такие параметры как: настроение, аппетит, сон, стул, заболеваемость, игровая деятельность, речевая активность и контакты с взрослыми и детьми. Полученные данные помогают выявить имеющиеся у ребенка проблемы адаптации к условиям детского сада, определить степень адаптации и построить индивидуальный маршрут развития для дальнейшей работы.
  2. Соблюдение режима дня, а также обеспечение двигательной активности детей. Основа нормального развития и правильного воспитания ребенка раннего возраста — режим, который подразумевает распределение во времени и определенную последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка (такие как  активное бодрствовании, сон, пища), а также чередование различных видов деятельности во время его бодрствования. Соблюдение режима дня помогает обеспечить физиологически необходимую продолжительность сна и бодрствования, а также определенное чередование всех гигиенических процессов и кормления, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур. Режим способствует нормальному функционированию организма, является основным условием своевременного и правильного физического и нервно-психического развития, бодрого настроения, спокойного поведения ребёнка.

    Так, например, для малышей провожу подвижные игры («Зайчатки», «Лягушата», «Карусели»), танцевальные паузы («Похлопаем в ладошки», «Мишка косолапый»),  физкультурные минутки («Догони меня», «Веселый звонкий мяч») и многие другие.

  1. Проведение игровых сеансов, направленных на снижение уровня тревожности и улучшение психо-эмоционального состояния детей. Дети попадают в группу и постепенно начинают ее исследовать.  Я показываю ребяткам игрушки (матрешки, куклы, машинки, конструкторы, стучалки, вкладыши, пазлы, пирамидки, каталки, мячи, мозаики, шнуровки), объясняю, как с ними нужно играть.

    Наиболее эффективной формой работы с детьми раннего возраста считаю игровые сеансы, которые включают в себя различные виды детской деятельности – музыкальную, двигательную, продуктивную и игровую.

      Вместе мы читаем любимые стихи и сказки, рассматриваем иллюстрации к ним, играем с фигурками-героями (русские народные - «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», К.Чуковский «Муха-Цокотуха», «Путаница», стихи А.Барто «Игрушки», «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая» и многие другие). Играем в сюжетные игры: «Угостим кукол чаем», «Оденем мишку на прогулку», «Постираем белье», «Намоем посуду», «Прокатимся на паровозе» и так далее. Строим высокие и низкие башни из кубиков, собираем пирамидки, выкладываем узоры из  мозаики.

   Это помогает малышам отвлечься, ближе познакомиться друг с другом и воспитателем. Сюрпризные моменты вызывают положительные эмоции, а воспитателю помогают установить доверительные отношения с малышами, стать их другом.

   Самые любимые мною, да и детьми формы работы, которые я использую не только в период адаптации, но и в последующем – это:

  1. Использование песенок, потешек,  и других форм русского народного творчества.  Это очень выручает во время периода адаптации. Я пою малышам короткие песенки-потешки («Сорока-белобока», «Петушок», «Вышла курочка гулять»), песенки из мультфильмов («Антошка», «Кузнечик»), читаю забавные стишки о животных («Хомячок», «На лежанке дремлет кот», «Вот наш Бобик славный пес», «) и игрушках («Неваляшки», «Мой веселый звонкий мяч», «Барабан»). Это нравится деткам, они с удовольствием слушают, радуются, когда слышат любимые песенки, подпевают, как могут, пританцовывают.

   Во время режимных моментов я также очень часто использую потешки, например «Водичка, водичка умой мое личико» во время умывания, «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька» во время одевания на прогулку, «Ест собачка ам-ам-ам» во время кормления, «Расти коса до пояса» во время расчесывания, «Люли- люли, люленьки прилетели гуленьки» перед сном, «Прыг-скок, прыг-скок, мы присядем на горшок» во время высаживания на горшок.

    В раннем возрасте только начинает развиваться речь детей, еще не все слова и стихи они могут произнести, но могут и любят «договаривать» и выручают здесь потешки со звукоподражаниями, например:

Когда солнышко встает,

Просыпается лесной народ.

    Мишка топает топ-топ,        

    Зайка скачет скок-поскок.    

    Ежик фыркает: фу-фу,

Волк, проснувшись, воет: у-у-у 

Филин ухает: ух-ух,

Рыбка плещется: плюх-плюх.

   Мышка вышла из норы

   И пищит: пи-пи, пи-пи.

   Такая форма работы также способствует повышению психо-эмоционального состояния детей, развивает речь.

  1. Использование пальчиковых игр.  Пальчиковые игры также очень нравятся малышам. Кроме развлечения детей пальчиковые игры оказывают большое влияние на развитие моторики и речи. Дети выполняют движения руками и пальчиками под веселые стишки или музыкальное сопровождение. Также в это время я показываю ребятам картинки или использую фигурки пальчикового театра. Очень любят мои малыши такие пальчиковые игры как: «Краб», «У оленя дом большой», «Улитка», «Два жука», «Ежик колкий» и многие другие.
  2. Использование нетрадиционных форм изодеятельности.  Рисовать нравится всем детям. Многие малыши еще не умеют правильно в руке держать кисточку или карандаш, да и выполнить какое-либо изображение не могут. Зато у них прекрасно получается оставлять на бумаге отпечатки собственных пальчиков и ладошек, и конечно же рисовать с помощью различных предметов – картошки, губки, листьев дерева, ватных палочек и так далее.  Так вместе с ребятами мы рисовали «Ежика» с помощью ладошек, «Снегиря» с помощью штампиков из губки, «Клюкву на болоте» и «Следы зверей в лесу дремучем» с помощью пальчиков, «Снег на деревьях» с помощью приклеивания манной крупы. Все эти и многие другие наши работы украшают раздевалку и радуют ребят и их родителей.

   Конечно же, работа с детьми раннего возраста не ограничивается периодом адаптации. Все приведенные формы работы с детьми раннего возраста и многие другие я использую в своей педагогической деятельности. Работаю я не одна, а в тесном контакте со вторым воспитателем группы, помощником воспитателя, музыкальным руководителем. Благодаря данной системе сопровождения детей раннего возраста наши дети достаточно легко адаптируются к условиям дошкольного учреждения, растут веселыми, любознательными и здоровыми.

Список литературы

  1. Закон  Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 278-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/ Авт. – сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2006.
  4. Евстратова, Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб., 2003.
  5. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). – Ростов – н/Д: Феникс, 2006.
  6. Найбауэр А.В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду. – М. ТЦ Сфера, 2013.
  7. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Издательство Владос, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Сенсорное развитие ребенка младшего возраста, как основа его познавательного развития.

Сенсорное развитие ребенка  - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. С восприятия предметов и явлений окружающего мира ...

Опыт работы "Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребенка раннего возраста"

Цель моего опыта - выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества.Задачи:Знакомить детей с устным народным творчеством.Учить внимательно слушать, и запоминать худо...

Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"...

Итоговая работа по курсу «Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи». Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».

Итоговая работа по курсу«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей...

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем возрасте своеобразие деятельности и особенности воспитания»

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем  возрасте своеобразие деятельности и особе...

СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изобразительное творчество является одним из средств, способствующих развитию успешного взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми. Поэтому поиск путей эффективности развития детей раннего возраста ...